ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7277/2016 от 27.01.2017 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2017 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Комитета городского хозяйства Администрации <адрес> к ФИО1, ФИО2, Пак Е. Г., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ООО «Прогресс», Министерству имущественных и земельных отношений РБ об устранении нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит обязать ответчиков произвести ремонт фасада административного здания по <адрес> путем проведения работ по устранению существующих повреждений декоративной отделки (штукатурки), а также покраске фасада в цвет, согласованный с МКУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>».

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. в ходе рейда улиц <адрес> выявлено, что на фасаде административного здания по <адрес>, выходящий на задний двор здания (со стороны земельного участка с кадастровым номером ), имеются повреждения (сколы) декоративной отделки - штукатурки, неравномерный окрас разных оттенков, а также надписи черными, красными, зелеными, синими, фиолетовыми и др. красками, что создает ненадлежащий эстетический вид здания и нарушает архитектурный облик. Ответчики являются собственниками нежилых помещений, расположенных в административном здании по <адрес>, в связи с чем обязаны содержать фасад данного административного здания в надлежащем виде.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Министерство имущественных и земельных отношений РБ.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление записи актов гражданского состояния по РБ.

В ходе рассмотрения дела представителем истца ФИО9 исковые требования уточнены, просила суд обязать ответчиков произвести в 3-х месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу ремонт фасада административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: произвести штукатурные и шпаклевочные работы; произвести покраску фасада в цвет, согласованный с МКУ «Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>».

В судебном заседании представитель истца ФИО9 исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что на основании Правил благоустройства территории городского округа "<адрес>", утвержденных Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 348, ответственные лица в порядке, установленном действующим законодательством и настоящими Правилами, обеспечивают за счет собственных средств содержание зданий и их конструктивных элементов, своевременный ремонт и окраску фасадов зданий, строений, сооружений, заборов, ворот, объектов наружного освещения, а также иных элементов благоустройства, обеспечивают надлежащую эксплуатацию зданий и сооружений, проведение текущих и капитальных ремонтов. Указала, что обязанность по содержанию здания в надлежащем состоянии возложена на собственников помещений, расположенных в указанном здании. Поскольку в нарушении утвержденных Правил благоустройства здание, расположенное в центре города, ответчиками содержится в ненадлежащем виде, что нарушает эстетический вид и архитектурный облик города, у Комитета имеются основания для предъявления подобного рода иска.

Представитель ответчика ФИО1ФИО10 с иском не согласился, суду пояснил, что поскольку право собственности у его доверителя возникло в 2009 году, следовательно, обязанность по проведению ремонта здания, которая в соответствии с Правилами благоустройства подлежит исполнению 1 раз в 10 лет, еще не наступила.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РБ ФИО11 указала на отсутствие у Комитета полномочий для предъявления настоящих требований в суд. Ссылалась на невозможность исполнения принятого решения ввиду отсутствия порядка согласования цвета фасада здания. Обратила внимание, что в адрес Минимущества РБ предписания по устранению нарушений не выдавались, протоколы об административных правонарушениях не составлялись. На основании изложенного, просила суд исковые требования Комитета оставить без удовлетворения.


Представитель ответчика ФИО7 – адвокат Уланова А.И. исковые требования не признала, суду пояснила, что предъявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку вытекают из административных правоотношений.

Ссылаясь на ненадлежащий способ защиты права, представитель ответчиков ФИО4, ФИО8ФИО12 просил исковые требования оставить без удовлетворения. Полагал, что вопросы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности, подлежат разрешению исключительно собственниками указанного имущества. Поскольку Комитет собственником помещения в спорном здании не является, он не вправе требовать от участников долевой собственности исполнения обязанности по содержанию имущества, принадлежащего на праве долевой собственности третьим лицам. Как органу местного самоуправления, Комитету предоставлены только административные рычаги воздействия в виде привлечения виновных лиц к административной ответственности и вынесения предписаний по устранению нарушений. Указал, что обратившись в суд с иском, Комитет вышел за рамки предоставленных законом полномочий.

Представитель ответчика ФИО6ФИО13 с иском также не согласилась, суду пояснила, что обязанность по содержанию мест общего пользования подлежит возложению на всех собственников в равных долях. Указала, что покраска фасада только задней части здания также приведет к нарушению Правил благоустройства.

Представитель Управления записи актов гражданского состояния Республики Бурятия ФИО14 оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что нежилые помещения, расположенные в спорном здании, переданы Управлению ЗАГС на основании договора безвозмездного пользования государственным имуществом от 27.02.2014г., условия которого не предусматривают обязанности ссудополучателя содержать места общего пользования.

Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представитель ООО «Прогресс» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Ответчик Пак Е.Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании суду поясняла, что она является собственником 1/2 доли подвального помещения площадью <данные изъяты> кв.м. В случае возложения обязанности по ремонту фасада здания на всех собственников пропорционально принадлежащей на праве собственности площади, против удовлетворения исковых требований в целом не возражала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации <адрес> утверждены "Правила благоустройства территории городского округа "<адрес>" (далее по тексту Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства на территории <адрес>.

Согласно ч. 1 Правил, правила благоустройства территории городского округа "<адрес>" разработаны в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории <адрес>. Требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Правила действуют на всей территории <адрес>. Настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории городского округа "<адрес>".

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики являются собственниками нежилых помещений в здании, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГг. в ходе рейда по <адрес>, главным специалистом Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации <адрес>ФИО15, в присутствии главного специалиста Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации <адрес>ФИО16, заместителя директора МБУ «Комбинат по благоустройству <адрес>» по <адрес>ФИО17 выявлены нарушения Правил благоустройства на территории <адрес>, а именно установлено, что фасад здания по адресу: <адрес>, выходящий на задний двор здания, имеет повреждения декоративной отделки – штукатурки, неравномерный окрас различных оттенков, а также надписи черными, красными, зелеными, синими, фиолетовыми и др. красками, что создает ненадлежащий эстетический вид здания и нарушает архитектурный облик. Указанные обстоятельства подтверждены фотоматериалами, производствами по привлечению ФИО3, ФИО1, ФИО2, ООО «Прогресс», к административной ответственности по ст. 21 Закона РБ «Об административных правонарушениях», и сторонами не оспаривались.

В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно п. 5.2 Правил благоустройства, ответственные лица в порядке, установленном действующим законодательством и настоящими Правилами, обеспечивают за счет собственных средств содержание зданий и их конструктивных элементов, своевременный ремонт и окраску фасадов зданий, строений, сооружений, заборов, ворот, объектов наружного освещения, а также иных элементов благоустройства, обеспечивают надлежащую эксплуатацию зданий и сооружений, проведение текущих и капитальных ремонтов. Ответственные лица обязаны производить ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов и ограждений, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, которые являются местами общего пользования, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов (п. 5.2.3 Правил). Фасады зданий должны поддерживаться в надлежащем техническом и эстетическом состоянии, без повреждений кирпичной кладки, штукатурки, иного облицовочного материала стен, подоконных отливов и других выступающих частей фасада, декоративной отделки и инженерных элементов. Повреждения кирпичной кладки, штукатурки, иного облицовочного материала стен, подоконных отливов и других выступающих частей фасада, декоративной отделки, инженерных элементов фасадов зданий должны устраняться не позднее 2 месяцев с момента обнаружения таких повреждений (п. 5.ДД.ММ.ГГГГ Правил).

Правилами благоустройства закреплено, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы обеспечивают содержание зданий и сооружений, своевременную и качественную очистку и уборку, благоустройство и содержание земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.

В случае если объект благоустройства принадлежит на праве собственности или ином законном основании двум и более лицам, благоустройство и содержание объекта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (п. 1.4 Правил).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», поскольку отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ.

В силу требований ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Судом установлено и не опровергнуто ответчиками, что здание, находящееся по адресу: <адрес>, в котором расположены нежилые помещения, принадлежащие ответчикам на праве собственности, находится в неудовлетворительном состоянии, а именно имеются повреждения декоративной отделки, неравномерный окрас и надписи различных цветов на фасаде здания.

С учетом установленных обстоятельств дела, требований, установленных Правилами благоустройства, предъявляемых к собственникам нежилых зданий, принимая во внимание вышеприведенные нормы права и правовую позицию ВАС РФ, суд полагает, что имеются основания для возложения на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, наличие у собственников нежилых помещений обязанности по содержанию фасада здания, в котором они расположены, в надлежащем состоянии, свидетельствует и факт привлечения ФИО3, ФИО1, ФИО2, ООО «Прогресс» к административной ответственности по ст. 21 Закона РБ «Об административных правонарушениях». В связи с чем доводы представителя ФИО1ФИО10 об отсутствии у его доверителя на момент рассмотрения спора обязанности по исполнению требований Правил благоустройства ввиду непродолжительного срока владения имуществом, подлежат отклонению.

Факт проведения работ по поддержанию здания в надлежащем состоянии, о чем ранее указывалось представителем ООО «Прогресс» ФИО18 не может свидетельствовать об исполнении ООО «Прогресс» обязанности по содержанию мест общего пользования здания надлежащим образом, поскольку факт нахождения фасада здания в ненадлежащем состоянии в ходе судебного разбирательства достоверно установлен и не опровергнут.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителей ответчиков об отсутствии у Комитета права на обращение в суд с настоящим иском по следующим основаниям.

Согласно Положению о комитете городского хозяйства Администрации <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, Комитет городского хозяйства создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Одной из основных задач Комитета является организация благоустройства и озеленения территории <адрес>. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением и реализацией действующих нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 14 Правил, контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-IV "Об административных правонарушениях" в области благоустройства, землепользования и охраны окружающей среды, то есть Комитетом городского хозяйства. В рамках контроля за соблюдением настоящих Правил уполномоченные лица:

- выявляют факты нарушения требований настоящих Правил на территории города;

- выдают лицам, нарушившим требования настоящих Правил, требования об устранении нарушений с указанием срока устранения;

- составляют протоколы об административных правонарушениях;

- осуществляют подготовку и направление материалов в органы, уполномоченные привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Поскольку контроль за соблюдением Правил благоустройства <адрес> возложен на Комитет городского хозяйства, который является юридическим лицом и может быть истцом и ответчиком в суде, установив факт нарушения указанных Правил, Комитет вправе в пределах своих полномочий обращаться в суд с иском для устранения выявленных нарушений. К тому же судом принято во внимание, что привлечение некоторых собственников к административной ответственности к устранению нарушений Правил благоустройства не привело, фасад здания в надлежащий вид до настоящего времени не приведен. В связи с чем, для реализации возложенных на Комитет функций, он в вправе требовать устранения нарушений в судебном порядке.

Доводы представителя Министерства имущественных и земельных отношений РБ ФИО11 об отсутствии обязанности по содержанию спорного имущества ввиду того, что собственником Министерство не является, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу требований ст.ст. 214, 125 ГК РФ, а также п. 2.3 Положения О министерстве имущественных и земельных отношений РБ, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство осуществляет от имени Республики Бурятия права собственника республиканского имущества, в том числе земельных участков, и обеспечение его рационального использования.

Передача указанного имущества в безвозмездное пользование Управлению записи актов гражданского состояния РБ не может служить основанием для освобождения собственника имущества от выполнения обязанностей, возложенных на него законом. К тому же договор от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает обязанности у ссудополучателя по содержанию мест общего пользования здания (фасада).

Отсутствие на момент рассмотрения дела утвержденного порядка согласования с Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес> цвета фасада здания не является основанием для освобождения от исполнения собственниками помещений обязанностей по содержанию общих мест пользования.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом фактических обстоятельств дела, суд полагает возможным согласиться с представителем истца и установить ответчикам срок для устранения нарушений – в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу. При этом ссылки представителя ФИО12 о том, что в указанный срок исполнение решения может быть невозможно по климатическим условиям либо ввиду отсутствия утвержденного Администрацией <адрес> порядка согласования цвета фасада не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные вопросы подлежат рассмотрению на стадии исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета городского хозяйства Администрации <адрес> об устранении нарушений удовлетворить.

Обязать ФИО1, ФИО2, Пак Е. Г., ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ООО «Прогресс», Министерство имущественных и земельных отношений РБ произвести ремонт фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>, путем устранения повреждений декоративной отделки (штукатурки) фасада здания и его покраски в цвет, согласованный с Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>.

Настоящее решение подлежит исполнению в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Кузубова