ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6999/18 от 15.11.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2018 года, г. Абакан РХ Дело № 2-6999/2018

Абаканский городской суд в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А. при секретаре Баяндиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петренко Андрея Леонидовича к муниципальному унитарному предприятию «Информационное радиотелевизионное агентство «Абакан» о признании приказа недействительным, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Петренко А.Л. обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию «Информационное радиотелевизионное агентство «Абакан» о признании приказа -п от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., указывая, что ДД.ММ.ГГГГ МУП «ИРТА «АБАКАН» в целях обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств предприятия по составлению и отправке отчетности по договору от ДД.ММ.ГГГГ о выплате вознаграждения за сообщение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для всеобщего сведения в эфир посредством их передачи по радио (в том числе путем ретрансляции), лицензированному договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир по радио и выплате вознаграждения, и на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» издан приказ «О назначении лиц, ответственных за своевременную подготовку и сдачу отчетности по контракту (договору)». Данным приказом истец Петренко А.Л., как <данные изъяты>, был назначен ответственным за составление и своевременное предоставление отчетов согласно утвержденного списка (пп.пп.1,2 Приложения к приказу). Выражая не согласие с вышеуказанным приказом, истец приводит положения ст. 60.2 ТК РФ, согласно которой, выполнение дополнительной работы работником может быть поручено только с письменного согласия работника. Указывает, что своего согласия на выполнение дополнительных работ не давал, возложенные на истца дополнительные трудовые обязанности выходят за рамки его должностных обязанностей, установленных трудовым договором.

В судебном заседании Петренко А.Л. требования иска поддержал по основаниям и доводам, указанным в нем, дополнительно суду пояснил, что исполнить оспариваемый приказ в настоящее время не представляется возможным, поскольку отсутствует специальное оборудование и персонал, которому могла быть поручена данная работа – у него в подчинении 5 человек, этого не достаточно; полагал, что данные отчеты могут быть выполнены и другими сотрудниками МУП «ИРТА «Абакан».

Представитель ответчика МУП «ИРТА «Абакан» Шевцова Т.В., действующая на основании доверенности, требования иска не признала, суду огласила письменный отзыв, дополнительно пояснила, что до издания оспариваемого приказа отчеты об использовании произведений формировались нулевыми. Выплата вознаграждения по лицензионным договорам производилась по минимальной ставке; полагает, что оспариваемым приказом истцу в соответствии п.п. 2.2., 2.8 должностной инструкции <данные изъяты> и п. 2.2.8 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ вменили в обязанность составление указанных в спорном приказе отчетов, в связи с чем, просила отказать истцу в удовлетворении иска.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации (ч. 5 ст. 8 Закона "О средствах массовой информации").

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее Закон N 2124-1), учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Согласно, представленному в материалы дела в копии свидетельству о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, редакция радио является средством массовой информации, предметом деятельности которого является выпуск радиоканала «Радио Абакан».

В соответствии со ст. 18 названного Закона, учредитель утверждает устав редакции и(или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредителем средства массовой информации редакции «Радио Абакан» является Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Информационное радиотелевизионное агентство «Абакан»

Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «ИРТА «Абакан» создано ДД.ММ.ГГГГ, является действующим юридическим лицом, его директором с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО5

Дополнительном видом деятельности предприятия является деятельность в области радиовещания.

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности (ч. 2 ст. 19 Закона N 2124-1).

ДД.ММ.ГГГГ между Петренко А.Л. и МУП «ИРТА «Абакан» заключен трудовой договор , по условиям которого работник принял на себя обязательства по выполнению трудовых обязанностей в должности <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Петренко А.Л. переведен на должность <данные изъяты>.

Пунктом 2.2 предусмотрены обязанности работника:

исполнять трудовые (должностные) обязанности по занимаемой должности (профессии или специальности), указанной в п. 1.1 трудового договора, в соответствии с должностной инструкцией (п. 2.2.1);

строго исполнять требования локальных нормативных актов, приказов и распоряжений, издаваемых директором, условия договора, правил внутреннего трудового распорядка (п.2.2.8);

исполнять иные обязанности, установленные трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором (в случае заключения), соглашениями (в случае заключения), локальными нормативными актами (п.2.2.9).

ДД.ММ.ГГГГ Петренко А.Л. был ознакомлен с должностной инструкцией <данные изъяты>, утвержденной директором МУП «ИРТА «Абакан» ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой, <данные изъяты> назначается и освобождается от должности руководителем МУП «ИРТА «Абакан» и непосредственно подчиняется руководителю предприятия.

Пунктом 2.1 должностной инструкции предусмотрено, что <данные изъяты> руководит редакцией, представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.

Согласно п. 2.2 должностной инструкции, <данные изъяты> обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации Законом о СМИ и другими законодательными актами Российской Федерации.

Направляет и организует работу подразделения редакции радио, несет ответственность за все стороны редакционной деятельности, дает и издает распоряжения по доведению до сведения жителей <адрес> официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, подлежащие обязательному исполнению сотрудниками редакции радио (п. 2.3 должностной инструкции).

Из п. 2.6 должностной инструкции следует, что <данные изъяты> распределяет обязанности среди сотрудников подразделения, планирует их работу, представляет их к поощрению в пределах своей компетенции, на уровне руководства МУП «ИРТА «Абакан» участвует в решении кадровых вопросов.

Пунктом 2.10 должностной инструкции закреплено право <данные изъяты> ходатайствовать перед руководством предприятия об обеспечении материально-бытовых условий работы коллектива подразделения, соблюдении трудового законодательства и других правовых норм, вносит предложения по совершенствованию деятельности редакции радио.

Также, в соответствии с п. 2.8. должностной инструкции <данные изъяты>, обеспечивает выпуск программ, отвечает за из содержание, соответствие материалов принципам достоверности, точности, действующему законодательству, разрабатывает тематику, содержание текущих и перспективных программ, их идейную направленность, качество.

В соответствии с пунктом 2.13 должностной инструкции <данные изъяты> несет ответственность за качество и количество эфиров, за их соответствие действующему законодательству.

Согласно пункта 2.17 должностной инструкции <данные изъяты> должен выполнять поручения директора МУП «ИРТА «Абакан».

Пункт 4.9 должностной инструкции обязывает <данные изъяты> знать требования действующего законодательства об авторском праве.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Указанная статья определяет обязанность редакции соблюдать права авторов и иных правообладателей произведения, публикуемого в средстве массовой информации.

Перечисленные выше положения трудового договора и должностной инструкции истца соответствуют требованиям статьи 42 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации автору произведения (или иному правообладателю) принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым, не противоречащим закону, способом (исключительное право на произведение). В этой же статье перечислены 11 способов возможного использования произведения, где отдельно указаны сообщение в эфир по радио или телевидению (пп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) и публичное исполнение произведения (пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Публичным исполнением считается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1270 ГК РФ сообщение произведения в эфир по общему правилу допускается только с разрешения автора или его правопреемника. Как и в случае с публичным исполнением, правообладатель обладает монополией на использование музыкального произведения посредством сообщения в эфир, он вправе разрешать и запрещать третьим лицам сообщение произведения в эфир. Ни один теле- или радиоканал не вправе использовать в своем эфире произведения без разрешения правообладателей и без выплаты им вознаграждения.

Одним из способов осуществления и защиты исключительного права на музыкальное произведение, гражданское законодательство определяет управление правами на коллективной основе, т. е. коллективное управление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

В силу пункта 3 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Пользователи по требованию управляющей правами организации обязаны представлять отчеты об использовании объектов прав, а также иные документы и сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения (их перечень и сроки устанавливаются в договоре) (п. 3 ст. 1243 ГК РФ). Организации по управлению правами на коллективной основе формируют реестры правообладателей, передавших им права в управление, а также реестры объектов авторских и смежных прав. Данные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам в установленном организацией порядке, а информация о переданных правах (включая наименование объекта прав, имя автора или иного правообладателя) размещается в сети Интернет (п. 5 ст. 1243 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 1326 Гражданского кодекса РФ установлено, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Согласно пункту 2 той же статьи сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса РФ, организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в частности в сфере: а)осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях; б) управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции; в) осуществления прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения.

Среди организаций, созданных для управления авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, можно назвать Российское авторское общество (РАО), которое осуществляет коллективное управление правами авторов (их правопреемников) (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи).

В настоящее время аккредитованной ОКУП, представляющей исполнителей и изготовителей фонограмм, является Всероссийская организация интеллектуальной собственности (далее - ВОИС (РУС)).

В силу пункта 5 статьи 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Таким образом, с учетом обобщения вышеприведенных норм гражданского законодательства, законодатель наделяет полномочиями аккредитованной организации по управлению смежными правами — ВОИС, а в случае с коллективным управлением авторскими правами, такой аккредитованной организацией является РАО.

Из материалов дела следует, что МУП «ИРТА «Абакан» (Пользователь) заключило договоры с общероссийской общественной организацией «Российское Авторское Общество» о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир по радио и выплате вознаграждения ( от ДД.ММ.ГГГГ) и с общероссийской общественной организацией «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» ( от ДД.ММ.ГГГГ).

По условиям заключенных договоров МУП «ИРТА «Абакан» обязано ежеквартально предоставлять данным организациям отчеты об использовании Пользователем произведений выпущенных в эфир (п. 4.1 договоров).

На основании представленных отчетов, а также на основании финансовых документов, содержащих сведения о доходах от рекламной деятельности за отчетный период, организация эфирного вещания перечисляет вознаграждение в размере определенного лицензионными договорами процента от полученного дохода. Полученные от организации эфирного вещания средства подлежат распределению между правообладателями пропорционально времени использования произведений.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства МУП «ИРТА «Абакан», и в частности редакция радиовещания обязаны соблюдать и исполнять требования действующего законодательства в области авторских и смежных прав.

Формирование отчетности, которая предусмотрена договорами с РАО и ВОИС, не предусматривает необходимости установки для его подготовки специального программного обеспечения.

Пунктом 4.1 вышеуказанных договоров предусмотрено, что отчет подлежит предоставлению Обществам в электронной форме в виде электронного документа в форме Microsoft Excel (или в совместной форме) с возможностью его открытия и копирования данных из файла при использовании стандартных электронных программных продуктов Microsoft Office путем направления в виде вложения в электронное письмо, направляемого с электронного адреса, указанного в реквизитах сторон договора, на электронный адрес Общества с отметкой в заголовке письма: «Отчет об использовании фонограмм/ произведений за период…».

Форма отчетов утверждена приложением к договорам, которые предусматривают графы для заполнения, в зависимости от использованных редакцией прав.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «ИРТА «Абакан» был издан приказ «О назначении лиц, ответственных за своевременную подготовку и сдачу отчетности по контракту (договору)».

На основании указанного приказа в целях обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств предприятия по составлению и отправке отчетности по договору от ДД.ММ.ГГГГ о выплате вознаграждения за сообщение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для всеобщего сведения в эфир посредством их передачи по радио (в том числе путем ретрансляции), лицензионному договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир по радио и выплате вознаграждения, лицензионному договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права использования обнародованных произведений путем сообщения в эфир по телевидению и выплате вознаграждения, и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», <данные изъяты> Петренко А.Л. (лицо, его замещающее) был назначен ответственным за составление и своевременное предоставление отчетов согласно утвержденного списка (пп. пп. 1, 2 Приложения к приказу).

ДД.ММ.ГГГГ Петренко А.Л. ознакомлен с указанным приказом, не согласился с ним, указав на то, что он противоречит п. 3.2.3 трудового договора.

ДД.ММ.ГГГГ истом на имя директора МУП «ИРТА «Абакан» подана должностная записка, в которой он просил отменить приказ п от ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить программным оборудованием для формирования отчета с РАО. Указал на отсутствие персонала для подготовки отчетов в РАО, что требует значительных временных затрат (10 часов рабочего времени).

В ответ на обращение главного редактора радио от ДД.ММ.ГГГГ за исх. директором МУП «ИРТА «Абакан» указано, что формирование отчетности, которая предусмотрена договором с РАО, не предусматривает необходимости установки для его подготовки специального программного обеспечения. Также обращено внимание на то, что отсутствие программного обеспечения не освобождает редакцию радио и предприятие в целом от предоставления таких отчетов в РАО. Кроме того, в штатном расписании МУП «ИРТА «Абакан» не имеется вакантных должностей в редакции радио для приема на работу отдельного специалиста для выполнения данной работы.

Обращаясь с иском в суд, истец указывал, что возложение дополнительных обязанностей нарушает его трудовые права, поскольку данные обязанности не имеют отношения к исполняемым им обязанностям, а своего согласия на выполнение дополнительной работы он не давал.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.

В силу ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 189 ТК РФ работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Довод истица о невозможности исполнения приказа, в силу отсутствия специального оборудования и персонала, судом отклоняется, данный довод является не обоснованным.

Как было отмечено выше, отчет подготавливается в электронной форме при использовании стандартных электронных программных продуктов Microsoft Office Excel. Истец обеспечен работодателем необходимым оборудованием и техническими средствами, которые позволяют ему исполнять свои трудовые обязанности надлежащим образом, доказательств обратного истцом не представлено. Так, в пользовании Петренко А.В. находится персональный компьютер, оснащенный стандартным офисным пакетом приложений, что истцом не опровергнуто.

В ходе рассмотрения дела истец подтвердил, что аналогичный отчет редакция радиовещания под его руководством делает в отношении авторской программы «Виниловый диск».

<данные изъяты> - это лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации (абзац десятый части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Из п. 2.2 должностной инструкции <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации Законом РФ от 27.12.1911 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 42 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривает, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Именно с целью соблюдения права авторов и иных правообладателей произведения, публикуемого в средстве массовой информации был издан оспариваемый приказ с назначением <данные изъяты> Петренко А.Л. ответственным за предоставление отчетов.

Доказательств, подтверждающих наложение на <данные изъяты> дополнительных обязанностей, не предусмотренных трудовым соглашением истцом не представлено, какого-либо подтверждения изменения работодателем трудовой функции истца, судом в ходе рассмотрения настоящего иска не добыто.

Так, согласно п. 2.8 должностной инструкции <данные изъяты> обеспечивает выпуск программ, отвечает за их содержание, соответствие материалов принципам достоверности, точности, действующему законодательству, разрабатывает тематику, содержание текущих и перспективных программ, их идейную направленность, качество.

В соответствии с п. 2.16 должностной инструкции на <данные изъяты> возложена обязанность по составлению отчетности, касающейся деятельности редакции радиовещания.

В силу ст. 19 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" <данные изъяты> несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как <данные изъяты> дано разрешение на выход в свет.

Таким образом, подготовка отчетов входит в должностные обязанности <данные изъяты>. Сведения о произведениях, выходящих в эфир радио формируются в плейлистах редакции, которой руководит <данные изъяты>, следовательно, именно истец, наделенный определенными полномочиями, в силу своей должностной инструкции, и норм действующего законодательства, обязан соблюдать требования действующего законодательства, касающегося использования лицензионных произведений в эфире радио.

Также суд отмечает, что сам истец в докладной записке не отрицает своей обязанности по формированию отчета в РАО, однако ссылается на необходимость программного обеспечения Synadyn или иных программ, обеспечивающих аппаратное формирование отчетов.

Кроме того, суд учитывает, что истец указанную в законе обязанность по предоставлению соответствующих отчетов выполняет, путем предоставления отчета об использовании музыкальных произведений в программе «Виниловый диск».

Оспариваемый приказ конкретизирует сферу ответственности между руководителями редакций, устанавливает форму предоставления отчетности и сроки их предоставления.

Таким образом, приказ от ДД.ММ.ГГГГ не дополняет должностные обязанности <данные изъяты>, а направлен исключительно на исполнение положений п. 13 ч. 1 ст. 93 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Пункт 2.3 лицензионных договоров определяет обязанность пользователя использовать лишь те произведения, которые идентифицированы по названиям, фамилиям и инициалам авторов. Предусмотрен запрет на использование произведений, входящих в репертуар Общества, без указания имени автора, то есть анонимно.

Из представленного в материалы дела Протокола эфира радио «Абакан» невозможно установить ФИО композитора произведения, его исполнителя, поскольку в нем отсутствуют характеристики необходимые для отчета об использовании произведений.

Поскольку только <данные изъяты> составляет список произведений, выходящих в эфир, его утверждает, располагает сведениями о фактическом выходе произведений в эфир, то и исполнение обязательств перед РАО возлагается на него. Обеспечение своевременного полного исполнения обязательств по составлению и отправке отчетности по заключенным МУП «ИРТА «Абакан» договорам с РАО и ВОИС, является целью оспариваемого приказа.

Поскольку в силу статьи 18 вышеназванного закона, учредитель (МУП «ИРТА «Абакан») не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, то вопрос о том, кто будет готовить указанный отчет, лично главный редактор или назначенный им сотрудник, также относиться к компетенции истца.

Таким образом, с учетом п.п. 2.2, 2.8 должностной инструкции <данные изъяты>, утвержденной директором МУП «ИРТА «Абакан» ДД.ММ.ГГГГ и п. 2.2.8 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> Петренко А.Л. издан в соответствии с действующим законодательством и в рамках исполнения им трудовой функции, и не выходит за рамки должностных обязанностей истца.

На основании вышеизложенного, требования истца о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении лиц, ответственных за своевременную подготовку и сдачу отчетности по контракту (договору)» недействительным (незаконным), являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В разъяснениях, данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17.03.2004, указано, что, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку ответчиком нарушений трудовых прав истца изданием оспариваемого приказа не допущено, суд отказывает в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Руководствуясь ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, судебные издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Петренко Андрея Леонидовича к муниципальному унитарному предприятию «Информационное радиотелевизионное агентство «Абакан» о признании приказа недействительным, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение месяца с момента вынесения его в окончательной форме через Абаканский городской суд.

СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.