ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-69(8 от 14.01.2019 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

66RS0056-01-2018-001513-92

Гражданское дело № 2-69(8)2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Тавда 14 января 2019 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Эйхман Л.А, с участием: заместителя прокурора Таборинского района Абдрахимова Д.Ж., представителя ответчика ФИО4, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО5, при секретаре судебного заседания Варыгине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таборинского района Свердловской области к администрации Кузнецовского сельского поселения об обязании отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ года «О приеме ФИО5 на работу», о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года с ФИО5 ФИО14,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Таборинского района Свердловской области Д.Ж. Абдрахимов обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кузнецовского сельского поселения, в котором просит обязать ответчика отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме ФИО5 на работу», срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО5, расторгнуть незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Таборинского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности администрации Кузнецовского сельского поселения, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с приказом главы Кузнецовского сельского поселения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу» ФИО1 принята на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания». С ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ заключен срочный трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в культурно-досуговых организациях, центрах (домах народного творчества), дворцах и домах культуры, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях культурно - досугового типа установлены разделом V Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн. Согласно справочнику требования к должности директора: высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях, а также в органах управления культурой не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 5 лет. В нарушение указанных требований закона, главой Кузнецовского сельского поселения ФИО4 принята на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» ФИО5, у которой отсутствует соответствующее образование. ДД.ММ.ГГГГ прокурором по фактам вышеуказанных нарушений закона в адрес главы Кузнецовского сельского поселения вносилось представление. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру поступил ответ за от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО5 объявлено замечание. По настоящее время, в нарушение требований действующего законодательства должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» занимает ФИО5 На основании п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Используя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку назначение на руководящую должность лица, не имеющего соответствующего образования, противоречит закону и нарушает права неопределенного круга лиц, отвечающих специальным квалифицированным требованиям для замещения должности директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания», но не имеющих возможность на ней работать, в связи с замещением этой должности ФИО5, в связи с чем просит суд обязать администрацию Кузнецовского сельского поселения отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме ФИО5 на работу». Срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 расторгнуть незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Абдрахимов Д.Ж. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал полностью, просил требования удовлетворить полностью.

Представитель ответчика глава администрации Кузнецовского сельского поселения ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснил, что при приеме ФИО5 на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» учитывалось наличие у неё среднего профессионального образования и опыт работы более 26 лет. Однако, в ходе судебного разбирательства исковые требования прокурора признал с учетом того, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" и принятая в соответствии с данным справочником должностная инструкция директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» предусматривают, что на должность работника культуры категории руководитель может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое), которого у ФИО5 не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 с исковыми требованиями была не согласна по тем основаниям, что должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» она занимает на протяжении более 27 лет, до настоящего времени вопрос о несоответствии занимаемой должности в связи с отсутствием высшего профессионального образования не возникал. На протяжении всего времени нахождения на данной должности, она неоднократно проходила курсы повышения квалификации, о чём имеются многочисленные сертификаты и удостоверения. Регулярно проходит аттестацию в соответствии с занимаемой должностью и присвоении квалификационной категории, последнюю аттестацию прошла в декабре 2014 года и на данный момент имеет высшую квалификационную категорию. В 2018 году поступила в Челябинский Государственный институт культуры на факультет «Социально-досуговая деятельность», в октябре 2018 года успешно прошла первую сессию. Занимая должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания», она добросовестно и в полном объеме выполняет свои должностные обязанности, имеет многочисленные поощрения, благодарственные письма, почетные грамоты от Министерства Культуры, глав МО, медали и знаки отличия, присвоено звание «Ветеран труда». В соответствии пп. 10 п. 1 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 251н, а также п. 10 Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ/В-2253, она могла быть назначена на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» по рекомендации аттестационной комиссии, как лицо, обладающее достаточным практическим опытом и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на неё должностные обязанности.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

В соответствии с частью первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии".

В соответствии с пунктом 2 названного справочника квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии (далее - квалификационные характеристики) предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций культуры, искусства и кинематографии независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

В силу пункта 5.2.1 указанного справочника установлены требования к квалификации по должности директора культурно-досуговой организации клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системы, парков культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организаций. Такими требованиями являются: Высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях, а также в органах управления культурой не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 5 лет.

Согласно подпункту 10 пункта 1 названного справочника, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Судом установлено, что приказом администрации Кузнецовского сельского поселения в лице её главы ФИО4 о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принята на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кузнецовского сельского поселения в лице главы Кузнецовского сельского поселения ФИО4 с ФИО5, назначенной на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания», заключен срочный трудовой договор на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно диплому БТ , выданному ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 (в настоящее время ФИО5), регистрационный , ФИО2 в 1980 году окончила полный курс Ирбитского совхоза-техникума по специальности ветеринарный фельдшер. Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО2 присвоена квалификация ветеринарный фельдшер.

Из записей, имеющихся в трудовой книжке АТ-II , выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО5 (ФИО2) М.А., имеющей среднее специальное образование, специальность ветфельдшер, а также выписке из трудовой книжки, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принята директором «ФИО3 Сельского Дома Культуры» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в администрацию Кузнецовского сельского поселения <адрес>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора Кузнецовского Дома Культуры по 12 разряду ЕТС первой квалификационной категории. ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в МУК «Кузнецовский сельский Дом культуры» и ДД.ММ.ГГГГ назначена директором. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переименование организации, назначена директором МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания». ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 присвоена высшая квалификационная категория. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 на основании дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ переведена на срочный трудовой договор на срок со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначена на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» по срочному трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основание – распоряжение о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с проведенными надзорными мероприятиями прокуратурой Таборинского района Свердловской области в адрес Главы администрации Кузнецовского сельского поселения 05 июля 2018 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе по факту принятия ФИО5 на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» в отсутствие соответствующего образования.

Письмом от 03 августа 2018 года на имя прокурора Таборинского района глава администрации Кузнецовского сельского поселения указал, что при заключении с ФИО5 трудового договора сроком с 01 января 2018 года по 31 января 2019 года учитывалось наличие у ФИО5 среднего профессионального образования технического направления и опыт предыдущей работы в должности руководителя учреждения культуры с 25 января 1991 года по 31 декабря 2017 года. По мнению администрации Кузнецовского сельского поселения ФИО5 соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам культуры категории руководитель.

Вместе с тем, в соответствии с должностной инструкцией директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания», утвержденной Главой Кузнецовского сельского поселения, должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» относится к категории руководителей, назначение на должность директора и освобождение от должности осуществляется распоряжением главы Кузнецовского сельского поселения (п. 1.1.). На должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет. В случае отсутствия стажа работы, установленного требованиями к квалификации, учитывается практический опыт работы в культурно-досуговых организациях.

Суд, исследовав представленные доказательства, в том числе, сведения о стаже работы и образования ФИО5, приходит к выводу о том, что как на момент назначения на должность, так и на момент рассмотрения данного гражданского дела у ФИО5 отсутствует высшее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое). Данные обстоятельства не оспариваются и признаются ответчиком и третьим лицом ФИО5

Таким образом, при назначении 29 декабря 2017 года ФИО5 на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» ответчиком нарушены правила заключения трудового договора, в связи с чем, заключенный с ФИО5 трудовой договор подлежит прекращению в порядке статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеприведенный Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" является нормативным правовым актом, который подлежит применению к спорному правоотношению, содержит обязательное требование к квалификации по должности директора культурно-досуговой организации клубного типа (централизованной (межпоселенческой) клубной системы, парков культуры и отдыха, городских садов, других аналогичных культурно-досуговых организаций - Высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое, гуманитарное). При этом, то обстоятельство, что ФИО5 в 2018 году (после назначения на должность) поступила в высшее учебное образовательное учреждение культуры, а также прохождение ею курсов повышения квалификации, аттестаций на соответствие занимаемой должности до периода назначения её на должность категории руководителя культуры приказом от 29 декабря 2017 года, наличие у неё высшей квалификационной категории и награждений за выполнение должностных обязанностей, не исключает прекращение трудового договора в порядке статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ссылка ФИО5 на положения пп. 10 п. 1 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 марта 2011 года N 251н, п. 10 Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 апреля 2016 года № 14-0/10/В-2253, в данном случае не состоятельна, поскольку при назначении ФИО5 на должность директора МБУК «Кузнецовский Центр культурного и библиотечного обслуживания» на основании приказа администрации Кузнецовского сельского поселения № 87 от 29 декабря 2017 года, аттестационной комиссии по рекомендации ФИО5 на данную должность, не имеющей высшего профессионального образования (экономического, культуры и искусства, педагогического), не проводилось, доказательств обратного суду не представлено.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, установив, что ответчиком при заключении с ФИО5 трудового договора № 1 от 01 января 2018 года нарушены требования трудового законодательства, исковые требования прокурора о возложении на администрацию Кузнецовского сельского поселения обязанности отменить приказ № 87 от 29 декабря 2017 года «О приеме ФИО5 ФИО12 на работу» и расторгнуть трудовой договор № 1 от 01 января 2018 года с ФИО5 ФИО13 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Таборинского района Свердловской области к администрации Кузнецовского сельского поселения о возложении обязанности отменить приказ № 87 от 29 декабря 2017 года «О приеме ФИО5 на работу», расторгнуть заключенный с ФИО5 срочный трудовой договор № 1 от 01 января 2018 года удовлетворить.

Обязать администрацию Кузнецовского сельского поселения отменить приказ № 87 от 29 декабря 2017 года «О приеме ФИО5 ФИО11 на работу», расторгнуть трудовой договор № 1 от 01 января 2018 года с ФИО5 ФИО10.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 18 января 2019 года.

Решение составлено в совещательной комнате машинописным способом.

Мотивированное решение составлено 18 января 2019 года.

Председательствующий судья Эйхман Л.А.