РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 11 апреля 2018 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело /номер/ по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Клиновой Т. А., Викторову Е. Е., Лопухинову А. А. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым /номер/, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использование: значение отсутствует, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый /адрес/. Право собственности зарегистрировано /дата/.
Клинова Т.А., Викторов Е.Е., Лопухинов А.А., в /доли/ каждый, являются собственниками земельного участка с кадастровым /номер/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, /площадь/, адрес: в 700 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, /адрес/, на основании договора купли-продажи земельного участка от /дата/ и государственной регистрации права от /дата/.
Данный земельный участок с К/номер/ входит в состав единого землепользования с К/номер/.
Истец Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах спорного земельного участка и границ земель лесного фонда установлено, что земельный участок ответчиков расположен на землях лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», являющегося частью многоконтурного лесного участка с кадастровым /номер/, номер учетной записи в государственном лесном реестре /номер/, площадь наложения 1993 кв.м.
Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (далее - РГИС МО), созданной на основании Постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 №1335/38 «О создании государственной информационной системы Московской области «Региональная географическая информационная система Московской области».
Государственная информационная система Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» (далее - РГИС Московской области) создана на основании Постановление Правительства МО от 23.10.2012 N 1335/38 (ред. от 29.08.2013) «О создании государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» (вместе с «Положением о государственной информационной системе Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области», «Перечнем статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области», «Перечнем органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять информацию, необходимую для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области»).
Пунктом 2 данного постановления Правительства МО утверждены:
• Положение о государственной информационной системе Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области».
• Перечень статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области».
• Перечень органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необходимую информацию для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области».
Согласно п. 2 Положения о государственной информационной системе Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
В соответствии с п. 8 Положения о государственной информационной системе Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» Полномочия оператора РГИС Московской области:
• проводит анализ геоинформационных систем и картографических ресурсов;
• устанавливает технические условия представления сведений, содержащихся в РГИС Московской области, а также их объем;
обеспечивает функционирование РГИС Московской области, распространение и предоставление информации, размещаемой в РГИС Московской области, и ее защиту, определяет порядок доступа к РГИС Московской области;
устанавливает дополнительные сведения, включаемые в РГИС Московской области;
определяет иные особенности модернизации и эксплуатации РГИС Московской области.
Согласно п. 23 Перечня статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области», РГИС МО содержит материалы лесоустройства.
В соответствии с п. 17 Перечня органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необходимую информацию для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» Комитет лесного хозяйства Московской области входит в данный перечень организаций.
Следовательно, информация, полученная из РГИС МО, является достоверной информацией о границах участка государственного лесного фонда и допустимым доказательством по делу.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса РФ земли делятся на категории по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Статья 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ относит земельные участки из состава земель лесного фонда к ограниченным в обороте, что означает, что такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ и статьей 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Статья 8 Лесного кодекса РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета.
Статья 67 Лесного кодекса РФ говорит о том, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также иных землях в соответствии с правилами проведения лесоустройства, устанавливаемыми «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011 года.
Статьи 68-69.1 Лесного кодекса РФ, пункты 3-4 Лесоустроительной инструкции устанавливают следующее. Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Одновременно с этим, в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».
Исходя из вышеизложенного, следует, что границы земель лесного фонда согласованы и право собственности на них принадлежит Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Процедур перевода данного участка из одной категории в другую Правительством РФ не производилось. Следовательно, земли государственного лесного фонда, на котором частично расположен спорный участок не были в установленном порядке выведены из земель, собственником которых является Российская Федерация, что свидетельствует о незаконности формирования спорного участка, преобразовании, постановки на кадастровый учет, установлением категории отличной от земель лесного фонда и дальнейшая передача в собственность.
Согласно п. 1-2 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Исходя из смысла статьи 209 Гражданского кодекса РФ и согласно статье 84 Лесного кодекса РФ полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками органом местного самоуправления распространяются только на лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Данный участок, как следует из вышесказанного, находится в собственности Российской Федерации, что говорит о неправомерности действий по образованию участка, внесению сведений кадастрового учета, а также передаче права собственности на данный участок иным лицам.
На основании статьи 167, 168 Гражданского кодекса РФ указанные сделки не соответствующие требованиями закона или иным правовым актам являются недействительными с момента их совершения. Следовательно, все сделки, породившие право собственности физического лица на земельный участок государственного лесного фонда являются недействительными с момента их совершения.
В пункте 32,35 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывает судам на необходимость учитывать, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении, а также если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).
В соответствии со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Истец просит:
1. Истребовать из чужого незаконного владения ответчиков земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в части наложения на земли государственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадь наложения 1993 кв.м, в указанных в иске координатах
2. Признать недействительными сведения ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым /номер/, в части наложения на земли государственного лесного фонда, площадь наложения 1993 кв.м.
3. Внести сведения ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым /номер/, /площадь/, в указанных в иске координатах.
4. Указать в решении, что оно является основанием для аннулирования сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым /номер/ МО «Мособллес», в части наложения 1993 кв.м.
5. Указать в решении, что оно является основанием для внесения сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в указанных в иске координатах.
6. Взыскать с ответчиков в бюджет госпошлину в размере, установленном законодательством РФ.
Исковые требования уточнены в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель истца Давыдова С.А. поддержал заявленные исковые требования.
Ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания своевременно уведомлены.
В судебном заседании /дата/Клинова Т.А., также представляющая интересы других ответчиков, пояснила, что готова признать иск после того, как удостоверится, что решение будет исполнимо.
Ранее ответчики представили в суд возражения на иск, где указали, что спорный земельный участок был приобретен по договору купли-продажи, они являются добросовестными приобретателями, в выписке из ЕГРП не содержались сведения о наложениях на земли лесного фонда, о чем они не знали и не могли знать.
В исковом заявлении в качестве третьего лица указано Управление Росреестра по Московской области, представитель Росреестра ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Росреестра и указал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда по имеющимся в деле доказательствам.
Протокольным определением суда от /дата/ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГКУ МО «Мособллес», Территориальное управление Росимущества и Рослесхоз.
Представитель истца является одновременно представителем ГКУ МО «Мособллес».
Представители Росимущества и Рослесхоза в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания своевременно уведомлены, возражений по иску не представили.
Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Учитывая, что часть земельного участка с К/номер/, /площадь/, находится на землях лесного фонда, что подтверждается справкой о пересечении границ земельного участка и чертежом , которые не оспорены, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В порядке ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд взыскивает с ответчиков в доход государства госпошлину в размере 6000 руб в равных долях.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
1. Иск - удовлетворить.
2. Истребовать из чужого незаконного владения Клиновой Т. А., Викторова Е. Е., Лопухинова А. А. часть земельного участка с кадастровым /номер/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, /площадь/, расположенный по адресу: в 700 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, /адрес/, в части наложения на земли государственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», /площадь/, в следующих координатах:
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | ||
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
3. Признать недействительными сведения ЕГРН на вышеуказанный земельный участок с кадастровым /номер/, в части наложения на земли государственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», /площадь/, в следующих координатах:
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | ||
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
4. Внести сведения ЕГРН на вышеуказанный земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в следующих координатах:
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | ||
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
5. Данное решение является основанием для аннулирования сведений ЕГРН на вышеуказанный земельный участок с кадастровым /номер/, в части наложения на земли государственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», /площадь/, в следующих координатах:
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | ||
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
6. Данное решение является основанием для внесения сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в следующих координатах:
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | ||
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
/данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ | /данные изъяты/ |
7 Взыскать с Клиновой Т. А., Викторова Е. Е., Лопухинова А. А. госпошлину в доход государства в /сумма/ в равных долях, то есть с каждого по /сумма/.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -/подпись/