ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-706/18 от 11.04.2018 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 11 апреля 2018 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Овчинниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело /номер/ по иску Комитета лесного хозяйства Московской об­ласти к Клиновой Т. А., Викторову Е. Е., Лопухинову А. А. об истребова­нии из чу­жого незаконного владения зе­мельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым /номер/, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использование: значение отсутствует, адрес: ус­тановлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый /адрес/. Право соб­ственности зарегистрировано /дата/.

Клинова Т.А., Викторов Е.Е., Лопухинов А.А., в /доли/ каждый, яв­ляются собственниками зе­мель­ного участка с кадастро­вым /номер/, кате­гория земель: земли сельскохозяйст­венного на­значения, вид разре­шенного ис­пользова­ния: для сельскохозяй­ственного использования, /площадь/, адрес: в 700 м по направле­нию на запад от ориентира, расположенного за пределами участка, /адрес/, на основа­нии договора купли-продажи земельного участка от /дата/ и государ­ственной регистрации права от /дата/.

Данный земельный участок с К/номер/ входит в со­став единого землепользования с К/номер/.

Истец Комитет лесного хозяйства Московской об­ласти (далее - Ко­митет) обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требова­ниями и указал, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах спорного земельного участка и границ земель лесного фонда установлено, что земельный участок ответчиков расположен на зем­лях лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», являющегося ча­стью многоконтурного лесного участка с кадастровым /номер/, номер учетной записи в государственном лесном рее­стре /номер/, площадь наложения 1993 кв.м.

Определение наличия наложений земельных участков на земли лес­ного фонда Комитетом осуществлено при помощи региональной геогра­фической информационной системы для обеспечения деятельности орга­нов государственной власти и местного самоуправления Московской об­ласти (далее - РГИС МО), созданной на основании Постановления Прави­тельства Московской области от 23.10.2012 №1335/38 «О создании госу­дарственной информационной системы Московской области «Региональ­ная географическая информационная система Московской области».

Государственная информационная система Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» (далее - РГИС Московской области) создана на основании Постановление Прави­тельства МО от 23.10.2012 N 1335/38 (ред. от 29.08.2013) «О создании го­сударственной информационной системы Московской области «Регио­нальная геоинформационная система Московской области» (вместе с «По­ложением о государственной информационной системе Московской об­ласти «Региональная геоинформационная система Московской области», «Перечнем статистической и иной документированной информации, не­обходимой для создания государственной информационной системы Мос­ковской области «Региональная геоинформационная система Московской области», «Перечнем органов государственной власти Московской об­ласти, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреж­дений Московской области, обязанных предоставлять информацию, необ­ходимую для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области»).

Пунктом 2 данного постановления Правительства МО утверждены:

• Положение о государственной информационной системе Москов­ской области «Региональная геоинформационная система Московской об­ласти».

• Перечень статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Москов­ской области».

• Перечень органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитар­ных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необходимую информа­цию для создания и эксплуатации государственной информационной сис­темы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области».

Согласно п. 2 Положения о государственной информационной сис­теме Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области» РГИС Московской области представляет собой го­сударственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеуст­ройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.

В соответствии с п. 8 Положения о государственной информацион­ной системе Московской области «Региональная геоинформационная сис­тема Московской области» Полномочия оператора РГИС Московской об­ласти:

• проводит анализ геоинформационных систем и картографических ресурсов;

• устанавливает технические условия представления сведений, со­держащихся в РГИС Московской области, а также их объем;

обеспечивает функционирование РГИС Московской области, рас­пространение и предоставление информации, размещаемой в РГИС Мос­ковской области, и ее защиту, определяет порядок доступа к РГИС Мос­ковской области;

устанавливает дополнительные сведения, включаемые в РГИС Мос­ковской области;

определяет иные особенности модернизации и эксплуатации РГИС Московской области.

Согласно п. 23 Перечня статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информацион­ной системы Московской области «Региональная геоинформационная сис­тема Московской области», РГИС МО содержит материалы лесоустрой­ства.

В соответствии с п. 17 Перечня органов государственной власти Мо­сковской области, государственных органов Московской области, госу­дарственных унитарных предприятий Московской области и государст­венных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необ­ходимую информацию для создания и эксплуатации государственной ин­формационной системы Московской области «Региональная геоинформа­ционная система Московской области» Комитет лесного хозяйства Мос­ковской области входит в данный перечень организаций.

Следовательно, информация, полученная из РГИС МО, является достоверной информацией о границах участка государственного лесного фонда и допустимым доказательством по делу.

Согласно статьи 7 Земельного кодекса РФ земли делятся на катего­рии по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунк­тов и земли лесного фонда.

Статья 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ относит земельные уча­стки из состава земель лесного фонда к ограниченным в обороте, что оз­начает, что такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ и статьей 3 Лес­ного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользова­нию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сде­лок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодатель­ством и специальными федеральными законами по использованию кон­кретных природных ресурсов.

Статья 8 Лесного кодекса РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального за­кона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчужде­нию не подлежат.

Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с пра­вилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета.

Статья 67 Лесного кодекса РФ говорит о том, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также иных землях в соответствии с правилами проведения лесоустройства, устанавливаемыми «Лесоустрои­тельной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011 года.

Статьи 68-69.1 Лесного кодекса РФ, пункты 3-4 Лесоустроительной инструкции устанавливают следующее. Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной уча­сток. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесо­парков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, ре­зервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лес­ничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определя­ются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным вы­делам, их границам и площади. Местоположение границ может быть за­креплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйствен­ных знаков и (или) указано на картах лесов.

Одновременно с этим, в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ прово­дится без их установления на местности независимо от требований заин­тересованных лиц, если земельные участки, местоположение границ кото­рых согласовывается, являются лесными. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществ­лялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Геодезические и картографиче­ские работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 де­кабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

Исходя из вышеизложенного, следует, что границы земель лесного фонда согласованы и право собственности на них принадлежит Россий­ской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Фе­дерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ста­тьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Процедур перевода данного участка из одной категории в другую Правительством РФ не производилось. Следовательно, земли государст­венного лесного фонда, на котором частично расположен спорный участок не были в установленном порядке выведены из земель, собственником ко­торых является Российская Федерация, что свидетельствует о незаконно­сти формирования спорного участка, преобразовании, постановки на када­стровый учет, установлением категории отличной от земель лесного фонда и дальнейшая передача в собственность.

Согласно п. 1-2 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизвод­стве, о лесничествах и о лесопарках.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксаци­онных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;

4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках;

6) о количественных, качественных, об экономических характери­стиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О введении в действие Лесного кодекса Россий­ской Федерации" Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государствен­ный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких зе­мельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графи­ческой и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, кото­рый заверяется органом государственной власти, осуществляющим веде­ние государственного лесного реестра.

Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномочен­ными органами государственной власти плана лесного участка свидетель­ствует об учете участка в государственном лесном реестре (является осно­ванием для учета участка в лесном реестре).

Исходя из смысла статьи 209 Гражданского кодекса РФ и согласно статье 84 Лесного кодекса РФ полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками органом местного самоуправления распространяются только на лесные участки, находящиеся в муниципаль­ной собственности. Данный участок, как следует из вышесказанного, на­ходится в собственности Российской Федерации, что говорит о неправо­мерности действий по образованию участка, внесению сведений кадастро­вого учета, а также передаче права собственности на данный участок иным лицам.

На основании статьи 167, 168 Гражданского кодекса РФ указанные сделки не соответствующие требованиями закона или иным правовым ак­там являются недействительными с момента их совершения. Следова­тельно, все сделки, породившие право собственности физического лица на земельный участок государственного лесного фонда являются недействи­тельными с момента их совершения.

В пункте 32,35 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возни­кающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защи­той права собственности и других вещных прав» указывает судам на необ­ходимость учитывать, что собственник вправе истребовать свое имуще­ство от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владе­нии, а также если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

В соответствии со ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являю­щемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизнен­ного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Истец просит:

1. Истребовать из чужого незаконного владения ответчиков земель­ный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в части наложения на земли государственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сельского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадь наложения 1993 кв.м, в указанных в иске координатах

2. Признать недействительными сведения ЕГРН на земельный уча­сток с кадастровым номером с кадастровым /номер/, в части наложения на земли государственного лесного фонда, площадь на­ложения 1993 кв.м.

3. Внести сведения ЕГРН на земельный участок с кадастровым но­мером с кадастровым /номер/, /площадь/, в указанных в иске координатах.

4. Указать в решении, что оно является основанием для аннулирова­ния сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым /номер/ МО «Мособллес», в части наложения 1993 кв.м.

5. Указать в решении, что оно является основанием для внесения сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в указанных в иске ко­ординатах.

6. Взыскать с ответчиков в бюджет госпошлину в размере, установ­ленном законодательством РФ.

Исковые требования уточнены в ходе судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель истца Давыдова С.А. поддер­жал заявленные исковые требования.

Ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени су­дебного заседания своевременно уведомлены.

В судебном заседании /дата/Клинова Т.А., также представ­ляющая интересы других ответчиков, пояснила, что готова признать иск после того, как удостоверится, что решение будет исполнимо.

Ранее ответчики представили в суд возражения на иск, где указали, что спорный земельный участок был приобретен по договору купли-про­дажи, они являются добросовестными приобретателями, в выписке из ЕГРП не содержались сведения о наложениях на земли лесного фонда, о чем они не знали и не могли знать.

В исковом заявлении в качестве третьего лица указано Управление Росреестра по Московской области, представитель Росреестра ходатайст­вовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Росреестра и ука­зал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда по имеющимся в деле доказательствам.

Протокольным определением суда от /дата/ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГКУ МО «Мособллес», Территориаль­ное управление Росимущества и Рослесхоз.

Представитель истца является одновременно представителем ГКУ МО «Мособллес».

Представители Росимущества и Рослесхоза в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания своевременно уведом­лены, возражений по иску не представили.

Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетво­рению.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями зе­мельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 8 статьи 28 Федерального за­кона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собст­венности и отчуждению не подлежат.

В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Феде­рации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незакон­ного владения.

В соответствии с п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Фе­де­рации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросо­вестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имуще­ство от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владе­ние, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Учитывая, что часть земельного участка с К/номер/, /площадь/, на­ходится на землях лесного фонда, что подтвержда­ется справкой о пересечении границ земельного участка и чертежом , которые не оспорены, заявленные исковые требования яв­ля­ются обоснованными и подлежат удовлетворе­нию.

В порядке ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации (далее - ГПК РФ) суд взыскивает с ответчиков в доход государства госпошлину в размере 6000 руб в равных долях.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

1. Иск - удовлетворить.

2. Истребовать из чужого незаконного владения Клиновой Т. А., Викторова Е. Е., Лопухинова А. А. часть зе­мель­ного участка с кадастро­вым /номер/, кате­гория земель: земли сельскохозяйст­венного на­значения, вид разре­шенного ис­пользова­ния: для сельскохозяй­ственного использования, /площадь/, рас­по­ложенный по адресу: в 700 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за преде­лами участка, /адрес/, в части нало­жения на земли государ­ственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сель­ского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мос­обллес», /площадь/, в сле­дующих координатах:

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

3. Признать недействительными сведения ЕГРН на вышеуказанный земельный участок с кадастровым /номер/, в части нало­жения на земли государ­ственного лесного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сель­ского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мос­обллес», /площадь/, в следующих координатах:

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

4. Внести сведения ЕГРН на вышеуказанный земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в следующих координатах:

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

5. Данное решение является основанием для аннулирования сведе­ний ЕГРН на вышеуказанный земельный участок с кадастровым /номер/, в части нало­жения на земли государ­ственного лес­ного фонда квартала 7 выдел 8 Клинского сель­ского участкового лесниче­ства Клинского филиала ГКУ МО «Мос­обллес», /площадь/, в следующих координатах:

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

6. Данное решение является основанием для внесения сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым /номер/, /площадь/, в следующих координатах:

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

7 Взыскать с Клиновой Т. А., Викторова Е. Е., Лопухинова А. А. госпошлину в доход государства в /сумма/ в равных долях, то есть с каждого по /сумма/.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мос­облсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -/подпись/