ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-69.2019 от 12.04.2019 Сарапульского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2- 69.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 апреля 2019 года <адрес>

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Старковой А. С.,

при секретаре ФИО2,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> УР ФИО4, а также представителей ответчиков ООО «УдмЭкоТранс»- ФИО7, ФИО3, представителя ответчика Администрации МО «<адрес>»- ФИО6, представителя третьего лица- Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР-ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «УдмЭкоТранс», Обществу с ограниченной ответственностью «ГрандКарьер», Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, недействительными, признании незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 и снятии их с кадастрового учета, признании недействительными договора аренды от 01.11.2013г. -юр и дополнительных соглашений к нему от 16.05.2016г. и от октября 2016 года , заключенных между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер», признании недействительным договора передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенный между ООО «ГрандКарьер» и ООО “УдмЭкоТранс”,

установил:

<адрес> УР обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «УдмЭкоТранс», Обществу с ограниченной ответственностью «ГрандКарьер», Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, недействительными, признании незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 и снятии их с кадастрового учета, признании недействительными договора аренды от 01.11.2013г. -юр и дополнительных соглашений к нему от 16.05.2016г. и от октября 2016 года , заключенных между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер», признании недействительным договора передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенного между ООО «ГрандКарьер» и ООО «УдмЭкоТранс».

Исковые требования мотивированы тем, что между администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер» заключен договор аренды земельного участка от 01.11.2013г. -юр, согласно которому обществу с ограниченной ответственностью «ГрандКарьер» предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 площадью 654415 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для пчеловодства, по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», уч. .

Дополнительным соглашением от 16.05.2016г. из указанного земельного участка выделен земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 площадью 30000 кв.м. по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», уч. А.

Распоряжением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ-р земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 площадью 30000 кв.м. переведен из земель сельхозназначения в категорию земель промышленности, в связи с чем к договору аренды заключено дополнительное соглашение от октября 2016 года.

Договором передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г. права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды переданы обществу с ограниченной ответственностью «УдмЭкоТранс».

Все вышеуказанные договоры зарегистрированы в установленном порядке в органах Росреестра.

Земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 начальной площадью 654415 кв.м. сформирован в результате межевания и поставлен на кадастровый учет 19.09.2013г. Однако при межевании допущено нарушение требований ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), а именно, местоположение границ, в т.ч. между точками Н40-Н41 и 38-39 межевых планов, не согласовано с собственником, т.е. с РФ. В результате этого земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 оказался расположен на землях государственного лесного фонда.

Указанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности РФ на земли лесного фонда от 30.05.2013г., согласно которому кварталы 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества полностью входят в категорию земель лесного фонда, письмом ГКУ УР «Сарапульское лесничество» от 18.11.2016г., письмом МЛХ УР от 26.05.2017г., материалами лесоустройства, из которых следует, что земельный участок покрыт лесной растительностью.

Учитывая, что первоначальный земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 сформирован незаконно, то и все последующие действия с данным участком (аренда, разделение на два участка, передача прав) являются незаконными.

Следовательно, переданные по оспариваемому договору земельные участки с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 расположены на землях государственного лесного фонда Российской Федерации.

В частности, земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 расположен в выделах 12-15, 52, 55 квартала 124 и выделах 1-6, 49 квартала 126, а земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 расположен в выделе 1 квартала 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества.

С учетом положений норм гражданского законодательства признание договора аренды земельного участка от 01.11.2013г. -юр и дополнительных соглашений к нему влечет недействительность последующего договора передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенного между ООО «ГрандКарьер» и ООО «УдмЭкоТранс».

Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (данная норма действовала и на момент заключения договора аренды) участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07,1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Следовательно, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не могут быть признаны единственно верными доказательствами для отнесения земель к определенной категории, так как такие сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих соответствующими полномочиями ( ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", до 01.01.2017г. ст. 20 Закона № 221-ФЗ).

При этом отсутствие кадастрового учета земель лесного фонда на момент заключения договора аренды (земли лесного фонда на территории Сарапульского лесничества поставлены на кадастровый учет лишь 14.03.2014г.), не свидетельствует о невозможности установить наложение спорного земельного участка на земельный участок Российской Федерации, поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения спорного земельного участка в границах Сарапульского участкового лесничества, право собственности на земли которого зарегистрировано за Российской Федерацией.

Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельные участки с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, и как лесной участок с кадастровым (условным) номером 18-18-17/019/2008-556, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Между тем, при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 не были учтены данные государственного лесного реестра, карты и планы материалов лесоустройства.

В силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления муниципальных районов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Однако администрацией МО «<адрес>» при распоряжении указанными земельными участками, последние безосновательно отнесены к землям неразграниченной государственной собственности.

Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в составе предоставленного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-юр земельного участка возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда не прекращалось, перевод спорного участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном законодательством РФ, не осуществлялся.

При таких обстоятельствах администрация МО «<адрес>» не имела полномочий по распоряжению спорными земельными участками, независимо от постановки их на кадастровый учет.

Поскольку часть лесного фонда была утрачена помимо воли его собственника (РФ), то спорные земельные участки в силу ст. 301-302 ГК РФ подлежат истребованию из чужого владения, с передачей земельного участка в собственность Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, прокурор <адрес> УР просит суд: признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, недействительными; признать незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 и снять их с кадастрового учета; признать недействительными договор аренды от 01.11.2013г. -юр и дополнительных соглашений к нему от 16.05.2016г. и от октября 2016 года , заключенных между администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер»; признать недействительным договор передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенный между ООО «ГрандКарьер» и ООО «УдмЭкоТранс».

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> УР ФИО4 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснив, что границы земельного участка, которые были предоставлены ООО «УдмЭкоТранс» в аренду не были согласованы с уполномоченными на то государственными органами, в связи с чем произошло наложение границ земельного участка в точках Н-40-Н41 с земельным участком лесного фонда. Данный факт подтверждает как лесоустроительная документация, так и заключение проведенной по данному делу судебной землеустроительной экспертизы. Учитывая, что первоначально сформированный земельный участок был сформирован незаконно, то и последующее его разделение на два участка, является незаконным. Земельные участки с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 входят в границы земель лесного фонда. На момент проведения межевания кадастровый инженер не мог увидеть пересечение границ земельных участков в публичной кадастровой карте, но законодательство обязывает кадастрового инженера руководствоваться не только публичной картой, но иными документами, картографическими материалами, имеющимися в органах местного самоуправления и других организациях, которые так или иначе связаны с тем земельным участков, который предполагается сформировать. Кроме того, постановление администрации МО «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ является лишь намерением заключить договор и поступило в прокуратуру <адрес> без договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-юр. <адрес> УР стало известно о заключенном договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-юр лишь ДД.ММ.ГГГГ из объяснения ФИО5 Только после этого, данный договор был истребован прокуратурой <адрес> УР. Таким образом, исходя из положений ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности о признании данного договора недействительным начинается не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ. А учитывая, что об обстоятельствах, являющегося основанием для признания сделки недействительной (о наложении земельного участка на земли гослесфонда), прокуратуре <адрес> УР стало известно лишь из письма Минлесхоза УР ДД.ММ.ГГГГ, то срок исковой давности следует исчислять с этой даты. Материальный истец – Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> узнало о нарушении прав Российской Федерации лишь после получения ими письма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем Межрегиональное территориальное управление направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> о возможности предъявления искового заявления в суд. Исковое заявление прокурора <адрес> о признании результатов межевания недействительными, незаконной постановке на кадастровый учет и признании сделок недействительным и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок исковой давности для признания сделки недействительной не истек.

В судебное заседание истец Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> не явилось, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснив в письменном виде по существу заявленных требований следующее: истец узнал о нарушении своих прав лишь после получения письма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка -ю от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «Гранд Карьер», и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка -юр от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «Гранд Карьер» в адрес Межрегионального управления не поступали. После получения письма от прокуратуры <адрес> Межрегиональное территориальное управление направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> о возможности предъявления искового заявления в суд. Исковое заявление прокурора <адрес> о признании результатов межевания недействительными, незаконной постановке на кадастровый учет и признании сделок недействительными поступило ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок исковой давности для признания сделки недействительной не истек. В соответствии с вышеизложенным, ходатайство Администрации МО «<адрес>» о применении срока исковой давности является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО6, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснив, что в августе 2013 года ООО «Гранд Карьер» обратился с заявлением предоставить земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 (далее участок) в аренду. В сентябре 2013 года Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий из земель государственной собственности кадастрового квартала 18:18:003001 из категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», уч. , площадью 654415 кв.м. Согласно представленной схеме заявителем, в границах указанного участка земли лесного фонда не входили. Земельный участок за Российской Федерацией поставлен на кадастровый учет под условным номером, то есть границы и местоположение на тот момент были ориентировочные и не стояли в координатах. В схеме координат характерных точек предоставленной заявителем не были указаны координаты, и законодательство на тот момент не требовало указывать координаты в схеме. Согласование границ со смежными землепользователями должен был провести кадастровый инженер, который готовил межевой план. Таким образом, Администрация утвердила схему расположения земельного участка сельскохозяйственного назначения, в которую не входили земли лесного фонда, на основании чего был заключен договор аренды -ю от ДД.ММ.ГГГГ, который не противоречил законодательству. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» направила копию нормативно-правовых актов, принятых Администрацией МО «<адрес>» в прокуратуру <адрес> для ознакомления. Срок исковой давности по данному исковому заявлению следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента когда прокуратура <адрес> УР получила Постановление Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», участок » на земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для пчеловодства, площадью 654415 кв. м, расположенный по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», участок , то есть прокурор знал, что будет заключен договор аренды на данный земельный участок. Срок исковой давности для обращения в суд о признании договора аренды земельного участка недействительным истек. Таким образом, требования прокурора <адрес> УР предъявлены за пределами срока. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в том числе и в связи с истечением срока исковой давности.

В судебном заседании представитель ООО «УдмЭкоТранс» ФИО7, действующий на основании ордера исковые требования не признал, пояснив, что ООО «УдмЭкоТранс» полностью поддерживает доводы ООО «ГЗЦ», изложенные в пояснениях по заявленному иску, а именно: согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304 ни с кем, кроме Администрации МО «<адрес>» УР не требовалось, поскольку данный участок был образован из земель, находящихся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, а не лесного фонда. На момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304 в ГКН отсутствовали сведения о границах лесного участка из земель лесного фонда (равно как и эти сведения отсутствовали на момент проведения землеустроительной экспертизы.) При таких обстоятельствах результаты землеустроительной экспертизы не могут быть приняты во внимание. ООО «УдмЭкоТранс» полностью поддерживает доводы Администрации МО «<адрес>» УР, изложенные в ходатайстве о применении исковой давности. ООО «УдмЭкоТранс» также заявляет о применении в настоящем деле срока исковой давности. К исковым требованиям, заявленным по настоящему делу, применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 был поставлен на кадастровый учет в ГКН ДД.ММ.ГГГГ В силу действующего законодательства РФ сведения ГКН и ЕГРП (в настоящее время ЕГРН) являются открытыми, любое лицо вправе заказать сведения из ЕГРН о любом земельном участке. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был узнать о нарушении своего права фактом постановки на кадастровый учет спорного земельного участка. Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-юр, заключенный между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер», был зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был узнать о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права- ООО «ГрандКарьер». Следовательно, исковая давность по настоящему делу должна исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с этой даты все обстоятельства, перечисленные в статье 200 ГК РФ должны быть известны истцу. В любом случае, исковая давность по настоящему делу должна исчисляться не позднее ДД.ММ.ГГГГ, когда истцом от Администрации МО «<адрес>» УР были получены копии нормативно-правовых актов, принятых Администрацией МО «<адрес>» в ноябре 2013 года на бумажном носителе. К данному письму был приложен реестр и копии постановлений с по , при этом в данном реестре, однозначно, было постановление Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», участок » на земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для пчеловодства, площадью 654415 кв. м, расположенный по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», участок , поскольку данное Постановление имеет . Обратного истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не доказано. Из данного постановления истец точно узнал, как образовании земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304, так и о предстоящем заключении договора аренды на данный земельный участок с ООО «ГрандКарьер». Следовательно, даже если исходить из самого позднего из возможных моментов начала течения срока исковой давности- с ДД.ММ.ГГГГ, то и в этом случае срок исковой давности истек ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, с иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности. Кроме того, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-юр, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и ООО «Гранд Карьер» был зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежность земельного участка с кадастровым номером18:18:003001:304 к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (а именно: указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения), а не со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. И последующий выдел из земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304 земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:422 правовой ситуации не изменяет, поскольку исходный участок как относился к землям сельскохозяйственного назначения, так и относится и в настоящее время. С учетом специальной нормы, установленной частью 3 статьи 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «О переводе земель земельных участков из одной категорию в другую», доводы истца, что спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда, являются несостоятельными, а результаты проведенной по делу землеустроительной экспертизы не имеют правового значения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебное заседание ответчик ООО «Гранд Карьер» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР- ФИО8, действующая на основании доверенности исковые требования прокурора <адрес> УР поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, пояснив, что границы земель лесного фонда пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, о чем представила заключение Федерального агентства лесного хозяйства.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно спора на стороне истца- Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту- ФГБУ “ФКП Росреестра”) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, пояснив по существу заявленных требований следующее: земельный участок с кадастровым номером: 18:18:003001:304, площадью 624 415 кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и приложенного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок расположен по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», участок , на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для пчеловодства». Земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 площадью 30 000 кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и приложенного межевого плана ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок расположен по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», участок А, на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием «нефтехимическая промышленность» (код 6.5.)- размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия. Земельные участки лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости не учтены, в связи с чем Филиалу не представляется возможным выявить наложение вновь образуемых земельных участков на земли лесного фонда. Межевые планы, подготовленные в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, соответствовали требованиям законодательства, действовавшего на момент их подготовки. Таким образом, основания для приостановки либо отказа в постановке на кадастровый учет, предусмотренные ст. 26,27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ( в редакции действовавшей на момент постановки на кадастровый учет) отсутствовали. В случае признания результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 недействительными и признания незаконной постановку на кадастровый учет указанных земельных участков, сведения о таких земельных участках необходимо исключить из ЕГРН, что в свою очередь делает невыполнимыми требования о внесении изменений относительно категории в сведения о земельных участках и их передаче ответчиком в собственность РФ.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований- Общество с ограниченной ответственностью «Городской землеустроительный центр» ( далее по тексту- ООО «ГЗЦ»), кадастровый инженер ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, пояснив по существу заявленных требований следующее: ООО «ГЗЦ» по заданию ООО «ГрандКарьер» проводило кадастровые работы, связанные с подготовкой Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. На момент подготовки схемы на территории <адрес> действовало Постановление Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории», с учетом которого осуществлялась подготовка схемы. По заданию была подготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и вместе с координатами характерных точек границ земельного участка передана заказчику. Земельный участок, подлежащий образованию, располагался на территории МО «Дулесовское» и входил в состав земель сельскохозяйственного назначения. Площадь образуемого участка в соответствии со схемой, была определена в размере 654 415 кв.м. В качестве исполнителя схемы выступал ФИО9 (в ООО «ГЗЦ» больше не работает). Сама по себе схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории подлежала обязательному утверждению Администрацией МО «<адрес>». Таким согласованием занимался сам заказчик. Без соответствующего утверждения уполномоченным органом, схема не имеет правового значения и является скорее техническим документом, на котором отражены основные характеристики и сведения об образуемом земельном участке. Координаты характерных точек границ земельного участка на самой схеме не отражались и выдавались отдельным документом ( в соответствии с действовавшими требованиями и сложившейся практикой). В пункте 8 решения <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ “Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности или в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством” закреплено, что при отсутствии оснований для отказа Администрация в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка в орган государственного кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ постановлением и.о. главы Администрации МО «<адрес>» «Об утверждении схемы расположения земельного участка из земель государственной собственности, по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», участок на кадастровом плане территорий», была утверждена подготовленная ООО «ГЦЗ». Кроме того, схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территорий была согласована начальником отдела земельных отношений Администрации МО «<адрес>» ФИО10ДД.ММ.ГГГГ Заказчик ООО «Гранд Карьер» обратилось в ООО «Городской землеустроительный центр» для формирования земельного участка на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО1, работающей в ООО «ГЗЦ» был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовский», массив «Дулесовский», участок . В самом межевом плане было отражено, что при его подготовке использована Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. А в заключении кадастровый инженер дополнительно отразил, что в точках н1н2---н40-н41 границы согласованы Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Межевой план был подписан заказчиком сдан в кадастровую палату для постановки образованного земельного участка на кадастровый учет через портал Росреестра. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен . Учитывая, что Администрация МО «<адрес>» утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласование границ земельного участка в координатах Н40-Н41 и 38-39 не требовалось. В апреле 2016 г. по заданию ООО «ГрандКарьер» была подготовлена Схема расположения земельного участка на КПТ в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304 и формирования двух земельных участков. Схема была предоставлена ООО «ГрандКарьер» с целью последующего ее представления в Администрацию МО «<адрес>» для утверждения. Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Схема была утверждена. С учетом этого, был подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304, находившегося в аренде ООО «Град Карьер», и постановка на кадастровый учет нового земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:422 и изменение границ участка с кадастровым номером 18:18:003001:304. У кадастрового инженера не было сведений о том, что формируемый земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 попадает в состав земель лесного фонда. В ГКН отсутствовали сведения о границах лесных участков. В публичном доступе такая информация также отсутствовала. При этом именно Администрация МО «<адрес>» должна располагать такими сведениями, а при наличии каких-либо сомнений, надлежало эти сведения уточнить, согласовав схему уполномоченным органом в области лесничества, либо запросив у них соответствующую информацию.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Управление Росреестра по УР в суд не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация МО «Дулесовское», Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Судом рассмотрено дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора, обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер» заключен договор аренды земельного участка -юр, согласно которому обществу с ограниченной ответственностью «ГрандКарьер» предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 площадью 654415 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для пчеловодства, по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», уч. .

ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи земельный участок передан в использование ООО «ГрандКарьер».

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О разделе земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:304 и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий», земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304, общей площадью 654415 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, территория муниципального образования «Дулесовское» массив «Дулесовский», уч.121, находящийся в аренде у ООО «ГрандКарьер» по договору аренды земельного участка, государственная собственности на который не разграничена -юр от ДД.ММ.ГГГГ разделен на два земельных участка с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, утверждена схема расположения земельных участков, установлена категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для пчеловодства.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в договор аренды земельного участка, государственная собственности на который не разграничена -юр от ДД.ММ.ГГГГ года», Дополнительным соглашением от 16.05.2016г. из указанного земельного участка выделен земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 площадью 30000 кв.м. по адресу: УР, <адрес>, территория МО «Дулесовское», массив «Дулесовский», уч. А.

Распоряжением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ-р, на основании которого Администрация МО «<адрес>» вынесло постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в договор аренды земельного участка, государственная собственности на который не разграничена -юр от ДД.ММ.ГГГГ года», земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 площадью 30000 кв.м. переведен из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для пчеловодства в категорию земель промышленности, с видом разрешенного использования: нефтехимическая промышленность, в связи с чем к договору аренды заключено дополнительное соглашение от октября 2016 года.

Договором передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г. права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды переданы обществу с ограниченной ответственностью «УдмЭкоТранс».

Все вышеуказанные договоры зарегистрированы в установленном порядке в органах Росреестра.

Земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 начальной площадью 654415 кв.м. сформирован в результате межевания и поставлен на кадастровый учет 19.09.2013г.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности РФ на земли лесного фонда от 30.05.2013г. № <адрес>2, кварталы 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества полностью входят в категорию земель лесного фонда.

В соответствии с письмом ГКУ УР «Сарапульское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно материалов лесоустройства 2001 года лесной массив на территории земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 входит в Государственный лесной фонд как кварталы выдела 12-15 и выдела 1-6,49. Однако постановка на кадастровый учет Гослесфонда произведена ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее на полгода под , куда не вошли части кварталов 124,126, в том числе и вышеперечисленные участки.

Письмом Министерства лесного хозяйства УР от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного прокурору <адрес> УР, земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:422 частично расположен в границах земель лесного фонда в части квартала 126 (часть выдела1) Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества и относится к защитным лесам категории ценных лесов (запретные полосы лесов расположенные вдоль водных объектов) ориентировочной площадью 1,5 га; земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 расположен в границах земель лесного фонда в части квартала 124 (выд.12-15,52,55), в квартале 126 (выд.1,2,3,4,5,6,49) Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества и относится к защитным лесам категории лесов расположенных в водоохранных зонах и ценных лесов (запретные полосы лесов расположенные вдоль водных объектов).

В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от ДД.ММ.ГГГГ границы земель лесного фонда пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 (площадь пересечения 478 398 кв.м.) и 18:18:003001:422.(площадь пересечения 17092 кв.м.)

Исследовав представленные доказательства, заключение судебной землеустроительной экспертизы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утв. Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

В соответствии ч.1 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ч.1 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ, предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В соответствии ч.3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Пунктом 1 части 6 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.

В соответствии ч.7 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

В результате проведенной ООО «Кадастровое Агентство «Земельная артель+» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебной землеустроительной экспертизы, эксперт пришел к выводу о том, что имеется наложение границ земель, относящихся к лесному фонду в кадастровом квартале 18:18:003001 и земельных участков 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422. Площадь наложения земельных участков относящихся к землям лесного фонда в кадастровом квартале 18:18:003001 в границах земельного участка с кадастровым номером 18:18:003001:422 составляет 26836 кв.м. +- 2667 кв.м. Площадь наложения земельных участков относящихся к землям лесного фонда в кадастровом квартале 18:18:003001 в границах земельного участка 18:18:003001:304 составляет 506587 кв.м. +- 12456 кв.м. Площадь наложений определена в составе выделов 12.15,52,55 квартала 124; выделов 1-6,49 квартала 126 в кадастровом квартале 18:18:003001. Наложение границ земельных участков произошло в связи с несоблюдением кадастровым инженером порядка согласования местоположения границ образуемого земельного участка. Межевой план от ДД.ММ.ГГГГ выполнен с нарушением требований законодательства. Межевой план от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 18:18:003001:304 имеет общую (смежную) часть границы с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 18:18:000000:5079 (802).

Данное заключение эксперта суд берет за основу при вынесении решения, поскольку эксперт обладает необходимой квалификацией и опытом работы, что не доверять заключению эксперта оснований не имеется, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта основаны на полном исследовании обстоятельств дела, а также на результатах специальных измерений на земельных участках сторон настоящего спора, которым дан соответствующий анализ; экспертом приведено подробное, полное, мотивированное обоснование своих выводов; выводы являются последовательными, оснований сомневаться в них суд нее усматривает.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что при межевании ДД.ММ.ГГГГ был нарушен порядок и проведение межевания, выразившиеся в не извещении заинтересованных лиц и отсутствия согласования с истцом (Российской Федерацией) границ объекта землеустройства на местности при проведении межевания. Наличие указанного нарушения свидетельствует о незаконности результатов межевания.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ч.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что не исключается возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. № 22-ФЗ (действовал до 07.12.2006г.), лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Из положений статей 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем по смыслу названной нормы права, данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статьям 6, 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого, его площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, истцом были представлены суду доказательства, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, такие как свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, выписки из таксационных описаний, кадастровые паспорта земельных участков, копий лесоустроительных планшетов, планы лесных насаждений, являющиеся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Согласно ч.2 ст.69.1 ЛК РФ и ч.VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 516, при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как установлено ст. 4.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в случае, если до ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (данная норма действовала и на момент заключения договора аренды) участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07,1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Следовательно, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не могут быть признаны единственно верными доказательствами для отнесения земель к определенной категории, так как такие сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих соответствующими полномочиями (ныне ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", до 01.01.2017г. ст. 20 Закона № 221-ФЗ).

Таким образом, ссылка ответчиков на то, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, а относятся к землям сельскохозяйственного назначения, отклоняются, как противоречащая материалам дела.

При этом отсутствие кадастрового учета земель лесного фонда на момент заключения договора аренды (земли лесного фонда на территории Сарапульского лесничества поставлены на кадастровый учет лишь 14.03.2014г.), не свидетельствует о невозможности установить наложение спорного земельного участка на земельный участок Российской Федерации, поскольку материалами дела подтверждается факт нахождения спорного земельного участка в границах Сарапульского участкового лесничества, право собственности на земли которого зарегистрировано за Российской Федерацией.

Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельные участки с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, и как лесной участок с кадастровым (условным) номером 18-18-17/019/2008-556, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Между тем, при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 не были учтены данные государственного лесного реестра, карты и планы материалов лесоустройства.

В силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления муниципальных районов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Однако администрацией МО «<адрес>» при распоряжении указанными земельными участками, последние безосновательно отнесены к землям неразграниченной государственной собственности.

Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в составе предоставленного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-юр земельного участка возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда не прекращалось, перевод спорного участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном законодательством РФ, не осуществлялся.

При таких обстоятельствах администрация МО «<адрес>» не имела полномочий по распоряжению спорными земельными участками, независимо от постановки их на кадастровый учет.

Поскольку часть лесного фонда была утрачена помимо воли его собственника (РФ), то спорные земельные участки в силу ст. 301-302 ГК РФ подлежат истребованию из чужого владения, с передачей земельного участка в собственность Российской Федерации.

Согласно ст.ст.8, 9 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Исходя из требований ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Во исполнение указанной процессуальной обязанности истцом доказано, что спорные земельные участки ответчика частично расположены на землях лесного фонда.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, лесоустроительную документацию, заключение судебной землеустроительной экспертизы с иными представленными сторонами доказательствами в соответствии с ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, поскольку в результате межевания часть спорных земельных участков входит в границы лесного фонда, а потому является собственностью Российской Федерации, следовательно, такое межевание проведено незаконно, в нарушение ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» о порядке согласования местоположения границ земельных участков. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для сохранения в государственном кадастре записи о данных земельных участках, в связи с чем они подлежат снятию с кадастрового учета, а договор аренды от 01.11.2013г. -юр и дополнительные соглашения к нему от 16.05.2016г. и от октября 2016 года , заключенные между администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер», договор передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенный между ООО «ГрандКарьер» и ООО «УдмЭкоТранс» подлежат признанию недействительными.

Доводы ответчиков об истечении срока давности по требованиям о признании сделок недействительными основаны на неверном толковании требований законодательства.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Постановление администрации МО «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ выражает лишь намерение заключить договор и поступило в прокуратуру <адрес> без договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-юр. <адрес> УР стало известно о заключенном договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-юр лишь ДД.ММ.ГГГГ из объяснения ФИО5 Только поле этого, данный договор был истребован прокуратурой <адрес> УР.

Таким образом, исходя из положений ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности о признании данного договора недействительным начинается не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ. А учитывая, что об обстоятельствах, являющегося основанием для признания сделки недействительной (о наложении земельного участка на земли Гослесфонда), прокуратуре <адрес> УР стало известно лишь из письма Минлесхоза УР ДД.ММ.ГГГГ, то срок исковой давности следует исчислять с этой даты.

Судом установлено, что материальный истец – Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> узнало о нарушении прав Российской Федерации лишь после получения ими письма <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем Межрегиональное территориальное управление направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> о возможности предъявления искового заявления в суд. Исковое заявление прокурора <адрес> о признании результатов межевания недействительными, незаконной постановке на кадастровый учет и признании сделок недействительным и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд делает вывод о предъявлении прокурором данного иска в пределах срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «УдмЭкоТранс», Обществу с ограниченной ответственностью «ГрандКарьер», Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, недействительными, признании незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 и снятии их с кадастрового учета, признании недействительными договора аренды от 01.11.2013г. -юр и дополнительных соглашений к нему от 16.05.2016г. и от октября 2016 года , заключенных между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер», признании недействительным договора передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенный между ООО «ГрандКарьер» и ООО “УдмЭкоТранс” удовлетворить.

Признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422, недействительными

Признать постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 18:18:003001:304 и 18:18:003001:422 незаконной и снять их с кадастрового учета.

Признать недействительными договор аренды от 01.11.2013г. -юр и дополнительных соглашений к нему от 16.05.2016г. и от октября 2016 года , заключенных между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «ГрандКарьер».

Признать недействительным договор передачи прав и обязанностей от 09.01.2017г., заключенный между ООО «ГрандКарьер» и ООО «УдмЭкоТранс».

Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате, может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А. С. Старкова