Гр. дело № 2-7036/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
29 июля 2014 года Санкт-Петербург
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Емельяненко Е. А.,
при секретаре Дерягиной Д. Г.,
с участием: прокурора Козаевой Е. И.; заявителя ФИО1, действующего также в лице представителей в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) ФИО2, ФИО3; избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ, в лице представителей по доверенности ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу ФИО1 (решение от 18.07.2014 № Х),
УСТАНОВИЛ:
в Калининский районный суд Санкт-Петербурга обратился ФИО1 с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указал, что в деятельности указанной комиссии имеет место нарушение пункта 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014), обязывающего избирательную комиссию известить кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению документов или непредставлении требуемых законом сведений не позднее, чем за три дня до дня принятия оспариваемого в настоящем деле решения (то есть направить такое уведомление с тем расчетом, чтобы оно было получено кандидатом за эти три дня), в связи с чем избирательная комиссия не имела права отказывать в регистрации по этому основанию.
Указанная выше избирательная комиссия направила такое уведомление 15.07.2014, то есть за два дня до дня принятия оспоренного решения, которое поступило в организацию почтовой связи получателя 21.07.2014, то есть после дня принятия оспариваемого решения, в связи с чем потеряло свое значение.
Представленные кандидатом подписные листы содержат достаточное для регистрации количество действительных подписей, следовательно, отказ комиссии противоречит действительности. Комиссией отказано по основаниям подпункта "к" пункта 13 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46, который связывает отказ в регистрации с нарушением требований пункта 4 статьи 25 этого закона, в то время как такие нарушения кандидатом не допущены.
Заявитель в заседании суда, выдвинутые им в настоящем деле, требования поддержал по изложенным выше от его имени основаниям.
Представители избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ возражали против удовлетворения требования, поскольку оспоренное в деле решение избирательной комиссии является законным и обоснованным.
Привлеченный в качестве участника к разбирательству настоящего дела в силу части 1 статьи 260.1 ГПК РФ орган местного самоуправления - внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ в лице местной администрации, представил заявление о разбирательстве дела в свое отсутствие.
Прокурор в заключении по существу дела постановленное решения об отказе в регистрации кандидата в условиях отсутствия его надлежащего извещения о выявленных при подаче уведомления кандидата о согласии баллотироваться и сопутствующих ему документов недостатках противоречащим пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что согласно пунктам 4.12.2 – 4.12.4 "Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, препятствует принятию решения об отказе в регистрации кандидата.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2), исходит из того, что эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 7 октября 2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт "а" статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, входя в нормативное содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, получает признание в системе конституционного регулирования, в частности в качестве средства организации местного самоуправления, которое в Российской Федерации признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя, является формой осуществления народом своей власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе путем выборов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований (статьи 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации). Соответственно, избирательные права имеют определенные особенности реализации в системе местного самоуправления, где они призваны создавать широкие возможности для непосредственного участия граждан в муниципальном избирательном процессе, что относится и к реализации пассивных избирательных прав, включая институт сбора подписей в целях выдвижения кандидатов на выборные должности. Деятельность граждан в данной сфере не может, однако, нарушать права и свободы других лиц и должна носить законный характер (статья 15, часть 2; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системном единстве с нормами ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), государство в лице федерального законодателя для обеспечения эффективных гарантий всеобщего равного избирательного права, а также для защиты иных конституционно признаваемых ценностей может и должно определять порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Осуществляя возложенные на него полномочия, федеральный законодатель вправе при необходимости вводить ограничения избирательных прав для достижения конституционно значимых целей, включая изъятия из принципа всеобщности пассивного избирательного права (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О и от 1 июня 2010 года N 757-О-О). При этом недопустимо искажение конституционных принципов избирательного права, как и посягательство на основное содержание принадлежащих гражданам Российской Федерации прав.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 1) при рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться: Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
(п. 2). В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).
(п. 3). При применении законодательства о выборах и референдумах необходимо учитывать следующее.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
(п. 11). К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
(п. 12). Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
По отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, федеральными законами определены исчерпывающие перечни лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц. Такие перечни установлены, в частности, для обращения в суд со следующими требованиями: об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Притом, такое право принадлежит как кандидату, которому отказано в регистрации, так кандидату, зарегистрированному по тому же избирательному округу.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
(п. 1). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
(п. 3). Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
(п. 5). В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из представленных суду в судебном заседании материалов следует, что 18.07.2014 за № 56 вышеуказанной избирательной комиссией было постановлено оспариваемое в настоящем деле решение, в котором приведены факты нарушения кандидатом (неисполнения требований) подпунктов "з", "и" пункта 13 статьи 27, подпунктов "г", "ж" пункта 4 статьи 28, Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014), что привело к отказу в его регистрации.
Требования подпунктов "г", "д" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 аналогичны требованиям подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпункта "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а подпункт "ж" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 соотносится с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с "Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", утвержденными Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6:
(пункт 4.12.2). Если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
(пункт 4.12.3). В целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций.
Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в том числе в части их оформления), дополнительное представление копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.
(пункт 4.12.4). Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) предусмотрено исчисление сроков в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ).
Таким образом, заслуживает внимание довод заявителя о том, что извещение о выявленных избирательной комиссией недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах должно быть ему направлено с таким расчетом, чтобы поступить в организацию почтовой связи получателя не позднее, чем за три дня до дня принятия избирательной комиссией решения на основании таких документов.
Избирательной комиссией суду на обозрение в судебном заседании представлен журнал телефонограмм, свидетельствующий о совершении 15.07.2014 телефонной связи между избирательной комиссией и кандидатом по указанному этим кандидатом в документах переданных комиссии абонентскому номеру, что, с одной стороны свидетельствует, что извещение направлено кандидату в срок менее чем за три дня до дня принятия оспоренного в деле решения, с другой, об использовании ненадлежащего способа извещения: так, "Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", утвержденными Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, не предусмотрен такой способ извещения кандидата о выявленных при подаче документов на регистрацию недостатков; для сравнения: такой способ предусмотрен разделом 1.2 "Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6, для информирования кандидатов о проверке подписных листов и вручения ему итогового протокола их проверки.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, если не имеется других оснований к отказу.
Между тем другие основания к отказу в регистрации заявителя кандидатом в депутаты муниципального совета в настоящем разбирательстве установлены, следовательно, суд не вправе возложить на соответствующую комиссию обязанность зарегистрировать названого кандидата по следующим основаниям.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно данному Федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2 статьи 32); в поддержку выдвижения кандидатов по единому избирательному округу могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1 статьи 37); регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (за исключением случаев, когда в соответствии с законом субъекта Российской Федерации при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов), либо при наличии решения политической партии, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших состоявшихся федеральных, региональных или муниципальных выборов представительных органов публичной власти был допущен к распределению депутатских мандатов (пункт 1 статьи 38).
Применительно к порядку реализации пассивного избирательного права это означает, что гражданин, выдвинутый кандидатом, обязан, если иное не установлено законом, с соблюдением установленных правил собрать в поддержку своего выдвижения необходимое количество подписей избирателей и представить их в соответствующую избирательную комиссию для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата.
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 233-О-О, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О и др.), предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, в частности, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов; участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается; сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается; подписи, собранные с нарушением указанных правил, являются недействительными; право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным; каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 6, 7 и 12 статьи 37); в случае если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38).
По смыслу приведенных положений, сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в подпункте 5 статьи 2 для целей данного Федерального закона определено, что адрес места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Данное положение ранее уже было предметом толкования Конституционного Суда Российской Федерации в официально опубликованном Определении от 19 октября 2010 года N 1426-О-О применительно к вопросу о том, в каком объеме в подписном листе должны быть указаны сведения об адресе места жительства избирателя. В названном Определении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства.
Законодатель установил, что при определении места жительства гражданина его адрес должен соотноситься со сведениями органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2011 года N 259-ФЗ).
Основываясь на этом, Конституционный Суд Российской Федерации распространил свою правовую позицию, сформулированную в Определении от 19 октября 2010 года N 1426-О-О, на действующее правовое регулирование, в том числе в части, касающейся указания адреса места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (Определение от 22 ноября 2012 года N 2212-О).
Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил обязательность этой правовой позиции для правоприменителей, в силу чего она во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должна подлежать безусловному соблюдению при применении оспариваемых законоположений избирательными комиссиями и судами. Иное вступало бы в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 15 (часть 2), 125 (часть 6) и 126.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу подпункта "и" пункта 13 стати 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Согласно пункту 7 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 избиратель в подписном листе указывает адрес своего места жительства. Данные правила аналогичны содержащимся в пункте 11 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Согласно разъяснениям пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
То есть наименования, нумерация (слова и цифры), составляющие сведения об адресе указываются либо не указываются в подписных листах не произвольно, а в зависимости от их наличия либо отсутствия в данных адреса, то есть сведения (запись) адреса должны совпадать с официальными сведениями государственной регистрации компетентного органа (например, с данными, внесенными в паспорт гражданина Российской Федерации).
Пункт 5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ допускает сокращение слов и дат применительно к сведениям об избирателях. Вместе с тем не может считаться сокращением, полное отсутствие каких-либо сведений, предусмотренных законом, в данном случае в указании адресов избирателей (подписи №№ 3 - 4 в подписном листе № 4) отсутствует слово "Санкт-Петербург" (которое должно присутствовать в адресе, как обязательное указание в адресе на субъект Российской Федерации), что не позволяет однозначно воспринимать и однозначно уяснять соответствующий адрес.
В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) документом, подтверждающим официальные сведения о месте жительства гражданина, является паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех сведений, перечисленных в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Таким образом, избирательная комиссия правомерно признала недействительным вышеуказанные подписи избирателей, представленные на регистрацию, и вынесла в связи с этим правомерное решение об отказе в регистрации кандидата за недостаточностью для регистрации представленных подписей.
Кроме того, подписной лист № 4 содержит неоговоренное исправление (помарку) в строке данных сборщика подписей избирателей (нумерация месяца в дате выдачи паспорта гражданина Российской Федерации: вторая цифра выполнена множеством штрихов наложенных поверх ранее написанной другой цифры), что является нарушением требований подпункта "з" пункта 13 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) (аналогичные требования содержит подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), при этом законами не установлено специальное правовое регулирование для случаев, квалифицируемых как исправление, и для случаев, квалифицируемых как помарка, - закон требует оговаривать в подписном листе все такие случаи, неисполнение этого требования применительно к записям персональных данных сборщика подписей влечет недействительность всего подписного листа.
Кроме того, подписной лист № 1 содержит подписи №№ 1, 2, подписной лист № 2 - подписи № 1 - 3, подписной лист № 3 - подписи №№ 1, 2, 4 – жильцов многоквартирного дома расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский <...>, находящегося под управлением товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Х", возглавляемого как председателем сборщиком этих подписей Ж., в связи с чем подписи являются недействительными по нижеизложенным основаниям.
Пунктом 4 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) запрещается участие в сборе подписей в поддержку кандидата органов управления любых организаций независимо от форм собственности. Данные законоположения находятся в системной связи с требованиями пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 запрещающей кандидатам использовать преимущества своего должностного (служебного) положения.
Согласно легальной дефиниции пункта 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией.
Частью 3 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Статьей 144 ЖК РФ определяется, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества .
В силу части 3 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества.
Таким образом, председатель правления товарищества собственников жилья, каковым являлась Ж. на день подачи в избирательную комиссию рассматриваемых подписных листов, является членом коллективного органа управления (правления) некоммерческой организации, в связи с чем не имеет права участвовать в сборе подписей в поддержку кандидатов в депутаты.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с тем чтобы гарантировать реализацию демократических принципов и норм избирательного права, исключает участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, а последствием нарушения этого требования признает недействительность подписей (пункт 6 статьи 37).
Такое правовое регулирование является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур. Поскольку у организаций сосредоточены сравнительно большие административно-финансовые, информационные и иные ресурсы, чем у гражданина, то установление для их должностных лиц, входящих в управляющие (властные) органы запрета на участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата на выборах нельзя считать необоснованным; этот запрет является необходимым с точки зрения защиты свободных выборов как ценности, относящейся к основам конституционного строя.
По смыслу правовой позиции выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 252-О-О изложенные выше законоположения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо называют в качестве адресатов запрета участвовать в сборе подписей лишь органы управления организаций независимо от форм собственности и не упоминают об их должностных лицах (исполняющих обязанности в этих органах управления), но это само по себе не означает, что установленные законом ограничения не затрагивает эти должностные лица. По смыслу ранее сформулированной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, термины "органы управления организации" и "должностные лица организации" в их конституционно-правовом понимании не являются взаимоисключающими: критерием применения соответствующей нормы закона служит широта круга полномочий должностного лица органа управления организации, наличие полномочия давать обязательные для этой организации указания, то есть непосредственно влиять на ее деятельность (Определение от 26 сентября 1996 года N 92-О).
При этом, исключая участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в то же время не исключает участие в нем лиц, не являющихся кандидатами и замещающих должности в органах управления организаций независимо от форм собственности, однако предусматривает, что указанные лица не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата (пункт 7 статьи 37, пункт 4 статьи 40). Запрет на использование должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах (Определения Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1143-О, от 25 декабря 2003 года N 457-О).
Из положений пункта 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющего, какие именно действия следует рассматривать как использование преимуществ должностного положения, следует, что лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, не должны в целях сбора подписей пользоваться правами, которые предоставлены им для исполнения своих полномочий.
Соблюдение соответствующих ограничений, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О, означает, что участие в сборе подписей депутата в поддержку выдвижения кандидатом другого лица не сопряжено с использованием преимуществ должностного положения, что может быть подтверждено как уходом в кратковременный отпуск, так и другими обстоятельствами.
Как установлено судом в настоящем деле Ж. является высшим должностным лицом товарищества собственников жилья "Х", осуществила сбор подписей в поддержку кандидата среди жильцов многоквартирного дома, управляемого возглавляемым ею товариществом, то есть использовала свое преимущественное в сравнении с другими кандидатами, не входящими в состав правления товарищества собственников жилья "Х", положение, при этом суду не предоставлены сведения о том, что Ж. в значимый период находилась в отпуске или ее полномочия председателя правления товарищества собственников жилья "Х" были приостановлены иным образом.
Таким образом, избирательная комиссия правомерно признала недействительными ряд подписей, проставленных в подписных листах (судом выявлено меньшее число таких подписей – 11, которое также является недостаточным для регистрации кандидата) в поддержку кандидата, вследствие чего правомерно отказала в регистрации кандидата.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Таким образом, оспоренное в деле решение основано на доказательствах и требованиях закона.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014) внесения каких бы то ни было изменений в подписные листы не допускается, в связи с чем не может считаться существенным ущемлением прав кандидата несвоевременное его извещение о выявлении недействительных подписей избирателей, поскольку у него все равно отсутствует возможность исправить выявленные недостатки.
Согласно разделу 1.2 "Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6: пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
Их информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
Избирательной комиссией представлен в дело акт от 09.07.2014 № 05-2 об информировании кандидата ФИО1 проведении указанных процедур, а также специальный журнал передачи извещений по телефону (телефонограмм), то есть использованная в настоящем случае форма фиксации отвечает указанным выше нормативным требованиям Методических рекомендаций ЦИК России.
Суду представлены сведения о передаче кандидату итогового протокола проверки подписных листов: в представленной копии протокола имеется расписка ФИО1 о получении его копии 17.07.2014; действительность этой расписки не оспаривается в настоящем деле.
Впрочем, непередача итогового протокола проверки подписей избирателей не имеет существенного значения для дела, поскольку права кандидата не затрагивает по той причине, что после передачи подписных листов избирательной комиссии в эти подписные листы никем не могут быть внесены никакие изменения; (данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2011 N 39-Г11-2, о том, что данные обстоятельства не могут являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии).
Согласно разъяснениям пунктов 43, 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вступают в законную силу по общим правилам, предусмотренным частью 1 статьи 209 ГПК РФ: по истечении срока на кассационное обжалование (имеется в виду – в порядке главы 40 ГПК РФ, не действующей ныне ), если они не были обжалованы, а в случае подачи кассационной жалобы - после рассмотрения дела судом кассационной инстанции, если решение суда не отменено.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и пункту 3 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, решение суда обязательно для исполнения
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 3, 12, 55 - 57, 59, 60, 68, 194 – 199, главами 23, 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления Т. об оспаривании решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ по многомандатному избирательному округу Т. (решение от 18.07.2014 № Х).
В соответствии с частью 3 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на данное решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня вынесения.
Судья: