ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-718/2014 от 28.08.2014 Кимовского городского суда (Тульская область)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 28 августа 2014 года г.Кимовск Тульской области

 Кимовский городской суд Тульской области в составе:

 председательствующего Дувановой Н.В.,

 при секретаре Сидоровой Е.В.,

 с участием представителя истца помощника Кимовского межрайпрокурора ФИО1, действующей в интересах неопределенного круга лиц,

 ответчика МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы в лице директора Мазки О.И.,

 представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-718/2014 по иску Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы об обязании проведения гидравлических испытаний тепловых сетей образовательной организации

 и к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы,

 установил:

 Кимовский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы об обязании проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, расположенного по адресу: <адрес> к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы.

 Исковые требования обосновывает тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке к отопительному сезону 2014-2015 годов образовательных организаций, расположенных на территории Кимовского района. В соответствии с распоряжением главы администрации МО Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден План мероприятий и создана комиссия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Кимовский район к работе в отопительном периоде 2014-2015 годов. Согласно требованиям Плана мероприятий по подготовке МО Кимовский район к отопительному периоду 2014-2015 подготовка объектов социальной сферы к отопительному периоду 2014-2015 годов должна быть окончена 15.08.2014г.

 МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, расположенное по адресу: <адрес> подключено к системе центрального теплоснабжения города и теплоснабжение осуществляется посредством Центральной котельной г.Кимовска. Между МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому последний обязан осуществлять подачу тепловой энергии в горячей воде в количестве, определяемом тепловыми нагрузками. Согласно п. 2.3.5 указанного контракта МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы производит пуск в работу системы отопления и вентиляции только с разрешения ООО «<данные изъяты>» при наличии акта готовности к отопительному периоду. При этом МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы обязуется осуществить гидравлические испытания и приемку тепловых сетей к эксплуатации в присутствии представителя ООО «<данные изъяты>» ежегодно к началу отопительного периода привести в готовность к эксплуатации внутренние системы теплоснабжения и не позднее 1 августа предъявить их. Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства и условий контракта, заключенного с ООО «<данные изъяты>», ответчиком МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы гидравлические испытания системы отопления здания образовательной организации при подготовке к отопительному периоду 2014-2015 годов не проводились. Денежные средства муниципального бюджета на проведение гидравлических испытаний внутренней системы отопления центра не предусмотрены, соответственно договоры на проведение указанных работ не заключались.

 Прокурор считает, что уклонение образовательной организации от проведения гидравлических испытаний внутренней системы теплоснабжения образовательной организации может привести к нарушению сроков подключения системы отопления центра к сети центрального теплоснабжения города. Не проведение гидравлических испытаний системы отопления образовательной организации не позволяет выявить дефекты препятствующие нормальному теплоснабжению здания и своевременно устранить их, что может привести к аварийным ситуациям на внутренних тепловых сетях образовательной организации, при которых могут пострадать как несовершеннолетние воспитанники, так и работники МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, а также иные лица посещающие образовательную организацию.

 В судебном заседании представитель истца помощник Кимовского межрайпрокурора ФИО1 заявленные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

 Представитель ответчика МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы в лице директора Мазки О.И., в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Кимовского межрайонного прокурора. Представитель пояснила, что МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы ДД.ММ.ГГГГ заключило договор безвозмездного оказания услуг с <данные изъяты> о выполнении работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления образовательной организации, согласно которому данные работы будут проведены до начала отопительного сезона 2014-2015 года.

 В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности ФИО2 исковые требования в части обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы не признала, пояснив, что образовательной организацией ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного оказания услуг по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления, соответственно финансирование не требуется.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

 Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ).

 В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон №190-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

 В силу статьи 2 Федерального закона №190-ФЗ качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

 Обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов относится к общим принципам организации отношений и к основам государственной политики в сфере теплоснабжения, установленных положениями статьи 3 Федерального закона №190-ФЗ.

 В силу ч.1 ст.20 Федерального закона №190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

 Согласно п. 1 главы 1 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103, настоящие Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка).

 В соответствии с требованиями главы 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - Комиссия).

 В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

 При проверке по готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главой 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду.

 Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который содержит следующие выводы комиссии по итогам проверки:

 - объект проверки готов к отопительному периоду;

 - объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

 - объект проверки не готов к отопительному периоду.

 Согласно пп.16 п.16 главы 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверено проведение испытаний оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.

 Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила).

 Настоящие Правила согласно п.1.1 устанавливают требования по технической эксплуатации систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

 В соответствии с требованиями п.11.1 и 11.2 Правил при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, к основным из которых относится проведение испытаний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами.

 По данному делу установлено, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при подготовке к отопительному сезону 2014-2015 годов образовательных организаций, расположенных на территории Кимовского района, которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства и условий контракта, заключенного с ООО «<данные изъяты>», ответчиком МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы гидравлические испытания системы отопления здания образовательной организации при подготовке к отопительному периоду 2014-2015 годов не проводились. МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, расположенное по адресу: <адрес> подключено к системе центрального теплоснабжения города и теплоснабжение осуществляется посредством Центральной котельной г.Кимовска. Между ответчиком МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому последний обязан осуществлять подачу тепловой энергии в горячей воде в количестве, определяемом тепловыми нагрузками.

 Из объяснений сторон выяснено, что денежные средства муниципального бюджета на проведение работ по подготовке к отопительному периоду 2014-2015 годов в МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, в том числе на проведение гидравлических испытаний внутренней системы отопления школы не предусмотрены, соответственно договоры на проведение указанных работ не заключались.

 Из сообщения комитета образования АМО Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы подключено к системе центрального теплоснабжения. На опрессовку образовательных организаций, расположенных на территории Кимовского района в бюджет МО Кимовский район на 2014г. средства не заложены (л.д.9-11).

 Распоряжением главы администрации МО Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден план мероприятий и создана комиссия по подготовке жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Кимовский район к работе в отопительном периоде 2014-2015 годов. Согласно требованиям Плана мероприятий по подготовке МО Кимовский район к отопительному периоду 2014-2015 подготовка объектов социальной сферы к отопительному периоду 2014-2015 годов должна быть окончена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

 ДД.ММ.ГГГГ помощник Кимовского межрайпрокурора ФИО7 получила объяснение от директора МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы Мазки О.И., из которых следует, что здание центра подключено к системе центрального теплоснабжения города и осуществляется посредством Центральной котельной, которая находится в аренде у ООО «<данные изъяты>». Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ № теплоснабжение школы осуществляется ООО «<данные изъяты>». Средства муниципального бюджета на проведение работ по подготовке системы отопления к новому отопительному периоду 2014-2015г. не выделялись, в связи с чем сметы не составлялись и работы не проводились (л.д.15,16).

 Из копии контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы и ООО «<данные изъяты>» следует, что МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы производит пуск в работу системы отопления и вентиляции только с разрешения ООО «<данные изъяты>» при наличии акта готовности к отопительному периоду. При этом МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы обязуется осуществить гидравлические испытания и приемку тепловых сетей к эксплуатации в присутствии представителя ООО «<данные изъяты>», ежегодно, к началу отопительного периода привести в готовность к эксплуатации внутренние системы теплоснабжения и не позднее 1 августа предъявить их (л.д.17-28).

 Согласно пунктам 1.2 и 6.3 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы, утвержденного постановлением администрации МО Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем и собственником имущества МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы является администрация муниципального образования Кимовский район. В соответствии с п.7.6 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы являются: собственные средства Учредителя; бюджетные средства; имущество, переданное МБОУ ДОД ЦВР Комитетом; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг; доход, полученный от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.32-42).

 В соответствии с п.1.1 и п.1.5 изменений в устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ года, слово «бюджетное» заменено словом «казенное»; полное наименование учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы, сокращенное наименование учреждения: МКОУ ДОД ЦВР (л.д.45-47).

 Согласно п.3.1 ст.5 Устава муниципального образования Кимовский район в полномочия органов местного самоуправления муниципального образования входит создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (л.д.50-73).

 Из протокола рабочего совещания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что глава администрации муниципального образования Кимовский район ФИО8 пояснил, что денежные средства в бюджете местного органа самоуправления на проведение гидравлических испытаний образовательных учреждений не заложены, договоры со специализированными организациями на проведение испытаний в настоящее время не заключены, денежных средств на оплату гидравлических испытаний в бюджете нет, технические средства, необходимые для проведения испытаний у органа местного самоуправления отсутствуют, лица, ответственные за проведение данных мероприятий не определены, но вопрос проведения испытаний будет решен до начала отопительного сезона 2014-2015г.г. (л.д.74).

 Согласно выписке из приказа комитета образования и молодежной политики АМО Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ Мазка О.И. назначена директором муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы с 01.10.2013г. (л.д.79).

 Из копии договора безвозмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы заключило договор безвозмездного оказания услуг с <данные изъяты> о выполнении работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления образовательной организации, согласно которому данные работы будут проведены до начала отопительного сезона 2014-2015 года (л.д.91).

 В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательной организации.

 Представленный суду представителем ответчика МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы Мазки О.И. договор безвозмездного оказания услуг о выполнении работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ не служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, т.к. вышеуказанный договор не соответствует требованиям ст.ст.702,708 ГК РФ.

 С учетом изложенного, ввиду того, что гидравлические испытания внутренней системы отопления здания центра до настоящего времени не проведены, суд считает необходимым возложить на МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы обязанность проведения гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, расположенного по адресу: <адрес>.

 К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях в соответствии с требованиями пп.1 и 4 ст.6 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

 Аналогичные требования указаны в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно требований ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

 Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в частности обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

 С учетом изложенного, суд признает обоснованными и удовлетворяет требования Кимовского межрайонного прокурора в части обязания администрации муниципального образования Кимовский район профинансировать образовательное учреждение денежными средствами для выполнения работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы.

 Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

 В данном случае с учетом реальных возможностей ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ года.

 В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Администрация муниципального образования Кимовский район, как орган муниципальной исполнительной власти, освобождается от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы не освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что центр является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования Кимовский район, руководствуясь п.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы с 4000 рублей до 400 рублей.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – работников, воспитанников и иных лиц, посещающих МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы об обязании проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес> к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании обеспечения финансирования работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, удовлетворить.

 Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы, расположенное по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ провести гидравлические испытания внутренней системы отопления здания и устранить выявленные дефекты системы.

 Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район профинансировать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы денежными средствами для выполнения работ по проведению гидравлических испытаний внутренней системы отопления здания МКОУ ДОД ФИО3 внешкольной работы, расположенного по адресу: <адрес>.

 Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО3 внешкольной работы, расположенного по адресу: <адрес> бюджет муниципального образования Кимовский район государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий: