ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-689/2022 от 23.06.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Прямицыной Е.А.

при секретаре Добрых С.С.,

с участием истца Т. ее представителя по ордеру адвоката К.

представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности Ж.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-689/2022 поиску Т. к администрации г. Тулы о признании незаконными приказа, распоряжения,

установил:

Т.. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы о признании незаконными приказа, распоряжения, ссылаясь на то, что она работает начальником управления делопроизводства администрации г. Тулы. Ее трудовые обязанности закреплены в должностной инструкции и Положении об управлении, система оплаты труда регулируется Положением о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования г. Тула, утвержденным постановлением администрации г. Тулы № 804 от 20.03.2017 г.

Ежемесячное денежное поощрение, предусмотренное п. 4.1 указанного Положения, является составной частью денежного содержания муниципальных служащих и подлежит выплате при условии качественного, своевременного и добросовестного выполнения ими должностных обязанностей.

Указывает, что ей было установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 290%. При этом она на протяжении многих лет добросовестно исполняла трудовые обязанности.

Однако распоряжением главы администрации г. Тулы от 30.12.2021 г. № 2/390-р ей установлено денежное поощрение в размере 100% с 01.01.2022 г. Основанием снижения размера денежного поощрения явилась служебная записка руководителя аппарата администрации г. Тулы ФИО15., в которой тот указал, что установление надбавки в минимальном размере вызвано изменением организационной структуры управления делопроизводства администрации г. Тулы, уменьшением штатной численности управления, снижением объема работы со ссылкой на п. 4 Положения.

Полагает данное распоряжение незаконным и подлежащим отмене, поскольку изменение организационной структуры управления делопроизводства администрации г. Тулы, уменьшение штатной численности управления не отнесены к основаниям для невыплаты и изменения размера поощрения.

Также 21.12.2021 г. руководителем аппарата администрации г. Тулы ФИО15 был издан приказ № 1/1 пр, в соответствии с которым ей поручено в срок до 27.12.2021 г. разработать справочник-классификатор резолюций руководящих лиц администрации г. Тулы. Данный приказ полагает незаконным, поскольку в ее обязанности не входит разработка справочника-классификатора.

Кроме того, пунктом 4 данного приказа определено внесение соответствующих изменений в инструкцию по делопроизводству администрации г. Тулы и должностные инструкции ответственных сотрудников управления делопроизводства. Тем самым, на отдел делопроизводства и на нее лично возложена дополнительная функция, о чем работодатель обязан был предупредить за 2 месяца, чего сделано не было.

По изложенным основаниям с учетом уточнения требований иска, ссылаясь на причинение ей также морального вреда в связи с дискриминацией в сфере труда, просит признать незаконными и отменить распоряжение главы администрации г. Тулы ФИО18. от 30.12.2021 г. № 2/390-р, приказ руководителя аппарата администрации г. Тулы ФИО15 № от 21.12.2021 <...> взыскать с администрации г. Тулы в ее пользу недоплаченную сумму ежемесячного денежного поощрения за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере коп., компенсацию морального вреда в размере руб.

В судебном заседании истец Т. ее представитель по ордеру адвокат К. исковые требования с учетом уточнения поддержали, просили удовлетворить, ссылаясь в ходе судебного разбирательства на то, что истцу произведено снижение ежемесячного денежного поощрения, а не установление его вновь. По сути, снижение поощрения явилось следствием действий дискриминационного характера руководителя аппарата ФИО15 в целях подвигнуть ее к дальнейшему увольнению. Численность сотрудников в управлении делопроизводства уменьшена задолго до снижения истцу денежного поощрения, уменьшение нагрузки не произошло, о чем истец неоднократно докладывал руководству. При этом указанные обстоятельства не являются основанием для снижения размера поощрения. Указывают, что работодателем нарушена процедура снижения поощрения, от истца не отобрано письменное объяснение. Оспариваемый приказ от 21.12.2021 <...> издан после оскорбления истца руководителем аппарата ФИО15 за что тот привлечен к административной ответственности, приказ носит неясные и размытые формулировки, данным приказом истцу вменены обязанности, не предусмотренные должностной инструкцией. При этом согласились с расчетом недоплаченной суммы ежемесячного денежного поощрения, рассчитанного ответчиком на дату постановки настоящего решения.

В судебном заседании представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности Ж. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь в ходе судебного разбирательства на то, что размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается муниципальным служащим персонально. В данном случае имело место установление размера ежемесячного денежного поощрения вновь, а не снижение его размера. Размер поощрения установлен в пределах, предусмотренных законодательством Тульской области, при этом фонд заработной платы истца составляет 67,9 должностных оклада и с учетом установления нового размера ежемесячного денежного поощрения превышает установленный фонд в размере 62,4 должностных оклада. Установление ежемесячного денежного поощрения истцу вновь обусловлено уменьшением численности подчиненных истца с 38 до 18 человек, уменьшением объема работы истца как начальника управления делопроизводства. Руководитель аппарата администрации г. Тулы ФИО15 не является работодателем истца, он лишь обратился со служебной запиской к главе г. Тулы, которым и принималось соответствующее решение об установлении истцу размера поощрения. Со стороны работодателя дискриминации в отношении истца не допущено. Доводы стороны истца об увеличении нагрузки полагает несостоятельными, поскольку нагрузка зависит от внешних факторов, цифра плавающая. Указывает, что оспариваемый приказ о подготовке справочника-классификатора резолюций какие-либо права истца не нарушает, данный приказ управлением делопроизводства исполнен и исполнение работодателем принято без замечаний. Указанная работа не относится к дополнительной, поскольку в должностных обязанностях истца и Положении об управлении делопроизводства значится исполнение иных поручений руководителей. В силу должностных полномочий руководитель аппарата вправе был дать такое поручение управлению делопроизводства.

Представитель Государственной инспекции труда в Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Тульской области.

Выслушав истца Т. ее представителя по ордеру адвоката К. представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности Ж.., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы Российской Федерации, включая правовое регулирование вопросов оплаты труда муниципальных служащих субъектов Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно статьи 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В силу положений статьи 22 указанного Федерального закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с оплатой труда муниципальных служащих муниципального образования город Тула, регулируются Положением «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Тула», утвержденном решением Тульской городской Думы от 22.10.2008 г. № 54/1209.

Согласно пункту 1.3 Положения (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) денежное содержание муниципального служащего муниципального образования город Тула состоит из месячного оклада муниципального служащего муниципального образования город Тула в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее – должностной оклад), ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

Размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих определяются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Порядок выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих, устанавливается представителем нанимателя. При этом под представителем нанимателя понимается глава муниципального образования, глава администрации города, председатель контрольной комиссии муниципального образования город Тула или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (п. 1.4 Положения).

Как следует из раздела 3 Положения денежное содержание муниципальных служащих состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат: 1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 1-1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячного денежного поощрения; 6) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Согласно п.п. 5 п. 5.1 Положения ежемесячное денежное поощрение муниципальным служащим выплачивается в порядке, установленном представителем нанимателя, в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих, сформированного в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Объем годового фонда оплаты труда муниципальных служащих регламентирован п. 6.3 Положения и состоит из средств на выплату должностных окладов и средств, направляемых на выплату (в расчете на год):

1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - в размере трех должностных окладов;

1-1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин - в размере шести должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

3) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

4) ежемесячного денежного поощрения - в размере девятнадцати должностных окладов;

5) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере четырех должностных окладов;

6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух целых девяти десятых должностных окладов.

В силу п. 6.5 Положения представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда муниципальных служащих между выплатами, предусмотренными подпунктом 6.3 настоящего раздела.

Порядок выплаты ежемесячных надбавок, в том числе, ежемесячного денежного поощрения муниципальных служащих муниципального образования город Тула, установлен Положением о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования город Тула, утвержденным постановлением администрации г. Тулы от 20.03.2017 г. № 804 (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений).

Так, в силу п. 4.1 Положения ежемесячное денежное поощрение (далее - поощрение) является составной частью денежного содержания муниципальных служащих отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы и подлежит выплате при условии качественного, своевременного и добросовестного выполнения ими должностных обязанностей в целях материального стимулирования, повышения эффективности и качества результатов служебной деятельности.

Согласно п. 4.2 Положения размер поощрения устанавливается муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, актом нанимателя (представителя нанимателя) персонально в размере не менее 100 процентов должностного оклада муниципального служащего и не может превышать 800 процентов должностного оклада муниципального служащего.

Изменение размера поощрения осуществляется нанимателем (представителем нанимателя) в зависимости от изменения эффективности и результативности служебной деятельности, в том числе муниципальным служащим отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы с учетом предложений руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Тулы, согласованных с заместителями главы администрации города Тулы, курирующими отраслевые (функциональные) и территориальные органы, руководителем аппарата администрации города Тулы;

Основными критериями, определяющими возможность установления поощрения муниципальному служащему, являются:

- добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей;

- своевременное выполнение распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

- качественное и своевременное представление информации и сведений вышестоящим руководителям;

- качественная подготовка проектов актов администрации муниципального образования город Тула;

- соблюдение установленных правил служебного распорядка, должностных обязанностей, порядка работы со служебной информацией, в том числе составляющей охраняемую законом тайну;

- поддержание квалификации на уровне, достаточном для исполнения должностных обязанностей;

- соблюдение норм служебной этики;

- оценка результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих (п. 4.3 Положения).

Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что поощрение не выплачивается или его размер может быть изменен по следующим основаниям:

- внесение акта прокурорского реагирования;

- решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- акт органа, уполномоченного осуществлять ревизию и (или) проверку финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, их структурных подразделений;

- акты иных контрольных и надзорных органов;

- оценка результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;

- несоблюдение при исполнении должностных обязанностей требований Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Тульской области;

- несоблюдение при исполнении должностных обязанностей требований муниципальных правовых актов;

- несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, в том числе: режима рабочего времени, правил служебного поведения, делового общения;

- несоблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе необъективное, невсестороннее, несвоевременное рассмотрение обращений граждан;

- нарушение установленных законодательством Российской Федерации запретов, связанных с муниципальной службой;

- несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений, связанных с муниципальной службой;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;

- утеря предоставленных для исполнения должностных обязанностей: служебных удостоверений, служебных документов, материальных ценностей;

- неисполнение (ненадлежащее исполнение) поручений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, данных в пределах их полномочий, в том числе нарушение сроков исполнения поручений и указаний; невыполнение актов администрации муниципального образования город Тула;

- однократное грубое нарушение муниципальным служащим должностных обязанностей, в том числе: прогул; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными муниципальному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

- совершение виновных действий муниципальным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя (работодателя);

- некачественное и несвоевременное предоставление информации, сведений.

В случае изменения размера поощрения по основаниям, указанным в настоящем пункте, на имя нанимателя (представителя нанимателя) направляется служебная записка руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа администрации города Тулы, согласованная с заместителем главы администрации города Тулы, курирующим отраслевой (функциональный) или территориальный орган администрации города Тулы, руководителем аппарата администрации города Тулы, с указанием периода изменения и размера поощрения. К служебной записке на имя нанимателя (представителя нанимателя) прилагается письменное объяснение муниципального служащего. В случае отказа муниципального служащего представить письменное объяснение составляется соответствующий акт.

Порядок проведения оценки результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих устанавливается локальным актом (п. 4.5 Положения).

Как следует из материалов дела и установлено судом Т. работает в администрации г. Тулы с ДД.ММ.ГГГГ г. Т. переведена на должность начальника управления делопроизводства администрации г. Тулы, что подтверждается копиями трудового договора (контракта) № от г. с дополнительными соглашениями к нему, распоряжения от

Как следует из должностной инструкции № по должности муниципальной службы начальника управления делопроизводства администрации г. Тулы, утвержденной г., указанная должность является высшей должностью муниципальной.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ г. № доп. к трудовому договору от в соответствии с постановлением главы администрации г. Тулы от 28.10.2008 г. № 4260 «О материальном стимулировании труда лиц, замещающих должности муниципальной службы» истцу установлен размер ежемесячного денежного поощрения – 290% должностного оклада.

Распоряжением главы администрации г. Тулы от -р Т. начальнику управления делопроизводства администрации г. Тулы, установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада с 01.01.2022 г. С указанным распоряжением Т.. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ г., о чем свидетельствует ее подпись и указание мотивов несогласия с распоряжением.

Основанием для установления ФИО1 размера ежемесячного денежного поощрения явилась служебная записка руководителя аппарата администрации г. Тулы ФИО15. .

Из указанной служебной записки следует, что в связи с изменениями организационной структуры управления делопроизводства администрации г. Тулы – исключением из штатного расписания управления контрольного отдела, отдела по обращениям граждан, уменьшением штатной численности управления делопроизводства с 33 до 18 штатных единиц, произошло значительное снижение объема работы начальника управления делопроизводства Т. Ею не выполняются функции по организации сбора, обработки и анализа информации о ходе исполнения документов, находящихся на контроле, по осуществлению контроля за правильностью оформления на бумажном носителе и в АСЭД «Дело» обращений граждан, а также сроками их исполнения, организации работы передвижной приемной, списания «в дело» обращений физических лиц, организации работы приемных главы администрации г. Тулы и его заместителей. Со ссылкой на п. 4 Положения о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования город Тула, утвержденного постановлением администрации г. Тулы от 20.03.2017 г. № 804, просил установить Т. ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными письменными материалами дела, сторонами не оспаривались.

Указанные организационно-штатные мероприятия объективно подтверждаются представленными стороной ответчика письменными доказательствами, в том числе, штатными расписаниями, выписками из штатных расписаний, постановлениями о внесении изменений в штатные расписания, распоряжениями администрации г. Тулы о создании учреждений, приказами о переводе в учреждения муниципальных служащих управления делопроизводства с передачей ранее выполняемых ими функциональных обязанностей, либо приказами об их увольнении, сторонами проведение организационно-штатных мероприятий, имевших место с конца 2018 г. по октябрь 2021 г.

Вместе с тем, из анализа приведенного выше законодательства, регулирующего оплату труда муниципального служащего администрации г. Тулы, следует, что ежемесячное денежное поощрение является обязательной составной частью денежного содержания муниципального служащего, подлежит выплате в установленном размере независимо от усмотрения руководителя, его уменьшение подлежит обязательному и полному обоснованию.

Кроме того, исходя из приведенных правовых предписаний, вышеприведенное законодательство не наделяет представителя нанимателя правом изменять количество должностных окладов, сумма которых определяет размер иных выплат, входящих в структуру денежного содержания муниципального служащего, в частности сумму окладов ежемесячного денежного поощрения, а лишь перераспределять средства фонда оплаты труда муниципальных служащих между выплатами, предусмотренными п. 6.3 Положения «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Тула», утвержденного решением Тульской городской Думы от 22.10.2008 г. № 54/1209.

Между тем, как следует из содержания оспариваемого распоряжения главы администрации г. Тулы, тот фактически изменил в сторону уменьшения размер ежемесячного денежного поощрения истца, что также подтверждается справкой МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации г. Тулы», поставив его в зависимость от проведения организационно-штатных мероприятий.

Каких-либо доказательств уменьшения размера ежемесячного денежного поощрения ввиду перераспределения средств фонда оплаты труда муниципальных служащих между выплатами, как то предусмотрено п. 6.5 Положения «О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Тула», утвержденного решением Тульской городской Думы от 22.10.2008 г. № 54/1209, суду с соблюдением положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, представитель ответчика в судебном заседании на такие обстоятельства не ссылался.

Равно как доказательств наличия каких-либо оснований для уменьшения размера ежемесячного денежного содержания, перечень которых является исчерпывающим и приведен в п. 4.4 Положения о порядке материального стимулирования труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования город Тула, утвержденным постановлением администрации г. Тулы от 20.03.2017 г. № 804, соблюдения порядка уменьшения размера поощрения, в частности, отобрания от муниципального служащего соответствующего объяснения, с соблюдением положений ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика также не представлено, на такие обстоятельства представитель ответчика в ходе судебного разбирательства не ссылался, обосновывая свои доводы установлением истцу ежемесячного денежного поощрения вновь ввиду проведения организационно-штатных мероприятий.

Суд не может признать данные доводы состоятельными, поскольку приведенные нормы материального закона, регулирующего порядок установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему, не предполагают установление его вновь, а предусматривают лишь изменение его размера либо лишение муниципального служащего поощрения.

Проведение организационно-штатных мероприятий работодателем, по сути, повлекло для работника изменение существенных условий труда, к каковым, в числе прочих, относится размер заработной платы, изменение которого возможно только при условии соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ. Таких доказательств стороной ответчика суду также не представлено.

При изложенном суд приходит к выводу о признании недействительным распоряжения главы администрации г. Тулы р «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения Т. В связи с чем требования Т. о взыскании с ответчика недоплаченной суммы ежемесячного денежного поощрения подлежат удовлетворению на основании расчета в соответствии со справкой МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ г. С целью восстановления нарушенного права истца суд полагает возможным взыскать недоплату не на ДД.ММ.ГГГГ г., как заявлено в иске, а на день вынесения судебного решения - в размере коп.

Расчет недоплаты ежемесячного денежного поощрения, представленный ответчиком, судом проверен, сомнений не вызывает, выполнен с учетом фактически отработанного истцом времени, сторона истца с указанным расчётом в судебном заседании согласилась.

Разрешая требования истца о признании незаконным приказа руководителя аппарата администрации г. Тулы ФИО15. № от 21.12.2021 <...> суд исходит из следующего.

Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы второй, третий, четвертый, шестой части 2 названной статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Как следует из Положения об управлении делопроизводства администрации г. Тулы, утвержденном распоряжением администрации г. Тулы от 06.10.2020 г. № 1/290-р, управление делопроизводства администрации г. Тулы является отраслевым (функциональным органом) администрации г. Тулы.

К числу функций управления указанным Положением отнесены, в том числе, обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в администрации г. Тулы, обеспечение оперативного и четкого прохождения служебных документов, своевременного ознакомления с ними руководителей, иные функции в соответствии с поручениями главы администрации г. Тулы, курирующего заместителя главы администрации города (руководителя аппарата администрации города).

Согласно Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования город Тула, утвержденной постановлением администрации г. Тулы от 09.12.2020 г. № 4404, на сотрудников отраслевых (функциональных) или территориальных органов администрации г. Тулы, отвечающих за ведение делопроизводства в администрации г. Тулы, возлагаются, в том числе, обязанности по подготовке проектов резолюций.

В силу положений должностной инструкции № 107/20 по должности муниципальной службы начальника управления делопроизводства администрации г. Тулы, утвержденной главой администрации г. Тулы 01.10.2020 г., с которой истец ознакомлена в установленном порядке, о чем свидетельствует ее подпись в ознакомлении, начальник управления в своей работе помимо прочего руководствуется Положением об управлении делопроизводства, работает под непосредственным руководством руководителя аппарата администрации г. Тулы.

К числу должностных обязанностей начальника управления отнесено, в том числе, осуществление руководства управления в соответствии с планами работы управления, осуществление контроля за качеством выполнения служебных обязанностей служащими управления, осуществление иных обязанностей в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области и иными нормативно-правовыми актами РФ, Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования г. Тула, курирующего заместителя главы администрации города (руководителя аппарата администрации г. Тулы).

Как следует из материалов дела, приказом руководителя аппарата администрации г. Тулы ФИО15. от -пр «О подготовке резолюций руководителей администрации города Тулы» в связи с необходимостью установления единого порядка работы по подготовке резолюций главы администрации г. Тулы, первого заместителя главы администрации г. Тулы, заместителей главы администрации г. Тулы и руководителя аппарата администрации г. Тулы начальнику управления делопроизводства администрации г. Тулы Т. поручено в срок до 27.12.2021 г. разработать справочник-классификатор резолюций главы администрации г. Тулы, первого заместителя главы администрации г. Тулы, заместителей главы администрации г. Тулы и руководителя аппарата администрации г. Тулы в соответствии с актуальным распределением полномочий; поддерживать актуальность справочника в течение суток после внесения изменений в распоряжение «О распределении обязанностей между главой администрации г. Тулы, его заместителями и руководителем аппарата администрации г. Тулы; ответственным за подготовку проектов резолюций назначить управление делопроизводства администрации г. Тулы, также постановлено внести до 27.12.2021 г. внести соответствующие изменения в инструкцию по делопроизводству и должностные инструкции ответственных сотрудников управления делопроизводства.

Исходя из анализа содержания оспариваемого приказа применительно к выше приведённым нормативным правовым актам муниципального образования г. Тула, а также возложенным на управление делопроизводства функциям, а на начальника управления обязанностям, о которых Т. в силу исполнения своих полномочий была осведомлена, суд приходит к выводу, что поручение руководителя аппарата администрации г. Тулы ФИО15 в приказе от » выдано им в пределах своих полномочий, не противоречит должностным обязанностям Т.. по занимаемой ею должности, указанным в должностной инструкции, и функциям управления делопроизводства, выполнение указанного задания не являлось дополнительной работой ни для Т. не входящей в ее должностные обязанности, ни для управления в целом.

При этом, исходя из объема полномочий занимаемой должности, Т. при выполнении данного задания вправе была организовать работу путем привлечения служащих управления, на что прямо указано в приказе.

Доводы истца о нечетком указании задания в приказе ничем объективно не подтверждены, сведений об обращении ее за разъяснениями в целях исполнения указанного приказа к непосредственному руководителю, иным должностным лицам, об отказе в таких разъяснениях в материалах дела не содержится. Обращение к главе г. Тулы ФИО18., копия которого находится в материалах дела, содержит лишь требования истца об отмене данного приказа как незаконного, возлагающего, по его мнению, на управление делопроизводства дополнительные функции.

Вместе с тем, как следует из карточки контроля к документу руководителем аппарата администрации г. Тулы ФИО15. исполнение п. 1 оспариваемого приказа принято без замечаний, о чем свидетельствует его резолюция от ДД.ММ.ГГГГ г. о снятии п. 1 приказа от -р с контроля.

Поскольку каких-либо допустимых и относимых доказательств нарушения оспариваемым приказом трудовых прав истца суду не представлено, оснований для признания указанного приказа незаконным суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части ФИО1 надлежит отказать.

Проверяя доводы и возражения сторон в части применения к истцу работодателем действий дискриминационного характера, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.

В силу положений ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. В свою очередь разъяснения, содержащиеся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 1, определяют, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" в соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Разрешая настоящий спор, исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что доводы истица в обоснование своих требований в указанной части не свидетельствуют о дискриминации в отношении него со стороны работодателя.

Судом установлено, что снижение ФИО1 размера ежемесячного денежного поощрения основано на ошибочном, по мнению суда, толковании и применении работодателем норм федерального и регионального законодательства, определяющего порядок и условия дополнительных выплат муниципальным служащим.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о проявлении в отношении истца дискриминации при установлении ежемесячного денежного поощрения со стороны работодателя на основании каких-либо личных неприязненных отношений, признаках социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, материалы дела не содержат.

Доводы истца об оскорблениях со стороны руководителя аппарата администрации г. Тулы в данном случае правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку тот представителем нанимателя не является. Кроме того, право на защиту от его действий истец реализовал в административном порядке, о чем свидетельствует копия постановления судьи Центрального районного суда г. Тулы от 13.05.2022 г. о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.61 КоАП РФ.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Установленный судом факт нарушения трудовых прав Т. в частности, права на справедливое вознаграждение за труд, свидетельствует о причинении истцу морального вреда неправомерными действиями ответчика и является основанием для взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца.

Исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины работодателя, характера нарушения прав истца и причиненных ей нравственных страданий, требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с администрации г. Тулы в пользу ФИО52., суд определяет в размере руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Т. к администрации г. Тулы о признании незаконными приказа, распоряжения удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение главы администрации г. Тулы от 30.12.2021 г. № 2/390-р «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения Т.

Взыскать с администрации г. Тулы в пользу ФИО50 недоплаченную сумму ежемесячного денежного поощрения за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере коп., компенсацию морального вреда в размере руб., а всего взыскать коп.

В удовлетворении остальной части требований ФИО51 отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Прямицына

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.