Дело № 2-7015/2023
УИД: 50RS0028-01-2023-006062-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Мытищи Московская область 29 ноября 2023 г.
Мытищинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Заякиной А.В.,
при секретаре Волковой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7015/2023 по исковому заявлению Даниловой Марины Геннадиевны к администрации г.о.Мытищи Московской области об установлении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации г.о.Мытищи Московской области об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
В обоснование требований указала, что на основании решения Мытищинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит право собственности на земельный участок, площадью 814 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Тем же решением определены границы земельного участка. Однако, в сведениях ЕГРН отсутствует вид разрешенного использования земельного участка. Администрацией городского округа Мытищи Московской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка не согласован.
Истец просит установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, «для индивидуального жилищного строительства».
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации городского округа Мытищи Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Указал, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с генеральным планом городского округа Мытищи, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№), расположен на территории частично в функциональной зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами), частично в функциональной зоне Ж-3 (Зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный)), а также на территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части Национальный парк «Лосиный остров»; в охранной зоне ООПТ Федерального значения Национальный парк Лосиный остров.
Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи, утвержденным постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№), рассматриваемая территория расположена частично в территориальной зоне Ж-2 (ОЗ) (Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), частично в территориальной зоне КРТ 107 (ОЗ) (Зона осуществления деятельности по комплексному развитию территории)), на территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам, в охранной зоне природного парка «Лосиный остров», в границах территориальной зоны с учетом режимов использования территории и охранной зоны национального парка «Лосиный остров».
Градостроительные регламенты зоны Ж-2 применяются с учетом режимов использования охранной зоны национального парка «Лосиный остров», установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров», решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-54 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)», решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 «Об утверждении положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 N 82 «Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный остров».
Градостроительная деятельность на территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам возможна после:
- разработки и утверждения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном законом порядке проекта корректировки проекта планировки национального парка «Лосиный остров», утвержденного Объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменением регламентов охранных зон с учетом сложившейся застройки;
- подготовки и утверждения Правительством Московской области в установленном законом порядке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Мытищи Московской области;
- исключения данного вопроса из перечня несогласованных вопросов.
Утвержденная в установленном законом порядке документация по планировке территории, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, отсутствует.
Градостроительные регламенты территориальных зон Ж-2, Ж-3 содержат виды разрешенного использования земельных участков, установленные в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №11/0412.
Применительно к территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границ территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров», в утвержденных Правилах землепользования и застройки градостроительные регламенты не установлены.
Рассматриваемый земельный участок расположен в Границах охранной зоны «Национального парка «Лосиный остров». Согласно Объединенного решения исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 №1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» охранная зона вокруг природного парка предусмотрена в целях ограничения вредного влияния окружающей среды на флору и фауну природного парка, размещение объектов строительства в данной зоне возможно только по согласованию с Мосгорисполкомом и Мособлисполкомом.
На территории охранной зоны запрещено строительство объектов, способных нанести ущерб природному парку, должен быть сохранен гидрогеологический режим на участках, составляющих систему с водно-болотным комплексом природного парка.
Согласно заключению Главархитектуры Московской области №ГЗ-18-042063 Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа на рассматриваемую территорию не утверждены, так как она относится к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров».
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Согласование вышеназванных вопросов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представители третьих лиц – ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
По смыслу п.1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п.1 ст.20 ГК РФ).
С целью извещения о дате и времени судебного заседания, судом в адрес ответчика направлялась почтовая корреспонденция, которая возвратилась в суд за истечением срока хранения.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, принимая во внимание надлежащее извещение не явившихся лиц.
Выслушав позицию стороны истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №№ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В частности, классификатор предусматривает такие виды разрешенного использования земельных участков, как: сельскохозяйственное использование, животноводство, рыбоводство, ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства, обслуживание жилой застройки, для размещения гаражей для собственных нужд и др.
Согласно письму ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении позиции Росреестра» виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения; о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, указанным в заявлении об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков;
Из материалов дела следует, что решением Мытищинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 признано право собственности на земельный участок, площадью 814 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Тем же решением определены границы земельного участка.
Из выписки ЕГРН усматривается, что земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования не определен.
Из отзыва администрации городского округа Мытищи следует, что в соответствии с генеральным планом городского округа Мытищи, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№), рассматриваемая территория расположена частично в функциональной зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами), частично в функциональной зоне Ж-3 (Зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный)), на территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части Национальный парк «Лосиный остров»; в охранной зоне ООПТ Федерального значения Национальный парк Лосиный остров.
Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи, утвержденным постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№), рассматриваемая территория расположена частично в территориальной зоне Ж-2 (ОЗ) (Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами), частично в территориальной зоне № (ОЗ) (Зона осуществления деятельности по комплексному развитию территории)), на территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам, в охранной зоне природного парка «Лосиный остров», в границах территориальной зоны с учетом режимов использования территории и охранной зоны национального парка «Лосиный остров».
Градостроительные регламенты зоны Ж-2 применяются с учетом режимов использования охранной зоны национального парка «Лосиный остров», установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров», решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-54 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)», решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 «Об утверждении положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 N 82 «Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный остров».
Утвержденная в установленном законом порядке документация по планировке территории, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, отсутствует.
Градостроительные регламенты территориальных зон Ж-2, Ж-3 содержат виды разрешенного использования земельных участков, установленные в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ№.
Применительно к территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границ территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров», в утвержденных Правилах землепользования и застройки градостроительные регламенты не установлены.
Рассматриваемый земельный участок расположен в Границах охранной зоны «Национального парка «Лосиный остров». Согласно Объединенного решения исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 №1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» охранная зона вокруг природного парка предусмотрена в целях ограничения вредного влияния окружающей среды на флору и фауну природного парка, размещение объектов строительства в данной зоне возможно только по согласованию с Мосгорисполкомом и Мособлисполкомом.
На территории охранной зоны запрещено строительство объектов, способных нанести ущерб природному парку, должен быть сохранен гидрогеологический режим на участках, составляющих систему с водно-болотным комплексом природного парка.
Согласно заключению Главархитектуры Московской области №ГЗ-18-042063 Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа на рассматриваемую территорию не утверждены, так как она относится к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров».
Между тем, согласно представленным ГБУ «БТИ Московской области» техническим паспортам, на принадлежащем истцу земельном участке, который до раздела домовладения между собственниками, входил в состав общего земельного участка при домовладении, по состоянию на 1962 год, то есть до утверждения проекта планировки природного парка «Лосиный остров», постройки уже существовали.
Кроме того, первоначально земельный участок при все домовладении был предоставлен «на праве застройки» (договор от 1937, свидетельство о праве на наследство от 1948, договор купли-продажи 1951).
В соответствии с представленным истцом в материалы дела Заключением специалиста №36-10-23 от 26.10.2023, согласно Карты градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (с учетом зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы), утвержденной Постановлением Администрации городского округа Мытищи от 18.03.2021 года №857 рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 50:12:0100126:91, площадью 814 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, р-н Мытищинский, г. Мытищи, ул. Парковая 1-я, д 47, расположен в границах территориальной зоны Ж-2 - Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. В соответствии с п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Учитывая, приведенные нормы закона, принимая во внимание заключение специалиста, которое в судебном заседании ответчиком не оспорено, отсутствие явных возражений со стороны ответчика, а так же то обстоятельство, что вид разрешенного использования соседних со спорным земельных участков с кадастровыми номерами № и № – «для обслуживания жилого дома, для иных видов жилой застройки», и смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № «для индивидуального жилищного строительства» суд полагает возможным требования истца удовлетворить, установив вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуального жилищного строительства, для обслуживания жилого дома».
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований ФИО3 к администрации г.о.Мытищи Московской области об установлении вида разрешенного использования земельного участка удовлетворить.
Установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО3, «для индивидуального жилищного строительства, для обслуживания жилого дома».
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении спорного объекта недвижимости в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных подразделениях.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мытищинский городской суд Московской области.
Судья ПОДПИСЬ А.В. Заякина
Мотивированное решение изготовлено- 29.12.2023.
Судья ПОДПИСЬ А.В.Заякина