Дело № 2-686/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.
при секретаре Асановой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлении Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, Совету Министров Республики Крым, третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о прекращении права невостребованной земельной доли,
У С Т А Н О В И Л:
администрация Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым обратилась с исковым заявлением о прекращении права невостребованной земельной доли, указав, что на основании сертификата серии № выданного от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО принадлежало право на земельную долю в КСП «Украина». Размер доли оставляет 4,38 у.к.га., что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ. за № из Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай), которые выдаются Кировской государственной администрацией членам КСП «Украина», гр. ФИО значится под № от ДД.ММ.ГГГГ., а также в архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ. за № из документов архивного фонда «отдела Госземагенства в Кировском районе Автономной Республики Крым Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым (Рескомзем)», в техническом отчете по паеванию земель, переданных в коллективную собственность КСП «Украина», расположенных на территории Яркополенского сельского совета Кировского района, имеется «Список пенсионеров КСП «Украина» Кировского района», где значится гр.ФИО порядковый №.
В ходе инвентаризации земель был составлен список лиц, земельные доли (паи) которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.п.1 и 2 вышеназванной статьи и было принято истцом Постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ. «О начале процедуры признания невостребованных долей (паев) на территории муниципального образования Яркополенское сельское поселение <адрес> Республики Крым.
Данный список был опубликован в районной газете «Кировец» ДД.ММ.ГГГГ№ (7927) и ДД.ММ.ГГГГ№ (8026), также список был размещен на информационном стенде в здании администрации Яркополенского сельского поселения. Лицам считающим, что они или принадлежащее им доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, предлагалось представить в письменной форме возражения в администрацию истца в течение 3-х месяцев со дня опубликования. По истечении срока администрацией Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым Постановлением №-П от 05.04.2019г. утвержден список невостребованных земельных долей.
Земельная доля (пай), принадлежащая ФИО включена в список невостребованных земельных долей.
Истец просит прекратить право ФИО невостребованной земельной доли (пая) площадью 4,38 у к.га. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного вне границ населенных пунктов Яркополенского сельского совета, для товарного сельскохозяйственного производства.
Признать за муниципальным образованием Яркополенское сельскоепоселение Кировского района Республики Крым принадлежавшуюФИО невостребованную земельную долю (пай)площадью 4,38 у к. га., из земель сельскохозяйственного назначения,расположенного вне границ населенных пунктов Яркополенского сельскогосовета, для товарного сельскохозяйственного производства.
Председатель Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым ФИО1, представитель истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание явились, поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить.
Ответчики Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, Совет Министров Республики Крым представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, суд приходит к следующему.
Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 года N 1688-р, в силу которого (пункты 1.1.1, 1.1.4) Совет министров Республики Крым осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции Совета министров Республики Крым в соответствии с настоящим Соглашением; принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 3.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым" основной функцией Минимущества является осуществление полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, и Советом министров Республики Крым о передаче Совету Министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 года N 1688-р.
Учитывая изложенное, судом в качестве ответчика был привлечен Совет Министров Республики Крым.
Суду представлены сведения о том, что ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ, проживала по адресу: <адрес>.
В соответствии со справкой Администрации Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.47) ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала по адресу: <адрес>, указанное обстоятельство также подтверждается сведениями из похозяйственной книги (л.д.48-52), совместно с ней никто не проживал.
В соответствии со сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты наследственные дела после смерти ФИО не заводилось.
В соответствии с пунктом 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.
На основании пункта 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пункту 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 223-ФЗ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432).
При этом п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
По смыслу действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов.
В соответствии со ст. 1277 Гражданского Кодекса Украины, действовавшего на момент смерти ФИО в случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, устранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия орган местного самоуправления по месту открытия наследства, а если в состав наследства входит недвижимое имущество - по его местонахождению, обязан подать в суд заявление о признании наследства выморочным.
В случае если на объекте недвижимого имущества на момент открытия наследства находится движимое имущество, входящее в состав наследства, такое движимое имущество переходит в собственность территориальной общины, которой передано недвижимое имущество.
Заявление о признании наследства выморочным может также быть подано кредитором наследодателя, а если в состав наследства входят земельные участки сельскохозяйственного назначения - владельцами или пользователями смежных земельных участков. В таком случае суд привлекает к рассмотрению дела органы местного самоуправления по месту открытия наследства и / или по местонахождению недвижимого имущества, входящего в состав наследства.
Лица, имеющие право или обязаны подавать заявление о признании наследства выморочным, имеют право на получение информации из Наследственного реестра о заведенном наследственном деле и выданом свидетельстве о праве на наследство.
Наследство, признанное судом выморочным, переходит в собственность территориальной общины по месту открытия наследства, а недвижимое имущество - по его местонахождению (часть 3 статьи 1277 ГК Украины).
Территориальная община, которая стала владельцем выморочного имущества, обязана удовлетворить требования кредиторов наследодателя, заявленные в соответствии со статьей 1231 ГК Украины. Если собственниками выморочного имущества стали несколько территориальных общин, требования кредиторов наследодателя удовлетворяются территориальными общинами пропорционально стоимости выморочного имущества, приобретенного в собственность каждой из них (часть 4 статьи 1277 ГК Украины).
Таким образом, согласно положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, положениями специального закона, а именно - главой III Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 12.1 указанного Закона определен порядок признания земельных долей невостребованными и процедура признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
В пункте 8 ст. 12.1 данного закона указано, что органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 12.1 указанного Закона, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут бы признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Росимущество реализовало правомочия собственника на данные земельные доли. Соответственно, обращение администрации Яркополенского сельского поселения в суд с настоящим иском, закону не противоречит.
Установлено, что согласно списку пенсионеров КСП «Украина» под № значится ФИО (л.д.6-12).
В соответствии с книгой регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай) (л.д.13-25) имеются сведения о наличии сертификата КМ № от ДД.ММ.ГГГГ выданного на основании решения №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что постановлением Администрации Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым №-П от ДД.ММ.ГГГГ начата процедура признания невостребованных долей на территории муниципального образования Яркополенское сельское поселение Кировского района Республики Крым, на основании которого утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными на территории Яркополенского сельского поселения, где под номером 84 значится ФИО.
Постановлением Администрации Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым №-П от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список лиц, земельный доли которых могут быть признаны невостребованными на территории Яркополенского сельского поселения, где под номером 84 значится ФИО.
Администрацией Яркополенского сельского поселения был опубликован реестр сертификатов граждан, не определившихся в распоряжении земельных долей на территории Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым в газете «Кировец» от 01.12.2016 года (л.д.40-41), где под номером 87 значится сертификат №ФИО.
Также список был опубликован в газете «Кировец» от 25.10.2018 года (л.д.42-43), где под номером 81 значится сертификат №ФИО.
С момента опубликования списка невостребованных земельных долей до настоящего времени наследники земельной доли ФИО или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в администрацию Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым не обращались, свои возражения не представляли.
Право на спорную земельную долю в установленном законом порядке за ФИО зарегистрировано не было, не были предъявлены какие-либо требования в отношении земельной доли в судебном порядке.
Предпринятые администрацией органа муниципального образования и судом меры не выявили наследников умершей ФИО.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в отношении земельной доли кто-либо выражал намерение распорядиться ею, а также об использовании земельной долей по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была востребована никем. Кроме того, и сама ФИО при жизни не предпринимала добросовестных действий по надлежащему оформлению прав на земельную долю и ее распоряжению.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд приходит к выводу, что земельная доля, принадлежащая ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ является невостребованной, что в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Администрации Яркополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ на земельную долю площадью 4,38 условных кадастровых гектара в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения, бывшего КСП «Украина» в соответствии с сертификатом КМ №.
Признать за муниципальным образованием Яркополенское сельское поселение Кировского района Республики Крым право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в размере 4,38 условных кадастровых гектара принадлежавшую ФИО на основании сертификата КМ № из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ населенных пунктов Яркополенского сельского совета Кировского района Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2020 года.
Судья: