ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-691/2017 от 22.05.2017 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

дело №2-691\2017г.

РЕШЕНИЕ <данные изъяты>ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2017 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной

при секретаре А.С. Леоновой

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ОАО «Тверьавтодорпроект» об оформлении надлежащим образом расторжение трудового договора, выдаче трудовой книжки,

установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области об оформлении надлежащим образом расторжение трудового договора, выдаче трудовой книжки.

В обоснование иска указано, что распоряжением от 11.12.2013 года Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области истец был назначен на должность генерального директора ОАО «Тверьавтодорпроект». В соответствии с Уставом ОАО «Тверьавтодорпроект» работодателем для генерального директора Общества является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Распоряжение вступило в силу со дня его подписания. Трудовой договор в письменной форме работодатель истцу не предоставил. Трудовая книжка находится у работодателя. Фактически истец приступил к исполнению своих трудовых обязанностей с 18.12.2013г. Поскольку трудовой договор в письменной форме истцу не предоставлялся, то в соответствии с ч.3 ст.58 ТК РПФ истец считает, что трудовой договор с ним заключен на неопределенный срок. 29 ноября 2016 года истцом в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области было передано заявление об увольнении с занимаемой должности по собственному желанию. Отметка работодателя о получении заявления имеется. Однако по настоящее время работодателем расторжение трудового договора с истцом должным образом не оформлено, трудовая книжка с соответствующей записью истцу не передана. Ссылаясь на ст.80 ТК РФ, указано, что работодатель обязан был расторгнуть с истцом трудовой договор 13 декабря 2016 года. В соответствии с ч.5 ст.80 ТК РФ по истечении срока о предупреждении об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника произвести с ним расчет. Однако работодатель в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области этого не сделал.

Истец просит обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области оформить надлежащим образом расторжение трудового договора с истцом, выдать трудовую книжку с соответствующей записью, произвести окончательный расчет.

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, указывая, что в соответствии с Уставом ОАО «Тверьавтодорпроект» генеральный директор Общества по распоряжению назначается Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, истец просит обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области издать распоряжение о расторжении трудового договора и увольнении истца с занимаемой должности генерального директора.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнения по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснял, что на работу его приняли по его заявлению, однако трудовой договор с ним не заключали и он его не подписывал. При вступлении в должность ему документация Общества не была передана, он ее не принимал. На момент вступления в должность в штате было два сотрудника, которые самостоятельно уволились. О своей заработной плате ему неизвестно, но по документам Общества, которые он видел, у директора заработная плата была указана 15000 рублей. Он дважды за период деятельности, а именно в конце 2015 года (октябре) и январе 2016 года получал заработную плату в указанном размере. В штате Общества кроме него других сотрудников не имеется, Общество хозяйственную деятельность не вело, он как руководитель нанимал бухгалтера по договору подряда, сдавал отчетность в налоговую инспекцию. Он писал заявление в Арбитражный суд о банкротстве организации еще в 2014 году, было три судебных заседания, но Министерство транспорта потребовали забрать заявление из суда и не «банкротится» и 01.07.2014 года он заявление забрал. На протяжении длительного периода времени он пытался уволиться, писал неоднократно заявления об увольнении, но его так и не уволили, распоряжение о прекращении его полномочий так и не было издано. Уволиться без распоряжения он не может, без этого он не может и занести в трудовую книжку запись об увольнении, поскольку не будет ссылки на документ (приказ, распоряжение), запись не будет действительной. В январе 2016 года ему позвонили и попросили сдать баланс за 2016 год, что он и сделал. Трудовая книжка хранится у него по месту работы в ОАО «Тверьавтодорсервис», где он работает по совместительству, но сейчас эта организация находится в стадии банкротства и если он не будет уволен с должности генерального директора, то, кроме прочего, не сможет претендовать на социальные гарантии, положенные работникам при сокращении при банкротстве организации. В очередной раз он написал заявление на увольнение и издание распоряжения о его увольнении 29.11.2016 года, но его вновь до сих пор не уволили, его права существенно нарушены и продолжают нарушаться до сих пор. Просил удовлетворить иск.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО3 с иском не согласился, указывая, что Министерство осуществляет полномочия собственника имущества субъекта по отношению к ОАО «Тверьавтодорпроект». Для издания распоряжения необходимо предоставление отраслевым министерством, а именно Министерством транспорта Тверской области кандидатуры на должность генерального директора Общества. На их требование такая кандидатура предложена не была, распоряжение издать не могли по этой причине. Трудовой договор с истцом отсутствует, он не заключался, поэтому и не может быть расторгнут. Решение не будет исполнимо. В настоящее время 27.04.2017 года состоялось заседание Совета директоров акционерного общества «Тверьавтодорпроект», на котором было принято решение о ликвидации акционерного общества, но ликвидационная комиссия до сих пор не создана. В силу закона к ликвидационной комиссии переходят права единоличного исполнительного органа. Просил отказать в удовлетворении иска.

Ответчик ОАО «Тверьавтодорпроект» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела путём направления заказной почтовой корреспонденции по месту регистрации. Корреспонденцию суда ответчик не получил, поскольку не явился в почтовое отделение. Корреспонденция возвратилась за истечением срока хранения.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства транспорта Тверской области ФИО4 определенного отношения к заявленным требованиям не высказала, пояснив, что действительно ими не была предоставлена кандидатура на должность генерального директора ОАО «Тверьавтодорпроект», поскольку Общество хозяйственную деятельность не вело, предложить кандидатуру не могли. Было принято решение о ликвидации Общества.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании и письменном отзыве указывали, что с указанными исковыми требованиями об оформлении расторжения трудового договора, выдаче трудовой книжки, произведении окончательного расчета не согласны, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Как следует из искового заявления, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ОАО «Тверьавтодорпроект», которое привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Однако требования к данному лицу не сформулированы и требуют уточнения. Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является представителем работодателя и самостоятельных трудовых отношений с истцом не имеет. Кроме того, с учетом формулировки заявленных требований истец фактически требует понудить Министерство к устранению бездействия по исполнению публичной функции, что позволяет применять при разрешении спора положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также по сведениям, имеющимся в Правительстве Тверской области, трудовая книжка находится в распоряжении истца, что исключает обосновать одного из заявленных требований. Как следует из текста искового заявления истец не прекращал работу, что свидетельствует о том, что надлежащий способ защиты права (самозащита права) истцом избран не был. Соответственно, поскольку по истечении срока предупреждения истец продолжил работу, трудовые отношения истца с ОАО «Тверьавтодопроект» не прекратились и продолжали распространяться на неопределенный срок. В остальном по существу Правительство Тверской области поддерживает позицию Министерства.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии с положениями ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст.20 ТК РФ). Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).

Постановлением Правительства Тверской области от 21.11.2013 №583-пп «Об утверждении Положения об управлении акциями акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Тверской области, долями обществ с ограниченной ответственностью, доли которых находятся в государственной собственности Тверской области» утверждено, что права акционера в акционерных обществах, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права "золотой акции", от имени Тверской области осуществляет орган по управлению государственным имуществом Тверской области. Права участника обществ с ограниченной ответственностью, доли которых находятся в государственной собственности Тверской области, осуществляет орган по управлению государственным имуществом Тверской области. В настоящем Положении под отраслевыми исполнительными органами государственной власти Тверской области понимаются исполнительные органы государственной власти Тверской области, осуществляющие координацию деятельности в отношении акционерных обществ либо обществ с ограниченной ответственностью в соответствующей их компетенции отрасли экономики (далее - отраслевые исполнительные органы) (п.2-4).

Согласно п.6 данного Постановления орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках осуществления полномочий единственного акционера акционерного общества, 100 процентов акций которого находятся в государственной собственности Тверской области, в частности, утверждает устав акционерного общества, а также вносимые в него изменения и дополнения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; принимает решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) акционерного общества; принимает решение о ликвидации акционерного общества; определяет количественный состав совета директоров акционерного общества; принимает решение об образовании исполнительных органов акционерного общества (единоличного и коллегиального исполнительных органов), досрочном прекращении их полномочий, если уставом акционерного общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров акционерного общества, а также случаи, предусмотренные пунктами 6 и 7 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах"; назначает на должность лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа акционерного общества, на основании заключенного трудового договора и увольняет с должности на основании представления отраслевого исполнительного органа.

Согласно п.39 Постановления орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках осуществления полномочий единственного участника общества с ограниченной ответственностью, в частности, утверждает устав общества с ограниченной ответственностью, а также вносимые в него изменения, в том числе изменение размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Проект устава общества с ограниченной ответственностью, а также вносимые в него изменения и дополнения подготавливает и направляет в орган по управлению государственным имуществом Тверской области общество с ограниченной ответственностью. При создании общества с ограниченной ответственностью проект устава подготавливает и направляет отраслевой исполнительный орган, по инициативе которого оно создается; принимает решение об образовании исполнительных органов общества с ограниченной ответственностью, досрочном прекращении их полномочий, а также принимает решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью управляющему, утверждает такого управляющего и условия договора с ним, если уставом общества с ограниченной ответственностью решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров общества с ограниченной ответственностью; назначает на должность на основании заключенного трудового договора, увольняет с должности, заключает, изменяет и прекращает трудовой договор с единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, президент и другие) на основании представления отраслевого исполнительного органа;
принимает решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, назначении ликвидационной комиссии. Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью и назначении ликвидационной комиссии принимается в виде распоряжения органа по управлению государственным имуществом Тверской области на основании предложения отраслевого исполнительного органа с приложением финансово-экономического обоснования.

Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N 73-пп утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, согласно которому Министерство является правопреемником комитета по управлению имуществом Тверской области и департамента государственного заказа Тверской области. Основными задачами Министерства являются, в частности, осуществление полномочий собственника государственного имущества Тверской области; обеспечение эффективного управления, распоряжения и контроля за рациональным использованием государственного имущества Тверской области, в том числе земельных участков; координация деятельности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления и взаимодействие с федеральными органами государственной власти Российской Федерации в области имущественных и земельных отношений.

Из п.9 раздела 3 данного Положения следует, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие полномочия: осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области (далее - учреждения) в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области; назначает на должность на основании заключенного трудового договора и увольняет с должности руководителей учреждений; осуществляет от имени Тверской области права акционера (участника, члена) хозяйственных обществ (товариществ, производственных и потребительских кооперативов), акции (доли в уставном, складочном капитале, паи) которых находятся в государственной собственности Тверской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).

Согласно ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц.

На основании ст.12 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительным документом общества является устав общества.

Изменения, внесённые в устав общества, утверждённый учредителями (участниками) общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьёй 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.

Изменения, внесённые в устав общества, утверждённый учредителями (участниками) общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

Согласно ст.32 указанного Закона высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчётны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определённый уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Договормежду обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренногостатьёй 42настоящего Федерального закона.

На основании п.1.1 Устава Открытого акционерного общества «Тверьавтодорпроект», утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области 12 сентября 2006 года №420, Общество создано в соответствии с Федеральным законом 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» путем преобразования государственного унитарного проектного предприятия «Тверьавтодоропроект» на основании Распоряжения Администрации Тверской области от 6 сентября 2006 года №415-ра и является его правопреемником. Учредителем Общества является Тверская область в лице Комитета по управлению имуществом Тверской области (п.1.2 Устава).

В соответствии с разделом 15, п. 15.1-15.2 Устава руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.

В случае если Генеральный директор Общества не может исполнять свои обязанности, Совет директоров вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа Общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и об образовании нового единоличного исполнительного органа Общества. Временный исполнительный орган Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества в пределах компетенции исполнительного органа Общества.

Генеральный директор Общества избирается общим собранием акционеров сроком на 3 года.

Пунктом 13.1 Устава установлено, что высшим органом общества является общее собрание акционеров.

На основании п. 13.2. Устава к компетенции общего собрания акционеров общества относится образование единоличного исполнительного органа Общества, досрочное прекращение его полномочий; избрание членов Совета директоров общества и досрочное прекращение его полномочий; реорганизация Общества; ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного балансов.

Из п.13.3 Устава следует, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Совету директоров и исполнительному органу Общества.

Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области №2968 от 11.12.2013 года ФИО1 назначен на должность генерального директора ОАО «Тверьавтодоропроект».

В соответствии со ст. 273 гл. 43 ТК РФ руководитель организации - это физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа.

В соответствии со ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Из статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится к компетенции общего собрания общества.

Очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определённые уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества (ст.34 Закона).

Из ст.35 Закона следует, что внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определённых уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества по его инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.

Исполнительный орган общества обязан в течение пяти дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества рассмотреть данное требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или об отказе в его проведении.

В случае принятия решения о проведении внеочередного общего собрания участников общества указанное общее собрание должно быть проведено не позднее сорока пяти дней со дня получения требования о его проведении.

В случае, если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока не принято решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или принято решение об отказе в его проведении, внеочередное общее собрание участников общества может быть созвано органами или лицами, требующими его проведения.

В данном случае исполнительный орган общества обязан предоставить указанным органам или лицам список участников общества с их адресами.

На основании ст.39 Закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.

Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, при назначении ФИО1 на должность генерального директора трудовой договор с ним не заключался, не был также определен и срок, на который назначен генеральный директор, в распоряжении данные сведения также отсутствуют.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ФИО1, запись внесена 13.01.2014 года. Учредителями юридического лица является комитет по управлению имуществом Тверской области.

На основании ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Статьи 1 и 421 ГК РФ предусматривают, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 29.11.2016 года обратился с заявлением об увольнении его с занимаемой должности, передав указанное заявление Министру имущественных и земельных отношений Тверской области 29.11.2016 года (вх 24793) и Министру транспорта Тверской области (вх б\н). Однако ответа на его заявление не поступило, до настоящего времени ФИО1 числится генеральным директором Общества, распоряжение о его увольнении не издавалось. Своё заявление об увольнении истец не отзывал, каких-либо заявлений об изменении своего намерения уволиться с должности генерального директора не высказывал. Более того, в материалы дела истцом представлены его заявления с зарегистрированными входящими номерами об увольнении от 28.01.2015г., от 08.12.2015г., от 12.05.2016г., а также письмо от 27.04.2016г. с предложением об оформлении расторжения трудового договора распоряжением и указанием о том, что истец будет вынужден обратиться в суд за защитой своих интересов. Реакции со стороны ответчика на данные заявления не последовало, какие либо доказательства обратного суду не представлено.

Письмом на запрос Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на последнее (29.11.2016 года) поступившее заявление истца об увольнении на предоставление кандидатуры на должность генерального директора и рассмотрении возможности проведения заседания совета директоров, включении в повестку дня заседания вопрос о ликвидации акционерного общества от 16.12.2016г., Министерство транспорта Тверской области 19.01.2017 года сообщило, что кандидатура на должность генерального директора Общества у Министерства отсутствует, деятельность Общество не ведет. Министерству как единственному акционеру Общества, 100 процентов акций которого находятся в государственной собственности Тверской области, было предложено избрать самостоятельно генерального директор на основании п.15.2 Устава Общества. Также предложено внести изменения в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в части уточнения состава совета директоров Общества в связи с увольнением и отсутствием председателя совета директоров, избрать председателя совета директоров и провести внеочередное собрание совета директоров, на котором принять решение о целесообразности ликвидации общества.

Из материалов дела также следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области 21.04.2017 года направило членам совета директоров ОАО «Тверьавтодоропроект» уведомление о созыве заседания Совета директоров, опросный лист для заочного голосования по вопросам повестки дня заседания, обращение Министерства транспорта Тверской области от 19.01.2017г. с вопросом о ликвидации акционерного общества.

Протоколом заседания Совета директоров ОАО «Тверьавтодоропроект» от 27.04.2017 года по второму вопросу повестки дня принято решение о запуске процедуры ликвидации ОАО «Тверьавтодоропроект», а 17 мая 2017 года Министерством (ответчиком по делу) членам Совета директоров направлен данный протокол для исполнения принятых решений. Иные сведения отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией стороны истца об уклонении единственного участника Общества от оформления его увольнения. При этом суд также принимает во внимание, что Общество является действующим, право руководителя организации расторгнуть трудовой договор по собственному желанию предусмотрено законом, и может быть реализовано им в любое время, при этом он обязан предупредить работодателя письменно не позднее, чем за месяц, что и было сделано истцом и никем не оспаривается. О желании прекратить трудовые отношения истец письменно уведомил работодателя, что также никем не оспаривается.

Согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Из ст.68 ТК РФ усматривается, что приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключённого трудового договора.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается (п.5 ст.10 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие ст.12 ГК Российской Федерации. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения.

Разрешая исковые требования, суд полагает подлежащими отклонению доводы третьего лица о рассмотрении дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Правоотношения, возникшие между истцом и ответчиками, вытекают из трудовых отношений, регулируются нормами трудового законодательства, данный спор относится к индивидуальному трудовому спору. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства и не могут быть рассмотрены в ином порядке.

Исходя из изложенных норм закона, характера отношений между истцом и ответчиком, установленных обстоятельств, участники общества, а именно Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, должны были разрешить в течение месяца заявление истца об увольнении, но этого сделано не было. Генеральный директор в силу закона и нормативных документов общества, являясь единоличным исполнительным органом организации, имеет право и обязан издавать приказы, в том числе о приёме и увольнении работников общества, но отсутствие распоряжения ответчика в данном конкретном случае не позволяет генеральному директору издать приказ об увольнении, а также оформить надлежащим образом свою трудовую книжку. Отсутствие кандидатуры на должность генерального директора и не представление Министерством транспорта Тверской области такой кандидатуры само по себе не является основанием для отказа руководителю (истцу по делу) прекратить трудовые отношения с ОАО "Тверьавтодорпроект", уволиться с занимаемой им должности по собственному желанию и в надлежащем порядке с соблюдением срока предупреждения работодателя о своём желании уволиться. Суд также учитывает, что предусмотренный уставом общества срок действия полномочий директора (3 года) также истек, истец заявил о своем не желании продолжать работу в указанной должности и обратился с заявлением об увольнении по собственному желанию. При этом ответчик в любом случае был обязан разрешить вопрос о назначении генерального директора на новый срок по истечении срока полномочий ФИО1 на должности генерального директора ОАО "Тверьавтодорсервис".

Поскольку ОАО "Тверьавтодорсервис" не уполномочено без распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области разрешать вопрос о прекращении полномочий генерального директора и его увольнении, расторжении с ним трудового договора, то исковые требования к указанному ответчику не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, установленные судом обстоятельства, суд полагает правомерным обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области издать распоряжение об увольнении ФИО1 с занимаемой должности генерального директора, которое и будет подтверждать прекращение трудовых отношений с генеральным директором общества, повлечет исключение его данных как о законном представителе общества из ЕГРП, суд удовлетворяет иск в указанной части. Поскольку, как установлено судом, трудовой договор со ФИО1 при назначении его на должность в нарушение норм трудового законодательства письменно оформлен и подписан не был, к работе истец был допущен на основании изданного ответчиком распоряжения, то есть с ведома и по поручению работодателя, что никем не оспаривается, исковые требования об обязании ответчика расторгнуть с ним трудовой договор суд полагает не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области издать распоряжение об увольнении ФИО1 с занимаемой должности генерального директора ОАО «Тверьавтодорпроект».

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> О.Ю. Тутукина

В окончательной форме решение принято 26 мая 2017 года