РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сургут 09 октября 2014г.
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в составе: председательствующего судьи Паничева О.Е.,
при секретаре Мясниковой О.Р.,
с участием прокурора Маковкина Р.И.,
представителя Думы г. Сургута Ракитиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сургутского транспортного прокурора о признании недействующим нормативного акта в части,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании п. № Раздела 2 Решения Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об установлении земельного налога» противоречащим закону в части, устанавливающей ставку земельного налога <данные изъяты> за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов и в части, устанавливающей ставку земельного налога <данные изъяты> за земельные участки, предназначенные для размещения полосы отвода железных дорог, мотивируя свои требования тем, что Решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. N № "Об установлении земельного налога" (далее -Решение) установлены ставки земельного налога для земельных участков согласно Раздела 2 Решения. Текст Решения опубликован в информационном бюллетене Думы и администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ N №. В соответствии с п. № Раздела № Решения, ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, составляет <данные изъяты> В соответствии с п. № Раздела № Решения, ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения полосы отвода железных дорог, составляет <данные изъяты> Указанные пункты не соответствует федеральному законодательству и является незаконными по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ (далее –ЗК РФ) земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. В силу п. «и» ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Согласно ч. 1 и 2 ст. 90 ЗК РФ, земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, признаются землями транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, других объектов железнодорожного транспорта. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ), земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта (в т.ч. магистральных железнодорожных линий и т.д.), а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». Согласно п. 2 данного постановления пользование земельным участком осуществляется открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») на основании договора аренды земельного участка, заключаемого им с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом). В соответствии с свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГг. земельный участок, кадастровый номер № №, предназначенный под железную дорогу и объекты железнодорожного транспорта является собственностью РФ. Между ОАО «РЖД» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу 01.01.2005г. заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером № с местоположением: ХМАО-Югра, <адрес>, на котором расположены объекты недвижимого имущества, необходимые для деятельности железнодорожного транспорта, на котором в том числе расположено здание вокзала станции Сургут. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО «РЖД» по субъектам РФ. Данная ставка для Ханты-Мансийского автономного округа составляет <данные изъяты> руб./га. В соответствии с п. 1 ч.2 ст.389 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) объектом взимания земельного налога не могут быть земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) признаются ограниченными в обороте, сохраняется. В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 389 НК РФ объектом взимания земельного налога не могут быть земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Согласно пп.7 ч.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. В силу частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт в части установления ставок земельного налога за земельные участки являющиеся собственностью Российской Федерации, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, полосы отвода железных дорог принят органом местного самоуправления с превышением предоставленной федеральным законодательством компетенции. Кроме того, оспариваемое положение Решения не соответствует пунктам 1 и 2 статьи 388 НК РФ, согласно которым налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Такими плательщиками не могут признаваться организации в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды. Указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и ОАО «РЖД», поскольку предоставляет возможность органам местного самоуправления действовать за рамками предоставленной компетенции и незаконно взимать в местный бюджет земельный налог за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настоял.
Представитель Думы г. Сургута в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, в котором мотивирует непризнание заявления тем, что оспариваемые положения указанного нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, указанные земли в соответствии со ст. 389 НК РФ являются объектом налогообложения, п. 2 ст. 388 НК РФ не содержит ограничений, касающихся установления ставки земельного налога.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок (единое землепользование), земли поселений, предназначен под железную дорогу и объекты железнодорожного транспорта, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № № <адрес> является собственностью Российской Федерации.
Согласно договору аренды № земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре (арендодатель) и ОАО «РЖД» (арендатор), арендодателем передан в аренду арендатору указанный земельный участок на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. N № "Об установлении земельного налога", текст которого опубликован в информационном бюллетене Думы и администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, установлены ставки земельного налога для земельных участков согласно Раздела № Решения.
В соответствии с п. № Раздела № Решения, ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, составляет <данные изъяты>
В силу пункта № Раздела № Решения, ставка земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения полосы отвода железных дорог, составляет <данные изъяты>
Согласно ст. 15 НК РФ, к местным налогам относятся: земельный налог.
Статьей 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. В силу пункта «и» статьи 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения.
Из пункта 4 ст. 87 ЗК РФ вытекает, что земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи, к которым относятся и земли транспорта, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Частями 1 и 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, признаются землями транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта (в т.ч. магистральных железнодорожных линий и т.д.), а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». Согласно пункту 2 данного постановления пользование земельным участком осуществляется открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») на основании договора аренды земельного участка, заключаемого им с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» по субъектам Российской Федерации. Данная ставка для Ханты-Мансийского автономного округа составляет <данные изъяты> руб./га.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Такими плательщиками не могут признаваться организации в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды.
В силу частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт в части установления ставок земельного налога на земельные участки, являющиеся собственностью Российской Федерации, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, и на земельные участки, предназначенные для размещения полосы отвода железных дорог, принят Думой г. Сургута с превышением своей компетенции, поскольку земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов и для размещения полосы отвода железных дорог имеют статус федеральной собственности, подлежат передаче только в аренду и безвозмездное пользование, ОАО «РЖД», являющийся арендатором данного земельного участка, не является налогоплательщиком земельного налога, в связи с чем они не облагаются земельным налогом и, следовательно, органы местного самоуправления не полномочны устанавливать налоговые ставки на данную категорию земель.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, главою 25, суд,
РЕШИЛ :
Признать п. №, п. № Раздела № Решения Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. № №Об установлении земельного налога" противоречащими закону в части, устанавливающей ставку земельного налога <данные изъяты> на земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов и в части, устанавливающей ставку земельного налога <данные изъяты> на земельные участки, предназначенные для размещения полосы отвода железных дорог.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.
Судья подпись О.Е. Паничев
Копия верна: Судья О.Е. Паничев