РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2014 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Дувановой Н.В.,
при секретаре Сидоровой Е.В.,
с участием представителя истца заместителя Кимовского межрайпрокурора ФИО1, действующей в интересах неопределенного круга лиц,
ответчика МКДОУ - детский сад №15 общеразвивающего вида в лице врио заведующего ФИО2,
представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-715/2014 по иску Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад №15 общеразвивающего вида об обязании проведения гидравлических испытаний тепловых сетей образовательной организации и к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления дошкольного учреждения,
установил:
Кимовский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад №15 общеразвивающего вида об обязании проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес> к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКДОУ - детский сад №15.
Исковые требования обосновывает тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке к отопительному сезону 2014-2015 годов образовательных организаций, расположенных на территории Кимовского района. В соответствии с распоряжением главы администрации МО Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден План мероприятий и создана комиссия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Кимовский район к работе в отопительном периоде 2014-2015 годов. Согласно требованиям Плана мероприятий по подготовке МО Кимовский район к отопительному периоду 2014-2015 подготовка объектов социальной сферы к отопительному периоду 2014-2015 годов должна быть окончена 15.08.2014г.
МКДОУ - детский сад №15, расположенное по адресу: <адрес> подключено к системе центрального теплоснабжения города и теплоснабжение осуществляется посредством котельной №1 г.Кимовска. Между МКДОУ - детский сад №15 и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому последний обязан осуществлять подачу тепловой энергии в горячей воде в количестве, определяемом тепловыми нагрузками. Согласно п. 2.3.5 указанного контракта МКДОУ - детский сад №15 производит пуск в работу системы отопления и вентиляции только с разрешения ООО «<данные изъяты>» при наличии акта готовности к отопительному периоду. При этом МКДОУ - детский сад №15 обязуется осуществить гидравлические испытания и приемку тепловых сетей к эксплуатации в присутствии представителя ООО «<данные изъяты>», ежегодно, к началу отопительного периода привести в готовность к эксплуатации внутренние системы теплоснабжения и не позднее 1 августа предъявить их. Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства и условий контракта, заключенного с ООО «<данные изъяты>», ответчиком МКДОУ - детский сад №15 гидравлические испытания системы отопления здания образовательной организации при подготовке к отопительному периоду 2014-2015 годов не проводились. Денежные средства муниципального бюджета на проведение гидравлических испытаний внутренней системы отопления детского сада не предусмотрены, соответственно договоры на проведение указанных работ не заключались.
Прокурор считает, что уклонение образовательной организации от проведения гидравлических испытаний внутренней системы теплоснабжения образовательной организации может привести к нарушению сроков подключения системы отопления детского сада к сети центрального теплоснабжения города. Не проведение гидравлических испытаний системы отопления образовательной организации не позволяет выявить дефекты препятствующие нормальному теплоснабжению здания и своевременно устранить их, что может привести к аварийным ситуациям на внутренних тепловых сетях образовательной организации, при которых могут пострадать как несовершеннолетние воспитанники, так и работники МКДОУ - детский сад №15, а также иные лица посещающие образовательную организацию.
В судебном заседании представитель истца заместитель Кимовского межрайпрокурора ФИО1 заявленные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МКДОУ - детский сад №15 общеразвивающего вида в лице врио заведующего ФИО2, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Кимовского межрайонного прокурора. Представитель пояснила, что МКДОУ - детский сад №15 ДД.ММ.ГГГГ заключило договор безвозмездного оказания услуг с <данные изъяты> о выполнении работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления образовательной организации, согласно которому данные работы будут проведены до начала отопительного сезона 2014-2015 года.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности ФИО3 исковые требования в части обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКДОУ - детский сад №15 не признала, пояснив, что образовательной организацией ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного оказания услуг по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления, соответственно финансирование не требуется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ).
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон №190-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу статьи 2 Федерального закона №190-ФЗ качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов относится к общим принципам организации отношений и к основам государственной политики в сфере теплоснабжения, установленных положениями статьи 3 Федерального закона №190-ФЗ.
В силу ч.1 ст.20 Федерального закона №190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Согласно п. 1 главы 1 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103, настоящие Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).
В соответствии с требованиями главы 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - Комиссия).
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
При проверке по готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главой 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду.
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который содержит следующие выводы комиссии по итогам проверки:
- объект проверки готов к отопительному периоду;
- объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
- объект проверки не готов к отопительному периоду.
Согласно пп.16 п.16 главы 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверено проведение испытаний оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила).
Настоящие Правила согласно п.1.1 устанавливают требования по технической эксплуатации систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии с требованиями п.11.1 и 11.2 Правил при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, к основным из которых относится проведение испытаний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами.
По данному делу установлено, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке к отопительному сезону 2014-2015 годов образовательных организаций, расположенных на территории Кимовского района, которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства и условий контракта, заключенного с ООО «<данные изъяты>», ответчиком МКДОУ - детский сад №15 гидравлические испытания системы отопления здания образовательной организации при подготовке к отопительному периоду 2014-2015 годов не проводились. МКДОУ - детский сад №15, расположенное по адресу: <адрес>, подключено к системе центрального теплоснабжения города и теплоснабжение осуществляется посредством котельной №1 г.Кимовска. Между ответчиком МКДОУ - детский сад №15 и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому последний обязан осуществлять подачу тепловой энергии в горячей воде в количестве, определяемом тепловыми нагрузками.
Из объяснений сторон выяснено, что денежные средства муниципального бюджета на проведение работ по подготовке к отопительному периоду 2014-2015 годов в МКДОУ - детский сад №15, в том числе на проведение гидравлических испытаний внутренней системы отопления детского сада не предусмотрены, соответственно договоры на проведение указанных работ не заключались.
ДД.ММ.ГГГГ помощник Кимовского межрайпрокурора ФИО7 получила объяснение от врио заведующей МКДОУ- детский сад №15 ФИО4 из которых следует, что здание детского сада подключено к системе центрального теплоснабжения города и осуществляется посредством котельной №1 г.Кимовска, которая находится в аренде у ООО «<данные изъяты>». Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ № теплоснабжение детского сада осуществляется ООО «<данные изъяты>». Средства муниципального бюджета на проведение работ по подготовке системы отопления к новому отопительному периоду 2014-2015г. не выделялись, работы по ремонту системы отопления в 2014 году не проводились. (л.д.10,11).
Из копии контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МКДОУ - детский сад №15 и ООО «<данные изъяты>» следует, что МКДОУ - детский сад №15 производит пуск в работу системы отопления и вентиляции только с разрешения ООО «<данные изъяты>» при наличии акта готовности к отопительному периоду. При этом МКДОУ - детский сад №15 обязуется осуществить гидравлические испытания и приемку тепловых сетей к эксплуатации в присутствии представителя ООО «<данные изъяты>», ежегодно, к началу отопительного периода привести в готовность к эксплуатации внутренние системы теплоснабжения и не позднее 1 августа предъявить их (л.д.12-23).
В соответствии с п.1.3 изменений в устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: детский сад №15 общеразвивающего вида, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ года, полное официальное наименование учреждения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №15 общеразвивающего вида, сокращенное наименование учреждения: МКДОУ: д/с №15»(л.д.31-33).
Согласно пункту 2 и пункту 6.2.7 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 общеразвивающего вида, утвержденного постановлением администрации МО Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ учредителем и собственником имущества МКДОУ: детский сад №15 является администрация муниципального образования Кимовский район. Согласно п.6.1.3 объекты собственности, закрепленные Учредителем за МБДОУ: детский сад №15, находится в оперативном управлении этого учреждения. В соответствии с п.6.2.5 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ: детский сад №14 являются: средства, получаемые от Учредителя; внебюджетные средства; имущество, переданное в дошкольное учреждение; добровольные пожертвования родителей, других физических и юридических лиц; доход от платных дополнительных услуг; доход, полученный от реализации продукции и услуг; прибыль от предпринимательской деятельности; кредиты банков и иных организаций; проценты по депозитам, акциям, ценным бумагам; средства, полученные за аренду помещения; родительская плата за содержание и питание детей в дошкольном учреждении; другие источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д.34-50).
Согласно п.3.1 ст.5 Устава муниципального образования Кимовский район в полномочия органов местного самоуправления муниципального образования входит создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (л.д.51-63).
Распоряжением главы администрации МО Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ №171-р утвержден план мероприятий и создана комиссия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Кимовский район к работе в отопительном периоде 2014-2015 годов. Согласно требованиям Плана мероприятий по подготовке МО Кимовский район к отопительному периоду 2014-2015 подготовка объектов социальной сферы к отопительному периоду 2014-2015 годов должна быть окончена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-66).
Из сообщения комитета образования АМО Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКДОУ - детский сад №15 подключено к системе центрального теплоснабжения. На опрессовку образовательных организаций, расположенных на территории Кимовского района в бюджет МО Кимовский район на 2014г. средства не заложены (л.д.67-69).
Из протокола рабочего совещания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что глава администрации муниципального образования Кимовский район ФИО9 пояснил, что денежные средства в бюджете муниципального образования Кимовский район на проведение гидравлических испытаний образовательных учреждений не заложены, договоры со специализированными организациями на проведение испытаний в настоящее время не заключены, денежных средств на оплату гидравлических испытаний в бюджете нет, технические средства, необходимые для проведения испытаний у органа местного самоуправления отсутствуют, лица, ответственные за проведение данных мероприятий не определены, но вопрос проведения испытаний будет решен до начала отопительного сезона 2014-2015г.г. (л.д.71).
Согласно справке комитета образования АМО Кимовский район № от 13.08.2014г. ФИО13 назначена заведующим МКДОУ – детский сад №15 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78).
Согласно выписке из приказа МКДОУ – детский сад №15 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена врио заведующего МДОУ – детский сад №15 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79).
Из копии договора безвозмездного оказания услуг от 01.08.2014г., следует, что МКДОУ - детский сад №15 заключило договор безвозмездного оказания услуг с <данные изъяты> о выполнении работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления образовательной организации, согласно которому данные работы будут проведены до начала отопительного сезона 2014-2015 года (л.д.89).
Согласно копии акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия в составе представителя ООО «<данные изъяты>» ведущего инженера ФИО14 и представителя МДОУ – детский сад №15 в лице заведующего ФИО15 составили акт готовности систем отопления тепловых сетей потребителя МДОУ – детский сад №15 к эксплуатации в отопительный сезон 2014-2015г.г. (л.д.90).
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательной организации.
Представленный суду представителем ответчика МКДОУ - детский сад №15 договор безвозмездного оказания услуг о выполнении работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ не служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, т.к. вышеуказанный договор не соответствует требованиям ст.ст.702,708 ГК РФ.
Акт готовности систем отопления тепловых сетей потребителя МДОУ – детский сад №15 к эксплуатации в отопительный сезон 2014-2015г.г., представленный суду представителем ответчика МКДОУ - детский сад №15, составлен не в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103, поэтому не может свидетельствовать о проведении гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания дошкольного учреждения.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на МКДОУ – детский сад №15 общеразвивающего вида обязанность проведения гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания МКДОУ - детский сад №15, расположенного по адресу: <адрес>.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях в соответствии с требованиями пп.1 и 4 ст.6 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду. Аналогичные требования указаны в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно требований ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в частности обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
С учетом изложенного, суд признает обоснованными и удовлетворяет требования Кимовского межрайонного прокурора в части обязания администрации муниципального образования Кимовский район профинансировать образовательное учреждение денежными средствами для выполнения работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКДОУ - детский сад №15.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом реальных возможностей ответчика МКДОУ - детский сад №15 по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Администрация муниципального образования Кимовский район, как орган муниципальной исполнительной власти, освобождается от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 общеразвивающего вида не освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что детский сад является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования Кимовский район, руководствуясь п.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МКДОУ - детский сад №15 общеразвивающего вида с 4000 рублей до 400 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад №15 общеразвивающего вида об обязании проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес> и к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКДОУ - детский сад №15, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение: детский сад №15 общеразвивающего вида, расположенное по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести гидравлические испытания внутренней системы отопления здания и устранить выявленные дефекты системы.
Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район профинансировать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 общеразвивающего вида денежными средствами для выполнения работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания МКДОУ - детский сад №15, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 общеразвивающего вида, расположенного по адресу: <адрес> бюджет муниципального образования Кимовский район государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: