ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6914/2015 от 17.09.2015 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-6914/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2015 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Барабаш О.А., с участием административного истца Герасимовой А.В., представителя административного ответчика Комитета образования городского округа «Город Чита» Лукьяновой Н.А., действующей на основании доверенности от 29.07.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному иску Герасимовой А.В., действующей в интересах несовершеннолетней Сыркиной А.А. к Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования городского округа «Город Чита» о признании действий, бездействий незаконными, понуждению к действиям

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с указанным заявлением, указывая на следующее. Она является законным представителем Сыркиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ истцом, ее дочь была поставлена на учет для поступления в ДОУ. При постановке на учет желаемые ДОУ были указаны как 15,2,21,22,45. На ДД.ММ.ГГГГ ребенок административного истца соответствовал возрастной группе - раннего возраста и 1-ой младшей и в 2014 году имел право участвовать в распределении в указанные группы, однако из ответа председателя комитета образования КОИ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в период комплектования МБДОУ 22,21,45 набор в группу раннего возраста не осуществлялся. До настоящего времени место в ДОУ ребенку административного истца не предоставлено. Просит признать бездействия Администрации городского округа «Город Чита», Комитета образования городского округа «Город Чита» в решении вопроса устройства ее дочери в муниципальную дошкольную общеобразовательную организацию, признать действия Комитета образования городского округа «Город Чита» в отношении Постановления администрации городского округа «Город Чита» , п.3.12.1 – незаконными, возложить на Администрацию городского округа «Город Чита», Комитет образования городского округа «Город Чита» обязанность по решению вопроса устройства Сыркиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ в течении одного месяца, в муниципальную дошкольную организацию, закрепленную за территорией по месту жительства несовершеннолетней.

Администрация городского округа «Город Чита» в судебное заседание своего представителя не направила, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких либо ходатайств от указанного лица не поступало, в связи с чем рассмотрение дела возможно в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании административный истец требования, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, пояснив аналогичное, изложенному в заявлении. Дополнив, что бездействие Администрации городского округа «Город Чита» выражается в отсутствии строительства детских садов.

Представитель Комитета образования городского округа город «Чита» в судебном заседании пролагала требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его письменные материалы, приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из Положения о Комитете образования администрации городского округа "Город Чита" утвержденным Решением Думы городского округа "Город Чита" от 27.11.2008 N 209 (ред. от 25.12.2014), следует, что Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа по осуществлению полномочий в сфере образования, в том числе по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.

Аналогичное положение содержится в Федеральном законе 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " (п. 1 ч. 1 ст. 9).

В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ).

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).

При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного Закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

Во исполнение указанных требований закона Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» разработано Положение об организации деятельности комиссии по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита» по распределению детей в дошкольные образования г.Читы. Пунктом 3.2 Положения об организации деятельности комиссии установлено, что при комплектовании детей возраст определяется на 01 сентября.

Главой 3 Положения об организации приема заявлений, постановке на учет и зачислению детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита», утвержденного Приказом председателя комитета образования № 246 от 25.04.2014, определено, что в МДОУ направляются дети в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом даты регистрации в региональном информационном ресурсе «Е-услуги. Образование», права внеочередного и первоочередного получения места в МДОУ и нормативной наполняемости групп.

Таким образом, предоставление ребенку места в детском саду осуществляется по результатам автоматизированного комплектования информационного ресурса «Е-услуги. Образование», производится в порядке очередности, с учетом перечисленных условий.

В судебном заседании установлено, что Сыркиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в «Книге учета будущих воспитанников» и поставлена на очередь на получение места в ДОУ ,15,21,22,45.

Факт постановки единой комиссией по распределению детей в ДОУ Сыркиной А.А. на очередь для направления в детский сад подтверждает отсутствие какой-либо дискриминации и нарушения прав ребенка и его родителей.

Поскольку на 01 сентября 2014 ребенку исполнилось 1 год 11 месяцев и 3 дня, следовательно, она могла принимать участие в комплектовании групп раннего возраста в возрасте с 1,5 до 2 лет и с 2 до 3 лет (1-ой младшей), на что имеется указание в п.3.2 Положения об организации приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита».

Из представленных в суд сведений о комплектовании групп в детских садах на 2014-2015 год, следует, что набор детей в возрасте с 1,5 до 2 лет и с 2 до 3 осуществлялся в детские сады № 2 и 15, в ДОУ № 21,22,45 набор детей в указанные возрастные группы не осуществлялся (л.д._______), но направления были выданы детям, имеющим право на предоставление места во внеочередном и первоочередном порядке, а также поставленных на учет ранее Сыркиной А.А.

Отсутствие нарушений очередности предоставления мест следует из представленных ответчиком сведений: отчета и итоговой таблицы по комплектованию по заявленным детским садам, а также сведениям об очередниках, которые в совокупности свидетельствуют о том, что преимущественно в детские сады были выданы путевки детям, имеющим льготное и первоочередное право. При этом, дети, которые состоят в очереди ранее Сыркиной А.А., в том числе и льготники, также не распределены по детским садам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец не относится к той категории лиц, которые в соответствии с федеральными законами и Положением о единой комиссии по распределению мест ДОУ имеют право на внеочередное, либо на первоочередное предоставление места в детском саду для ребенка.

Минобразование РФ в целях обеспечения доступности образовательных услуг для всех слоев населения приняла решение о развитии вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного, неполного пребывания в ДОУ, в связи с чем письмом Минобразования РФ от 31 июля 2002 года № 271/23-16 «О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2006 года № 03-2998 "О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста", письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 30 июля 2007 года № 03-1883 в органы Управления образованием субъектов РФ «О Методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», письмом Министерства образования и науки РФ от 27 сентября 2012 года № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ» были направлены методические рекомендации по внедрению и развитию вариативных форм дошкольного образования.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 года №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» данная работа может быть положена в качестве цели деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других предусмотрено Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761.

Как следует из пояснений представителя Комитета образования городского округа «Город Чита» в настоящее время в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях городского округа «Город Чита» получение дошкольного образования возможно через следующие формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания и ЦИПР (центры игровой поддержки ребенка) (для детей в возрасте с 1,5 до 3 лет), Лекотеки (для детей-инвалидов), службы ранней помощи ребенка, группы предшкольной подготовки, то есть обеспечение гарантированного права на образование может осуществляться не только путем ежедневного 10,5 или 12 часового пребывания в ДОУ, однако административным истцом данные формы дошкольного образования не рассматривались.

Указание административного истца на то, что в АИС «Е-услуги. Образование» возможно ручное распределение детей, в связи с чем представлено краткое описание программы, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство указывает только возможности программы.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, указание административного истца на бездействие Администрации городского округа «Город Чита» и Комитета образования администрации, своего подтверждения не нашло, кроме того, каких-либо нарушений норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об образовании», других правовых актов, в том числе п.3.12.1 Постановления администрации городского округа № 40 в действиях единой комиссии по распределению мест в ДОУ г.Читы в отношении административного истца и ее дочери не имеется, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют, равно как отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности по решению вопроса устройства ребенка административного истца в ДОУ по месту жительства.

Руководствуясь ст.175,178, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Герасимовой А.В., действующей в интересах несовершеннолетней Сыркиной А.А. к Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования городского округа «Город Чита» о признании действий, бездействий незаконными, понуждению к действиям - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Забайкальский краевой суд, путем подачи жалобы в Центральный районный суд г. Читы

Мотивированный текст изготовлен 24.09.2015

Судья И.Н. Филиппова