УИД: 11RS0001-01-2019-009296-61 Дело № 2-6956/2019
Решение
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Пилипенко Е.Г. с участием
истца ФИО1,
её представителя истца ФИО2,
представителя ответчиков администрации МО ГО "Сыктывкар" и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" – ФИО3,
представителя третьего лица ООО "Жилой угол" – ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 октября 2019 года дело по иску ФИО1 к администрации МО ГО "Сыктывкар", ООО "Спецмонтажсервис", ООО УК "Спецмонтажсервис", МКП "Дорожное хозяйство", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", ООО Управляющая организация "СпецМонтажСервис", МКП "Дорожное хозяйство" с требованиями:
1. о взыскании ущерба в размере 154330 руб.,
2. о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.,
3. о взыскании расходов на составление калькуляции стоимости ремонта в размере 8500 руб.,
4. о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.,
5. о взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 4757 руб.,
6. о взыскании расходов на оформление доверенности в размере 1500 руб.
В обоснование указано, что на автомобиль истца упало дерево. В результате чего транспортное средство было повреждено на указанную выше стоимость ремонта.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила требованиям и просила:
1. взыскать ущерб в размере 154330 руб.,
2. взыскать расходы на составление калькуляции стоимости ремонта в размере 8500 руб.,
3. взыскать расходы на кадастровые работы в размере 8000 руб.,
4. взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.,
5. взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 4757 руб.,
6. взыскать расходы на оформление доверенности в размере 1500 руб.
При этом от требований о взыскании компенсации морального вреда ФИО1 не отказывалась. В связи с чем суд рассматривает и данные требования.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО "Спецмонтажсервис" и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - ООО "Жилой угол".
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и её представитель на требованиях настаивали.
Представитель ответчиков администрации МО ГО "Сыктывкар" и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" ФИО3 против удовлетворения иска возражала, указав, что упавшее дерево находилось на придомовой территории, в связи с чем ответственность за ущерб на её доверителей возложена быть не может.
Представитель ООО "Жилой угол" оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
В ходе производства по делу установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства ... с государственным регистрационным знаком ... с ** ** **
Также установлено, что истец с мужем по договору коммерческого найма проживают в жилом помещении по адресу: ....
Из материалов проверки УМВД России по г. Сыктывкару следует, что ** ** ** около 19 часов на автомобиль ФИО1, припаркованный возле дома по адресу: ..., упало дерево. В результате транспортное средство получило повреждения в виде трещины на лобовом стекле, деформации капота, левого бокового зеркала заднего вида.
Для определения размера стоимости восстановительного ремонта повреждений истец обратилась к ИП ФИО5 Тот составил акт осмотра и калькуляцию стоимости ремонта. Согласно ней стоимость ремонта повреждённого автомобиля составляет 154330 руб.
Перечень ремонтных воздействий соответствует объёму повреждений, указанному в материале проверки УМВД России по г. Сыктывкару.
Доказательств недостоверности калькуляции ответчиками не представлено. Своим правом заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения стоимости ремонта ответчики не воспользовались.
В связи с чем суд полагает возможным исходить из достоверности представленных истцом доказательств, а размер ущерба в виде стоимости восстановительного ремонта считать равным 154330 руб.
Как следует из материалов дела, ущерба автомобилю ФИО1 причинён в результате падения дерева.
В ходе производства по делу судом исследован вопрос, в чьем ведении находится земельный участок, где произрастало дерево.
Согласно сведениям администрации МО ГО "Сыктывкар" этот участок отнесён к придомовой территории дома по .... На каком основании сделан данный вывод представитель ответчиков пояснить не смог.
Из сведений ЕГРН следует, что граница земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ..., в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена. Площадь участка составляет ...
В техническом паспорте многоквартирного ... схематично обозначен земельный участок под данным домом. Его размеры определены как ... Исходя из них площадь участка составляет ...
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Доказательств того, что администрация МО ГО "Сыктывкар" осуществила образование и установление границ земельного участка под многоквартирным домом материалы дела не содержат.
Истец обратилась в ООО ПИФ "ГеоСтрой" за геодезическими работами. По их результатам определены координаты места произрастания упавшего дерева. Кроме того, в ходе данных работ составлена примерная схема расположения границы земельного участка многоквартирного дома по ... учётом схемы участка, содержащейся в техническом паспорте дома.
Согласно представленной топографической съёмке место произрастания дерева не входит ни в примерные границы участка, определённые по схеме из технического паспорта, ни в границы иных участков, предоставленных для обслуживания иных объектов недвижимости.
Поскольку место произрастания дерева находится на территории МО ГО "Сыктывкар", то участок под ним с учётом изложенного выше находится в муниципальной собственности, никому не передан ни на одном из видов прав, в связи с чем ответственность за его использование и обслуживание несёт администрация МО ГО "Сыктывкар" как собственник.
Так согласно п. 25 ч. 1 ст. 26 Уставу МО ГО "Сыктывкар" к ведению городского округа относятся следующие вопросы местного значения: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
П. 18 ст. 27 Устава МО ГО "Сыктывкар" определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями: осуществление в качестве заказчика функций по закупке работ по благоустройству территории городского округа, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения, других работ с использованием для этого собственных материальных и финансовых средств
Согласно ч. 1 ст. 44 Устава МО ГО "Сыктывкар" администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
В соответствии с ч. 7 и 8 ст. 44 Устава МО ГО "Сыктывкар" для выполнения полномочий администрацией городского округа создаются отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации городского округа, а также иные органы администрации городского округа. Статус, задачи и функции отраслевых (функциональных), территориальных и иных органов администрации городского округа определяются положениями об этих органах. Органы администрации городского округа могут создаваться в форме управлений, отделов, комитетов и др., возглавляемых руководителями (начальниками управлений, заведующими (начальниками) отделами, председателями комитетов и др.).
П. 2.48 Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утверждённых решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.10.2017 N 24/2017-330 (далее по тексту – Правила благоустройства) определяют, что содержание территории - комплекс мероприятий, проводимых на отведенной и прилегающей территориях, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий, строений, сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений; содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
В соответствии с подп. 6 п. 6.2 Правил благоустройства благоустройство территории МО ГО "Сыктывкар" заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку и вырубку аварийных, больных, усыхающих деревьев и кустарников.
При этом согласно п. 7.10 Правил благоустройства благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется администрацией МО ГО "Сыктывкар" (на территории Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" - администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар") в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
Согласно п. 5.1.3 Правил благоустройства создание, охрана и содержание зеленых насаждений, оценка компенсационных выплат за рубку (повреждение) зеленых насаждений осуществляется в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденными решением Совета МО ГО "Сыктывкар".
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Об утверждении Методики оценки компенсационных выплат за вырубку (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" утверждены Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 16.11.2010 N 35/11-600 (далее по тексту – Правила содержания зелёных насаждений).
Ст. 12 Правил содержания зелёных насаждений устанавливает, что контроль за соответствием проведения работ по рубке, обрезке, пересадке, посадке, реконструкции зеленых насаждений условиям выданных разрешений, за выполнением требований по охране зеленых насаждений и соблюдением установленных правил и технологий посадки и содержания зеленых насаждений осуществляется Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар".
Согласно п. 3.18 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", утверждённому Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 20.06.2013 N 17/2013-268 (далее по тексту – Положение об УЖКХ), Управление заключает контракты на производство работ, связанных с уходом за зелеными насаждениями, озеленением территории городского округа, в том числе по созданию парков и скверов, осуществляет контроль за исполнением их условий.
П. 1.4 Порядка предоставления в 2018 году субсидий на частичное возмещение затрат, возникающих в результате содержания и ремонта общегородских объектов внешнего благоустройства, транспортной инфраструктуры и объектов речного транспорта (в межнавигационный период) МО ГО "Сыктывкар", переданных из казны МО ГО "Сыктывкар" в оперативное управление, утверждённого Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 25.12.2017 N 12/4497, определяет, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий в бюджете МО ГО "Сыктывкар" на 2018 год в рамках настоящего Порядка, является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар".
Согласно п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что содержание зелёных насаждений, в том числе упавшего дерева, повредившего автомобиль истца, с учётом места его произрастания, относится к компетенции администрации МО ГО "Сыктывкар" как органа местного самоуправления. Данный орган в установленном порядке делегировал данную функцию отраслевому органу – Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", наделив соответствующими полномочиями и предоставив права по распоряжению соответствующими средствами бюджета (назначил главным распорядителем бюджетных средств).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков (п. 2 ст. 15 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, основанием наступления деликтной ответственности является наличие всех признаков состава правонарушения, включающего в себя причинение вреда охраняемым законом правам, свободам и законным интересам, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
Вина причинителя вреда в гражданском праве предполагается, и бремя доказывания отсутствия вины возлагается на него (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому надлежащий ответчик должен был доказать, что им соблюдены все требования, проявлена достаточная степень заботливости и осмотрительности для недопущения вреда окружающим.
Согласно ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
С учётом указанных норм по спорам о возмещении вреда истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также размер, причинённого вреда.
Отсутствие вины доказывается лицом, причинившем вред. Вина в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В ходе производства по делу были получены доказательства того, что ответчик Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" не обеспечило такое содержание дерева, которое бы исключило его падение и повреждение имущества истца. Представитель ответчика в судебном заседании утверждал то, что какое-либо содержание упавшего дерева ответчиком не осуществлялось, поскольку он исходил из того, что оно находится на придомовой территории, и обязанность по содержанию дерева лежит на управляющей организации.
При этом, как указано выше, при рассмотрении дела нашёл подтверждение факт того, что место произрастания упавшего дерева не находится на земельном участке, относящемуся к общему имуществу многоквартирного дома. В нарушение действующего законодательства орган местно самоуправления не сформировал данный участок и не определил его границы в натуре. Риск последствий несовершения данных действий, в том числе несение обязанностей по содержанию зелёных насаждений, на спорном участке лежит на органах местного самоуправления.
Ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, а ущерб подлежащим взысканию с муниципального образования городской округ "Сыктывкар" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" за счёт казны муниципального образования городской округ "Сыктывкар".
Оснований для удовлетворения иска к остальным ответчикам суд не усматривает.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
С учётом доводов, изложенных в исковом заявлении, а также в судебном заседании суд приходит к выводу, что по существу требовании о компенсации морального вреда обоснованы нравственными страданиями из-за нарушения имущественных прав ФИО1
Согласно п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таких случаев в ходе рассмотрения дела не установлено. В связи с чем в иске о взыскании компенсации морального вреда необходимо отказать.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ст. 88-94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу данных норм расходы на оплату государственной пошлины являются судебными.
Так, истец заплатила государственную пошлину 4757 руб. В то время как надлежало заплатить 4286,6 руб. – по имущественным требованиям от цены иска 154330 руб. и 300 руб. – по требованиям о взыскании компенсации морального вреда.
С учётом удовлетворения требований о возмещении ущерба в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 4286,6 руб.
Также истец понёс расходы на осмотр повреждённого автомобиля и составление калькуляции стоимости ремонта в общем размере 8500 руб.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 к судебным расходам относятся расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска.
С учётом этого расходы на оценку ущерба в размере 8500 руб. суд признаёт судебными и подлежащими взысканию в пользу истца в силу удовлетворения имущественных требований.
На основании ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы, понесённые истцом на представителя, в случае, если исковые требования будут удовлетворены.
Истцом понесены расходы на услуги представителя в размере 20000 руб. Принимая во внимание, объем и характер выполненной представителем работы, трудозатраты и время на подготовку искового заявления, участие в судебных заседаниях, а также отказ в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда, суд считает разумным и справедливым определить размер подлежащих возмещению истцу расходов в размере 12000 руб.
П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 определяет, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из содержания представленной истцом доверенности следует, что она позволяет участвовать в любых делах и не обусловлена конкретным делом или судебным заседанием. В связи с чем в возмещении расходов на оформление доверенности в размере 1500 руб. необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ "Сыктывкар" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" за счёт казны муниципального образования городской округ "Сыктывкар" в пользу ФИО1 денежные средства в счёт возмещения ущерба в размере 154330 руб., расходы на оценку ущерба в общем размере 8500 руб., расходы на кадастровые работы в размере 8000 руб., расходы на представителя в размере 12000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 4286,6 руб.
Отказать в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, расходов на оформление доверенности.
В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Попов А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2019.