Дело № 2-712/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2015 года село Якшур-Бодья
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Трудолюбовой Е.И., - единолично, при секретаре Артемьевой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» Удмуртской Республики к ФИО1, ФИО3, действующей за себя и от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, об обязании безвозмездно передать в собственность истца жилое помещение, признании недействительным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, снятии с регистрационного учёта,
у с т а н о в и л :
Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» обратилась в суд с иском к ФИО1 и ФИО3, действующей за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО5, об обязании безвозмездно передать в собственность истца жилое помещение, признании недействительным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, снятии с регистрационного учёта. Заявленные требования мотивированы следующим.
ФИО1 является вдовой ФИО2, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, умершего 23 февраля 2010 года. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». 29 июня 2012 года постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» № 1182 ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В 2012 году ФИО1 включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Согласно подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В целях реализации программы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 приняты и утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила).
Согласно пунктам 44, 45 Правил обязательным условием выдачи сертификата, удостоверяющего право на получение субсидии из средств федерального бюджета, является обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Обязательство, указанное в подп. "ж" п. 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.
Обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения подписано ФИО1 17 декабря 2012 года, согласно которому она приняла на себя обязательство в 2-месячный срок после приобретения жилого помещения посредством реализации сертификата освободить занимаемое жилое помещение и сдать его в установленном порядке. Кроме того, ФИО1 приняла на себя обязательство с момента подписания указанного обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами её семьи. Согласно указанному обязательству исполняющий обязанности главы Администрации Якшур-Бодьинского района ФИО6 обязуется принять от ФИО1 занимаемое ею жилое помещение, указанное в обязательстве, в установленный этим обязательством срок. Адрес жилого помещения общей площадью 48,7 кв. м: <данные изъяты>.
Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики 11 декабря 2012 года ФИО1 выдан Государственный жилищный сертификат серии МЧ № 418363 о предоставлении социальной выплаты в сумме 1 062 600 рублей на приобретение жилого помещения. Срок действия указанного сертификата до 11 сентября 2013 года. Жилое помещение с использованием средств сертификата приобретено по Договору от 26 декабря 2012 года № 01/168/2012-751 (дата государственной регистрации права – 28 декабря 2012 года) по <адрес> (площадь 30 кв. м). То есть, фактически ФИО1 обязана была передать жилое помещение по <адрес>, в собственность истца в срок до 28 февраля 2013 года. Однако до настоящего времени свои обязательства ФИО1 не выполнила. 18 августа 2015 года истец предложил выполнить указанные обязательства в срок до 10 сентября 2015 года. 25 августа 2015 года уведомление получено ФИО1
Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 13 августа 2015 года № 18/001/028/2015-9442 право собственности ФИО1 на жилое помещение, подлежащее передаче в собственность истца, прекращено 08 апреля 2015 года.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 12 августа 2015 года № 18/001/028/2015-9303 спорное жилое помещение - жилой дом, расположенный по <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности в размере 1/3 доли каждому:
ФИО3;
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения;
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Право общей долевой собственности указанных лиц возникло на основании Договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08 апреля 2015 года, регистрационный № 18-18/012-18/012/004/2015-244/1.
В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным этим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из положений данных правовых норм следует, что признание сделки недействительной в силу ничтожности возможно в силу её несоответствия федеральным законам и иным правовым актам.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии волн и имущественной самостоятельности участников.
Пунктом 2 ст. 3 ГК РФ определено, что гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить данному Кодексу и иным законам (пункт 3 статьи 3 Гражданского кодекса РФ). На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса РФ). Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статьи 3 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, законодателем установлено, что нормы гражданского права содержатся в федеральных законах, иных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, составляющих гражданское законодательство.
Следовательно, положения ст. 168 ГК РФ о недействительности сделок в силу их ничтожности применяются в отношении сделок, в том числе и договора купли-продажи, регламентированного ст. 30 ГК РФ, в случае их несоответствия требованиям правовых актов, указанных в ст. 3 ГК РФ, содержащих нормы гражданского права.
Полагают, что отчуждение жилого дома ФИО1 при наличии обязательства от 17 декабря 2012 года путём заключения Договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08 апреля 2015 года осуществлено в нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно: Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
В связи с изложенным считают, что у ФИО1 возникла обязанность по безвозмездной передаче жилого дома, расположенного по <адрес>, в собственность МО «Якшур-Бодьинский район» в лице Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», освобождению спорного жилого помещения, сохранение права пользования спорным жилым помещением за кем-либо из ответчиков ни законом, ни договором не предусмотрено. В силу ст. 310 ГК РФ, ст. 35 Жилищного кодекса РФ ФИО1 обязана освободить спорное жилое помещение.
На основании изложенного истец просит:
Обязать ФИО1 исполнить Обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения от 17 декабря 2012 года, а именно: передать безвозмездно в собственность муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», в лице Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», жилое помещение в виде жилого дома общей площадью 48,7 кв. м, расположенного по <адрес>, кадастровый (или условный) номер объекта: 18:24:069002:1091.
Признать недействительным Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08 апреля 2015 года, регистрационный № 18-18/012-18/012/004/2015-244/1, заключённый между ФИО1 и ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Снять Ответчиков ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с регистрационного учёта по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 исковые требования поддержала, подтвердила доводы, изложенные в заявлении.
Ответчицы ФИО1 в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна. Также добавила, что внучка ФИО3 отремонтировала дом. Она готова освободить дом, но просит не выселять семью внучку из дома. Внучка проживала с ней, училась в школе, она являлась ее опекуном, но регистрация была временная.
Ответчицы ФИО3 в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна.
Третье лицо Управление ФМС России по УР, будучи надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не прислало, о причинах неявки не уведомило.
ФИО8, представитель третьего лица - Управления Росреестра по УР, в судебное заседание не явилась, была надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав также, что рассмотрение дела по существу оставляют на усмотрение суда.
ФИО9, представитель третьего лица - Минстрой УР в судебное заседание не явилась, была надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки в суд не сообщила, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала следующее.
По существу заявленных требований Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (Минстрой УР), даёт следующие пояснения.
ФИО1 является вдовой ФИО2- участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Абзацем шестым статьи 15 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, семьям, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, составляющей частью которой является подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательствам» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы (далее - подпрограмма).
В рамках реализации подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, удостоверяющих право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата); предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Подпунктом "ж" пункта 44 Правил предусмотрено, что для получения государственного жилищного сертификата (далее - сертификат) гражданин - участник подпрограммы представляет наряду с иными документами обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 данных Правил.
Гражданам - участникам подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчётной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади, определённого пунктом 16 этих Правил для семей разной численности.
Данный норматив применяется в случае, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (подпункт "в" пункта 16.1 Правил).
Таким образом, предписание Правил применяется в системной связи с пунктами 16 и 16.1 этих Правил и основано на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 51); при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч. 7 ст. 57).
Подпункт "ж" пункта 44 Правил, обусловливающий получение сертификата представлением обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, полностью соответствует приведённым нормам Жилищного кодекса РФ, направленным на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Правила предусматривают добровольное участие в подпрограмме на условиях, на которых она предоставляется, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (пункты 2 и 6).
Исполнение обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении имущества должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счёт предоставленной ему социальной выплаты (пункт 45 Правил).
ФИО1 приняла обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, получила государственный жилищный сертификат, однако своё обязательство не выполнила. Кроме того, произвела отчуждение данного жилого помещения.
Требования о признании недействительной сделки подлежат разрешению применительно к правилам, установленным статьёй 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
ФИО1 в нарушение закона переоформила права на спорное жилое помещение, в связи с чем договор купли-продажи от 08.04.2015 года подлежит признанию недействительности в силу ничтожности.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, в целях соблюдения законности Минстрой УР считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 3 – 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства (их представителей).
Выслушав представителя истца, ответчиков, приняв во внимание доводы третьего лица, мнение представителя органа опеки и попечительства ФИО10, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 15, а именно: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно постановлению Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» от 29.06.2012 № 1182 «О признании ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий» ответчица с 29 июня 2012 года поставлена на учёт как вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В рамках реализации подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, удостоверяющих право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата); предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Согласно Паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы право на улучшение жилищных условий в рамках данной подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Участие в подпрограмме добровольное.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы) (пункт 6 Правил).
Пунктом 16.3 Правил предусмотрено, что в случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
В соответствии с подпунктом "ж" п. 44 указанных выше Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Исполнение обязательства, указанного в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счёт средств предоставленной ему социальной выплаты (п. 45 Правил).
Как установлено в суде, в 2012 ФИО1 была включена в сводный список граждан – участников подпрограммы.
Из объяснений сторон и представленных документов, в суде установлено, что ФИО1 являлась собственником спорного жилого дома и проживала в нем одна; данные обстоятельства подтверждаются, в том числе заявлением ФИО1 на выдачу государственного жилищного сертификата, подпись которой надлежащим образом заверена нотариальной записью, и в котором она подтвердила об ознакомление с условиями получения и использования сертификата, о согласии и обязании их выполнять.
Из материалов дела следует, что, во исполнение требований указанных выше пунктов Правил, 17 декабря 2012 г. при получении государственного жилищного сертификата ФИО1 подписала обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, в соответствии с которым, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Удмуртской Республики ФИО1 обязалась спорное жилое помещение в 2-месячный срок с даты приобретения ею жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке; обязалась также с момента подписания данного обязательства не совершать действий, которые влекут отчуждение указанного жилого помещения.
11 декабря 2012 года ответчице ФИО1 был выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты (в размере 1 062 600 рублей) на приобретение жилого помещения.
Как установлено в суде, полученный жилищный сертификат ФИО1 реализовала, купив квартиру по <адрес>, зарегистрировав право собственности на приобретённое жилое помещение 28 декабря 2012 года.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 45 Правил 2-месячный срок исполнения обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения начинает исчисляться с момента приобретения квартиры в собственность.
При этом выданное ФИО1 обязательство в соответствии со ст. 153 ГК РФ является сделкой, направленной на исполнение сделки, заключенной ответчицей по основному требованию - получению социальной выплаты для приобретения жилья. Встречное обязательство ФИО1 о сдаче жилого помещения муниципалитету соответствует форме, предусмотренной ст. 160 ГК РФ, и является действительным.
Из содержания обязательства следует, что одним из существенных его условий является согласие ФИО1 на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность Администрации района.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Между тем, как установлено, обязательство о передаче жилого помещения в <адрес> в собственность администрации района в установленный срок после приобретения жилья за счет предоставленной жилищной субсидии, ФИО1 не исполнила.
Более того, как установлено в суде, ответчица ФИО1 - в нарушение обязательства - 08 апреля 2015 года продала находящееся в её собственности жилое помещение по <адрес>, ответчикам ФИО3, ФИО4 и ФИО5
Данные обстоятельства заявлены истцом, не оспаривались лицами, участвующими в деле, и подтверждены исследованной в судебном заседании выпиской из ЕГРП от 12.08.2015 № 18/001/028/2015-9303, согласно которой право собственности на жилой дом по <адрес>, на основании договора купли-продажи, регистрационный номер 18-18/012-18/012/004/2015-244/1, 08 апреля 2015 года перешло к ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения (как общая долевая собственность в равных долях 1/3).
Согласно свидетельствам о рождении I-НИ № и №ФИО3 приходится матерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Статьёй 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п. 1); требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий её недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п. 3).
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Исходя из изложенного, и учитывая, что сделка по продаже жилого дома по <адрес>, совершена ответчицей ФИО1 в нарушение требований правового акта (Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153), и при этом посягающая на публичные интересы (в лице Муниципального образования «Якшур-Бодьинский район»), суд признаёт эту сделку недействительной в силу ничтожности, а требование истца в этой части – законными и обоснованными. При этом суд учитывает, что при совершении сделки, ФИО1 был нарушен установленный запрет на совершение действий, которые влекут отчуждение спорного жилого помещения.
Согласно пункту 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки (реституцию) по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, а также в иных предусмотренных законом случаях (пункт 4 статьи 166 ГК РФ).
Согласно п. 75 указанного постановления, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Исходя из изложенного, учитывая, что сделка по продаже жилого дома по <адрес>, совершенная ответчицей ФИО1, в нарушение нормативных актов и охраняемых законом публичных интересов Муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», является недействительной в силу ничтожности, суд по своей инициативе, поскольку это необходимо для защиты публичных интересов, считает необходимым применить последствия недействительности сделки в виде прекращения право собственности и возврата спорных объектов недвижимости прежнему владельцу, что в свою очередь, позволит ФИО1 выполнить обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения от 17.12.2012 года.
При этом суд не рассматривает вопрос в части возврата ФИО3 уплаченных по договору денежных средств, поскольку данные требования не были заявлены сторонами, что, по мнению суда, не препятствует в случае необходимости решить данный вопрос сторонам в гражданско-правовом порядке.
Решение о признании сделки недействительной и применении ее последствий- прекращение право собственности ФИО3 и несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 на указанный жилой дом и земельный участок, возвратив жилой дом и земельный участок в собственность ФИО1, является основанием для внесения изменений в ЕГРП.
Поскольку в суде установлено, что ответчицей ФИО1 нарушено обязательство сдать (передать) истцу жилой дом и земельный участок по <адрес>, требование истца обязать ответчицу ФИО1 исполнить указанные действия суд также находит законным и обоснованным.
Как установлено в суде, ответчики незаконно состоят на регистрационном учёте по <адрес>.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства производится органом регистрационного учёта в случаях, в числе иных: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда (абзац седьмой).
Суд приходит к выводу, что снятие ответчиков с регистрации места их жительства в указанном жилом помещении, на которое у них нет права собственности, соответствует положениям ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I, ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, п. 1 ст. 235 ГК РФ, вследствие чего требование истца о снятии их с регистрационного учёта по месту жительства по заявленному адресу не противоречит ни закону, ни обстоятельствам дела.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчицы ФИО1 подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец при подаче иска был освобождён и которая им не была уплачена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» Удмуртской Республики к ФИО1, ФИО3, действующей за себя и от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, об обязании безвозмездно передать в собственность истца жилое помещение, признании недействительным договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, снятии с регистрационного учёта удовлетворить полностью.
Признать недействительной ничтожную сделку - договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенного по <адрес>, от 08 апреля 2015 года, регистрационный № 18-18/012-18/012/004/2015-244/1, заключённый между ФИО1 и ФИО3, ФИО4, ФИО5 (с момента заключения).
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08 апреля 2015 года, регистрационный № 18-18/012-18/012/004/2015-244/1, прекратив право собственности ФИО3, ФИО4, ФИО5 на земельный участок и жилой дом, расположенных по <адрес>, возвратив указанный земельный участок и жилой дом в собственность ФИО1.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
Обязать ФИО1 исполнить Обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения от 17 декабря 2012 года, а именно: передать безвозмездно в собственность муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», в лице Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район», жилое помещение в виде жилого дома общей площадью 48,7 кв. м, расположенного по <адрес>, кадастровый (или условный) номер объекта: 18:24:069002:1091.
Снять ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с регистрационного учёта по <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере 300 (трёхсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики, - путём подачи жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд, - в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 11 января 2016 года.
Судья Е.И. Трудолюбова