ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-692/2019470009-01-2019-000529-12 от 22.04.2019 Кировского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-692/2019 47RS0009-01-2019-000529-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировск Ленинградская область 22 апреля 2019

Кировский городской суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Тумановой О.В.,

при секретаре судебного заседания Пешко А.Ю.,

с участием представителя истца Васюкова А.А.,

представителя ответчика Номерова В.В.,

третьего лица Гордина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Олега Анатольевича к конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, Главе администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области Рогозину Анатолию Анатольевичу о признании незаконным решения о назначении даты, времени и места проведения конкурса на замещение должности главы администрации, решения об отказе в назначении кандидатом на должность, признании незаконным решения о назначении на должность,

У С Т А Н О В И Л:

Иванов О.А. обратился в Кировский городской суд Ленинградской области суд с иском к конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, главе администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области Рогозину А.А. о признании незаконным решения Совета депутатов от 06.11.2018 № 33 о назначении даты, времени и места проведения конкурса на замещение должности главы администрации, решения конкурсной комиссии от 30.11.2018 об отказе в назначении кандидатом на должность главы администрации, признании незаконным решения совета депутатов от 03.12.2018 № 39 о назначении на должность главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области Рогозина А.А. по контракту, ссылаясь на то, что решение о назначении даты, времени и месте проведения конкурса подписано лицом, чья должность не предусмотрена федеральным законом, что влечет недействительность конкурса, а также на то, что он не был надлежащим образом уведомлен о решении конкурсной комиссии, что нарушает его права на доступ к муниципальной службе.

Истец в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, личных объяснений по существу заявленных исковых требований не представил.

Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также в отзыве на возражения ответчика. Пояснил, что его доверитель был ознакомлен с объявлением о проведении конкурса на замещение должности главы администрации, выразил желание в нем участвовать, в связи с чем подал необходимый пакет документов в конкурсную комиссию, однако не был уведомлен о дате, времени и месте проведения конкурса, не был извещен о его результатах альтернативными от почтового способами извещения, например, по месту работы, указанному в анкете. Отвечая на вопросы суда, пояснил, что решение административного ответчика от 06.11.2018 непосредственно не нарушает права его доверителя, поскольку он реализовал свое право на участие в конкурсе, однако его подписание неуполномоченным на то лицом влечет недействительность результатов конкурса на замещение должности главы администрации.

В соответствии с п. 2 раздела 2 Положения о конкурсной комиссии и о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов МО город Шлиссельбург от 18.07.2018 № 4, председателем конкурсной комиссии является глава муниципального образования.

Согласно решению Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 02.07.2018 № 1 главой муниципального образования избран Номеров В.В.

Представитель ответчиков конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, а также на пропуск срока оспаривания решения Совета депутатов от 06.11.2018, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ (том 1 л.д. 20-24).

Ответчик Рогозин А.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, ранее, принимая участие в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая, что при проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования в полном объеме были соблюдены требования действующего законодательства, кандидатура Иванова О.А. была допущена к участию в конкурсе, но не набрала необходимого числа голосов, в связи с чем его законные интересы не нарушены.

На основании определения суда от 08.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Гордин В.И. (том 2 л.д. 110), который в судебное заседание явился, представил мотивированные возражения, пояснил, что также принимал участие в конкурсе на замещение должности главы администрации МО, о конкурсе, его времени и месте проведения узнал из объявления в газете «Невский исток», о результатах конкурса был извещен по телефону, а также публикацией в газете, полагал заявленные требования Иванова О.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии ч.1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

В суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 ГПК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ(абзац 6 п.1), в связи с чем требования, заявленные Ивановым О.А., рассмотрены судом по правилам гражданского судопроизводства.

Согласно статье 37 (часть 2) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 5 вышеуказанной статьи порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Частью 6 статьи 37 Федерального закона установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Аналогичные требования замещения должности муниципальной службы содержаться в статье 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ.

Уставом муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, принятым решением совета депутатов названного муниципального образования от 23.05.2016 N 105 определен порядок организации местного самоуправления на территории муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Устав).

В ч. 1 ст. 44 Устава установлено, что глава администрации муниципального образования - лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Совета депутатов муниципального образования, но не менее чем на два года.

Условия контракта для главы администрации муниципального образования утверждаются решением совета депутатов муниципального образования, в части касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законами Ленинградской области в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области (пункт 3 ст. 44 Устава).

В ч. 4 ст. 44 Устава указано, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО устанавливается решением совета депутатов. При проведении конкурса на замещение должности главы администрации МО не позднее, чем за 20 дней до его проведения осуществляется опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проект контракта.

Согласно п. 7 ст. 44 Устава, лицо назначается на должность главы администрации МО Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе его рассмотрения, решением совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – совет депутатов МО) от 18.07.2018 № 4 утверждено Положение о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее Положение) (том 1 л.д. 86-92).

Решением совета депутатов МО от 06.08.2018 № 9 в вышеуказанное решение внесены изменения и уточнения (том 1 л.д. 93-95).

Решением совета депутатов МО от 06.11.2018 № 33 определена дата, время и место проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и утверждено объявление о проведении конкурса, которое подписано заместителем главы муниципального образования Ворогушиным Е.А., избранным на указанную должность решением совета депутатов МО от 02.07.2018 № 33 (том 1 л.д. 25-27, 84).

Статьей 28 Устава определена структура органов местного самоуправления муниципального образования, в которую входят: представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов; глава муниципального образования; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация муниципального образования.

Решением совета депутатов МО № 9/23 от 14.12.2005 утверждено положение о совете депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, которым определена структура совета депутатов, в состав которой входят: заседание совета депутатов; глава муниципального образования- председатель совета депутатов; заместитель главы муниципального образования – заместитель председателя совета депутатов; ревизионная и иные постоянные и временные комиссии; секретарь совета депутатов (том 1 л.д. 62-72).

Согласно статей 17 и 18 Регламента совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов МО № 8 от 09.11.2009, глава муниципального образования подписывает решения и другие документы совета депутатов. При отсутствии главы муниципального образования – председателя совета депутатов, его обязанности выполняет заместитель главы муниципального образования – заместитель председателя совета депутатов или один из председателей постоянных комиссий по распоряжению главы муниципального образования (том 1 л.д.73-83).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, 06.11.2018 глава муниципального образования Номеров В.В. отсутствовал, что подтверждается листком нетрудоспособности , в связи с чем решение совета депутатов № 33 от 06.11.2018, законность которого оспаривается истцом, было подписано заместителем главы муниципального образования – заместителем председателя совета депутатов Ворогушиным Е.А (том 1 л.д. 117).

Вышеуказанное решение, а также проект контракта с главой администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области официально опубликованы в печатном издании «Невский исток» от 09.11.2018 № 44 (том 1 л.д. 28-29).

В установленный объявлением срок (десять дней с момента опубликования решения), документы для участия в конкурсе были поданы тремя претендентами: Ивановым О.А. (том 1 л.д. 119-180), Рогозиным А.А. (том 1 л.д. 181-246, том 2 л.д. 1-9) и Гординым В.И. (том 2 л.д. 10-105).

В соответствии с разделом 5 Положения конкурс проводится в два этапа. На первом этапе проводятся мероприятия организационно-подготовительного характера, прием и рассмотрение документов, при этом положения о проверке достоверности документов кандидата исключены решением совета депутатов МО от 06.08.2018. На втором этапе осуществляется непосредственное проведение конкурса, в том числе принятие решения по итогам конкурса. Второй этап конкурса проводится в день, время и месте (адрес), которые указаны в решении об объявлении конкурса в форме закрытого заседания том 1 л.д. 91).

Согласно разделу 6 Положения по итогам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента кандидатом на замещение должности главы администрации. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии, выявленном в результате голосования, кандидатом является претендент, за которого проголосовал председатель комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие претендентов (п. 1); каждому претенденту сообщается решение о результатах конкурса (п. 4) (том 1 л.д. 92).

Как установлено судом, в день, время и месте, указанных в решении совета депутатов от 06.11.2018 № 33, 30.11.2018 в 12:00 по адресу: <адрес> состоялось заседание конкурсной комиссии для рассмотрения претендентов на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (том 1 л.д. 96-98).

В ходе заседания было проведено голосование, в результате которого относительно кандидатуры Иванова О.А. проголосовали «против» трое из членов комиссии, а трое - «воздержались»; Гордина В.И. – проголосовали «против» трое из членов комиссии, а трое - «воздержались»; Рогозина А.А. – проголосовали «за» трое из членов комиссии, в том числе председатель комиссии Номеров В.В., а трое - «воздержались», в результате принято решение о рекомендации Рогозина А.А. для назначения на должность главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, что зафиксировано в протоколе № 1 заседания конкурсной комиссии от 30.11.2018.

05.12.2018 вышеуказанный протокол был направлен заказным письмом с описью вложения в адрес регистрации Иванова О.А., однако возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения (том 1 л.д. 99-101).

На основании п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, протокол № 1 заседания конкурсной комиссии от 30.11.2018 считается доставленным Иванову О.А.. Уклоняясь от получения копии указанного юридически значимого сообщения по адресу, указанному в предоставленных им в конкурсную комиссию документах, который также является адресом его места жительства Иванов О.А. сознательно принял на себя риски наступления негативных последствий, связанных с неполучением почтовой корреспонденции.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что заявление Иванова О.А. об участии в конкурсе на замещение должности главы администрации было принято в установленном порядке, рассмотрено, допущено к участию в конкурсе. Кандидатура Иванова О.А. была представлена к голосованию, голосование по ней осуществлено, решение принято. Копия решения направлена данному кандидату. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Иванов О.А. реализовал своё право на участие в конкурсе, так же соблюдено его право быть уведомленным об итогах конкурса.

При таких обстоятельствах суд находит процедуру конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и решение конкурсной комиссии от 30.11.2018 соответствующими действующему законодательству и Положению о порядке проведения конкурса.

Довод представителя истца о том, что его доверитель не был уведомлен о результатах конкурса, опровергается материалами дела, поскольку Положением о проведении конкурса не определены специальные сроки и способы сообщения претендентам о результатах конкурса. Заявление об обязанности конкурсной комиссии направления уведомления о результатах конкурса по месту работы Иванова О.А. является надуманным, так как не подтверждено доказательствами.

Также не может быть признан обоснованным довод истца о недействительности конкурса в связи с подписанием решения о его проведении неуполномоченным лицом по тем основаниям, что должность заместителя главы муниципального образования не предусмотрена федеральным законодательством, поскольку данное решение не нарушает и не может нарушать права и законные интересы истца.

Кроме того, федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34); структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (пункт 4 части 1 статьи 44).

В соответствии с п. 8 ст. 31 Устава, в порядке организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления определена структура совета депутатов МО, утвержденная муниципальным правовым актом, вступившим в законную силу и не оспоренным в установленном законом порядке.

Таким образом, поскольку судом установлено, что процедура конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района соответствовала требованиям Положения о проведении конкурса, у административного ответчика совета депутатов МО имелись законные основания, в соответствии с п. 7 и 8 Устава, для принятия 03.12.2018 решения о назначении на должность главы администрации кандидата, представленного конкурсной комиссией, Рогозина А.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Иванова Олега Анатольевича к Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, Главе администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области Рогозину Анатолию Анатольевичу о признании незаконным решения о назначении даты, времени и места проведения конкурса на замещение должности главы администрации, решения об отказе в назначении кандидатом на должность, признании незаконным решения о назначении на должность оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано посредством подачи апелляционной жалобы в Ленинградский областной суд через Кировский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Туманова

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2019