ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/20 от 19.10.2020 Правобережного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-691/2020

Решение

именем Российской Федерации

гор. Беслан 19 октября 2020 года

Правобережный районный суд РСО–Алания в составе председательствующего судьи Тавитова З.Б., при секретаре судебного заседания Дзилиховой Н.Э., с участием представителя истца Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения - ФИО1 по доверенности ........ от <дата>, ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заедании материалы гражданского дела по иску Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения к ФИО2 о взыскании суммы субсидии,

установил:

Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения (далее Комитет) обратился в суд с иском к ФИО2 с требованием о взыскании суммы субсидии в размере 200000 рублей.

Исковые требования обоснованы тем, что ответчик не выполнил условия заключённого с ним договора о предоставлении единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан в рамках Государственной программы РСО-Алания «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2018 году» (далее - договор), а именно прекратил осуществление предпринимательской деятельности до истечения срока действия договора. В этой связи в соответствии с условиями договора ответчик обязан вернуть полученную от истца сумму субсидии в размере 200000 рублей.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при заключении договора от <дата> работники Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения разъяснили ему, что по условиям договора он обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в течение одного года со дня заключения договора. В этой связи он ошибочно полагал, что данное обязательство прекращается <дата>, после чего <дата> он прекратил предпринимательскую деятельность.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

На основании п. 1 ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствие со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидии, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В силу ст. 2 и ст. 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным кодексом.

Согласно ст. 28 БК РФ Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от <дата>........ утверждено положение «О порядке предоставления единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан».

Согласно п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <дата> между ответчиком и Комитетом был заключен договор о предоставлении единовременной выплаты на стимулирование предпринимательской деятельности в целях создания новых рабочих мест для трудоустройства незанятых граждан в рамках Государственной программы РСО-Алания «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2018 году» (далее - договор).

В соответствии с п. 2.2.1. договора Комитет перечислил на лицевой счет ответчика субсидию размере 200000 рублей, что подтверждается платежным поручением ........ от <дата>

В соответствии с п. 4.1. договор вступает в силу с даты подписания и действует до <дата>.

По условиям п.п. 2.1.2. п. 2 договора ответчик обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в течение срока действия договора (т.е. с <дата> по <дата>).

В соответствии с п. 2.3.1. договора Комитет вправе осуществлять контроль над соблюдением работодателем целей и условий расходования субсидии, в том числе путем проведения плановых и (или) внеплановых выездных документарных проверок по месту ведения предпринимательской деятельности.

Актом плановой документарной проверки реализации Комитета дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РСО-Алания от <дата> сотрудниками Комитета было выявлено, что ответчик прекратил осуществление предпринимательской деятельности до истечения срока договора.

Данное обстоятельство подтверждается записью в выписке из ЕГРИП по состоянию на <дата>, согласно которой ответчик прекратил осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.

Таким образом, ответчик не выполнил взятые на себя условия по договору, а именно прекратил осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее окончания срока действия договора.

В соответствии с п. 3.1. договора работодатель обязуется возвратить сумму субсидии в полном 100 процентном объеме в доход бюджета в течение 30 дней со дня направления Комитетом уведомления, при неисполнении условий, указанных в пунктах 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.1.4, 2.1.7., а также в случае ликвидации работодателя, или прекращением работодателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения срока действия договора.

<дата> Комитет направил в адрес ответчика уведомление с указанием на то, что ответчиком нарушен п.п. 2.1.2. п. 2 договора, в виду чего потребовал в течение 30 дней с даты получения уведомления вернуть сумму единовременной выплаты в размере 200000 тысяч рублей в добровольном порядке.

Требование истца ответчик не исполнил.

Довод ответчика о том, что он заблуждался относительно срока действия договора не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик был ознакомлен с условиями договора, в том числе с положением п. 4.1. договора, согласно которому срок договора установлен до <дата>.

Таким образом, учитывая, что ответчиком не исполнено требование договора, указанная сумма финансовой помощи подлежит возврату.

На основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования <адрес> РСО-Алания подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5200 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения к ФИО2 о взыскании суммы субсидии удовлетворить полностью.

Взыскать с ФИО2 в пользу Комитета Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения 200000 (двести тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета <адрес> РСО-Алания государственную пошлину в размере 5200 (пять тысяч двести) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РСО-Алания через Правобережный районный суд РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий З.Б. Тавитов