Дело № 2-6852/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода,
в составе председательствующего судьи Лебедева Д.Н.
при секретаре Боряевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области об обязании принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г.Н.Новгорода обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области об обязании принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, указывая, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлен факт отсутствия государственной регистрации права федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны. В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года N 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п.1 ст.4 названного закона). В соответствии с п.2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов. Объекты гражданской обороны не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности. Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Из пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установлено, что на территории Автозаводского района г.Н.Новгорода находится защитное сооружение гражданской обороны - убежище (противорадиационное укрытие) инв.[ № ] по адресу: [ адрес ], Год ввода в эксплуатацию - [ 00.00.0000 ] . Согласно паспорту убежища инв [ № ], расположенного по адресу: [ адрес ], оно является защитным сооружением и располагается на территории ГБУЗ НО «ГКБ [ № ]». Согласно письма администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода указанный объект входит в перечень защитных сооружений, находящихся на территории Автозаводского района г.Н.Новгорода. Защитное сооружение гражданской обороны является объектом нежилого фонда и находится в федеральной собственности. По информации ГБУЗ НО «ГКБ [ № ]» вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны на балансе больницы не находится, на праве оперативного управления за больницей.
Вместе с тем, как у установлено настоящей проверкой в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны в настоящее время право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. Сведения о праве собственности на данный объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, отсутствуют.
Таким образом, на момент проводимой прокуратурой района проверки Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области меры по регистрации права собственности на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не приняты.
Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет цель защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие государственной регистрации права может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными контролирующими государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.
На основании изложенного просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны– убежище (противорадиационное укрытие) [ № ] по адресу: [ адрес ], в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурор Автозаводского района г.Н.Новгорода- ФИО1 поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области извещено в установленном законом порядке.
Представители третьего лица ГУ МЧС России по Нижегородской области, третьего лица ГБУЗ НО «ГКБ [ № ]» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела ГУ МЧС России по Нижегородской области, ГБУЗ НО «ГКБ [ № ]» извещены в установленном законом порядке.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения помощника прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность, в том числе через территориальные органы.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения N 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
В соответствии с п.2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года N 447, учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В соответствии с п.6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют, в том числе территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении, в том числе федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).
Судом установлено, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено следующее.
На территории Автозаводского района г.Н.Новгорода находится защитное сооружение гражданской обороны - убежище (противорадиационное укрытие) инв.[ № ] по адресу: [ адрес ], Год ввода в эксплуатацию - [ 00.00.0000 ] . Согласно паспорту убежища инв [ № ], расположенного по адресу: [ адрес ], оно является защитным сооружением и располагается на территории ГБУЗ НО «ГКБ [ № ]».
Согласно письма администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода указанный объект входит в перечень защитных сооружений, находящихся на территории Автозаводского района г.Н.Новгорода. Защитное сооружение гражданской обороны является объектом нежилого фонда и находится в федеральной собственности.
По информации ГБУЗ НО «ГКБ [ № ]» вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны на балансе больницы не находится, на праве оперативного управления за больницей.
Вместе с тем, как у установлено настоящей проверкой в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны в настоящее время право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. Сведения о праве собственности на данный объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, отсутствуют.
Таким образом, на момент проводимой прокуратурой района проверки Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области меры по регистрации права собственности на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не приняты.
Как предусмотрено ст.214 ГК РФ, «1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). 5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом».
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п.4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 №49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона, учитывая, что установленные проверкой нарушения приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны – предоставление населению убежищ, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, исковые требования прокурора Автозаводского района подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны– убежище (противорадиационное укрытие), инв.[ № ] по адресу: [ адрес ], в реестре федерального имущества, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области об обязании принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны – удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны– убежище (противорадиационное укрытие), инв. [ № ], расположенное по адресу: [ адрес ], в реестре федерального имущества, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.Н.Лебедев
Решение суда в окончательной форме изготовлено [ 00.00.0000 ] .