Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Шульпенковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-707/22 по иску ФИО1 к Администрации городского округа Королёв Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Королёв Московской области о признании незаконным постановления, признании незаконным решения, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором просит признать незаконным постановление Администрации городского округа ФИО5 Московской области от 03.11.2021 № 1037-ПА об отказе в признании ФИО4 и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа ФИО5 от 15.10.2021 об отказе в признании ФИО4 и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; обязать Администрацию городского округа ФИО5 Московской области признать в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и принять на учет ФИО1, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что в состав его семьи административного истца входят: дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья зарегистрирована постоянно совместно с истцом по адресу: <адрес> 30.09.2021 истец обратился в Администрацию городского округа ФИО5, с заявлением о признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявление Административного истца принято МБУ города Королева Московской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Вместе с заявлением истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные ч.1 ст. 5 Закона Московской области от 22.12.2017 № 231/2017-03, всего 22 документа на 62 листах, которые были проверены и приняты сотрудником МБУ города Королева Московской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» 30.09.2021. Постановлением Администрации городского округа ФИО5 от 03.11.2021 № 1037-ПА было отказано в признании ФИО4 и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием для отказа послужило решение комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа ФИО5 от 15.11.2021 № 1964-ВКЮЛ. Административный истец считает отказ комитета имущественных отношений администрации городского округа ФИО5 15.11.2021 № 1964-ВКЮЛ и Постановление Администрации городского, округа ФИО5 Постановлением от 03.11.2021 № 1037-ПА, незаконным и необоснованным. Заявление о признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с приложением необходимых документов подано Административным истцом и приняты МБУ города Королева Московской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» 30.09.2021. А соответственно справка о доходах по форме 2 НДФЛ за сентябрь 2021 года не могла быть выдана административному истцу, т.к. расчетный месяц закрыт не был. Расчетным периодом является августа 2020 по август 2021. Согласие на обработку персональных данных ФИО4 было предоставлено и принято сотрудником МФЦ 30.09.2021, что подтверждается перечнем документов указанных в заявлении (всего 22 документа на 62 листах), однако Комитетом имущественных отношений приложением к письму от 15.11.2021 № 1964-ВКЮЛ, административному истцу возвращено только 55 документов, в перечне которых отсутствовали согласие на обработку персональных данных.
В судебном заседании ФИО4 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать и указала, что постановление Администрации городского округа ФИО5 от 03 ноября 2021 года об отказе в признании ФИО4 и членов его семьи малоимущими законным и обоснованным, поскольку документы были представлены не в полном объеме.
Представитель Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Королёв Московской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать и указала, что постановление Администрации городского округа ФИО5 от 03 ноября 2021 года об отказе в признании ФИО4 и членов его семьи малоимущими является законным и обоснованным и не подлежащим отмене. ФИО4 обратился в Администрации с заявлением о признании его и членов его семьи малоимущими в целях постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещений. Истец подал заявление через МФЦ. С заявлением должны быть представлены документы, установленные законом. По результатам рассмотрения было установлено, что ФИО4 представил не все документы, необходимые для признания его малоимущим. Ему было направлено письмо, в котором все разъяснено и также указано, что отказ не лишает его права обратиться повторно с полным пакетом документов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного Кодекса РФ).
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признание малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-03 "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащее налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Статьей 4 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося собственности членов семьи и подлежащего налогооблажению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" определено, что малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества (часть 1).
Гражданин с целью признания его малоимущим подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 абз. 1).
С заявлением должны быть представлены документы, указанные в статье 5 настоящего Закона (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия) (часть 2 абз. 2). Гражданин представляет документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона Московской области N 231/2017-ОЗ); справку об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 12 части 1 статьи 5 Закона Московской области N 231/2017-ОЗ). Документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи, не относится к числу документов, самостоятельно запрашиваемых органом местного самоуправления (статья 6 Закона Московской области N 231/2017-ОЗ).
Не представление документов в соответствии со статьей 5, является основанием для отказа в признании гражданина малоимущим (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона Московской области N 231/2017-О).
Из материалов дела следует, что ФИО4 с семьей в составе трех человек (он, и его несовершеннолетние дети ФИО2ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Администрацию городского округа ФИО5 с заявлением о признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявление административного истца принято МБУ города Королева Московской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
Решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа ФИО5 от 15 октября 2021 года (протокол №10) рекомендовано отказать ФИО4 и челнам его семьи в признании малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное решение мотивировано тем, что с заявлением не предоставлены следующие документы, необходимые в соответствии с ч.1 ст.5 Закона Московской области от 22.12.2017 №231/2017-О3:
- копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО4
В предоставленной копии документа текст не позволяет в полном объеме прочитать фамилию Заявителя;
- согласие на обработку персональных данных ФИО4;
- документ, подтверждающий доходы у ФИО4 в расчетном периоде за сентябрь 2021 года;
- справки об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданные органами, осуществляющими технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в которых проживал ФИО1 до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно предоставленной выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ прибыл в г.о. <адрес> из <адрес>.
Постановлением Администрации городского округа ФИО5 Московской области от 03 ноября 2021 г. № 1037-ПА, вынесенным в том числе с учетом решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа ФИО5 от 15 октября 2021 года, ФИО4 и членам его семьи отказано в признании малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1 ч.1 ст.10 Закона Московской области от 22.12.2017 №231/2017-О3.
Административный истец с указанными решениями не согласен, просит признать их незаконными, ссылаясь на то, что им были представлены все необходимые документы.
Суд соглашается с доводами истца о незаконности требования предоставить документ, подтверждающий доходы у ФИО4 в расчетном периоде за сентябрь 2021 года, поскольку его обращение имело место 30 сентября 2021 года, в связи с чем он не имел возможности предоставить такое документ, а ответчик мог требовать предоставления сведений о доходах только за периоды предшествовавшие месяцу обращения.
Кроме того, бремя доказывания законности принятого решения, в том числе того обстоятельства, что заявителем не было приложено к заявлению каких-либо необходимых документов, включая согласие на обработку персональных данных ФИО4, возложено именно на административного ответчика, который в данном случае обязан обеспечить надлежащую фиксацию поступивших документов, и которым обстоятельство отсутствия документа подтверждено не было.
В этой связи суд принимает во внимание доводы истца о том, что согласие на обработку персональных данных ФИО4 было предоставлено и принято сотрудником МФЦ 30.09.2021, что подтверждается перечнем документов указанных в заявлении (всего 22 документа на 62 листах), однако Комитетом имущественных отношений приложением к письму от 15.11.2021 № 1964-ВКЮЛ, административному истцу возвращено только 55 документов, в перечне которых отсутствовали согласие на обработку персональных данных.
Таким образом, административный ответчик не может ссылаться на непредставление заявителем каких-либо необходимых документов, если на факте их предоставления настаивает истец (заявитель), не представив безусловных доказательств отсутствия таких документов в приложении к заявлению. Обеспечение получения таких доказательств (точной фиксации поступающих документов) относится в данном случае к сфере ответственности административного ответчика, но не гражданина, обращающегося за получением муниципальной услуги.
Между тем, судом установлено, что на предлагавшейся к заявлению ФИО4 копии паспорта действительно невозможно прочитать фамилию лица, на чье имя выдан данный паспорт, то есть невозможно установит принадлежность копии паспорта заявителю.
Также из представленных документов не следует и истцом не опровергается, что к заявлению не было приложено справки об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданные органами, осуществляющими технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в которых проживал ФИО4 до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при том, что согласно предоставленной выписки из домовой книги от 30.09.2021. ФИО4 11.09.2014 г. прибыл в г.о. <адрес>.
Доводы истца о том, что у него не могло быть объектов недвижимости на территории иного субъекта РФ до прибытия на территорию Московской области, не свидетельствуют о незаконности требований административного ответчика о предоставлении такого документа, основанные на при веденных положениях закона. При этом, ответчик, как орган принимающий решение о принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не вправе принимать соответствующее решение, основываясь на предположении о том, что у заявителя не могло быть объектов недвижимости, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, даже с учетом частичной недоказанности обстоятельств, послуживших основанием к принятию обжалуемых решений, установленные судом недостатки, отсутствие необходимых документов, предусмотренных частью 1 статьи 5 Закона Московской области N 231/2017-ОЗ, давало административному ответчику основание для принятия решения об отказе в признании ФИО4 и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа Королёв Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Королёв Московской области о признании незаконным постановления, признании незаконным решения, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 23.03.2022 г.