Дело № 2-6/2021
Уникальный идентификатор дела 27RS0002-01-2020-001165-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2021 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кугук К.В., помощником судьи Жуковой А.А.,
с участием представителя истца ФИО13., действующей по доверенности от ДАТА,
представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России – ФИО14., действующего по доверенности от ДАТА,
представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – ФИО15 действующего по доверенности от ДАТА,
представителя ответчика МУП города Хабаровска «Водоканал» - ФИО16., действующей по доверенности от ДАТА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП г. Хабаровска «Тепловые сети», Министерству обороны России о возмещении убытков в связи с причинением вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России (далее ТУИО, Учреждение) в обоснование указав, что 16.12.2017 ФИО1 приобрел железобетонный некапитальный гараж № № у Гаражно-строительного кооператива «ГСК-№». Гараж располагается по ул. Некрасова в г. Хабаровске. Над гаражным кооперативом, в котором расположен гараж истца (непосредственно над гаражом истца), расположено нежилое здание (столовая), принадлежащее ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России. В зимнее время 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг. истец обнаружил затопление гаража водами из здания. В указанное время в здании осуществлялся сброс воды из системы отопления и канализационных стоков напрямую в подвал либо по дренажному шлангу через стену. Зимой, сброс воды необходим для того, чтобы здание не разморозилось. Таким образом, слив всех вод производился под гараж и на нижние гаражи ГСК № №. В результате вышеуказанных действий, в гараже образовались дефекты и повреждения, требующие капитального ремонта гаража. Без капитального ремонта гараж не пригоден к использованию его по назначению (хранению вещей, автомобиля и т. д.). 30.03.2020 истец обратился в ООО «ФИО17» для инженерно-технического обследования технического состояния конструкций гаража в результате техногенного воздействия (затопления бокса канализационными водами). Согласно заключения ООО «ФИО18», по итогам детального обследования можно сделать следующие выводы: Техническое состояние бокса № № ГСК № № по <адрес> аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности. Бокс восстановлению не подлежит. Для полного восстановления конструкций бокса необходимо выполнить работы, указанные в п. 3.2.4.2 настоящего заключения. Стоимость восстановительных конструкций блок-комнаты согласно составленному ЛСР № 01 составляет 617 515,20 рублей, в том числе НДС 20% (102 919,20 рублей). Собственных средств на восстановление гаража у истца нет. На протяжении всего времени, с момента начала порчи гаража, он неоднократно обращался (устно) к ответственному дежурному с просьбами устранить нарушения своими силами. Однако, до настоящего времени со стороны ответчика никаких действий в отношении гараж не предпринималось. За проведение обследования технического состояния гаража истец заплатил ООО «ФИО19» 15 000 рублей, согласно договора от 30.03.2020 № №.
Просит взыскать с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России в пользу ФИО1 убытки, понесенные истцом в размере 617 515,20 рублей, расходы на инженерно-технического обследования технического состояния конструкций гаража в размере 15 000 рублей, государственную пошлину в размере 9 375 рублей.
В письменном отзыве представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России указал, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за Учреждением. В соответствии с п. 4 Устава, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества ВС РФ. В соответствии с п. 20 Устава, основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Уставом Учреждения не предусмотрено таких полномочий, как обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных в них помещений, находящихся в оперативном управлении Учреждения. Кроме того, в бюджетной смете Учреждения отсутствуют лимиты на указанные статьи расхода. Штатным расписанием Учреждения не предусмотрены должности рабочих специальностей. Учреждение полномочиями по содержанию объектов недвижимости, а также по заключению государственных контрактов на содержание объектов недвижимости не наделялось, соответствующим финансированием из федерального бюджета на обозначенные цели не обеспечивается. Учреждение обеспечивает реализацию полномочий Министерства обороны Российской Федерации только в сфере учета, контроля, управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил, полномочиями по содержанию и эксплуатации имущества Вооруженных Сил Учреждение не наделено. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 с 1 апреля 2017 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦЖКУ). Цель деятельности - содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Здание Учреждения находится на обслуживании у ЦЖКУ, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Вместе с тем, между Учреждением и ЦЖКУ заключен договор «Безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества Минобороны России, закрепленными на праве оперативного управления за ФКБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России» договор № 1 от 01.04.2017. Согласно условиям вышеуказанного договора ЦЖКУ принимает в безвозмездное пользование здание склада инв. № б/н, площадью 489 кв. м. и здание КТП инв. № 1 площадью 206,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Во исполнение вышеуказанного Договора Учреждением и ЦЖКУ подписан акт приема-передачи. Здание склада инв. № б/н 489 кв.м, является частью административного здания, где располагается Учреждение. В соответствии с п.п. З.2.З., 3.2.9. Договора Ссудополучатель обязуется поддерживать объект в полном исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Поддерживать территорию переданного объекта в благоустроенном состоянии. Указанные обстоятельства послужили основанием для прекращения в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, по ст. 8.1 КоАП РФ. Вышеуказанное дело об административном правонарушении возбуждено Департаментом Росприродназора по ДФО на основании обращений собственников нежилых помещений ГСК №, расположенных по адресу: <адрес>. Согласно постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 06.12.2018 Департаментом Роприродназора по ДФО установлено, что сточные воды стекают под гаражи из канализационной насосной станции и трубы, которая выходит из здания, находящегося в безвозмездном пользовании ЦЖКУ. Сотрудниками Учреждения 26.06.2020 проведен осмотр Здания. По результатам выявлено, что между зданиями по <адрес> и <адрес> располагается канализационная насосная станция ливневой канализации (далее - КНС), в которую также при прорывах водоснабжения по лоткам попадает вода. Правообладателем здания КНС Учреждение не является. Согласно письмам, приложенным к акту осмотра от 15.06.2020 № 126/20-0 затопление подвальных помещений Здания, в январе 2020 года произошло по причине авариных ситуаций на городских сетях МУП города Хабаровска «Водоканал». Ликвидация затопления подвальных помещений Здания зафиксирована актом Учреждения от 14.02.2020. Таким образом, Учреждение не является причинителем вреда, поскольку в рассматриваемом случае является потерпевшим. Вместе с тем, из искового заявления следует, что затопление гаража происходило в зимнее время 2018-2019 и 2019-2020 года. Однако в качестве доказательств данных обстоятельств истец ссылается на фото № 16, 17 Технического заключения № № ООО «ФИО20». Согласно техническому заключению № № фото № 16, 17 предоставлены истцом, дата съемок 05.03.2020 и 27.03.2020. При этом за период 2018-2019 годов доказательств затопления гаража истцом в материалы дела не представлено. Следует отметить, съемки подвального помещения производились истцом в отсутствие представителя Учреждения, следовательно, фотоматериалы не могут подтверждать, что это подвальные помещения здания расположенного по адресу: <адрес>. На основании вышеизложенного, Учреждение просит Кировский районный суд г. Хабаровска в удовлетворении исковых требований к Учреждению отказать.
Определением от 20.08.2020 судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП г. Хабаровска «Тепловые сети», Министерство обороны России.
В письменном отзыве МУП города Хабаровска «Водоканал» указано, что сам истец пишет о том, что именно в зимний период времени — зима 2018-2019, зима 2019-2020 — гараж подвергается затоплениям, то есть в периоды отопительного сезона. Во-вторых, рядом со зданием ответчика располагается канализационная насосная станция (далее по тексту КНС), являющаяся федеральной собственностью. И данная КНС находится в аварийном состоянии. Причем в таком состоянии КНС находится не с 2017 года, а практически, с момента постройки. И МУП «Водоканал» к этому никакого отношения не имеет. В январе 2020 года подвал здания по <адрес> был затоплен не холодной водой, а теплой, поступающей из тепловой сети. Акт, составленный МУП «Тепловые сети», не может являться надлежащим доказательством вины МУП «Водоканал» так как, по понятным причинам, составлялся без привлечения потенциально заинтересованных сторон, так сказать, между собой. Кстати сказать, весь период затопления водой подвала МУП «Водоканал» безвозмездно качало поступающую воду. Гараж истца находится на 5 линии от здания по <адрес>. Предыдущие 14 линии являются естественным щитом, барьером, защищающими гараж истца от попадания воды. Отмечен тот факт, что гараж истца расположен в самой нижней части ГСК, стекают воды различного происхождения (ливневые, талые, канализационные стоки с КНС и т.п.). А если говорить о холодной воде в январе месяце, то вода при отрицательных январских температурах, застыла бы не добравшись до гаража, и превратилась бы в лед. Следовательно, затопление гаража истца холодной водой в январе 2020 года (даже если вода была) практически невозможно. На основании изложенного считают МУП города Хабаровска «Водоканал» ненадлежащим ответчиком, а требования, предъявляемые к предприятию, не подлежащими удовлетворению. Считают, что МУП «Водоканал» необоснованно переведен в статус ответчика по настоящему делу. В дополнениях к отзыву, после проведения судебной экспертизы, со ссылкой на заключение экспертизы дополнительно указано о том, что МУП «Водоканал» является ненадлежащим ответчиком по делу.
От представителя ответчика Министерства обороны России поступили письменные возражения на иск, в которых указано, что Министерство обороны Российской Федерации считает исковое заявление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. В целях выполнения правомочий собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации заключило договор управления жилищным фондом от 26.09.2017 г. № 3-УЖФ/ВВО-1 с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде. Здание ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес> - находится на обслуживании у ЦЖКУ, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объект военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Вместе с тем, между ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и ЦЖКУ заключен договор № 1 от 01.04.2017 г. «Безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества Минобороны России, закрепленными на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации». В соответствии с заключенным договором управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилого фонда и прочее. Согласно условиям вышеуказанного договора ЦЖКУ принимает в безвозмездное пользование здание склада инв. № б/н, общей площадью 489 кв. м. и здание КТП инв. № 1 площадью 206,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Во исполнение вышеуказанного Договора между сторонами подписан акт приема-передачи. Здание склада инв. № б/н 489 кв.м, является частью административного здания, где располагается ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3.2.3., 3.2.9. Договора Ссудополучатель обязуется поддерживать объект в полном исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Поддерживать территорию переданного объекта в благоустроенном состоянии. Кроме того, Департаментом Роспотребнадзора по ДФО возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В результате рассмотрения указанного дела вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении от 06.12.2018 г. в связи с тем, что было установлено, что сточные воды стекают под гаражи из канализационной насосной станции (КНС), которая выходит из здания, находящегося в безвозмездном пользовании. На основании акта осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес> - выявлено, что между указанным зданием й зданием, расположенным по адресу: <адрес> - располагается канализационная насосная станция ливневой канализации (КНС), в которую при прорывах сетей водоснабжения попадает вода. При этом Министерство обороны Российской Федерации не является правообладателем указанной КНС. Согласно письма, приложенным к актам осмотра № № от 15.06.2020 г.. затопление подвального помещения здания по <адрес> произошло по причине аварийных ситуаций на городских сетях МУП города Хабаровска «Водоканал». Материалы дела не содержат ссылок на конкретные доказательства, подтверждающие вину Министерства обороны Российской Федерации в причинении истцу ущерба, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для возмещения компенсации вреда именно с Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, требования о взыскании ущерба с Министерства обороны Российской Федерации, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В отзыве ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отражено, что здание столовой по ул. Ханкайской на техническое содержание и обслуживание учреждения не передавалось.
В уточнениях исковых требований, истец со ссылкой на заключение судебной экспертизы, просит взыскать с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России ущерб в размере 678 510 руб., расходы на проведение обследования 15 000 руб., государственную пошлину в размере 9 375 руб..
В судебном заседании истец лично не участвует, его представитель, поддержав в полном объеме доводы иска и заявленные исковые требований, с учётом уточнений, указала, что просят взыскать размер ущерба с ответчика, виновного в его причинении.
В судебном заседании представители ответчиков ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», ФГБУ «ЦЖКУ», МУП города Хабаровска «Водоканал» исковые требования не признали, поддержав представленные ранее отзывы на исковое заявление.
Представители ответчиков МУП г. Хабаровска «Тепловые сети», Министерства обороны России в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены в установленном законом порядке.
На основании пояснений участников процесса, исследованных письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 является собственником блок-комнаты № №, расположенной в Гаражно-строительном кооперативе № №, что подтверждается членской книжкой, выданной 16.12.2017, заявлением от 10.10.2017.
В соответствии с техническим заключением ООО «ФИО21» № №, техническое состояние бокса № № ГСК № № по <адрес> — аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности. Бокс восстановления не подлежит. Для полного восстановления конструкций бокса необходимо выполнить работы, указанные в п. 3.2.4.2 настоящего заключения. Стоимость восстановительных конструкций блок-комнаты согласно составленному ЛСР № 01 составляет 617 515,20 рублей, в том числе НДС 20% (102 919,20 рублей).
В п. 3.2.4 заключения отражены причинами возникновения дефектов, повреждений поступление с осени 2012 г. горячей воды из бойлерной и стоков хозфекальной канализации под обследуемый бокс из вышерасположенного по рельефу местности административного здания восточного регионального Управления жилищного обеспечения <адрес>, а также неработающей канализационной насосной станции (КНС), принадлежащих Министерству обороны РФ. Водоотведение в здании отсутствует, подвал здания затоплен, сброс стоков осуществляется на рельеф под здание (фото 10-16), что привело к затоплению комнаты №№, а также многих других гаражей. Затопление блок-комнаты в течение длительного времени вызвало замокание, вымывание и выпучивание грунта в основании блок-комнаты, ее неравномерную осадку, и, как следствие, образование сквозных трещин в стенах и покрытии. Разрушению бетона торцевой стены на значительной части поверхности способствовала микрофильтрация воды через бетон, не защищенный гидроизоляцией, в течение нескольких лет.
По договору от 30.03.2020 между истцом и ООО «ФИО22» на инженерно-техническое обследование, истцом оплачено 15 000 руб., что подтверждается договором, квитанцией об оплате от 30.03.2020, актом сдачи-приемки выполненных работ от 10.04.2020.
Собственником нежилого помещения, назначение — столовая, площадь. 206,2 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, условный номер №, является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из технического паспорта от 21.01.2013 здание по <адрес> административного назначения, состоит из 3 этажей, общей площадью 3 979,6 кв.м..
Согласно выписок из реестра федерального имущества от 20.04.2012, кадастрового паспорта от 20.06.08, свидетельств о государственной регистрации права от 04.09.2012, от 20.02.2012, приказа Министра обороны России № 2063 от 26.07.2012, 4-х этажное здание <адрес>, комплексного назначения, общей площадью 4032 кв.м. является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления находится в правообладании ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России.
Кадастровым паспортом от 20.06.08, свидетельствами о государственной регистрации права от 03.09.2012, от 02.03.2012, выпиской из реестра федерального имущества от 20.04.2012, приказа Министра обороны России № 2063 от 26.07.2012, подтверждается, что Контрольно-технический пункт (КТП) по <адрес> общей площадью 206,2 кв.м. условный номер № нежилого назначения, состоящий их 2 этажей, является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России.В соответствии с письмом заместителя Министра обороны России заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — главному военному прокурору Российской Федерации от 03.05.2018, по общему правилу бремя содержания имущества возложено на его собственника (ст. 210 ГК РФ). Собственником объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Минобороны России, является Российская Федерация в лице Министерства обороны России (ст. 125 ГК РФ). При этом в структуре Минобороны России полномочия и обязанности собственника, помимо Департамента, возложены также на иные органы военного управления в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Минобороны России. Например, полномочия по проведения капитального ремонта возложены на Департамент строительства Минобороны России, полномочия по коммунальному обеспечению возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций военных округов. Указанные органы военного управления и организации получают лимиты бюджетных обязательств и субсидии на выполнение государственного задания по соответствующим статьям расходов. При этом ни Департаменту, ни ТУИО такие средства не выделяются, а в правовых актах, определяющих их статус, соответствующие полномочия отсутствуют. По указанным выше причинам существующая практика привлечения в качестве ответчиков Департамента и ТУИО затрудняет исполнение судебных решений, что в свою очередь приводит к не достижению ели восстановления нарушенных прав граждан и организаций и укрепления законности. Таким образом, ответчиком по искам, указанным в настоящем обращении, должно выступать Минобороны России, в котором такие иски и обращения прокуроров будут расписываться соответствующим органам военного управления для принятия мер реагирования в части их касающейся.
Департаментом Роспотребнадзора по ДФО возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В результате рассмотрения указанного дела вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении от 06.12.2018 г., в котором отражено, что специалистами Департамента 22 и 27 марта 2018 года проведены рейдовые мероприятия по обследованию прилегающей территории к зданию, расположенному по <адрес>. При визуальном осмотре территории слив бытовых стоков на рельеф местности не установлен. При этом на территории ГСК № обнаружен мусор (диван, автопокрышки и т.п.), который залит водой, предположительно сточными и талыми водами, т.к. присутствует стойкий запах фекалий. Напротив мусора расположена стена из бетонных плит. Плиты в подтеках неустановленного характера. Возле гаражей обнаружены наледь и лужи. Установить визуально характер наледи и луж не представляется возможным. 16.05.2018 проведено рейдовое мероприятие по обследованию прилегающей территории к зданию <адрес>, при визуальном осмотре обнаружена КНС заполненная сточными водами, присутствует стойкий запах фекалий, слышно, как внутри КНС большим потоком бежит вода. Из КНС сточные воды стекают под гаражи, расположенные вблизи КНС. Из стены здания, расположенного по адресу: <адрес> выходит труба, из которой большим потоком производится сброс бытовых стоков на рельеф местности, присутствует стойкий запах фекалий, бытовые стоки протекают под гаражами ГСК №, далее по <адрес> в сторону <адрес>.
В ответе МУП города Хабаровска «Водоканал» в адрес ТУИО от 08.06.2020 указано, что в районе ул. <адрес> специалистами предприятия аварийно-восстановительные работы на сетях холодного водоснабжения выполнялись 20.03.2018 (авария в района ул. Ханкайская 24) и 05.02.2020 (авария в районе <адрес>); выезд аварийной бригады МУП города Хабаровска «Водоканал» для откачки подвального помещения по <адрес> был осуществлен 13.02.2020 года по заявке ФГКУ. В результате откачки была выявлена течь в подвальном помещении здания по <адрес> в районе теплового узла. Дополнительно сообщено, что наружные сети хозяйственно-бытовой канализации в вышеуказанном районе на балансе МУП города Хабаровска Водоканал» не числится. Вопрос технического состояния сетей горячего водоснабжения не входит в компетенцию МУП города Хабаровска «Водоканал».
Актом осмотра административного здания ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России № № от 15.06.2020 установлено, что 11.06.2020 произведен осмотр на основании приказа начальника ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России от 10.06.2020 № 257-о, комиссией в составе: ФИО23 - начальник отдела (порядка использования недвижимого имущества) Учреждения, ФИО24 - инспектор отдела (порядка использования недвижимого имущества), ФИО25 - ведущий инженер отдела (расквартирования) Учреждения, объектов недвижимого имущества (административного здания (лит А), контрольно-технического пункта (лит Б)), расположенных по адресу: <адрес>. В отношении административного здания (лит А) с инв. Номером № зарегистрировано право собственности Российской Федерации № № от 20.02.2012 и право оперативного управления за Учреждением № № от 04.09.2012. В отношении контрольно-технического пункта (лит Б) с инв. Номером № зарегистрировано право собственности Российской Федерации № № от 20.02.2012 и право оперативного управления за Учреждением № № от 03.09.2012. Приказом МО РФ № 2063 от 26.07.2012 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» вышеуказанные объекты закреплены за ФГКУ «ДУИО» МО РФ. В ходе осмотра выявлено наличие предположительно сточных вод в подвале административного здания. В ходе выяснения иных причин образования сточных вод в подвале административного здания было установлено следующее: На протяжении нескольких лет в подвале административного здания Учреждения периодически скапливается вода. По этому поводу 22 ноября 2018 года в отношении юридического лица ФГБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Росприроднадзором по Дальневосточному федеральному округу было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» (дело №). В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностное лицо рассматривающее дело на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ пришло к выводу, что возбужденное в отношении юридического лица ФГБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 с 1 апреля 2017 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Цель деятельности - содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Здание Учреждения по договору находится на обслуживании у ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Между ФКБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России заключен договор «Безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества Минобороны России, закрепленными на праве оперативного управления за ФКБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России» договор № 1 от 01.04.2017 г. Согласно условиям вышеуказанного договора ЦЖКУ принимает в безвозмездное пользование здание склада инв. № б/н, площадью 489 кв. м. и здание КТП инв. № 1 площадью 206,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Во исполнение вышеуказанного Договора Учреждением и ЦЖКУ подписан акт приема-передачи. Здание склада инв. № б/н 489 кв.м, является частью административного здания, где располагается Учреждение. В соответствии с п.п. З.2.З., 3.2.9. Договора Ссудополучатель обязуется поддерживать объект в полном исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Поддерживать территорию переданного объекта в благоустроенном состоянии. Кроме того в Учреждении имеется переписка по поводу периодического появления в подвале административного здания Учреждения сточных вод с Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, обслуживающими организациями Министерство обороны РФ, МУП города Хабаровска «Водоканал». В ходе осмотра установлено, что между зданиями по <адрес> и <адрес>, располагается канализационная насосная станция ливневой канализации, в которую также при порывах горячего или холодного водоснабжения по лоткам (в которых проложены трубы) попадает вода. Канализационно - насосная станция на учете в учреждении не числится. В январе 2020 года Учреждением был проинформирован начальник производственного участка 1/1 ЖКС № 1 ЦЖКУ Минобороны России о наличии на стеновых панелях, запасных выходах водяных капель, причину образования которых установить не удалось. Из ответа, поступившего из производственного участка 1/1 ЖКС № 1, стало известно, что причиной образования капель на стеновых панелях и запасных выходах явилось авария на трубопроводе ХВС. О наличии воды в подвальном помещении, неисправности канализационно-насосной станции в районе <адрес> информирован Водоканал (исх. от 29.01.2020 № №, от 31.01.2020 № №). Аварийные ситуации зафиксированы актами осмотра, при составлении которых применялось фото документирование.
Между Учреждением и ЦЖКУ заключен договор «Безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества Минобороны России, закрепленными на праве оперативного управления за ФКБУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России» договор № 1 от 01.04.2017. Согласно условиям вышеуказанного договора ЦЖКУ принимает в безвозмездное пользование здание склада инв. № б/н, площадью 489 кв. м. и здание КТП инв. № 1 площадью 206,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Во исполнение вышеуказанного Договора Учреждением и ЦЖКУ подписан акт приема-передачи. Здание склада инв. № б/н 489 кв.м, является частью административного здания, где располагается Учреждение.
Письмом от 13.02.202 ТУИО в адрес ЦЖКУ сообщено о наличии водяных капель и намерзаний на потолке стеновых панелях в запасных выходах, входных дверях и дверном проеме, на которое 16.01.2020 начальником ПУ 1.1 ЖКС № 1 (г. Хабаровск) ЦЖКУ дан ответ о том, что причиной указанных нарушений является затопление подвала теплой водой, которая образовалась в результате аварии на трубопроводе ХВС, в итоге вода по лоткам горячего трубопровода затопила тепловую камеру (ТК 05.07) и далее проникла в сторону административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, в подтверждение чего приложен акт МУП города Хабаровска «Тепловые сети» от 13.01.2020.
Представлены письма от 29.01.2020 и 30.01.2020 соответственно в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» и принятии безотлагательных мер по восстановлению (ремонту) канализационно-насосной станции сети водопровода по адресу: <адрес>
<адрес> в административном здании Учреждения, расположенного по адресу: <...> затоплено подвальное помещение по лоткам из тепловой камеры ТК-0506А., после подачи заявки авария устранена аварийно-ремонтной бригадой МУП города Хабаровска «Водоканал».
Из акта от 14.02.2020, сотрудниками ТУИО следует, что 14.02.2020 на прилегающей к административному зданию по <адрес> проводились работы по откачиванию воды из подвальных помещений сотрудниками МУП город Хабаровска «Водоканал».
11.02.2020 МУП города Хабаровска «Водоканал» в адрес ТУИО сообщено, что ремонтные работы по устранению аварийной ситуации на сетях холодного водоснабжения, расположенных в районе <адрес> завершены 05.02.2020, принесены извинения за доставленные неудобства.
По ходатайству МУП «Водоканала», определением суда назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «ФИО26», согласно заключению которого от 03.09.2021 по поставленным судом вопросам:
в ходе обследования блок-комнаты №№ установлены повреждения конструкции,
возможность определения повреждений на момент приобретения истцом гаражного бокса в декабре 2017 года отсутствует,
техническая целесообразность восстановления блок-комнаты отсутствует, так как состояние стен и покрытия объектов свидетельствует об исчерпании несущей способности;
стоимость установки новой блок-комнаты составляет 678 510 рублей;
подвал административного здания по <адрес> затоплен сточными водами, выпусков в центральную канализацию – 2 шт., один из которых в инженерную сеть, подключённую к КНС, затампонирован.; из незатампонированного выпуска вода поступает в ближайший бетонный колодец, не подключенный к сети канализации и являющийся тупиковым, а из него на рельеф и движется к направлении к задним стенкам блок-комнаты № №;
расположение блок-комнаты № № на 5-ой линии допускает возможность затопления холодной водой, так как она поступает из вышерасположенного поврежденного бетонного колодца, который подключен к административному зданию <адрес>, но не подключен к сети канализации и является тупиковым;
причиной затопления блок-комнаты № № ГСК № является поступление воды из бетонного колодца, не подключенного к сети канализации и являющегося тупиковым, располагающегося выше блок-комнаты № №. Сам колодец имеет сколы и трещины, через которые вода из колодца попадает на рельеф и движется в направлении к задним стенкам блок-комнаты № № и № №;
поступление вода из КНС на рельеф местности по направлению к лит. В ГСК № между лит В и ГСК № вырыта канава для отвода воды, также уложены мешки. Для последующего отвода воды, в мешках устроено две гофрированные трубы из ПВХ.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для несогласия с ним.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В ходе судебного разбирательства на основании всех исследованных в совокупности доказательств установлен факт причинения вреда имущества истца в виде гаража, в результате постоянных подтоплений сточными водами.
При определении лица, на которое должна быть возложена ответственность за причинённые истцу убытки, суд руководствуется следующими нормами.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно Постановления Правительство Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»,мМинистерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с подпунктом 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Таким образом, полномочия собственника объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Минобороны России, является Российская Федерация, осуществляет Министерство обороны России.
Статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из вещных права лиц, не являющихся собственниками, предусмотрено право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом согласно Устава ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Доказательств передачи здания по <адрес> на содержание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, с осуществлением всех обязанностей собственника, не представлено.
Таким образом, суд приходит к вводу о необходимости возложения ответственности за возмещение причинного истцу ущерба на Министерство обороны России, как лицо осуществляющее полномочия собственника здания, в связи с ненадлежащим содержанием которого происходят затопления сточными водами имущества, принадлежащего истцу. Оснований для возложения ответственности на иных ответчиков, в ходе судебного разбирательства не установлено.
В силу ст.ст. 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Постановлении Пленума от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", с Министерства обороны России в пользу истца также подлежат взысканию судебные издержки по оплате услуг по составлению заключения ООО «ФИО27» в размере 15 000 руб., которые являлись для истца необходимыми, и расходы по оплате госпошлины 9 375 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Министерству обороны России о возмещении убытков в связи с причинением вреда – удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны России в пользу ФИО1 убытки 678 510 руб., расходы по оценке 15 000 руб., расходы по оплате госпошлины 9 375 руб..
В удовлетворении иска ФИО1 к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» о возмещении убытков – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 15 октября 2021года.
Судья: /подпись/
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна: судья /Якимова Л.В./
Оригинал решения подшит в деле № 2-6/2021, находится в Кировском районном суде.
Помощник: Жукова А.А.