38RS0№-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства Иркутской области К.Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к З.М.В., Н.А.В. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, признании недействительной постановки земельных участков на кадастровый учет, исключении из ЕГРН сведений о земельных участках,
УСТАНОВИЛ:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением к З.М.В.., в котором просит истребовать из незаконного владения земельный участок, расположенный по адресу: ...., 26 км Байкальского тракта, СНТ «Мастерок», ...., площадью 800 кв.м., кадастровый №, входящего в состав земельного участка Ангарского лесничества Тальцинского участкового лесничества Ангарская дача квартал №, выдел 3ч, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ | X | Y |
1 | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
истребовать из незаконного владения земельный участок, расположенный по адресу: ...., 26 км Байкальского тракта, СНТ «Мастерок», ...., площадью 800 кв.м., кадастровый №, входящего в состав земельного участка Ангарского лесничества Тальцинского участкового лесничества Ангарская дача квартал №, выдел 3ч, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:
№ | X | Y |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., 26 км Байкальского тракта, СНТ «Мастерок», ...., площадью 800 кв.м., входящего в состав земельного участка Ангарского лесничества Тальцинского участкового лесничества Ангарская дача квартал №, выдел 3ч и исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером № в выше указанных координатах;
признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., 26 км Байкальского тракта, СНТ «Мастерок», ...., площадью 800 кв.м., входящего в состав земельного участка Ангарского лесничества Тальцинского участкового лесничества Ангарская дача квартал №, выдел 3ч и исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №:№ в выше указанных координатах.
Определением суда от 01 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Н.А.В.
В обоснование заявленных требований истец указал, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, № согласно сведениям ЕГРН является З.М.В., регистрация права собственности осуществлена 05.06.2019.
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Статьей 5 Федеральным законом №280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».
Вместе с тем в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 № ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.
Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Иркутской области.
В рамках деятельности указанной Рабочей группы было дано поручение филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства с земельными участками с кадастровыми номерами 38:№:6363, расположенными по адресу: ...., 26 км Байкальского тракта, СНТ «Мастерок», ...., уч. 388 и уч. 387, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 800 кв.м. и 800 кв.м., соответственно.
По результатам указанного совмещения выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 38:№ полностью пересекаются с землями лесного фонда Ангарского лесничества Тальчинского участкового лесничества Анагрской дачи квартал №, выдел 3ч. Площадь пересечения 800 кв.м. (заключение ФГБУ «Рослесинфорг» №); границы земельного участка с кадастровым номером № полностью пересекаются с землями лесного фонда Ангарского лесничества Тальчинского участкового лесничества Анагрской дачи квартал №, выдел 3ч. Площадь пересечения 800 кв.м. (заключение ФГБУ «Рослесинфорг» №).
По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки с кадастровыми номерами 38№ в рамках заседания указанной Рабочей группы было принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38№, 38№.
Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика по следующим основаниям.
На основании ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами,
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Так, в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от **/**/****№).
Согласно п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Принимая во внимание, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами №, 38№ относятся к землям лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, подтверждением воли собственника спорных земельных участков лесного фонда на их передачу в частную собственность могло бы служить доказательство перевода спорных земельных участков в категорию земель, позволяющих их отчуждение в частную собственность.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, признается ничтожной.
Таким образом, согласно положениям статьи 302 ГК РФ спорные земельные участки могут быть истребованы у ответчика в независимости от того является или нет ответчик добросовестным приобретателем.
В соответствии с положениями статьей 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований статьей 3 ЗК РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Лесной участок представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67-70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном леском реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение частей спорных земельных участков к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра, таксационное описание, лесоустроительный планшет, карта-схема лесничества, акт осмотра территории, свидетельство о государственной регистрации права.
Согласно приказу Рослесхоза от 04.12.2008 № (в редакции приказа Рослесхоза от 15.09.2009 №) «Об определении количества лесничеств на территории Иркутской области и установлении их границ» определены границы Приморской дачи Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества Иркутской области (копия приказа прилагается).
Так, в лесоустроительных материалах оспариваемые земельные участки частично включены в квартал 23 выдел 4ч Приморской дачи Приморского участкового лесничества Иркутского лесничества Иркутской области.
Факт наложения границ оспариваемых земельных участков на земли лесного фонда подтверждается заключениями филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» № и №.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет спорных земельных участков была произведена в нарушение статей 39, 45, Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть внесены изменения по границам согласно координатам, указанным в просительной части искового заявления.
Как полагает истец, действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматривающем случае.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (пункт 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).
В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства К.Д.П. заявленные исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просила требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.
Ответчик З.М.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представил.
Ответчик Н.А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что поддерживает ранее представленный суду письменный отзыв, а также заявляет о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям.
Третьи лица С.Ю.Ю., Г.А.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представили.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, СНТ «Мастерок», Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», Управления Росреестра по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представили свои письменные отзывы, в которых просили рассматривать дело в их отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание надлежащее извещение сторон, третьих лиц о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Г.А.В. на основании постановления мэра Иркутского районного муниципального образования № от **/**/**** в собственность бесплатно для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения были предоставлены земельные участки:
с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., по адресу: .... 26 ....», ...., уч. 387;
с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., по адресу: .... 26 км ....», ...., уч. 388.
Право собственности Г.А.В. на указанные земельные участки было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными по запросу суда делами правоустанавливающих документов.
На основании договора купли-продажи от **/**/****Г.А.В. продала указанные земельные участки Н.А.В.
**/**/**** и **/**/****Н.А.В. продал земельные участки с кадастровыми номерами №, №С.Ю.Ю., что подтверждается соответствующими договорами купли-продажи земельных участков. С.Ю.Ю., являясь собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №, №, на основании договоров дарения земельных участков от **/**/**** подарила их З.М.В.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде З.М.В. является собственником спорных земельных участков с кадастровыми номерами 38№ категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства; право собственности данного лица на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Вместе с тем, как было установлено в ходе рассмотрения дела по существу, у Н.А.В. также имеются на руках правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на спорные земельные участки без отметок о погашении права. В связи с изложенным Н.А.В. был привлечен к участию в деле в качестве соответчика по делу.
Следует отметить, в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 38№, № были внесены **/**/**** с присвоением им категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования: для ведения садоводства.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Такое толкование Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года №-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.
Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Как указано выше и следует из представленного в материалы дела по запросу суда дела правоустанавливающих документов, первичное право собственности на спорные земельные участи, впоследствии перешедшее к ответчику в результате ряда сделок, возникло до 01 января 2016 года. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорные земельные участки находится на землях сельскохозяйственного назначения.
В ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются. Спорные земельные участки к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относятся.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и их разъяснений, а также установленных фактических обстоятельств дела, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:144003:6362, 38:06:144003:6363 из чужого незаконного владения ответчика и, как следствие, удовлетворения требований о признании недействительной постановки земельных участков на кадастровый учет и исключении из ЕГРН сведений о земельных участков.
Установленный названным Федеральным законом приоритет записей в Едином государственном реестре недвижимости, определяющий категорию земельных участков, и которому придана обратная сила, исключает в данном случае возможность удовлетворения виндикационного иска. Ответчик в силу закона признается надлежащим и добросовестным правообладателем спорных земельных участков, которые не подлежат возврату в лесной фонд путем их истребования из чужого незаконного владения.
Оснований полагать, что к спорным правоотношениям не подлежит применению ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в силу пункта 3 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», у суда не имеется.
Так, в силу пункта 3 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в случае если у уполномоченного органа отсутствуют сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, в случае противоречий между сведения, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Поскольку в отношении спорных земельных участков не установлено нарушений их использования не по целевому назначению либо с нарушением земельного законодательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым земельные участи с кадастровыми номерами 38:06:144003:6362, 38:06:144003:6363 относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
В нарушение положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих незаконность постановки земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:144003:6362, 38:06:144003:6363 на государственный кадастровый учет.
То обстоятельство, что спорные земельные участки, по мнению истца, неправомерно выбыли из состава земель лесного фонда, не дает оснований в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», для перевода его из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. Более того, истцом не представлено доказательств, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и выбыли в иную категорию земель с нарушением действующего порядка.
Суд также полагает возможным согласиться с заявлением стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, исходя из следующего.
Как следует из положений ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Тем же постановлением разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4).
При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5).
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6).
В силу положений статей 124 и 125 ГК РФ субъектами государственной собственности являются публично-правовые образования, от имени которых выступают соответствующие органы.
С настоящим истцом Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд 30.12.2020.
Оснований полагать, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям не пропущен, поскольку проверка использования земельных участок была проведена в 2019 году и в этом же году создана рабочая группа по защите имущественных прав и интересов Российской Федерации, где Федеральному агентству лесного хозяйства было поручено осуществить такую защиту, обратившись в суд с иском, у суда не имеется.
Ответчики при рассмотрении настоящего дела представили доказательства, что органы государственной власти, в том числе представляющие интересы Российской Федерации, должны были знать о нарушении своего права еще в 2011 году, когда земельные участки с кадастровыми номерами 38:№, были предоставлены в собственность право предшественникам З.М.В.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Истцом по делу выступает орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке, и, который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить соответствующие сведения о фактическом использовании земельного участка, его правообладателях, постановке на государственный кадастровый учет.
Таким образом, истец по делу должен был знать об обстоятельствах выбытия земельных участков, являющихся предметом спора, из государственной собственности до проведения проверки их фактического использования.
Кроме того, следует отметить, что публичная правовая природа учетных и регистрационных систем также позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию и учет, узнали или должны были узнать о предоставлении спорного имущества в собственность с момента получения соответствующих сведений, свидетельствующих о предоставлении участков в собственность, в частности с момента регистрации первичного права собственности на земельные участки на основании актов органа местного самоуправления, так и последующих сделок по отчуждению земельных участков, зарегистрированных в Управлении Росреестра по Иркутской области.
В 2011 году спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимого имущества как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения садоводства.
О пропуске срока исковой давности свидетельствует и то обстоятельство, что 18.08.2015 Иркутским районным судом Иркутской области было рассмотрено гражданское дело № по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к В.М.Г., В.А.С,, Т.Ю.А., Х.С.В., В.Г,.А., В.С.В, П.А,О., Х.О.Л., С.С.Р., Н.А.В., М.Г,Р., Б.А.Б., Ш.О.А, В.В.В., У.Т.В., администрации Иркутского районного муниципального образования о признании постановлений администрации Иркутского районного муниципального образования недействительным, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Решением суда от 18.08.2015 в удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области было отказано. Решение суда вступило в законную силу **/**/****.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела предметом спора являлись в том числе спорные земельные участки, собственником которых в настоящее время является З.М.В. Суд при рассмотрении дела в 2015 году пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не только по причине доказанности отнесения их к землям лесного фонда, но и по причине пропуска истцом срока исковой давности. При этом истцом по данному гражданскому делу также выступала Российская Федерация, но в лице иного органа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным исковым требованиям. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Оснований для прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абз. 3 ст. 220 ГПК РФ, суд не усматривает, учитывая, что З.М.В. стороной гражданского дела № не являлся.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к З.М.В., Н.А.В. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, признании недействительной постановки земельных участков на кадастровый учет, исключении из ЕГРН сведений о земельных участках - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 04 июня 2021 года.
Судья: О.В. Недбаевская