ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7264/16 от 06.10.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-7264/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Карматковой Е.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием

представителя истца ФИО4,

ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее - КГКУ «Центр выплат») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ, на основании электронного акта приема-передачи, представленного Отделением Пенсионного Фонда РФ по Камчатскому краю, являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии (далее РСДП) как неработающий пенсионер в КГКУ «Центр выплат». РСДП выплачена ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу от УПФР по г. Петропавловску-Камчатскому поступили сведения, согласно которым ФИО1 трудоустроена с ДД.ММ.ГГГГ, а именно ответчику выплачивается ежемесячная оплата по договору о приемной семье, на которую приемному родителю начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, а время ухода за ребенком учитывается в трудовой стаж приемного родителя. В связи с чем, права на получение РСДП как неработающий пенсионер ФИО1 не имела.

На основании изложенного КГКУ «Центр выплат» просило суд взыскать с ФИО1 произведенную излишне выплату суммы РСДП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., а также возместить за счет ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп.

В судебном заседании представитель истца КГКУ «Центр выплат» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Ссылаясь на то, что трудовая деятельность в спорный период ею не велась, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр выплат» в полном объеме в связи с их необоснованностью.

Представитель третьего лица Департамента социального развития администрации ПКГО ФИО5, действующая на основании доверенности, заявленные истцом требования, считала необоснованными, поскольку получение ответчиком денежного вознаграждения по договору о приемной семье не является трудовой деятельностью.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу ч. 3 ст. 1109 ГК РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если оно явилось следствием недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом исходя из положений ч. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее- Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

В силу статьи 1 названного Федерального закона государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12(1) Федерального закона "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О прожиточном минимуме в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края "О прожиточном минимуме в Камчатском крае") разработан Порядок установления, выплаты и пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае (далее – Порядок), утвержденный действовавшим в спорный период Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 197-П, регулирующий правоотношения, связанные с установлением, выплатой и пересмотром размера региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае (РСДП).

В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Порядка, действовавшего в спорный период, а также Порядка, утвержденного действующим Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 500-П, предусмотрена региональная социальная доплата к пенсии пенсионеру, проживающему в Камчатском крае, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В силу подпункта 5 пункта 2.16 раздела 2 Порядка трудоустройство, в период которого пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», считается основанием для прекращения предоставления РСДП.

Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ, на основании электронного акта приема-передачи, представленного Отделением Пенсионного Фонда РФ по Камчатскому краю, ФИО1 выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру в Краевом государственном казенном учреждении «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (КГКУ «Центр выплат») (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ на основании письма КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 подано заявление о предоставлении ей РСДП. Согласно вышеуказанному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, наряду с требованием производить ежемесячную региональную социальную доплату к пенсии через Сбербанк России на ее лицевой счет ФИО1 подтвердила, что не работает и иной трудовой деятельности не осуществляет с 2007 года. Кроме того, ею принято обязательство в течение 5-ти дней сообщить в КГУ «ЦПГМУ» о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения и размер указанной доплаты (трудоустройстве, изменении места жительства и др.).

В последующем на основании личных заявлений ответчика выплата РСДП продлевалась в 2011, 2013 и в 2015 годах.

В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ выплата РСДП ФИО1 приостановлена, в связи с поступлением сведений, влияющих на право предоставления государственных услуг (л.д. 57).

ФИО1 направлено уведомление о приостановлении выплаты РСДП, одновременно ей было предложено обратиться в КГКУ «Центр выплат» по вопросу назначенной и выплаченной РСДП (л.д. 58).

Согласно представленным в КГКУ «Центр выплат» Отделением ПФР по г. Петропавловску-Камчатскому сведениям, в период получения ФИО1 РСДП, на ее лицевой счет застрахованного лица производились страховые пенсионные отчисления (л.д. 43-51).

Указанные отчисления производились из ежемесячной выплаты денежных средств для вознаграждения приемному родителю согласно договору о передаче на воспитание в приемную семью ребенка (л.д. 52-55).

На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Аналогичное положение содержится в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи" и пункте 2.21 действующего Порядка относительно специальных доплат к пенсии.

В соответствии с пунктом 2.19 раздела 2 Постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П Постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 500-П "Об утверждении Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае" сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги, считается основанием для возврата излишне выплаченных сумм при неосновательном получении РСДП по вине пенсионера.

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» принято решение о принятии мер по возмещению ФИО1 излишне выплаченных денежных средств РСДП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп. (л.д. 67).

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» в адрес ФИО1 направлено уведомление с предложением в добровольном порядке возместить излишне выплаченные денежные средства по РСДП в течение 60 дней.

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» принято решение о взыскании с ФИО1 излишне выплаченных денежных средств РСДП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. в судебном порядке.

Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, решение комиссии о взыскании с ФИО1 переплаты, образовавшейся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., суд считает необоснованным.

Как показывает анализ вышеприведенных норм материального права, а также следует из содержания пункта 2.19 раздела 2 Порядка, основанием для возврата излишне выплаченных сумм при необоснованном получении региональной социальной доплаты к пенсии является сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги, по вине пенсионера.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном случае является факт недобросовестности ответчика.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о виновном сокрытии ФИО1 данных, способных повлиять на право получения ею региональной социальной доплаты к пенсии, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, в материалах дела таковых не имеется.

Получение ФИО1 ежемесячной оплаты по договору о приемной семье в спорный период само по себе факт трудоустройства, либо осуществления ответчиком работы и (или) иной деятельности в указанный период, равно, как получения дохода ответчиком помимо пенсионного обеспечения не подтверждает.

Как следует из п.п. 1-3 ст. 152 Семейного кодекса РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

В соответствии со ст. 153 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ (п. 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ).

Пунктом 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована и постоянно проживает в г. Петропавловске-Камчатском, что подтверждается копией удостоверения (л.д. 27).

Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ образована приемная семья ФИО9 (л.д. 52).

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приемную семью ФИО1 и ФИО6 являются приемными родителями несовершеннолетней ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 53-54).

Пунктом 2.2.3 указанного договора предусмотрено, что орган опеки и попечительства имеет право обеспечить через МУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа» организацию ежемесячных выплат денежных средств: для вознаграждения приемным родителям в размере, установленном Законом камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О размере ежемесячного вознаграждения приемным родителям в Камчатском крае и о порядке его выплаты» не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным; на содержание ребенка – в размере, установленном в соответствии с Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также об установлении дополнительной меры социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не позднее 15 числе следующего месяца.

Договор действует до дня достижения ребенком возраста 18 лет (п. 3.1 договора).

Отношения, связанные с выплатой денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством (в том числе, при установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства либо по договору о приемной семье), порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и их размеры, а также дополнительная мера социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также об установлении дополнительной меры социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 6 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О размере ежемесячного вознаграждения приемным родителям в Камчатском крае и о порядке его выплаты» предусмотрено, что ежемесячное вознаграждение приемным родителям подлежит индексации в размерах и сроки, устанавливаемые правовым актом Правительства Камчатского края.

Порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в соответствии в Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлен в Правилах осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу подп. «д» п. 9 указанных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с последнего места работы уволена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в трудовой книжке ответчика, в настоящее время не работает.

Вместе с тем, из текста договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он является возмездным, поскольку, как указано выше, орган опеки и попечительства производит выплату вознаграждения приемным родителям ФИО1 и ФИО6 (п. 2.2.3 договора).

При этом из суммы, причитающегося истцу вознаграждения по указанному договору уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что и послужило основанием для прекращения выплаты РСДП ФИО1 и принятия решения о взыскании с нее излишне выплаченной РСДП.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вознаграждение приемным родителям (опекунам) является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей (подопечных), в связи с чем, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

Учитывая, что обстоятельства, свидетельствующие о трудоустройстве, либо осуществлении ответчиком работы и (или) иной деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не установлены, доказательства, достоверно подтверждающие данные обстоятельства, суду не представлены, тогда как получение истцом вознаграждения приемного родителя является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей (подопечных), суд приходит к выводу, что достаточных оснований для взыскания с ФИО1 суммы в размере <данные изъяты> коп., выплаченной ей в указанный период в качестве региональной социальной доплаты к пенсии, призванной повысить уровень ответчика, до установленной законом величины прожиточного минимума пенсионера, не имеется, в связи с чем, требования о взыскании с ФИО1 излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере в размере <данные изъяты> коп. суд считает не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> копеек, госпошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.В. Карматкова

Решение в окончательной форме изготовлено «11» октября 2016 года.

Копия верна:

Судья Е.В. Карматкова