Дело №2а-139/2022
УИД-20RS0№2-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
24 марта 2022 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
Председательствующего - судьи Даудова С.С.,
с участием помощника прокурора ЧР ФИО5,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЧР в порядке ст. 39 и ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие администрации,
У С Т А Н О В И Л:
ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке ст. 39 и ст. 218 КАС РФ.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведен анализ исполнения администрацией Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района (далее – Администрация) законов при реализации национального проекта «Цифровая экономика», в результате которого выявлены нарушения, требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- Федеральный закон № 210-ФЗ), предоставление муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;
Пунктом 6 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Частью 2 ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах, подача запроса о предоставлении муниципальной услуги и иных документов, необходимых для его предоставления, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в их предоставлении, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру (ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 210-ФЗ).
Пунктом 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№2 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, получение результата предоставления услуги, осуществление оценки качества предоставления услуги.
Пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики определены в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№2 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и в Паспорте национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённом ДД.ММ.ГГГГ президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№2 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.
Реализация федерального проекта предполагает обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики, обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных.
Между тем Администрацией предоставление муниципальных услуг в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики и официального сайта органа местного самоуправления в сети «Интернет» не осуществляется. План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не разработан и не утвержден.
Необходимо отметить, что по аналогичным фактам прокуратурой района в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. При этом устранение нарушения законов не обеспечено.
Приведенные обстоятельства препятствуют реализации задач национального проекта «Цифровая экономика» по переходу на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством.
Несоблюдение требований закона по переходу на оказание муниципальных услуг в электронной форме влечет нарушение прав граждан, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Признать незаконным бездействие администрации Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района, в части непредоставления муниципальных услуг в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики и официального сайта органа местного самоуправления в сети «Интернет». Не разработки и утверждения план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Обязать администрацию Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района разработать, утвердить и реализовать план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики и официального сайта Администрации в сети «Интернет», в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела глава Бороздиновского сельского поселения ФИО4 в судебное заседание не явился, представителя в суд не направил. Глава сельского поселения ФИО4 представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора ЧР ФИО5 поддержал административное исковое заявление прокурора и просил удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.
Согласно заявлению главы Бороздиновского сельского поселения ФИО4, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно заявлению главы Бороздиновского сельского поселения ФИО4, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.
В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора ЧР в порядке ст. 39 и ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействия администрации - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района, в части не предоставления муниципальных услуг в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики и официального сайта органа местного самоуправления в сети «Интернет». Не разработки и утверждения план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.
Обязать администрацию Бороздиновского сельского поселения Шелковского муниципального района разработать, утвердить и реализовать план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики и официального сайта Администрации в сети «Интернет», в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Даудов
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.