ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7075/19 от 08.07.2019 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-7075/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Рябова А.Е., при секретаре Бушмелевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по исковому заявлению Прокуратура Нижегородского района г.Н.Новгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области об обязании обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны, принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны,

Установил:

Прокурор Нижегородского района г.Н.Новгорода в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области об обязании обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны, принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, в обоснование своей позиции указал следующее.

Прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлен факт непринятия мер по государственной регистрации права федеральной собственности и не включения в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года N 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В соответствии с п. 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Согласно ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Установлено, что на территории Нижегородского района г. Н. Новгорода находится защитное сооружение - убежище (инвентаризационный [ № ], расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ]. Указанное защитное сооружение находится в нежилом помещении (подвале №1) общей площадью 540 кв.м., принадлежащего ООО «Стандарт» общей площадью 3702,1 кв.м.

Согласно ответа Территориального управления Росимущества в Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны в настоящее время право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. В ответе отражена позиция о том, что в связи с необходимостью возможного переоформления защитных сооружений гражданкой обороны на право собственности субъекта Российской Федерации, вопрос о регистрации может быть рассмотрен после издания постановлений Правительства РФ по разграничению права собственности на ЗС ГО.

Таким образом, на момент проводимой прокуратурой Нижегородского района проверки Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области меры по регистрации права собственности на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не приняты.

Кроме того, в соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества.

В соответствии с п.16 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Как установлено в ходе проверки в нарушение вышеупомянутых норм законодательства вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны на момент проводимой проверки не учтено в реестре федерального имущества.

Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет цель защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.

Отсутствие государственной регистрации права может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено положениями ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 12, 214 ГК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года N 28 "О гражданской обороне", прокурор просит:

1. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны – убежище, расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ] в реестре федерального имущества, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны – убежище, расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ] в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседании не явился, представил суду правовую позицию, согласно которой просил в удовлетворении требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица конкурсного управляющего ФИО2, ФИО3 против удовлетворения требований прокурора не возражала

Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившихся сторон, как предусмотрено с.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнения представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно статьям 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства по делу, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года N 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В соответствии с п. 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Согласно ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Установлено, что на Установлено, что на территории Нижегородского района г. Н. Новгорода находится защитное сооружение - убежище (инвентаризационный [ № ], расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ]. Указанное защитное сооружение находится в нежилом помещении (подвале №1) общей площадью 540 кв.м., принадлежащего ООО «Стандарт» общей площадью 3702,1 кв.м.

Согласно ответа Территориального управления Росимущества в Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны в настоящее время право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. В ответе отражена позиция о том, что в связи с необходимостью возможного переоформления защитных сооружений гражданкой обороны на право собственности субъекта Российской Федерации, вопрос о регистрации может быть рассмотрен после издания постановлений Правительства РФ по разграничению права собственности на ЗС ГО.

Таким образом, на момент проводимой прокуратурой Нижегородского района проверки Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области меры по регистрации права собственности на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не приняты.

Кроме того, в соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества.

В соответствии с п.16 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Как установлено в ходе проверки в нарушение вышеупомянутых норм законодательства вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны на момент проводимой проверки не учтено в реестре федерального имущества.

Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет цель защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.

Отсутствие государственной регистрации права может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено положениями ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области об обязании обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны, принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны – удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны – убежище, расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ] в реестре федерального имущества, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущества в Нижегородской области принять меры по государственной регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны– убежище, расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ] в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Е. Рябов