ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-702/2021 от 31.08.2021 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело

83RS0-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Вокуевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурчика Виталия Владимировича к государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детско-юношеский центр «Лидер» о возложении обязанности установления должностного оклада,

установил:

Бурчик В.В. обратился в суд с иском к ГБУ Ненецкого автономного округа «Детско-юношеский центр «Лидер» (далее по тексту – ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» возложении обязанности установления должностного оклада.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании трудового договора от 03.10.2017 состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности заместителя директора – заведующего (по направлению в области физической культуры и спорта). Указанным трудовым договором ему установлен должностной оклад в размере 33 437 руб. 78 коп. Согласно штатному расписанию в Учреждении имеется 4 должности заместителя директора по различным направлениям, при этом троим из которых установлены оклады в размере 54 715 руб. 42 коп. Полагает, что работодателем ему немотивированно и необоснованно установлен должностной оклад в меньшем размере по сравнению с остальными заместителями директора, входящими в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы. В связи с чем, просит возложить на ответчика установить ему должностной оклад в размере 54 715 руб. 42 коп.

В судебное заседание Бурчик В.В. не явился, извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю.

Представитель истца Сядей М.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что исходя из должностных инструкций не следует наличие существенных отличий в объеме и сложности функциональных обязанностей всех заместителей директора. Указал, что разное количество объема выполняемой каждым работником не может являться основанием для установления разных размеров оклада, а может явиться основанием для установления в меньшем размере выплат стимулирующего характера.

Представитель ответчика ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» Исполинов Д.Н. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Сослался на законность установления истцу должностного оклада в размере 33 437 руб. 78 коп. и который был установлен исходя из круга служебных обязанностей и характера трудовой функции, предусмотренных для должности истца по сравнении с кругом служебных обязанностей и характера трудовой функции иных заместителей директора, которым установлены должностные оклады в большем размере.

Представитель третьего лица Департамента образования, культуры и спорта НАО Малиновская А.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, поддерживая позицию ответчика.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 37 Конституции РФ каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор есть соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Из материалов дела следует, что Бурчик В.В. на основании трудового договора от 03.10.2017 № состоит в трудовых отношениях с ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» занимая должность заместитель директора – заведующий (по направлению в области физической культуры и спорта).

При этом истцу, с учетом изменений, внесенных в трудовой договор дополнительными соглашениями, за выполнение трудовых обязанностей установлен должностной оклад в размере 33 437 руб. 78 коп., а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Из штатного расписания Учреждения на 2021 год следует, что в штате ДЮЦ «Лидер» в структурном подразделении Руководители имеются следующие должности: директор с окладом 60 794 руб. 45 коп; заместитель директора по учебной работе с окладом 54 715 руб. 42 коп.; заместитель директора по методической работе с окладом 54 715 руб. 42 коп.; заместитель директора по хозяйственной части с окладом 54 715 руб. 42 коп.; заместитель директора заведующий (по направлению в области физической культуры и спорта) с окладом 33 437 руб. 78 коп.; главный бухгалтер с окладом 54 715 руб. 42 коп.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением Бурчик В.В. ссылается на то обстоятельство, что работодателем ему необоснованно и не мотивированно установлен и выплачивается должностной оклад по занимаемой им должности в размере, меньше, чем ежемесячный оклад, который установлен иным заместителям директора, в связи с чем полагает, что ответчик обязан установить ему должностной оклад в размере 54 715 руб. 42 коп.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

На основании ст.144 ТК РФ в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона НАО от 30.10.2004 № 522-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа» (принят Собранием депутатов НАО 20.10.2004) системы оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа с учетом принципа обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от результатов его труда и (или) качества оказываемых государственных услуг.

Показатели и критерии эффективности труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа устанавливаются исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа, в ведомственной (отраслевой) принадлежности которых находятся соответствующие государственные учреждения Ненецкого автономного округа.

Администрация Ненецкого автономного округа устанавливает для государственных учреждений Ненецкого автономного округа в том числе положение об установлении систем оплаты труда работников (п.п.2 п. 2 ст. 1 Закона).

В целях совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа постановлением администрации НАО от 11.08.2016 № 260-п «О совершенствовании систем оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Положение).

Согласно п. 26 указанного Положения заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В силу п. 27 Положения, размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором в соответствии с Размерами должностных окладов руководителей учреждений в зависимости от отнесения государственных учреждений Ненецкого автономного округа к группам по оплате труда руководителей учреждений, утвержденными Администрацией Ненецкого автономного округа.

Должностные оклады руководителей учреждений ежегодно индексируются в порядке, установленном для индексации окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) устанавливается в кратности от 1 до 8 и определяется государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения.

Руководитель учреждения (за исключением руководителей сельских участковых больниц и сельских амбулаторий) может иметь заместителей по основным направлениям деятельности, для реализации которых создано учреждение (п.28).

На основании п. 29 Положения должностные оклады заместителя руководителя и главного бухгалтера учреждения устанавливаются руководителем учреждения на 10 - 45 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения по согласованию с государственными органами.

Аналогичным образом установлен размер должностных окладов заместителя руководителя и главного бухгалтера в п. 44 действующей в настоящее время редакции Положения об оплате труда работников ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер».

Исходя из указанных Положений, Бурчику В.В. установлен оклад ниже должностного оклада руководителя на 45 %, тогда как сотрудникам, занимаемым должности заместителей директора по иным направления – ниже должностного оклада руководителя на 10 %.

При этом, Положение об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Ненецкого автономного округа не определяет каких – либо критериев при определении того или иного должностного оклада должности заместителя руководителя.

Тогда как п. 44 Положения об оплате труда работников ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер», в редакции от 12.03.2021, предусмотрено, что конкретные размеры должностных окладов заместителей директора и главного бухгалтера учреждения устанавливаются в трудовом договоре в соответствии с квалификационными характеристиками по должности с учетом квалификации, объема и сложности выполняемых работ (охват населения, численность воспитанников, количество направленностей, количество персонала в подчинении, площадь и количество обслуживаемых зданий (объектов), объем подготавливаемых документов, локальных актов, количество особо-ценного имущества, находящегося в ведении и др.), утверждается штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных на оплату труда.

В судебном заседании директор ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» пояснил, что при установлении истцу должностного оклада в размере 33 437 руб. 78 коп. учитывались возложенные на Бурчика В.В. по сравнению с иными сотрудниками, замещающими должности заместителей директора по другим направлениям, должностные обязанности которых различны как по сложности и объему, так и по уровню ответственности и указанное обстоятельство истцом не опровергнуто.

Сравнивая должностные инструкции должностей: заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по методической работе, заместителя директора по хозяйственной части, заместителя директора заведующий (по направлению в области физической культуры и спорта) суд приходит к выводу, что круг служебных обязанностей и характер трудовой функции данных должностей не являются тождественными, они имеют различия по объему и виду обязанностей.

Кроме того, факт наличия различных по объему и сложности работ, выполняемых лицами замещающих должности заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по методической работе, заместителя директора по хозяйственной части, заместителя директора заведующий (по направлению в области физической культуры и спорта) подтверждается представленными в материалы дела справками о проделанной работе за периоды с 2017 по 2021 года.

Согласно указанных справок, выполненная истцом за указанный период работа, отличается меньшим объемом, качеством и сложностью, по сравнению с работами, выполненными за аналогичный период остальными заместителями директора, имеющими более высокий размер должностного оклада, доказательств обратного истцом не представлено.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

На основании ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 132 ТК РФ предусматривает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (часть 1); какая бы то ни была дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (часть 2).

Исходя из смысла указанных нормативных правовых актов, установление системы оплаты труда является правом работодателя, определяется трудовым договором и локальными актами, зависит не только от квалификации работника, но и от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Работа в одной и той же должности не означает ее одинаковый объем, сложность и количество. Кроме того, у работодателя есть право индивидуально определять размер оплаты труда, поскольку установление различных окладов обусловлено деловыми качествами каждого из работников.

При таком положении, установление разного должностного оклада для работников, занимающих одинаковую должность, но выполняющих разную по сложности и объему работу, не является дискриминацией работника, и обусловлено осуществлением труда не равной ценности.

Суд отмечает, что с учетом специфики деятельности работодателя одно лишь наименование занимаемой должности - заместитель директора не свидетельствует о незаконности установления Бурчику В.В. должностного оклада в ином (меньшем) размере по сравнению с иными заместителями директора по другим направлениям, имеющим разные по объему и сложности трудовые обязанности.

Анализируя приведенные нормы применительно к установленным обстоятельствам дела, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» обязанности по установлению Бурчику В.В. должностного оклада по должности заместителя директора – заведующего (по направлению в области физической культуры и спорта) в размере 54 715 руб. 42 коп. не имеется, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Бурчика Виталия Владимировича к государственному бюджетному учреждению дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детско-юношеский центр «Лидер» о возложении обязанности установления должностного оклада оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2021 года.