Дело № 2-7113/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 декабря 2018 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области составе:
председательствующего судьи – Саратцевой Ю.В.,
при секретаре – Ламоновой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Южно-Сахалинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сахалинской области в интересах субъекта Российской Федерации - Сахалинской области к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сахалинской области в интересах субъекта РФ - Сахалинской области обратился в суд с настоящим иском к ФИО1, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик, являясь исполняющей обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - Инспекции) и руководителем Инспекции в период с ноября 2015 года по декабрь 2016 года, незаконно, вопреки требованиям ст. 191 Трудового кодекса РФ, а также ч. ч. 3,4,5 и 6 ст. 4 и ч.3 ст. 5 Закона Сахалинской области от 23.09.2005 года № 62-ЗО «Об оплате труда государственных служащих Сахалинской области» (далее - Закон №62), путем подписания приказов о своем премировании, из бюджета субъекта федерации – Сахалинской области, неправомерно израсходовала деньги в сумме 1 266 800 рублей.
Учитывая, что ФИО1 денежные средства получены с нарушением установленного порядка, они являются неосновательным обогащением.
В связи с выявленными нарушениями законодательства, а также установлением признаков допущенного ФИО1 конфликта интересов, прокуратурой Сахалинской области 03.11.2017 года Губернатору Сахалинской области внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 20.07.2018 года № 108-к, ФИО1 уволена в связи с утратой доверия.
По представленной 27.07.2018 года жилищной инспекцией информации, необоснованно полученные денежные средства ответчиком не возвращены, по состоянию на момент увольнения ответчика - 23.07.2018 года данная сумма составила 805 865 рублей 84 копейки.
Просил суд взыскать с ФИО1 сумму неосновательного обогащения в пользу субъекта Российской Федерации - Сахалинской области в размере 805 865 рублей 84 копейки.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Государственная жилищная инспекция - ФИО3 просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Министерство финансов Сахалинской области: о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указал на обоснованность исковых требований, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и в дополнении к нему, и указала, что согласно ч.1 ст.242 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря текущего финансового года. В силу ч. 3 ст. 242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. В силу п.4 Порядка № 29 неиспользованные получателями бюджетных средств остатки, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, все бюджетные операции текущего финансового года прекращаются в текущем финансовом году. Денежные средства, поступившие в очередном финансовом году, являются денежными средствами текущего финансового года, т.е. если денежные средства поступят в государственную жилищную инспекцию Сахалинской области (далее - Инспекция) в 2018 или в 2019 году, следовательно, это будут денежные средства 2018 или 2019 года, которые необходимо будет использовать в соответственно либо в 2018, либо в 2019 году. Таким образом, выводы прокурора о том, что взыскиваемые денежные средства подлежат зачислению в бюджет Сахалинской области, т.к. не были использованы, а в настоящее время не могут быть использованы Инспекцией, так как финансовые периоды 2016 и 2017 года закрыты, являются несостоятельными.
Денежные средства были полностью восстановлены Инспекцией в бюджет Сахалинской области в 2018 году путем возвращения экономии денежных средств по итогам 2017 года. Поскольку Инспекция самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика, а у прокурора отсутствуют полномочия по обращению в суд в защиту интересов Инспекции.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Частью 10 названной статьи определено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Сахалинской области от 23.09.2005 № 62-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Сахалинской области» (далее - Закон № 62) к дополнительным выплатам государственным гражданским служащим относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Согласно ч.ч. 3, 4, 5 и 6 ст. 4 Закона № 62, порядок дополнительных выплат гражданским служащим определяется представителем нанимателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 62, представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда гражданских служащих между выплатами, предусмотренными ч. 1 ст. 4 вышеприведенного закона.
В силу п. 5.1 Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2015 № 173, работодателем для руководителя Инспекции является Губернатор Сахалинской области.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, только Губернатор Сахалинской области вправе принимать решения о произведении дополнительных выплат руководителю Инспекции.
В силу статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273) под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающими должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно п. 1.1, 1.5 и 1.6 Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2015 года №173, Инспекция является полномочным органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, имущество Инспекции является государственной собственностью Сахалинской области, которое закреплено за ней на праве оперативного управления, финансирование деятельности Инспекции осуществляется за счет средств областного бюджета, предназначенных на ее содержание, таким образом, все имущество Инспекции на праве собственности принадлежат Сахалинской области.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Разделом 2 Положения о материальном стимулировании работников государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного Приказом руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области № 75-к, установлено, что выплаты стимулирующего характера могут осуществляться за счет бюджетных средств, в пределах установленных бюджетных ассигнований на оплату труда работников инспекции.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества.
В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 исполняла обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Сахалинской области с 15.09.2015 года на основании распоряжения Губернатора Сахалинской области от 15.09.2015 года № 176-к, с 10.05.2016 года назначена руководителем Государственной жилищной инспекции Сахалинской области на основании распоряжения Губернатора Сахалинской области от 10.05.2016 года № 94-к.
Из материалов дела следует, что в период с 04 по 18 октября 2017 года министерством финансов Сахалинской области на основании распоряжения от 03.10.2017 № 202 проведена выездная проверка государственной жилищной инспекции Сахалинской области.
Проверкой установлены факты нарушения по распоряжению финансовыми средствами Инспекции, в том числе: неправомерные расходы в сумме 1 269,8 тыс.руб. при выплате стимулирующих доплат руководителю Инспекции (2015 год – 401,6 тыс.руб., 2016 год – 865,2 тыс.руб., 2017 год – 3,0 тыс.руб.); неправомерные расходы в сумме 1 069,0 тыс.руб. при выплате премии работникам по виду назначения, не предусмотренному локальным актом (2015 год); неправомерные расходы в сумме 4 870,6 тыс.руб. при выплате дополнительного материального поощрения государственным гражданским служащим за эффективность и результативность профессиональной деятельности, допущенные в связи с отсутствием в приказах Инспекции на премирования конкретных размеров (2016 год); необоснованные расходы в сумме 359,5 тыс.руб. на выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде ведущим аналитикам, допущенные в связи с отсутствием порядка об установлении надбавки (2015 год – 135,8 тыс.руб, 2016 год – 130,6 тыс.руб., 2017 год – 93,1 тыс.руб.); неправомерные расходы в сумме 764,0 тыс.руб. при выплате дополнительного материального поощрения за эффективность и результативность профессиональной деятельности ведущим аналитикам, не предусмотренного Законом Сахалинской области № 116-СО (2016 год).
13 ноября 2017 года министерством финансов Сахалинской области направлено представление руководителю Инспекции ФИО1 об устранении выявленных в результате проверки нарушений, в том числе, о восстановлении в бюджет Сахалинской области неправомерно полученных руководителем Инспекции ФИО1 премий в размере 1 098 696,37 рублей (л.д. 219-222, т. 1).
Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 20.07.2018 года № 108-к - ФИО1 уволена с занимаемой должности в связи с утратой доверия.
Согласно информации Инспекции от 27.07.2018 года, по состоянию на момент увольнения ФИО1, то есть на 23.07.2018 года сумма невозвращенных в бюджет Сахалинской области необоснованно полученных ею выплат составила 805 865 рублей 84 копейки, которые и подлежат взысканию в бюджет Сахалинской области.
Согласно пояснений в судебном заседании, ФИО1 не отрицала размер причиненного ущерба, полагала, что денежные средства подлежат возвращению в жилищную инспекцию, не в бюджет Сахалинской области. Между тем, согласно Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2015 N 173 финансирование деятельности Инспекции осуществляется за счет средств областного бюджета, предназначенных на ее содержание (п. 1.6).
При этом доводы ФИО1 о том, что указанные денежные средства уже были возвращены жилищной инспекцией в бюджет Сахалинской области, что не отрицается стороной истца, подтверждается представленной Министерством финансов Сахалинской области информацией, и не могут быть повторно взысканы в бюджет субъекта основаны на неверном толковании норм бюджетного законодательства, в этой связи отвергаются судом. Кроме того, указанные обстоятельства не освобождают ФИО1 об обязательства самостоятельно возместить ущерб, причиненный субъекту РФ – Сахалинской области – в виде неправомерно расходованных бюджетных средств.
Отвергаются судом и доводы ответчика о том, что прокурор является ненадлежащим истцом по настоящему гражданскому делу, поскольку в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым с заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины истец был освобожден, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11 258, 65 рублей.
Руководствуясь статьей 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сахалинской области в интересах субъекта Российской Федерации - Сахалинской области к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 805 865 рублей 84 копейки – удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Сахалинской области сумму неосновательного обогащения в размере 805 865 рублей 84 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере 11 258, 65 рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Ю.В. Саратцева