ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-720/2014 от 03.09.2014 Богучанского районного суда (Красноярский край)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 3 сентября 2014 года    с. Богучаны

 Богучанский районный суд Красноярского края в составе

 председательствующего судьи Людвиковского В.А.,

 с участием помощника прокурора Богучанского района Верхотуровой Т.Н.,

 при секретаре Теремок Ю.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1. с требованием об обязании ответчика не позднее 3 месяцев с момента вынесения судебного решения дополнить проект освоения лесов, разработанный на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2009 года № 346-з, путем составления ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятияпо охране объектов животного мира, а также тематической лесной карты с пространственным размещением мероприятий по охране объектов животного мира, а также обязать ИП ФИО1 приступить к освоению переданного лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы на внесенные изменения в проект освоения лесов,

 УСТАНОВИЛ:

     Природоохранный прокурор Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 с требованием об обязании ответчика не позднее 3 месяцев с момента вынесения судебного решения дополнить проект освоения лесов, разработанный на основании договора аренды лесного участка от 23.12.2009 года № 346-з, путем составления ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, а также тематической лесной карты с пространственным размещением мероприятий по охране объектов животного мира, а также обязать ИП ФИО1 приступить к освоению переданного лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы на внесенные изменения в проект освоения лесов.

     Свои требования прокурор мотивировал следующим.

 23.12.2009 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП ФИО1 заключен договор аренды лесного участка № 346-з, согласно которому последнему в аренду на 49 лет предоставлен лесной участок площадью 15633 га в Абанском и Богучанском районах в хандальском участковом лесничестве Долгомостовского лесничества. На указанный лесной участок разработан проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу и поучил положительное экспертное заключение.

 Проверкой установлено, что в проекте освоения лесов указано, что на арендуемом участке распространены следующие виды лесных животных: лось, волк, лисица, бурый медведь, соболь, колонок, американская норка, глухарь, рябчик, тетерев и другие виды животных. Однако специальные обследования арендуемого лесного участка не проведены, в связи с чем ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, тематическая лесная карта с пространственным размещением мероприятий по охране объектов животного мира не составлены. Таким образом, арендатором лесного участка при разработке проекта освоения лесных участков не предусмотрены, а следовательно, при заготовке древесины надлежащим образом не проводятся мероприятия по обеспечению охраны среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула и отдыха.

 Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

 Ответчик – ИП ФИО1 в судебном заседании исковые требования природоохранного прокурора не признал, просил отказать в их удовлетворении.

 По существу заявленного иска пояснил следующее.

 На указанный лесной участок переданный ему в аренду согласно договора № 346-з от 23.12.2009 года площадью 15633 га для заготовки древесины, разработан проект освоения лесов филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект». Данный проект прошел государственную экспертизу в Агентстве лесной отрасли Красноярского края, было получено положительное экспертное заключение. Проект готовили квалифицированные специалисты. Внем предусмотрены все мероприятия по заготовке и восстановлению древесины, охране животного и растительного мира. Ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира на территории Долгомостовского лесничества Хандальского участкового лесничества на данный момент никем не разработаны. Специальные обследования специалистами госохотнадзора не проводились.

 Третье лицо по настоящему делу – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, будучи надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило. Согласно отзыва на исковое заявление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель Министерства по доверенности ФИО2 (доверенность в деле) указал следующее.

 В соответствии с п. 29 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Состав проекта) проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе 2 Состава проекта), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка, не разрабатываются.

 В соответствии с письмом Службы госохотнадора от 04.09.2012 № 20/с- 2960 в адрес филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеепроект» (разработчик проекта освоения лесов для использования лесов в целях договора аренды лесного участка №346-з от 23.12.2009), данных о планируемых либо осуществляющихся мероприятий, направленных на воспроизводство объектов животного мира (биологические зоны особой охраны (зоны покоя) охотничьих ресурсов), в отношении участка лесного фонда Долгомостовского лесничества в кварталах 12, 22, 23, 39-41. 54-55 Хандальского участкового лесничества, Служба не имеет.

 Таким образом, выполнение требования о внесении изменений в проект освоения лесов, путем составления ведомости лесотаксационных выделов, в которых планируются мероприятия по охране объектов животного мира, а также тематической карты с пространственным размещением мероприятий по охране объектов животного мира, может быть выполнено только на основании проектов по охотустройству и иных специальных обследований.

 Составление проектов по охотоустройству и иных специальных обследований не находится в компетенции Арендатора по договору аренды.

 В связи с чем, в проекте освоения лесов для использования лесов в целях заготовки древесины, в соответствии с договором аренды лесного участка № 346-з от 23.12.2009 г., получившим положительное заключение государственной экспертизы указано, что в связи с отсутствием специальных обследований ведомости. лесотаксационных выделов, в которых планируются мероприятия по охране объектов животного мира, а также тематические карты с пространственным размещением мероприятий по охране объектов животного мира, не составлялись.

 В связи с чем, министерство просит в удовлетворении исковых требований Природоохранной прокуратуры Красноярского края отказать в полном объеме.

 Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» также надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Директор филиала ФИО3 направил в адрес суда отзыв на исковое заявление прокурора, согласно которого пояснил, что филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» разработал проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду с целью заготовки древесины, индивидуальному предпринимателю ФИО1 (договор аренды от 23.12.2009 № 346-з) в Хандальском участковом лесничестве (кварталы: № № 3, 9, 12, 22, 23, 39-41, 53-55, 60, 61, 62, 66-68, 77, 79, 80) Долгомостовского лесничества, в 2010 году по материалам лесоустройства 1989 года в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов России от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

 Изменения и дополнения в проект освоения лесов разработаны в 2013 году по материалам лесоустройства 2009 года, общей площадью 15547 га, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 года № 69 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

 В разделе 5 изменений и дополнений в проект освоения лесов «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» приведены мероприятия по охране объектов животного мира, в том числе занесенных в Красные книги РФ и Красноярского края, которые необходимо проводить на всей территории арендуемого лесного участка, а также приведены запрещения, которые не должны приводить к гибели объектов животного мира.

 Ввиду отсутствия специальных обследований на арендном лесном участке, таблица 5.6 (25) «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов» не заполнялась и тематическая лесная карта не приводилась.

 Экспертная комиссия агентства лесной отрасли Красноярского края по проведению государственной экспертизы изменений и дополнений к проекту освоения лесов выдала положительное заключение на изменения и дополнения в проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ИП ФИО1 для заготовки древесины на территории Долгомостовского лесничества (приказ агентства лесной отрасли Красноярского края от № 1007).

 Исходя из вышеуказанного и действующих на момент разработки требований, филиал считает, что разработанные и получившие положительное заключение изменения и дополнения в проект освоения лесов, являются основанием для осуществления заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ФИО1, и проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

 Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Служба госохотнадзора о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. В суд своего представителя не направила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила. Отзыва в адрес суда по существу заявленного иска также не направила.

 С учетом мнения представителя прокурора Богучанского района и ответчика, с учетом надлежащего уведомления всех участвующих в деле сторон и третьих лил, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

 Оценив представленные суду письменные доказательства, выслушав мнение представителя прокуратуры и ответчика, изучив отзывы представителей третьих лиц, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

 В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

 Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

 Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункт 2).

 Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 4).

 При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

 1) организация использования лесов;

 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5).

 На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

 Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Рослесхоза № 69 от 29.02.2012 года « Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», в соответствии с п.28 которого, проект освоения лесов разрабатывает ся лицами, которым лесные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

 Согласно п.3 вышеуказанного Приказа, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, и т.д.

 Проект освоения лесов состоит из общей и специальной части.

 Общая часть составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ.

 Специальная часть проекта освоения лесов – раздел Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка.

 В соответствии с п.4 вышеуказанного приказа общая часть пректа освоения лесов состоит в том числе и из раздела, в котором указаны мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов.

 Пункт 10 Приказа – Раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» содержит следующие данные:

 - характеристика водных объектов;

 - проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов;

 - сведения о животном мире;

 - проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира;

 - ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

 На основании статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

 Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 года № 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).

 Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

 Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

 Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

 В силу пункта 14 Порядка срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

 В силу пункта 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 г. N 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края являлось органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывал государственные услуги, управлял и распоряжался государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

 В соответствии с пунктами 3.10, 3.31 названного Положения к компетенции Агентства до его реорганизации путем присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (до 01.01.2014 года) относилось проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.

 В судебном заседании установлено, что 23.12.2009 года между агентством лесной отрасли Красноярского края и ИП ФИО1 заключен договор аренды лесного участка № 346-з, согласно которому последнему в аренду на 49 лет предоставлен лесной участок площадью 15633 га в Абанском и Богучанском районах в Хандальском участковом лесничестве Долгомостовского лесничества.

 Согласно условий договора лесной участок передан в аренду с целью заготовки древесины.

 В соответствии с подпунктом «В» пункта 13 договора Аренды Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» Востсиблеспроект» по договору с индивидуальным предпринимателем ФИО1 в 2010 году разработан проект освоения лесов.

 Изменения и дополнения в данный проект освоения лесов были внесены в 2013 году в связи с новыми материалами лесоустройства 2009 года, и в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2012 года № 69 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

 05.03.2010 года экспертной комиссией Агентства лесной отрасли Красноярского края данному проекту освоения лесов было выдано положительное экспертное заключение.

 08.05.2013 года также экспертной комиссией Агентства лесной отрасли Красноярского края на изменения и дополнения к проекту освоения лесов было выдано положительное зкспертное заключение.

 Начиная с 2010 года ИП ФИО1 на арендуемом участке в соответствии с условиями действующего договора аренды и в соответствии с проектом освоения лесов осуществляет деятельность по заготовке древесины. Никаких решений по расторжению договора аренды лесного участка и по прекращению либо приостановлению лесозаготовительной деятельности ИП ФИО1 – Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, а ранее Агентством лесной отрасли Красноярского края, не принималось.

 В разделе 5 изменений и дополнений в проект освоения лесов «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» предусмотрены мероприятия по охране объектов животного мира, которые необходимо проводить на всей территории арендуемого лесного участка, а также приведены запрещения, которые не должны приводить к гибели объектов животного мира.

 Как следует из письма руководителя Службы госохотнадзора в Красноярском крае на имя директора филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» в отношении лесного участка, переданного в аренду ИП ФИО1, а также из п.5.4 раздела 5 проекта освоения лесов данных о планируемых либо осуществляющихся мероприятиях, направленных на воспроизводство объектов животного мира (биологические зоны особой охраны (зоны покоя) охотничьих ресурсов) Служба не имеет.

 Ввиду отсутствия специальных обследований на арендуемом лесном участке «ведомость лесотаксационных выделов, в которых планируются мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» при разработке проекта освоения лесов не заполнялась и тематическая карта не составлялась.

 С учетом того, что составление проектов по охотустройству и иных специальных обследований не находится в компетенции арендатора – ИП ФИО1 по договору аренды лесного участка, а также с учетом того, что на проект освоения лесов и на дополнения к данному проекту были получены в 2010 и в 2013 годах положительные заключения государственной экспертизы, суд требование природоохранного прокурора к ИП ФИО1 об обязании дополнить проект освоения лесов путем составления ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятияпо охране объектов животного мира, а также тематической лесной карты с пространственным размещением мероприятий по охране объектов животного мира, а также об обязании приступить к освоению переданного лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы на внесенные изменения в проект освоения лесов, считает не обоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного прокурора к ИП ФИО1 отказать в полном объеме.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок со дня оглашения в полном объеме.

 В полном объеме решение изготовлено 8 сентября 2014 года.

 Председательствующий В.А. Людвиковский