ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-712-2020 от 30.12.2020 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 30 декабря 2020г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Моисеенко Я.Ю. с участием прокурора Евтушенко А.В., представителя третьего лица Самохиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-712-2020 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Черемховоспецстрой» и ООО «Мастер–Пласт» о взыскании бюджетных средств, уплаченных по муниципальным контрактам, по заявлению ООО «Черемховоспецстрой» о применении срока исковой давности к иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Черемховоспецстрой» о взыскании бюджетных средств, уплаченных по муниципальным контрактам,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, Нижнеудинского муниципального образования, Иркутской области обратился в суд с иском к ООО «Черемховоспецстрой» и ООО «Мастер-Пласт» о взыскании бюджетных средств, уплаченных по муниципальным контрактам, указав, что 02.08.2013г., 03.07.2017г., 15 и 18.05.2018г. между администрацией Нижнеудинского муниципального образования и ответчиками были заключены муниципальные контракты соответственно , , , для решения вопроса местного значения по организации водоснабжения населения г. Нижнеудинска. По указанным контрактам ответчикам оплачена стоимость непредвиденных работ и затрат подрядчика с превышением объёма предусмотренного муниципальными контрактами резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также возмещены дополнительные затраты в отсутствие подтверждающих такие затраты документов. После уточнения иска просит суд взыскать с ООО «Черемховоспецстрой» в бюджет Нижнеудинского муниципального образования <данные изъяты>, составляющие 2,4% от сметной стоимости строительно-монтажных работ, по вышеназванным муниципальным контрактам, а с ООО «Мастер-Пласт» - <данные изъяты>, составляющие 2,4% от сметной стоимости строительно-монтажных работ по муниципальному контракту от 02.08.2013г. .

В судебном заседании прокурор Евтушенко А.В. настаивал на удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Контрольно-счётной палаты Нижнеудинского муниципального образования Самохина Е.И. поддержала исковые требования, подтвердила, что соответствующим актом проверки подтверждается нецелевое использование администрацией Нижнеудинского муниципального образования бюджетных средств.

Представители ответчиков ООО «Черемховоспецстрой» и ООО «Мастер-Пласт», а также третьих лиц Контрольно-счётной палаты Иркутской области, надлежащим образом извещённых о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, представитель ООО «Черемховоспецстрой» адвокат Фомин Д.Н. в заявлении от 27.10.2020г. просил о применении к иску срока исковой давности, а представители третьих лиц администрации Нижнеудинского муниципального образования и Правительства Иркутской области просили о рассмотрении дела в их отсутствие, и поскольку неявка участников судопроизводства не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, а согласно положениям ст.233 ГПК РФ – в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора Евтушенко А.В., представителя третьего лица Самохину Е.И., исследовав материалы дела, суд находит заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности к иску не подлежащим удовлетворению, а иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и главой 37 ГК РФ.

Согласно ст.ст.740, 758, 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п.2 ст.763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

На основании п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и смете.

В соответствии с п.3 ст.743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтённые в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.

Согласно п.4 ст.709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твёрдой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твёрдой.

На основании ч.2 ст.34 Закона №44-ФЗ цена контракта является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьёй и ст.95 Закона №44-ФЗ.

Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статьёй 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.

При разрешении спора судом установлено, что в 2010-2012г.г. с целью обеспечения населения Нижнеудинского муниципального образования питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, был разработан проект на реконструкцию водозабора в рамках областной государственной целевой программы «Модернизация объектов инфраструктуры Иркутской области».

Пунктом 3.1 Сборника сметных затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утверждённого Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001г. №45, размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений определяется двумя способами: по нормам, установленным ГСН 81-05-01-2001, и по расчёту, основанному на проекте организации строительства.

02.08.2013г. администрацией Нижнеудинского муниципального образования был заключён муниципальный контракт с ООО «Мастер-Пласт» со сроком исполнения до 30.10.2013г. на сумму <данные изъяты>, а 03.07.2017г., 18.05.2018г. и 15.05.2018г. – муниципальные контракты с ООО «Черемховоспецстрой» для выполнения работ по реконструкции центрального водозабора.

В составе стоимости выполненных работ по вышеназванным четырём контрактам заказчиком оплачена стоимость временных зданий и сооружений в размере 2,4% от сметной стоимости строительно-монтажных работ: по контракту от 02.08.2013г. – в сумме <данные изъяты>, от 03.07.2017г. № - <данные изъяты>, по контракту от 18.05.2018г. №- в сумме <данные изъяты>, от 15.05.2018г. № - <данные изъяты>, что подтверждается актом проверки исполнения работ по данным муниципальным контрактам Контрольно-счётной палаты Нижнеудинского муниципального образования от 14.02.2020г. №01-09/01.

Согласно условиям муниципальных контрактов заказчик выбрал нормативный способ определения вышеназванных затрат, сметный норматив затрат на строительство в размере 2,4% определён п.4.6 Приложения к ГСН 81-05-01-2001. Вместе с тем в соответствии с требованиями п.3.2 ГСН 81-05-01-2001 затраты на временные здания и сооружения должны производиться за фактически возведённые временные здания и сооружения.

С этим требованием согласуются предусмотренные в соответствии с п.4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утверждённой Постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. №15/1, положения вышеназванных контрактов, предусматривающих твёрдую цену, включающую все расходы подрядчика, в том числе непредвиденные затраты, что подтверждается текстами муниципальных контрактов.

Актами администрации Нижнеудинского муниципального образования от 30.06 и 31.07.2018г. зафиксировано наличие возведённых в период с 2013 по 2018г. временных зданий и сооружений для обогрева и отдыха, приёма пищи, кладовых, хозяйственного строения, площадки для складирования стройматериала, гардероба с умывальником, которые по смыслу приложения 3 ГСН 81-05-01-2001 обладают признаками нетитульных временных зданий и сооружений, и затраты на их строительство в соответствии с ГСН 81-05-01-2001 относятся на накладные расходы подрядчика.

Кроме того, как следует из текстов вышеназванных муниципальных контрактов, ими не предусмотрены также и положения о передаче подрядчиком заказчику возведённых подрядчиком временных зданий и сооружений, а проверка Контроль-счётной палаты и представленные в подтверждение исковых требований соответствующие доказательства подтверждают, что строительство титульных и сооружений не предполагалось проектно-сметной документацией и в соответствии с техническими заданиями к вышеназванным контрактам работы должны были выполняться в объёме, предусмотренном проектом, а согласно условиям муниципальных контрактов заказчик оплачивает фактически выполненные подрядчиком работы по актам приёмки и справкам о стоимости выполненных работ.

Между тем заказчиком оплачены дополнительные затраты на строительство временных зданий и сооружений в рамках вышеуказанных муниципальных контрактов, однако факт строительства оплаченных временных зданий и сооружений документально не подтверждён, оплаченные здания и сооружения как возвратные материалы, заказчику не передавались. Заказчиком приняты и оплачены затраты на строительство временных здания и сооружений на указанную сумму в отсутствие подтверждающих такие расходы документов, что является нарушением п.п.2.2, 2.4, 2.5 муниципальных контрактов.

Представленными суду доказательствами – муниципальными контрактами, актами приёмки выполненных работ, платёжными поручениями, актом проверки Контрольно-счётной палаты Нижнеудинского муниципального образования, таким образом, подтверждается нецелевое использование администрацией Нижнеудинского муниципального образования бюджетных средств с превышением их лимитов, в то время как ответчики в нарушение положений ст.ст.309, 310, п.3 ст.743 ГК РФ допустили получение таких средств.

Соответственно, ООО «Мастер-Пласт» и ООО «Черемховоспецстрой», которые без установленных законом, иными правовыми актами и муниципальными контрактами оснований приобрели имущество за счёт уплаченных им с превышением соответствующих лимитов бюджетных средств, обязаны возвратить неосновательно приобретённые бюджетные средства как неосновательное обогащение. Оснований для освобождения ответчиков от выполнения такой обязанности суд не усматривает.

Отказывая ООО «Черемховоспецстрой» в удовлетворении требования о применении срока исковой давности к исковым требованиям прокурора, суд принимает во внимание, что ст.196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.

В силу п.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 8.1 муниципального контракта от 03.07.2017г. установлен срок действия контракта до 20.12.2017г., пунктами 3.1 муниципальных контрактов от 18.05.2018г. и от 15.05.2018г. установлены сроки их действия до 15.12.2018г., поэтому очевидно, что в период обращения Нижнеудинского межрайонного прокурора в суд с иском срок исковой давности не истёк, поэтому основания для удовлетворения соответствующего заявления представителя ООО «Черемховоспецстрой» отсутствуют.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, ч.1 ст.98, ст.103 ГПК РФ ООО «Мастер-Пласт» обязано уплатить госпошлину в госдоход в размере <данные изъяты>, а ООО «Черемховоспецстрой» - в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «Черемховоспецстрой» о применении срока исковой давности к иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Черемховоспецстрой» о взыскании бюджетных средств, уплаченных по муниципальным контрактам, отказать.

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Черемховоспецстрой» и ООО «Мастер–Пласт» о взыскании бюджетных средств, уплаченных по муниципальным контрактам, удовлетворить.

Взыскать с ООО «Черемховоспецстрой» в бюджет Нижнеудинского муниципального образования <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> по муниципальному контракту от 03.07.2017г. №ЭА/<данные изъяты> по муниципальному контракту от 18.05.2018г. №ЭА/<данные изъяты> по муниципальному контракту от 15.05.2018г. №.

Взыскать с ООО «Мастер-Пласт» в бюджет Нижнеудинского муниципального образования 37 445,31 по муниципальному контракту от 02.08.2013г. .

Взыскать с ООО «Черемховоспецстрой» госпошлину в госдоход в размере <данные изъяты>, с ООО «Мастер-Пласт» - госпошлину в госдоход в размере <данные изъяты>

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение суда в окончательной форме изготовлено 11.01.2021г.

Председательствующий судья Китюх В.В.