ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-681/14 от 25.07.2014 Сызранского районного суда (Самарская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 июля 2014 г.                                                                                                                           г.Сызрань

     Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.

 при секретаре Карпушкиной О.И.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-681/14 по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области по отказу в государственной регистрации,

                                                                            у с т а н о в и л:

     ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области по отказу в государственной регистрации, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО2 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по заявлению № были представлены документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявителем получено сообщение об отказе в государственной регистрации исх.№, в котором ФИО1 отказано в регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> по следующим основаниям: В качестве основания для государственной регистрации права собственности ФИО1 представлен Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, а так же кадастровая выписка о земельном участке №. Вид разрешенного использования - для крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно пп.2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в "качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № выдан комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Сызранского района. На основании п.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно п.1 ст.6 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. А также п.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Согласно п. 1,2 ст.257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам. Пунктом 2 статьи 1 ФЗ № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Исходя из смысла указанных статей закона право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, если оно создано одним лицом, принадлежит этому лицу. Согласно п.1 ст.2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. На основании ст.20 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если

 акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, предоставленного на государственную регистрацию права собственности ФИО1 не признан недействительным, в суде не оспорен. Просит признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, по заявлению № ФИО1 не законным и нарушающим права заявителя, устранив нарушенные права ФИО1 путем регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

     Представитель заявителя ФИО1 - ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнив, что ФИО1 отказано в регистрации права в связи с тем, что КФХ ФИО1 ликвидировано. Но земля была выделена не КФХ, а физическому лицу ФИО1. В выписке из ЕГРЮЛ должны указываться учредители, директора. Из представленной выписки видно, что членом КФХ был один ФИО1.

     Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером: №, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управлением было в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости отказано согласно сообщения №. Относительно причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок сообщаем следующее. Согласно п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявителем был представлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии САМ № для крестьянского (фермерского) хозяйства. Также была представлена кадастровая выписка о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ г., в которой указано разрешенное использование земельного участка - для крестьянского (фермерского) хозяйства. В силу п.п. 1, 2 ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Согласно п. 10 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных Приказом Минюста РФ от 25.03.2003 г. № 70, учитывая, что в соответствии со ст. 244 ГК РФ общая совместная собственность возникает в случаях, когда ее образование на соответствующее имущество предусмотрено законом, рекомендуется при государственной регистрации права общей совместной собственности истребовать от заявителей представления (предъявления) документов, свидетельствующих о наличии условий, с которыми закон связывает возможность нахождения имущества на праве общей совместной собственности, в частности, при государственной регистрации права совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства - документа, подтверждающего создание (государственную регистрацию) крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 Кодекса), перечня членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть участников общей совместной собственности, удостоверенного главой крестьянского (фермерского) хозяйства. В компетенцию государственного регистратора прав входит проведение правовой экспертизы всех документов, представленных на государственную регистрацию. Так, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации регистрирующий орган обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Данные полномочия органа, осуществляющего государственную регистрацию, также подтверждены и судебной практикой (например, Определение ВАС РФ от 09.12.2009г. № ВАС-15894/09, Определение ВАС РФ от 30.11.2011 № ВАС-15424/11). При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов было выявлено отсутствие информации о количестве участников крестьянского (фермерского) хозяйства. В этой связи для получения необходимой для государственной регистрации информации государственным регистратором были направлены соответствующие запросы в Администрацию Сызранского района Самарской области, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области, и государственная регистрация была приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации на срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно). Согласно полученного ответа на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации ФИО1 в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства, о количестве членов крестьянского (фермерского) хозяйства у Администрации Сызранского района Самарской области отсутствуют. Согласно поступившей в адрес Управления выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 ликвидировано вследствие банкротства. В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Так, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям (в рассматриваемой ситуации - ликвидации) общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.ст. 252 и 254 ГК РФ. Таким образом, земельный участок, оставшийся после ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, должен подлежать разделу между ФИО1 и иными членами крестьянского (фермерского) хозяйства при наличии таковых. Учитывая вышеизложенное, при непредоставлении на государственную регистрацию списка членов крестьянского (фермерского) хозяйства невозможно проведение государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный земельный участок. Заявитель ссылается в своем заявлении на то, что государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии №, не признан недействительным и в суде не оспорен, следовательно, не может быть отказано в государственной регистрации на основании абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, согласно которого в государственной регистрации права может быть отказано, если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания. При этом, основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации явилось иное: не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации). Таким образом. Считают, что вышеприведенные доводы подтверждают правомерность оспариваемого заявителем решения регистрирующего органа. Обязание на государственный орган может быть возложено только в случае признания его действий незаконными, таким образом в удовлетворении требований об обязывании совершить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок просят отказать.

     Рассмотрев заявление, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

     В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

     По смыслу ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, проверка действительности поданных заявителем документов.

     Согласно ст. 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. При этом в силу ст. 17 Закона основанием для государственной регистрации прав являются (применительно к рассматриваемой ситуации) акты, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

     Одновременно в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

     В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

     Согласно Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № САМ № ФИО1 на основании решения администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> гектаров для крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.50-55).

     Из представленного из Управления Росреестра по Самарской области в суд дела правоустанавливающих документов № видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в лице представителя по доверенности ФИО2, обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации ранее возникшего (до 31.01.1998г.) права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. (л.д.48). На государственную регистрацию ФИО1 кроме указанного заявления также представлен Государственный акт на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которой правообладателем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с местоположением: <адрес>, разрешенное использование: для крестьянского (фермерского) хозяйства, является ФИО1 (л.д.56).

     ДД.ММ.ГГГГ регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области вынесено уведомление о приостановлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктом 1 ст. 19 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по причине того, что для государственной регистрации необходимо представить заявление от всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть участников общей совместной собственности, и представить документы, подтверждающие создание, государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства, выписку из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие полномочия ФИО1 как главы фермерского хозяйства; кроме того необходимость направления запросов по факту нахождения указанного земельного участка в полосе земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (л.д. 62-66).

     ДД.ММ.ГГГГ регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области направлены запросы в администрацию Сызранского района на предмет сообщения имеющихся сведений о регистрации ФИО1 в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства, о количестве членов крестьянского (фермерского) хозяйства и в Межрайонную ИФНС России №3 по Самарской области на предмет сообщения имеющихся сведений о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, либо о регистрации крестьянского (фремерского) хозяйства с участием ФИО1, а также направления выписки из ЕГРЮЛ. В том числе направлены запросы по расположению земельного участка в зоне береговой полосы (л.д.67-78).

     Из ответа администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о регистрации ФИО1 в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства, о количестве членов крестьянского (фермерского) хозяйства у администрации Сызранского района отсутствуют. Ими представлена копия арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79-81).

     Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области представила выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на КФХ ФИО1 (л.д.83-87).

 Также представлены ответы о том, что земельный участок не расположен в зоне береговой полосы.

     ДД.ММ.ГГГГ регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказал ФИО1 в регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем не устранены причины, по которым государственная регистрация права была приостановлена, так как согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ крестьянско-фермерское хозяйство ФИО1 ликвидировано вследствие банкротства.

     Как следует из отзыва Управления Росреестра - земельный участок, оставшийся после ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, должен подлежать разделу между ФИО1 и иными членами крестьянского (фермерского) хозяйства при наличии таковых. При не предоставлении на государственную регистрацию списка членов КФХ невозможно проведение государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанный земельный участок.

     Между тем ни в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, ни в уведомлении об отказе в государственной регистрации не содержится указания на необходимость предоставления списка членов КФХ.

     Согласно ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

     Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

     Согласно ст. 4 указанного выше закона в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

     Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

     Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:

 1) о членах фермерского хозяйства;

 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;…

      Согласно ст. 6 данного Закона имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

     Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

     В соответствии со ст. 16 Закона Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

      Из изложенного следует, что все имущество крестьянского хозяйства является собственностью физических лиц - членов хозяйства и распоряжение им должно осуществляться по правилам распоряжения имуществом физическими лицами.

     Таким образом, судом установлено, что на момент отказа в государственной регистрации права ФИО1 на земельный участок в Управлении Росреестра имелась выписка из ЕГРЮЛ на крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1, из которой следует что КФХ зарегистрировано администрацией Сызранского района ДД.ММ.ГГГГ г., ликвидировано вследствие банкротства ДД.ММ.ГГГГ на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Выписка содержит сведения о количестве учредителей (участников) юридического лица, а именно об одном лице - ФИО1, которым и было создано КФХ. Сведений о том, что количество членов КФХ менялось, выписка не содержит.

     При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у регистратора имелась информация о количестве участников КФХ, так как в имеющейся у регистратора выписке из ЕГРЮЛ содержались сведения о количестве участников КФХ, именно этому лицу - ФИО1 был предоставлен в собственность земельный участок для ведения КФХ, для регистрации права собственности на который ФИО1 и обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области. Оснований полагать, что указанный земельный участок находится в общей совместной собственности иных участников КФХ у регистратора не имелось, выпиской из ЕГРЮЛ данное обстоятельство не подтверждалось.

     Тем самым, суд считает незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области в государственной регистрации права ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, так как данным отказом существенно ущемляются права заявителя на регистрацию принадлежащего ему по праву собственности земельного участка.

      При таких обстоятельствах суд приходит к мнению, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

     Заявление ФИО1 удовлетворить.

     Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.

     Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права собственности за ФИО1 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд Самарской области.

     Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2014 г.

                   Судья -