РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 17 ноября 2015 года Дело № 2-7287/2015
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре судебного заседания Ходжиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1,, ФИО2, действующих в своих интересах, а также от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области, о признании незаконными действий государственных органов, возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах, а также от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, обратились в суд к ответчикам Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Администрации г. Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области, с учетом уточненных исковых требований, о признании незаконными действий государственных органов, возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Истцы просят признать незаконными действия Главного управления строительства Тюменской области по исключению семьи К-вых из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет; обязать Главное управление строительства Тюменской области включить в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты семью К-вых в составе 4-х человек; обязать Главное управление строительства Тюменской области выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ М13 №; обязать Администрацию города Тюмени перечислить социальную выплату в размере <данные изъяты> семье К-вых в составе 4-х человек; признать незаконными бездействие государственных органов - Главного управления строительства Тюменской области, Администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений; взыскать солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно убытки в сумме <данные изъяты> взыскать солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> Требования мотивированы тем, что решениями Центрального районного суда г.Тюмени по делу №, №, а также апелляционными определениями к ним установлены незаконные решения и действия ответчиков по настоящему делу, в связи с чем в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ подлежат взысканию заявленные истцами денежные средства.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие..
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО5, поддержали заявленные истцами исковые требования, с учетом уточнений.
Представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в иске в полном объеме, представила письменный отзыв.
Представитель ответчиков Администрации г. Тюмени, Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований оп основаниям изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области ФИО7 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Департамента финансов Тюменской области ФИО9 в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
Заслушав доводы истцов, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, исследовав представленные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования ФИО1, ФИО2 действующих от себя лично, а также от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истцами было получено сообщение Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год. Решением Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в признании молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год и отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ в отмене принятого решения, были признаны незаконными. Решением Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что семья К-вых имеет право на получение социальной выплаты и направление ее на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№ (00015).
В 2007 году истцами с использованием кредитных средств была приобретена квартира по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцами было получено уведомление <данные изъяты> об отказе в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения. Основанием для отказа явилось несоответствие приобретенной в 2007 году квартиры санитарным и техническим требованиям, поскольку износ дома по данным технического паспорта, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, составил 31 %. ДД.ММ.ГГГГ истцами было получено уведомление № об отказе в перечислении социальной выплаты. Не согласившись с указанными выше отказами, К-вы обратились в суд в заявлением о признании незаконными отказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени в выдаче справки и Приказа Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени об отказе в перечислении социальной выплаты(если свидетельство выдано).
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, семья К-вых приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№ была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год, распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№-рк «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ» семья К-вых была включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году. В целях восстановления прав семья К-вых приказом Главного управления строительства Тюменской области была включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ№ было принято решение о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты в размере <данные изъяты>
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения. Признан незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано). Апелляционным определением Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени без удовлетворения.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1050 от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». В рамках реализации вышеуказанной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением Правительства Тюменской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, постановлением Администрации города Тюмени №-пк от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Судом установлено, что молодой семье, состоящей из четырех человек: ФИО2., ФИО1. ФИО3, ФИО4, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Администрацией г. Тюмени ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подано в ВТБ 24 (ЗАО) заявление о досрочном погашении ипотечного жилищного кредита, полученного молодой семьей К-вых на приобретение в общую совместную собственность трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
Уведомлением начальника отдела по работе с молодыми семьями Департамента имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. было отказано в выдаче справки о соответствии жилого помещения по адресу: <адрес> требованиям п. 1.6. Положения «О порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома», утвержденного постановлением Правительства Тюменской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье ФИО2 отказано в перечислении социальной выплаты. В качестве основания для отказа указано на несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения на строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Согласно абзацу 2 пункта 1.6. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, приобретаемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (износ приобретаемого по договорам купли-продажи жилого помещения не должен превышать 25% на дату последнего обследования), быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение или строится индивидуальный жилой дом (в случае приобретения жилого помещения в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ, такое жилое помещение признается соответствующим требованиям, предусмотренным настоящим абзацем).
Таким образом, вышеуказанные требования, содержащиеся в абзаце 2 пункта 1.6. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, предъявляются к жилым помещениям именно на момент их приобретения молодыми семьями, при осуществлении социальной выплаты на приобретаемое жилое помещение. К-вы, же были включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с целью погашения суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту, полученному до 2011 года. На основании вышеуказанного решения семьей К-вых был получен исполнительный лист и предъявлен в службу судебных приставов на исполнение.
Однако, решение суда до настоящего времени не исполнено, социальная выплата К-выми не получена и не направлена на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№(00015) по независящим от них причинам.
На обращения К-вых, с просьбой разъяснить ситуацию по неисполнению судебных постановлений, ГУС Тюменской области и Администрация города Тюмени в своих ответах № от ДД.ММ.ГГГГ и № указывают новые обстоятельства для отказа исполнения, вступивших в законную силу судебных постановлений, а именно тот факт, что на сегодняшний день ФИО1 исполнилось 36 лет, и семья не может быть включена в список претендентов на получение социальных выплат.
Однако должностные лица вышеуказанных государственных органов не учитывают тот факт, что на основании вступивших в законную силу судебных постановлений семья К-вых уже является участником подпрограммы и имеет право на социальную выплату.
Суд полагает что, действия должностных лиц Администрации г.Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области незаконны и нарушают права К-вых поскольку, согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Должностными лицами Администрации города Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области решения суда не исполняются в полном объеме с 2013 года. Денежные средства семьей К-вых до настоящего времени не получены, следовательно, действия должностных лиц Администрации города Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области незаконны.
Требование истцов о признании незаконным отказа Главного управления строительства Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ во включении семьи К-вых в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет, обязании Главного управления строительства Тюменской области изготовить бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ М13 № подлежит удовлетворению судом, в связи со следующим:
Главное управление строительства Тюменской области в оспариваемом отказе ссылается на достижение одного из супругов 36 лет, в связи с чем отказывает в социальной выплате. Однако, ГУС не должен был рассматривать представленные обращения как первоначально поданное заявление, а должен был завершить процедуру выплаты в соответствии с выданным Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома ДД.ММ.ГГГГ М13 № действительно до ДД.ММ.ГГГГ. Выданное Свидетельство никем не отменялось до настоящего времени. Срок его действия истек не по вине истцов. Принятие дополнительных решений о включении в списки претендентов не требуется.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п которым утверждено «Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» п.4.4. Положения, исходя из количества молодых семей, включенных в список претендентов, уполномоченный орган исполнительной власти области изготавливает бланки свидетельств. (в ред. постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N73-п).
Изготовление бланков свидетельств осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. п.6.5. Замена выданных молодым семьям свидетельств осуществляется органом местного самоуправления при возникновении обстоятельств, указанных в Правилах. (в ред. постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N 73-п)
В случае обнаружения обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, в том числе в связи с выявлением ошибок в расчетах суммы социальной выплаты, допущенных при оформлении свидетельства при его реализации или со дня оплаты суммы социальной выплаты, в связи с чем невозможно произвести замену свидетельства, уполномоченный орган исполнительной власти области осуществляет исправление допущенных ошибок своим приказом. (в ред. постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N 420-п)
Поскольку приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы, а так же отказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении социальной выплаты признаны незаконными, и до сегодняшнего дня не исполнены, с ответчика Администрации города Тюмени подлежит взысканию сумма социальной выплаты в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», указанная в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Согласно п.5 Постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N 78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета, и указанные средства используются органом местного самоуправления, который и осуществляет отчет об использовании бюджетных средств, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы.
Таким образом суд полагает, что сумма социальной выплаты в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с Администрации г.Тюмени.
Требование истцов о признании незаконным отказа Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ во включении семьи К-вых в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет, обязании Администрации города Тюмени выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ М13 №, взаимосвязаны с требованием о признании незаконным отказа ГУС, так как отказ Администрации основан на отказе ГУСа.
Требование обязать выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ М13 № как производное от первого требования и основано на нормах Постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. №-п которым утверждено «Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» в соответствии с п.1.3. Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тюменской области, на основании решения, которого молодая семья включена в список участников подпрограммы (далее - орган местного самоуправления), то есть Администрация города Тюмени.
Перечисление недополученных сумм социальной выплаты производится в безналичном порядке на счет владельца свидетельства, открытый в уполномоченном банке для перечисления недополученных средств либо открытый по свидетельству, в порядке, предусмотренном пунктом 29 Правил.
П.6.6. Органы местного самоуправления ведут реестр выданных и оплаченных свидетельств. Факт получения свидетельства участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета выданных свидетельств.
Требование истцов о признании незаконными бездействие государственных органов - Главного управления строительства Тюменской области, Администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений подлежат удовлетворению, так как судом установлено, что ответчики должны были окончательно произвести выплаты молодой семье не позднее февраля 2015 года, т.е. после принятия Тюменским областным судом Апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени не выплатили, не смотря на имеющиеся решения судов.
В соответствии со ст.13 ч.2 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика Главного управления строительства о том, что решения судов от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № не содержат прямого указания для выполнения каких-либо действий со стороны ГУСа.
Суд приходит к выводу, что Главное Управление строительства Тюменской области как главный исполнитель Постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, которым утверждено «Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома», должен был совершить все необходимые действия и принять все необходимые решения, направленные на осуществление социальных выплат семье К-вых в составе 4-х человек.
В соответствии с Положением о Главном управлении строительства Тюменской области, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Главное управление строительства Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Главное управление обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета, бланки и печать с изображением малого герба Тюменской области и со своим наименованием. Главное управление самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.1.9. Положения, Главное управление является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. П.1.10. Главное управление осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета. (п. 1.10 в ред. постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№).
В результате незаконных действий государственных органов - Администрации города Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области, а именно отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы, отказе в перечислении социальной выплаты, длительном неисполнении судебных постановлений, отказе во включении в список претендентов 2013год на получении социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет, (данный отказ содержится в письме ГУС по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ и письме Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ) у семьи К-вых возникли убытки – проценты по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№(00015), так как в случае надлежащего исполнения законов государственными органами сумма социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов семье К-вых была бы перечислена в 2013году.
Согласно справки банка ВТБ 24 (ПАО) сумма уплаченных процентов по кредитному договору №(00015) за период с <данные изъяты> по июль <данные изъяты> составляет <данные изъяты> В соответствии с действующей подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год, семья К-вых имела право на получение социальной выплаты и направления ее на погашение основной суммы долга, но также на погашение суммы процентов по кредиту, подлежащих уплате.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.
Статья 1069 говорит о "незаконных действиях (бездействии)". Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания и иные властные предписания (причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.
Требования истцов о взыскании солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно сумму социальной выплаты в размере <данные изъяты> взыскании солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно убытки в сумме <данные изъяты> подлежат удовлетворению судом по следующим основаниям:
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления-либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.24 Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года № 6 (далее - Устав) область имеет самостоятельный бюджет. Самостоятельность областного бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом органов государственной власти области определять направления расходования бюджетных средств. Пункт 3 ст.53 Устава устанавливает, что финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы. Статья 41 Устава предусматривает систему органов исполнительной власти области.
Федеральный закон от 06 октября1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ №184) в статье 2 раскрывает систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которую составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Статья 3.1 ФЗ №184 предусматривает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Устав Муниципального образования городской округ город Тюмень от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав г. Тюмени) в ст. 6 говорит о том, что в структуру органов местного самоуправления входит Администрация города Тюмени.
Согласно ст.36 Устава г.Тюмени Администрация города Тюмени является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Тюмени, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, Администрация города Тюмени является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, а Главное управление строительства Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области.
Исходя из положений Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.03.2014г. №102/пр «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение(строительство) жилья в рамках подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» п.3.3. Субъект Российской Федерации обязуется: 3.3.4. Перечислять средства, выделенные на софинансирование мероприятий Подпрограммы, из бюджета Субъекта Российской Федерации, включая средства федерального бюджета, полученные от Минстроя России на основании настоящего Соглашения, в местные бюджеты на основании соглашений, заключаемых между Субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. 3.3.9. Обеспечить реализацию региональной программы, предусматривающей оказание молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, содействия в приобретении жилья, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства) молодой семьей - участницей Подпрограммы, при рождении (усыновлении) одного ребенка в соответствии с условиями Подпрограммы.
Исходя из содержания вышеуказанный норм, выплата суммы социальной выплаты, а также компенсация убытков, которые были причинены истцам должны возмещаться за счет средств казны субъекта Российской Федерации (Тюменской области) или казны муниципального образования (г. Тюмень).
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу ч.3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N 53-п «Об утверждении положения о департаменте финансов Тюменской области» в полномочия Департамента финансов Тюменской области входит п.ДД.ММ.ГГГГ. осуществление исполнения судебных актов по искам к Тюменской области о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Тюменской области или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Тюменской области актов, не соответствующих закону или иному нормативному акту, а также судебных исков по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Тюменской области (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств областного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств областного бюджета, п.2.4.8. представлять в установленном порядке интересы Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области в органах государственной власти Тюменской области, органах местного самоуправления Тюменской области и организациях, выступать в качестве стороны по делам в судах. Департамент финансов Тюменской области является соответствующим финансовым органом, выступающим от имени казны по искам о возмещении вреда.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В связи с удовлетворением судом исковых требований истцов, в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.ст.45, 52,53 Конституции РФ, ст.ст.15, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Главного управления строительства Тюменской области по исключению семьи ФИО6 из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области включить в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты семью ФИО6 в составе 4-х человек.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Администрацию города Тюмени перечислить социальную выплату в размере <данные изъяты> семье ФИО6 в составе 4-х человек.
Признать незаконными бездействие государственных органов - Главного управления строительства Тюменской области, Администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений.
Взыскать солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно убытки в сумме <данные изъяты>
Взыскать солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено 23 ноября 2015 года.
Судья А.А. Жижин