УИД 70RS0002-01-2021-000973-60
Дело № 2-691/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Моисеевой Г.Ю.,
при секретаре: Поповой Л.В.,
помощник судьи: Зорина Д.А.,
с участием представителя истца помощника Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области Юркевича В.А., представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, представителя третьего лица Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России Бараулиной О.Г., представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» Денежко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске исковое заявление Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральному казенному учреждению «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Томский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее – УФСИН России по Томской области), Федеральному казенному учреждению «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее – ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области»), указав, что Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области проведена проверка в ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» соблюдения законодательства об обеспечении требований пожарной безопасности. В ходе проведенной специализированной прокуратурой проверки установлен факт ненадлежащего исполнения ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности. В нарушение действующего законодательства, администрацией ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» не составлена декларация пожарной безопасности в отношении здания общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания более 1500 кв.м.), расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 2, стр. 2 (инвентарный номер <номер обезличен>). Также вопреки требованиям законодательства, коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», длинна которых составляет более 60 м., не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки в таких коридорах, длинна которых не будет превышать 60 м. Ранее, при проведении аналогичной проверки, указанные нарушения выявлялись, в связи с чем, специализированной прокуратурой начальнику ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» 30.09.2020 вносилось представление. Между тем, на настоящий момент указанные нарушения требований пожарной безопасности ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» не устранены, в том числе из-за отсутствия финансирования. Действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности не только на само исправительное учреждение, но и на УФСИН России по Томской области, поскольку ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является подведомственным учреждением Управления. ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц из числа осужденных. Списочный состав осужденных, отбывающих наказание, постоянно меняется, в связи с чем, определить точный круг, чьи права нарушаются, не представляется возможным. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, уточнив заявленные исковые требования, истец просит обязать ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; обязать УФСИН по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Определением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 29 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России и Главное управление МЧС России по Томской области.
Представитель истца помощник Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области Юркевич В.А. в судебном заседании заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» Денежко Н.А., действующая на основании доверенности от 23.11.2020, сроком действия до 31.12.2021, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, поддержала ранее представленный письменные отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации путем доведения лимитов бюджетных обязательств распорядителем бюджетных средств (УФСИН России по Томской области). В 2021 году на обеспечение противопожарного режима ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» УФСИН России по Томской области были выделены денежные средства в размере 22000,00 рублей. УФСИН России по Томской области получает бюджетные ассигнования, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы от главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России и распределяет их по подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы, в том числе учреждениям исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, для реализации мероприятий по содержанию учреждений. Собственными денежными средствами УФСИН России по Томской области не располагает. Отсутствие финансирования средств федерального бюджета по соответствующему виду расходов приведет к невозможности исполнения решения. Представитель ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» полагает, что оборудование коридоров 1, 2 этажей общежития противопожарными перегородками 2-го типа и составление декларации пожарной безопасности будет произведено ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» и без судебного решения по мере выделения бюджетных ассигнований главным распорядителем средств федерального бюджета – Федеральной службой исполнения наказаний по соответствующей статье расходов. Кроме того, удовлетворение требований о понуждении к совершению действий с фиксированной датой, при отсутствии финансовых средств в расчетном размере, разработанного технического здания, а также принимая во внимание требования законодательства о закупках для федеральных государственных нужд, приведет к невозможности исполнения решения в установленный срок. Дополнительно пояснила, что необходимость проведения мероприятий по оборудованию коридорных противопожарных дверей и разработки декларации пожарной безопасности не оспаривает, но указанное возможно провести исключительно только за счет средств федерального бюджета. Отсутствие финансирования является обстоятельством независящие от колонии. Представление прокуратуры частично исполнено, нарушение будут устранены в добровольном порядке. Меры по реализации требований прокурора в этой части принимаются, составлены сметы, поданы заявки в Управление.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, представитель третьего лица Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России Бараулина О.Г., действующая на основании доверенностей от 07.10.2020, сроком действия до 27.02.2023, и от 10.08.2020, сроком действия по 31.12.2021, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, поддержала ранее представленный письменные отзыв на исковое заявление, в котором указано, что УФСИН России получает бюджетные ассигнования, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы от главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России и распределяет их по подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы, в том числе учреждениям исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, для реализации мероприятий по содержанию учреждений, в том числе по устранению нарушений правил пожарной безопасности, которые могут повлечь возникновение пожара, стать его причиной, а также приведению электрохозяйства на объектах подведомственных учреждений в соответствие с требованиями нормативных документов. УФСИН России по Томской области и подведомственными учреждениями большое внимание уделяется устранению нарушений правил пожарной безопасности. УФСИН России по Томской области на 2021 год уже распределило лимиты бюджетных обязательств по КБК 0305 4230190049 244 по подведомственным учреждениям. Иные денежные средства по данной статье расходов, на момент рассмотрения данного искового заявления, нее выделялись. Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области полагает, что отсутствие финансирования по КБК 0305 4230190049 244 на разработку проектной документации, закупку, монтаж систем противопожарной автоматики является существенным основанием и не зависит от УФСИН России по Томской области. Отсутствие финансирования средств федерального бюджета по соответствующему виду расходов приведет к невозможности исполнения решения. Однако на сегодняшний день денежные средства на 2021 распределены. На сегодняшний момент по данной статье расходов финансирования не будет. УФСИН России не имеет собственных денежных средств, мы федеральный орган власти, который финансируется из федерального бюджета на основании кода бюджетных квалификаций. Дополнительно в судебном заседании, как представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, представителя третьего лица Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России пояснила, что на сегодняшний день, для исполнения требований прокурора необходимая сумма в размере 103000 рублей, проводиться меры для определения исполнителя работ. Не отрицаю, что указанные мероприятия направлены на противопожарную безопасность несовершеннолетних осужденных пояснила, что со стороны ответчика обеспечиваются выполнения заявленных в иске требований режимными мерами, ведется круглосуточный контроль. Но отсутствие финансирования не позволяет исполнитель требования прокурора. В отношении УФСИН России по ТО ведется 6 исполнительных производств, но отсутствует возможность изъять денежные средства из одной колонии для исполнения настоящих исковых требований, это породит новые исковые заявления, поэтому необходимо правильно распределить денежные средства для выполнения указанных в иске мероприятий. Использование бюджетных средств возможно исключительно по бюджетной квалификации и покупки производятся в соответствии с действующим законодательством. Управлением направляются запросы и сведения в Москву о необходимости финансирования подобных мероприятий. На данный год уже произведено выделение и распределение денежных средств, в середине года их выделение не предусмотрено. Вынесение данного решения в отсутствие финансовой возможности, породит его неисполнения. Главным по распределению денежных средств по отношении колонии является УФСИН России по ТО, а по отношению УФСИН России по ТО является ФСИН России. Ссылаясь на определение Верховного судаот 29.05.2020 N 81-КГ20-1, 2-1109/2019, указала, что предъявление требований к УФСИН, ФСИН России в части финансового обеспечения исполнения требований не является правомерным.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Томской области, о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
При изложенных обстоятельствах судполагает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Частью 1 ст. 2 УИК РФ установлено, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, в том числе гарантированные статьей 7 Конституции Российской Федерации и статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Нормами ст.ст. 12, 13 УИК РФ предусмотрено, что в числе основных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, гарантированны права на личную безопасность, надлежащее медико-санитарное и материально-бытовое обеспечение.
Неотъемлемой составляющей соблюдения прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и лиц, содержащихся под стражей, является исполнение администрациями соответствующих учреждений требований пожарной безопасности.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечить охрану здоровья осужденных.
В ходе проведенной специализированной прокуратурой проверки установлен факт ненадлежащего исполнения в ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
30.09.2020 и.о. прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ТВК-2 УФСИН России по Томской области было вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, согласно которому 04.09.2020 Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области с выездом в ФКУ ТВК-2 с привлечением специалиста ГУ МЧС России по Томской области была проведена проверка в части соблюдения противопожарных требований в деятельности администрации ФКУ ТВК-2 УФСИН России по Томской области. В результате проверки выявлены грубые нарушения действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения противопожарных требований. На момент проверки, в том числе, в нарушение ст. 53 ФЗ № 123, п. 6.26 СНиП 21-01-97, коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ ТВК-2 длинной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длинна которых не должна превышать 60 м., фактически установлены перегородки с не подтвержденным типом, заполнение проема (дверь) в перегородке простого исполнения (не противопожарные); в нарушение ст. 64 ФЗ № 123 не составлена декларация пожарной безопасности в отношении общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания более 1500 кв.м.).
Согласно письму ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области от 15.10.2020 о рассмотрении представления, представление прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области от 30.09.2020 рассмотрено 15.10.2020. В настоящее время применяются меры к устранению допущенных нарушений законодательства, по фактам, изложенным в представлении.
Из письма ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области от 08.02.2021 о предоставлении информации следует, что в ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области проведены мероприятия по устранению нарушений указанных в представлении прокуратуры от 30.09.2020. Из-за отсутствия денежных средств остаются не выполненными следующие мероприятия, в том числе, не составлена декларация пожарной безопасности в отношении здания общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания 1500 кв.м.). Декларация пожарной безопасности на здание общежития не составлялась, так как требуются специалисты и денежные средства для ее составления. Стоимость оформления декларации составляет 18000,00 рублей; в коридорах первого и второго этажа общежития для проживания осужденных не установлены противопожарные двери отделяющие коридоры. На данный момент установлены деревянные двери отделяющие коридоры общежития. В УФСИН России по Томской области направлена заявка от 25.11.2020 на выделение денежных средств на 2021 год в сумме 58974,00 рублей на замену деревянных дверей в общежитии на противопожарные.
Администрацией ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области, выявленные прокуратурой нарушения закона, не оспаривались. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также актом проверки от 26.02.2020, составленным помощником Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в присутствии Начальника ФКУ ТВК-2 УФСИН России по Томской области.
Согласно пояснениям представителя ФКУ ТВК-2 УФСИН России по Томской области по результатам заключения проверки, факты нарушений, указанных в представлении, вынесенном Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от30.09.2020в связи с установленными нарушениями уголовно-исполнительного законодательства о пожарной безопасности, подтвердились. Данные нарушения устранены частично в частипроведения комплекса мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также предприняты меры по устранению заявленных в иске нарушений, а именно производиться расчет объем необходимых работ и их стоимость, для направления обоснованных запросов для выделения финансирования. Заявлено о невозможности устранить указанные в представлении нарушения в установленные сроки, поскольку на этот год дополнительного финансирование не предусмотрено.
Таким образом, в настоящий момент ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области не устранены следующие нарушения: в нарушение ст. 53 ФЗ № 123, п. 6.26 СНиП 21-01-97, коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ ТВК-2 длинной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длинна которых не должна превышать 60 м., фактически установлены перегородки с не подтвержденным типом, заполнение проема (дверь) в перегородке простого исполнения (не противопожарные); в нарушение ст. 64 ФЗ № 123 не составлена декларация пожарной безопасности в отношении общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания более 1500 кв.м.), что стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что последствием выявленных нарушений может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Отсутствие в настоящее время денежных средств для оборудования коридоров 1, 2 этажей общежития ФКУ ТВК-2 УФСИН России по Томской области длинной более 60 м. противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длинна которых не должна превышать 60 м. и составления декларация пожарной безопасности в отношении общежития не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку вопросы получения необходимого финансирования находятся за рамками спора между прокурором, выступающим в интересах неопределенного круга лиц, и органами власти о понуждении их к выполнению обязанностей, возложенных на них законом.
Разрешая требование истца об обязании УФСИН по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Как установлено в п. 15 Положения, Управление, наряду с иным, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Представители ответчиков ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области в своих возражениях относительно заявленных требований указали, что ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации путем доведения лимитов бюджетных обязательств распорядителем бюджетных средств (УФСИН России по Томской области). УФСИН России получает бюджетные ассигнования, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы от главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России и распределяет их по подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы, в том числе учреждениям исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, для реализации мероприятий по содержанию учреждений, в том числе по устранению нарушений правил пожарной безопасности, которые могут повлечь возникновение пожара, стать его причиной, а также приведению электрохозяйства на объектах подведомственных учреждений в соответствие с требованиями нормативных документов.
Вместе с тем, ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, решение суда обязать УФСИН по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» повлечет за собой перераспределение бюджетных расходов, что недопустимо.
Согласно пункту 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Управление является согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ распорядителем бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств является ФСИНРФ., а Учреждение - получателем бюджетных средств.
При этом понуждение УФСИН России по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на УФСИН по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Таким образом, учитывая, что установление факта ненадлежащего исполнения в ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части не оборудования коридоров 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; не составления декларации пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а последствия выявленных нарушений могут явиться причинением ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области об обязании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
При этом суд считает необходимым установить ответчику ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» срок для выполнения возложенных на него обязанностей до конкретной даты – 30.01.2022, поскольку полагает данный период времени разумным с учетом объема предстоящих к выполнению работ.
В удовлетворении требований об обязании УФСИН по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», суд приходит к выводу об отказе, поскольку понуждение УФСИН России по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральному казенному учреждению «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» в срок до 30 января 2022 года оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об обязании Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д. 20, стр. 2 (инвентарный <номер обезличен>), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.Ю. Моисеева
Мотивированный текст решения изготовлен 17 мая 2021 года.