ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6892/2014 от 31.10.2014 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Оренбург 31 октября 2014 года

Ленинский районный суд города Оренбурга Оренбургской области

в составе председательствующего судьи О.М. Князевой,

при секретаре Ю.В. Подуровой,

с участием истца Чирковой Г.Т.,

с участием представителя ответчика - Администрации города Оренбурга - Столповской А.М.,

с участием представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Заблицкой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чирковой Г.Т. к Администрации города Оренбурга, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о возложении обязанности уточнить фактическое местоположение земельного участка, обязать выдать распоряжение о внесении изменений в категорию земель, подготовить правоустанавливающий документ, признать кадастровую ошибку, об установлении местоположения границ земельного участка, о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о выдаче свидетельства на право собственности,

УСТАНОВИЛ:

Г.Т. Чиркова обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...

Истец полагает, что при межевании участка были допущены ошибки, в результате которых земельный участок был поставлен на кадастровый учет как участок, относящийся к кадастровому кварталу Оренбургского района, тогда как фактически расположен на территории Ленинского района г. Оренбурга. Кроме того, ошибочно указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в то время как на территории г. Оренбурга не могут быть расположены земли с упомянутой категорией.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд:

обязать Администрацию г. Оренбурга уточнить фактическое местоположение спорного земельного участка, расположенного по адресу: ...;

обязать Администрацию г. Оренбурга выдать распоряжение о внесении изменений в категорию земель участка в соответствии с его фактическим местоположением, а именно изменить "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов";

обязать Администрацию г. Оренбурга подготовить правоустанавливающий документ для дальнейшего внесения изменений в свидетельство на право собственности;

обязать Администрацию Оренбургского района признать кадастровую ошибку, допущенную при составлении перечня ранее учтенных земельных участков по СНТ "Строитель", выдать распоряжение о возврате земельного участка из квартала N в квартал N;

обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" установить местоположение границ земельного участка, согласно проведенному межеванию;

внести изменения в ЕГРП о месте положении, границах, категории земель участка, данные о кадастровом инженере согласно проведенному межеванию;

выдать новое право собственности со всеми изменениями.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В судебном заседании истец Г.Т. Чиркова поддержала исковые требования в полном объеме, в обоснование, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации г. Оренбурга - А.М. Столповская, действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании по существу требований возражала, просила в удовлетворении требований отказать, дав пояснения согласно представленному письменному отзыву.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Т.А. Заблицкая, действующая на основании доверенности от ..., решение вопроса по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.

Ответчики - ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрация Оренбургского района, Администрации Весеннего сельсовета, третье лицо Управление Росреестра по Оренбургской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в приобщенных в материалы дела отзывах на исковое заявлении просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании стороны пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации г. Оренбурга от 21.12.1994 N 656-П садоводческому товариществу "Строитель" (пос. Карачи) выделен в собственность земельный участок площадью 1.0 га, земли общего пользования.

22.12.1994 комитетом земельных ресурсов г. Оренбурга товариществу "Строитель" выдано свидетельство о праве собственности на землю N 664742.

Данные городские земли в районе Южного поселка отводились в свое время заводу ЖБК треста "Волготрансрома" решением Оренбургского городского совета депутатов трудящихся от 12.05.1975 N 418 под коллективное садоводство рабочих и служащих.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 21.12.1994 N 656-П истцу на праве частной собственности предоставлен составляющий территорию названного товарищества земельный участок сельскохозяйственного назначения N площадью 540 кв.м.

22.12.1994 истцу выдано свидетельство N, подтверждающее предоставление прав на землю для ведения коллективного садоводства.

Постановлением администрации муниципального образования Весенний сельсовет от 17.09.2008 N 264-п уточнен адрес принадлежащего истцу земельного участка. Адресом участка постановлено считать: ...

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" за истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок N по адресу: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2008).

Согласно свидетельству о перемене имени, 26.06.2010 составлена запись акта о перемене фамилии истца Илчовска на Чиркову.

Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 06.12.2013 N 6234-р уточнены характеристики земельного участка N, в частности местоположением постановлено считать: ...

В связи с уточнением характеристик земельного участка N и изменением фамилии истца, последней выдано свидетельство о государственной регистрации права от 27.12.2013 на земельный участок по адресу: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

При постановке земельного участка на кадастровый учет 11.12.2007 кадастровая палата перенесла в кадастр недвижимости сведения из предоставленного территориальным отделом N 5 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области дополнительного перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N, в том числе сведения о категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", номер кадастрового квартала - N. Одновременно кадастровая палата самостоятельно присвоила участку кадастровый номер N

30.09.2008 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 30.09.2008 N (заявитель - Г.Т. Илчовска), постановления от 17.09.2008 N 264-п внесены изменения в сведения об адресе земельного участка: ...

13.01.2009 на основании сведений, переданных Управлением Росреестра по Оренбургской области в порядке информационного взаимодействия, внесены сведения о вещных правах в отношении земельного участка с кадастровым N: вид права "собственность" (правообладатель Г.Т. Илчовска).

12.12.2013 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 11.12.2013 N 56-0-1-22/3004/2013-1379 (заявитель - Г.Т. Чиркова), распоряжения от 06.12.2013 6234-р внесены изменения в сведения об адресе, категории, разрешенном использовании земельного участка: местоположение - ...; на земельном участке расположено строение - садовый домик; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.

31.12.2013 на основании сведений, переданных Управлением Росреестра по Оренбургской области, внесены сведения о вещных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером N, вид права - собственности (правообладатель Г.Т. Чиркова).

По сообщению Управления Росреестра по Оренбургской области от 05.06.2014 в соответствии с генеральным планом г. Оренбурга территория СНТ "Строитель", ограниченная земельными участками СНТ "Мичуринец" и ДНП "Медик", находится в границах г. Оренбурга на территории Ленинского района в юго-восточной части кадастрового квартала N. Земельные участки СНТ "Строитель" расположены в кадастровом квартале N, а не в кадастровом квартале N как указывалось в перечне ранее учтенных земельных участков от 23.10.2006.

20.06.2014 решением кадастровой палаты по Оренбургской области в рамках исправления технической ошибки (письмо Управления Росреестра по Оренбургской области от 05.06.2014 N 02-09/2-16/360) внесены изменения в сведения о номере кадастрового квартала, в котором находится вышеуказанный земельный участок: правильное значение характеристики кадастровый квартал N.

Из ответа ФГБУ "ФКП Росреетра" следует, что 01.07.2014 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 27.06.2014 N 56-0-1-22/3001/2014-11660 (заявитель - Г.Т. Чиркова), межевого плана от 27.06.2014, подготовленного ... внесены изменения в сведения о площади и описании местоположения границ земельного участка: площадь (уточненная) - 525 + (-) 16 кв.м. Сведения об описании местоположения границ земельного участка внесены в ГКН на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ...

Из представленных в материалы дела документов следует, что составляющие территорию товарищества "Строитель" земельные участки фактически находятся на территории г. Оренбурга.

Согласно отзыву на исковое заявление, представленному главой администрации Весеннего сельсовета, изначально товарищество "Строитель" входит в границы г. Оренбурга и никогда территориально не входило в состав Весеннего сельсовета, что подтверждается копией карты ограничений градостроительной деятельности генерального плана Весеннего сельсовета.

Как следует из отзыва на исковое заявления МБУ "Земельный вектор", при исполнении полномочий по предоставлению земельных участков в собственность Департаментом градостроительства и земельных отношений и Земельным вектором выявлено, что решение Оренбургского городского совета депутатов трудящихся от 12.05.1975 N 418 земельные участки отведены рабочим и служащим завода ЖБК на городских землях, в районе Южного поселка. Товарищество "Строитель" зарегистрировано по адресу: ..., земельные участки были поставлены на кадастровый учет в 1994 году в Оренбургском районе с аналогичным местоположением и установлением категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Фактически СНТ "Строитель" находится на территории города Оренбурга, в районе ул. Беляевской, между ДНТ "Медик" и СНТ "Мичуринец" в кадастровом квартале N и должен относиться категории земель: земли населенных пунктов.

Таким образом, первоначально земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, а, соответственно и право собственности истца на участок было зарегистрировано с указанием местоположения: ..., вида категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", кадастрового квартала - N и кадастрового номера - N.

Впоследствии, как было указано выше, кадастровая палата провела учет изменений земельного участка в части кадастрового квартала и его местоположения.

По мнению истца, указание в кадастровом паспорте земельного участка кадастрового номера - N свидетельствует об отнесении принадлежащего ей участка к территории Оренбургского района, что не соответствует действительности и нарушает ее права, в связи с чем, она просит возложить на Администрацию Оренбургского района обязанность признать кадастровую ошибку и выдать распоряжение о возврате участка из кадастрового квартала N в кадастровый квартал N.

Рассмотрев доводы истца в указанной части суд не находит оснований для признания их обоснованными и аргументированными.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре недвижимости), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).

Согласно части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.

В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ кадастровый номер является уникальной характеристикой объекта недвижимости.

В соответствии с Порядком кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая и изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе (например, 24:5:111213).

Подпунктом 2 пункта 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, предусмотрено, что кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ.

В силу пункта 7 Порядка кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с настоящим Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления.

В приложении N 1 к приказу Государственного комитета России от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" дано понятие кадастрового номера земельного участка, под которым понимается уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.

Таким образом, кадастровый номер земельного участка является его уникальной характеристикой, сохраняющимся на всем протяжении существования участка как объекта недвижимости.

С учетом изложенного не допускается изменение кадастрового номера земельного участка, в том числе и при отнесении земельного участка к кадастровому кварталу, к которому он фактически не относится.

Судом установлено, что решением об учете изменений объекта недвижимости от 20.06.2014 N Ф56/14-92580 кадастровая палата исправила выявленную ошибку в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером N в части кадастрового квартала земельного участка, путем изменения номера кадастрового квартала N на номер кадастрового квартала N.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органом кадастрового учета внесены соответствующие изменения в сведения о земельном участке, допущенные при постановке земельного участка на кадастровый учет технические ошибки в части кадастрового квартала участка были исправлены, в результате чего спорный участок был отнесен к кадастровому кварталу Ленинского района г. Оренбурга.

Доводы истца о том, что кадастровый номер земельного участка свидетельствует об отнесении участка к территории кадастрового квартала Оренбургского района, суд отклоняет как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Кадастровый квартал - минимальная единица кадастрового деления, на которую открывается раздел в государственном реестре земель кадастрового района; кадастровый район - единица кадастрового деления, границы которой, как правило, совпадают с границами административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации (п. 1 Приказа от 22.11.1999 N 84).

Согласно названному выше Порядку кадастрового деления территории Российской Федерации, об отнесении земельного участка к тому или иному кадастровому кварталу свидетельствует уникальный учетный номер квартала, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе.

Таким образом, именно номер кадастрового квартала определяет отнесение земельного участка к территории того или иного квартала.

Внесенный в кадастр недвижимости номер кадастрового квартала N свидетельствует об отнесении земельного участка к территории Ленинского района г. Оренбурга.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию Оренбургского района обязанности по изданию распоряжения о возврате земельного участка из квартала N в квартал N.

Исковые требования об обязании администрации признать кадастровую ошибку, допущенную при составлении перечня ранее учтенных земельных участков, также не подлежат удовлетворению, поскольку положениями части 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Администрация Оренбургского района не является полномочным органом кадастрового учета, органом по исправлению кадастровой ошибки.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении названной части исковых требований надлежит отказать.

Истец также просит суд обязать Администрацию г. Оренбурга уточнить фактическое местоположение спорного земельного участка в соответствии с кадастровой выпиской от 01.07.2014 и обязать кадастровую палату установить местоположение границ земельного участка, согласно проведенному межеванию.

При рассмотрении указанной части исковых требований суд установил следующее.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 Закона о кадастре недвижимости к уникальным характеристикам земельного участка отнесены описание местоположения границ участка и его площадь.

Статьей 16 этого же федерального закона установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

В силу положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу статьи 17 Федерального закона "О землеустройстве", порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Из данных норм закона следует, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (межевание), осуществляется кадастровым инженером, по результатам проведения указанных работ подготавливается документ, необходимый для кадастрового учета, в котором отражены необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения и полученные в результате проведения кадастровых работ.

Совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе материалами кадастрового дела подтверждено, что межевой план земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности истцу, был подготовлен кадастровым инженером ... в соответствии с приведенными выше нормами земельного законодательства, его местоположение было определено с установлением фактического нахождения и согласованием с заинтересованными лицами.

01.07.2014 на основании заявления истца и представленного межевого плана кадастровой палатой внесены соответствующие сведения о земельном участке, в частности сведения о площади и описании местоположения его границ.

Как было указано выше, распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений от 06.12.2013 N 6234-р уточнены характеристики земельного участка в частности его местоположения: ...

Решением об учете изменений объекта недвижимости от 12.12.2013 N Ф56/13-224542 кадастровая палата исправила техническую ошибку в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером N, путем внесения изменений в кадастровые сведения об адресе земельного участка: местоположение - ...; на земельном участке расположено строение - садовый домик.

Таким образом, судом установлено, что местоположение границ земельного участка, его площадь и адрес определены исходя из фактического землепользования и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец не ссылается на то, что указанные характеристики земельного участка были определены не верно.

Местоположение границ земельного участка, его площадь и адрес, отраженные в кадастровой выписке от 01.07.2014, на который ссылается истец, полностью соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию г. Оренбурга обязанности по уточнению местоположения земельного участка в соответствии с кадастровой впиской от 01.07.2014 и о возложении на кадастровую палату установить местоположение границ участка согласно проведенному межеванию.

Следующая часть исковых требований заключается в возложении на Администрацию г. Оренбурга обязанность выдать распоряжение о внесение изменений в категорию земель участка в соответствии с его фактическим местоположением, а именно изменить "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.

Частью 1.1 статьи 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного Закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов (подпункты 1, 2 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом.

В соответствии с положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Градостроительного кодекса решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.

Предусмотренный Градостроительным кодексом порядок утверждения правил землепользования и застройки (статьи 31, 32 названного кодекса) также предусматривает, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. В решении также определяется последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа).

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования, который принимает решение о проведении публичных слушаний и впоследствии принимает решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанными положениями и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).

В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункты 1, 2 статьи 28 Градостроительного кодекса).

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана поселения и правил землепользования и застройки в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что подготовка проекта генерального плана поселения и правил землепользования и застройки является вопросом местного значения.

Из материалов дела следует, что составляющие территорию СНТ "Строитель" земельные участки фактически расположены в Ленинском районе г. Оренбурге, территория которого согласно генеральному плану относится к землям поселениям, территория товарищества никогда не была отнесена к землям сельскохозяйственного назначения.

Однако, как было установлено судом, земельные участки были поставлены на кадастровый учет с установлением категории земель: земли сельскохозяйственного назначения по сведениям, полученным кадастровой палатой в порядке информационного взаимодействия.

Как было упомянуто выше, поскольку товарищество "Строитель" зарегистрировано Оренбургском районе, земельные участки были поставлены на кадастровый учет в 1994 году с установлением категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в данном случае имеет место наличие кадастровой ошибки в сведениях кадастрового учета, а не несоответствие генерального плана г. Оренбурга фактическому зонированию территории.

Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях)

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре).

В соответствии с пунктом 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. N 42, основанием для исправления кадастровой ошибки являются: заявление об учете изменений и необходимые для исправления такой ошибки документы, представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости, вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

Таким образом, при необходимости внесения в кадастр недвижимости изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о категории земельного участка, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.

Для исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета следует представить заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с приложением соответствующего документа об исправлении ошибки в сведения о земельном участке.

При этом, исходя из положений пункта 3 статьи 25 и пунктов 4, 5 статьи 28 названного федерального закона, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка кадастровая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них по решению суда.

В рассматриваемом случае на основании представленных в материалы дела документов судом установлено, что с заявлением об исправлении кадастровой ошибки истец в кадастровую палату не обращалась, какого-либо решения по данному вопросу палатой не выносилось. Какие-либо права истца в данном случае не нарушены.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1), земли населенных пунктов (подпункт 2).

Как следует из содержания статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в государственном кадастре недвижимости, в договорах, предметом которых являются земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности (земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, решения о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, принимается органом исполнительной власти субъекта федерации.

Решение вопроса о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов относится к полномочиям Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

При этом по смыслу положений статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса.

Поскольку спорный участок не исключен из земель сельскохозяйственного назначения, нахождение таких участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус.

Истец с заявлением о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов не обращалась. Какие-либо права истца в данном случае не нарушены.

Удовлетворение исковых требований в подобной ситуации означало бы упрощенный порядок исправления кадастровой ошибки, применение которого ставило бы добросовестного землепользователя, получающего необходимые для изменения категории земельного участка, а, соответственно, и для исправления кадастровой ошибки документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с землепользователем, который не выполнял предусмотренные законом требования.

В связи с изложенным выше, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанность выдать распоряжение о внесении изменений в категорию земель в соответствии с его фактическим местоположением.

Поскольку в судебном заседании установлено, что местоположение границ спорного земельного участка, его площадь, адрес местоположения установлены в соответствии с требованием земельного законодательства, соответствует фактическому землепользованию, с заявлением об исправлении кадастровой ошибки истец в установленном порядке не обращалась, суд полагает, что отсутствуют и основания для удовлетворения требований истца о возложении на Администрацию г. Оренбурга обязанность подготовить правоустанавливающий документ для внесения изменений в свидетельство на право собственности. Истцу отказывается в удовлетворении исковых требований в названной части.

На основании изложенного, истцу отказывается и в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о месте положении, границах, категории земель участка, данные о кадастровом инженере, согласно проведенному межеванию.

Не подлежит удовлетворении и требования истца о выдаче ей нового право собственности со всеми изменениями, поскольку статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации такой способ защиты права не предусмотрен.

Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из смысла перечисленных правовых норм, правом на обращение в суд обладают лица, права и законные интересы которых нарушены или оспариваются, а удовлетворение исковых требований повлечет за собой их восстановление.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются наличие у него субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и установление факта нарушения права (интереса) истца ответчиком.

Отсюда указание истцом на наличие у него субъективного права, на нарушение такого права и на возможность восстановления такого права посредством предъявления того или иного иска является важным условием реализации права на иск.

При этом в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет способ защиты права, определяет к кому предъявлять иск и в каком объеме требовать от суда защиты нарушенного или оспариваемого права. Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению предмета иска либо его оснований по своему усмотрению с целью использования более эффективного способа защиты.

Поэтому, если суд придет к выводу о том, что удовлетворение заявленных требований не приведет к защите законного интереса заявителя и восстановлению права (при их наличии), заявленные способ защиты права является не надлежащим, а выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, доводы истца, суд приходит к выводу о том, что истцом надлежащим образом, с соблюдением требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано наличие нарушенного или оспариваемого ответчиком права.

При таких обстоятельствах, истцу отказывается в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Чирковой Г.Т. в удовлетворении исковых требований к Администрации города Оренбурга, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о возложении обязанности уточнить фактическое местоположение земельного участка, обязать выдать распоряжение о внесении изменений в категорию земель, подготовить правоустанавливающий документ, признать кадастровую ошибку, об установлении местоположения границ земельного участка, о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о выдаче свидетельства на право собственности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.М. Князева

Решение суда в окончательной форме принято 11 ноября 2014 года.

Судья: О.М. Князева