ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-719/2022 от 08.07.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-017196-61 Дело № 2-719/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев 08 июля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению условий доступа для маломобильных групп населения в учреждение, проведении финансирования,

у с т а н о в и л :

и.о. прокурора г.Сыктывкара обратился в Сыктывкарский городской суд РК с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, в котором просил возложить на ответчика обязанность по выполнению мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленных приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст, а именно:

- привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 санитарно-гигиенические помещения: пандус, разворотную площадку пандуса, проступи лестницы, пороги, ширину дверного проема ведущего в учебный блок помещения «Академия юных талантов», универсальную кабину уборной, ширину дверных проемов и пороги жилых помещений интерната, санитарные узлы; организовать стоянку (парковку) транспортных средств личного пользования на территории объекта, поручни вдоль стены входной группы, контрастную маркировку на полотне входной группы и жилых помещениях интерната, систему тревожной сигнализации или систему двусторонней громкоговорящей связи, а также информационную табличку помещений в универсальной кабине уборной и в санитарных узлах жилых помещений интерната, пассажирские лифты, доступные для инвалидов и МГН, и/или подъемные платформы, тактильно-контрастные предупреждающие указатели, ограждения с поручнями в жилых помещениях интерната, закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале, санитарно-бытовые помещения для МГН в столовой, учебном и спортивных корпусах.

Возложении на Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, в срок до 01.07.2022 года профинансировать проведение Государственным профессиональным образовательным учреждением «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова приведенных выше мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту.

С учетом уточненных требований просил возложить обязанность в срок до 01.09.2022 года выполнить мероприятия по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленных приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст, а именно:

- в столовой, учебных и спортивных корпусах, расположенных по адресу: г. ...: у двери универсальной кабины уборной установить на высоте от 1,2 до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 метра от края двери информационную табличку, выполненную рельефно-графическим и рельефно-точечным способом; оборудовать санитарные узлы специальными устройствами для инвалидов: система тревожной сигнализации или система двухсторонней громкоговорящей связи, информационной табличкой, в соответствии с требованиями п. 6.3.6 СП 59.13330.2020; обеспечить пути движения маломобильных групп населения системой информации на объекте: визуальными, акустическими и тактильными; обустроить закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале в соответствии с п. 6.3 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовые помещения для маломобильных групп населения в столовой (помещение № 8 в соответствии с техническим планом) и в учебном корпусе в соответствии с требованиями п. 6.3 СП 59.13330.2020;

- в здании, распложенном по адресу: г. .../1: нанести контрастную расцветку поручней пандуса; расширить разворотную площадку пандуса до нормативного размера 1,5 метра; привести ширину проступай лестницы в нормативное состояние от 0,35 до 0,4 метра, нанести контрастную разметку поручней; оборудовать вход в жилой блок и жилые помещения дверными блоками с шириной отворяющейся створки не менее 0,9 метра, обустроить пороги дверных проемов высотой не более 0, 014 м.; привести санитарные узлы в соответствии с требованиями п. 6.3.6 и п. 63.7 СП 59.13330.2020; нанести контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей входной группы.

А также обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, в срок до 01.07.2022 года профинансировать проведение Государственным профессиональным образовательным учреждением «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст.

В остальной части от исковых требований отказался, определением суда от 08.07.2022 года производство по делу прекращено в части.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов со стороны ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова, были установлены нарушения по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к пользованию объектами, расположенными по адресу: г. ... и д.28/1, которые переданы Гимназии в оперативное управление.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Сыктывкара на удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, настаивала.

Представитель ответчика ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова с требованиями не согласился, указывая, что отсутствует возможность проведения переоборудования помещений, так как в противном случае, здоровые дети, которые посещают Гимназию, не смогут пользоваться помещениями оборудованными для маломобильных групп. Также указал на устранение части нарушений и отсутствие достаточного финансирования для проведения работ по устранению выявленных нарушений.

Ответчик Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, третье лицо Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в деле не направили, о причинах своей неявки суд в известность не поставили.

Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, эксперта, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что прокуратурой г.Сыктывкара в ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения требований действующего законодательства в части необеспечения маломобильных групп населения условиями для самостоятельного передвижения инвалидов по объектам, находящимся в оперативном управлении Гимназии, а также отсутствия возможности пользоваться отдельными помещения, в том числе санитарно-бытовыми, ввиду их несоответствия требованиям действующих Правил.

ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова осуществляет свою деятельность в зданиях, расположенных по адресу: ... переданных в оперативное управление. Здание по ул. ... 1961 года постройки, реконструкция здания не проводилась, капитальный ремонт проведен в 1999 году.

По результатам проведенной прокуратурой г.Сыктывкара проверки были установлены нарушения требований СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017.

Часть нарушений устранены в ходе рассмотрения дела, в связи с чем и.о. прокурора г. Сыктывкара требования уточнены.

Статьей 19 Конституции РФ предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12. 2006 (Федеральным законом от 03.05.2012 №46 ратифицирована РФ) предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно- коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Нормой статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; 2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; 3) интеграцию в общество. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (статья 15 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В ходе проведенной проверки установлено, что 26.06.2019 директором учреждения по итогам обследования, проведенного совместно с представителями Коми Республиканская организация общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. Однако мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов указанного объекта образования на момент проверки прокуратурой города в полном объеме не выполнены, запланированы к выполнению на период до конца 2025 года.

Требования к зданиям, сооружениям, предназначенным для использования инвалидами, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2020» Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001» включен в п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2020, требования данного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст.ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Путем возложения обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями к пользованию объектами социальной и транспортной инфраструктуры государство реализует установленные гарантии социальной защиты инвалидов, в том числе запрет на любые формы ограничения прав граждан в связи с физическими особенностями.

Для разрешения спора определением суда от 11.01.2022 года судом по делу назначалась судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам АНО «БТЭ при ТПП РК».

Согласно экспертного заключения №071/5-2/00032 от 30.03.2022 года, объекты, расположенные в здании ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Спиридонова Ю.А. по адресу: г. .../1 технически возможно (частично) привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 без нарушения иных норм и правил, в том числе строительных и пожарных для обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: произвести контрастную расцветку поручней, горизонтальную разворотную площадку на повороте пандуса; ширину проступи лестницы; контрастную расцветку поручней; ширину отворяющейся створки на входе в жилой блок, а также высоту порога; ширину одностворчатых дверных блоков и высоту порога; размер душевой и туалета; контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей.

В то же время указано, что по адресу: г. .../1 технически не возможно сделать, либо не требуется: увеличение дверного проема ведущего в учебный блок помещений «Академия юных талантов»; изменение универсальной кабины уборной; установления центральных двусторонних поручней в середине лестничного марша; нанесение контрастной маркировки на полотне дверей жилых помещениях интерната.

В здании ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Спиридонова Ю.А. по адресу: г. ... технически возможно (частично) привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 без нарушения иных норм и правил, в том числе строительных и пожарных для обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: установить информационную табличку около двери в уборную; оборудовать санитарные узлы жилых помещений интерната специальными устройствами для инвалидов; установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на всех путях движения; закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале; санитарно-бытовые помещения в столовой; санитарно-бытовые помещения в учебном корпусе.

Технически не возможно сделать, либо не требуется: установление системы тревожной сигнализации в универсальной кабине уборной; пассажирские лифты и подъемные платформы; ограждения с поручнями в жилых помещениях интерната на входных группах и лестницах внутри.

Также в ходе проведения экспертизы установлено, что вблизи корпуса ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Спиридонова Ю.А. по адресу: г. .../2 фактически оборудовано парковочное место, о чем свидетельствуют установленные дорожные знаки 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.17 «Инвалиды», 8.2.2 «Зона действия 10м». Один из установленных знаков «Парковка» требует корректировки в части установки высоты.

Поскольку экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, исследованию подвергнута вся представленная документация, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда отсутствуют сомнения в достоверности выводов заключения эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» ... Н.И.

Допрошенная в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика эксперт ... Н.И. поддержала сделанные ею в экспертном заключении выводы, указав, что при выполнении требований, которые с учетом экспертного заключения сделать возможно, нарушений прав иных лиц, обучающихся в Гимназии не будет, так как при даче заключения о переоборудовании какого-либо помещения, в том числе санитарного узла, было учтено наличие иных аналогичных мест, которые могут посещать лица, не отнесенные к маломобильным группам населения.

Выводы эксперта в ходе рассмотрения дела допустимыми и достаточными доказательствами не опровергнуты.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В силу положений частей 1, 2, 4 ст. 6 указанного Закона правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 1). В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в ч. 1 данной статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (ч. 2). Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в ч. 1 данной статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (ч. 6).

Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с 01.07.2021 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687.

СП 59.13330.2016 из перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с 01.07.2021 исключен.

Таким образом, СП 59.13330.2016 является обязательным для применения в части его норм, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2016 требования данного свода правил подлежат выполнению не только при проектировании новых, реконструкции существующих зданий, но и в отношении зданий, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению. Требования распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведённые для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения для предоставления услуг (обслуживания), а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

Также из п. 4.1 СП 59.13330.2016 следует, что в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационных мероприятий по адаптации объекта в рамках «разумного приспособления» (в понимании Конвенции о правах инвалидов). Мер по проведению такого проектирования к настоящему времени ответчиками не предпринято, что само по себе не должно являться препятствием для реализации представителями маломобильных групп населения своих прав и свобод.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно свидетельств о государственной регистрации прав от 25.12.2006, 13.02.2009, 12.03.2009, 08.04.2009, 29.01.2016 земельный участок, а также здания, расположенные по адресам: г...., д. 28/1, д. 28/2 передано в оперативное управление Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова.

Таким образом, учитывая положения статьи 296 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственное учреждение владеющее объектом на праве оперативного управления и использующее его по назначению, относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, соответственно, вопросы ремонта, в том числе и оборудования специальных приспособлений для беспрепятственного доступа данной категории лиц, входят в его компетенцию.

В соответствии со ст.ст. 12 ч. 1, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика не оспорено, что здания, которыми владеет Государственное профессиональное образовательное учреждение «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова не соответствует требованиям действующего законодательства в части доступности для маломобильных групп населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Частью 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Собственником имущества, находящегося в оперативном управлении Гимназии является Республика Коми. Полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

В силу части 1 статьи 124 Гражданского кодекса РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 6 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 №520, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных образовательных организаций Республики Коми, а также отдельных государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми.

Подпунктом 56 пункта 10 Положения №520 установлено, что для реализации задач, указанных в разделе II Положения, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, государственных учреждений Республики коми и реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии с абз 1 ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

При недостаточности денежных средств к субсидиарной ответственности может быть привлечен главный распорядитель Учреждения.

С учетом изложенного, полагаю требования прокурора в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми обязанности финансирования проведения Государственным профессиональным образовательным учреждением «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает возможным установить срок исполнения решения для Учреждения до 01.09.2023 года, для Министерства до 01.03.2023 года, что является разумным, с учетом возможности ответчиков исполнить решение суда в пределах установленного срока.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению условий доступа для маломобильных групп населения в учреждение, проведении финансирования – удовлетворить.

Обязать Государственное профессиональное образовательное учреждение «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, в срок до 01 сентября 2023 года выполнить мероприятия по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст, а именно:

- в столовой, учебных и спортивных корпусах, расположенных по адресу: г. ...: у двери универсальной кабины уборной установить на высоте от 1,2 до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 метра от края двери информационную табличку, выполненную рельефно-графическим и рельефно-точечным способом; оборудовать санитарные узлы специальными устройствами для инвалидов: система тревожной сигнализации или система двухсторонней громкоговорящей связи, информационной табличкой, в соответствии с требованиями п. 6.3.6 СП 59.13330.2020; обеспечить пути движения маломобильных групп населения системой информации на объекте: визуальными, акустическими и тактильными; обустроить закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале в соответствии с п. 6.3 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовые помещения для маломобильных групп населения в столовой (помещение № 8 в соответствии с техническим планом) и в учебном корпусе в соответствии с требованиями п. 6.3 СП 59.13330.2020;

- в здании, распложенном по адресу: г. .../1: нанести контрастную расцветку поручней пандуса; расширить разворотную площадку пандуса до нормативного размера 1,5 метра; привести ширину проступай лестницы в нормативное состояние от 0,35 до 0,4 метра, нанести контрастную разметку поручней; оборудовать вход в жилой блок и жилые помещения дверными блоками с шириной отворяющейся створки не менее 0,9 метра, обустроить пороги дверных проемов высотой не более 0, 014 м.; привести санитарные узлы в соответствии с требованиями п. 6.3.6 и п. 63.7 СП 59.13330.2020; нанести контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей входной группы.

Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми в срок до 01.03.2023 года профинансировать проведение Государственным профессиональным образовательным учреждением «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.А. Койкова

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2022 года.