Дело№2-7383/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Мельниковой Е.В.
при секретаре Рогове А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным отказа ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности.
В обосновании искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана для уточнения типа улично-дорожной сети к которой относится объект улично-дорожной сети, расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами №, категории указанного объекта в соответствии с СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также документе территориального планирования и (или) документе по планировке территории, которым он утвержден.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента № предоставлены сведения о том, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Курган, утвержденным решением Курганской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ объект улично-дорожной сети, расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами № является проездом. Категория данного проезда не установлена.
ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации права на перераспределение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обратились в Департамент с заявлением о перераспределение земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К указанному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую в рамках рассмотрения данного обращения было необходимо утвердить.
ДД.ММ.ГГГГ от Департамента получен отказ в перераспределении земельного участка № № по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. А также отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании п.п. 2, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В рамках указанного, отказа разъяснено, что на испрашиваемой территории имеются охранные зоны инженерных сетей АО «Водный союз» и ПАО «Ростелеком», в связи с чем, в границах охранных зон запрещаются некоторые виды деятельности.
Полагают, что указанный отказ в предоставлении муниципальной услуги вынесен не законно и не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.
Просит признать незаконным решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ №№ в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределение земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В судебное заседание административный истец ФИО1, не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании административный истец ФИО2, ее представитель ФИО3 на исковых требованиях настаивали, представитель дала пояснения согласно административному исковому заявлению.
Представитель Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана по доверенности ФИО4 просила в удовлетворении требований отказать. Дала пояснения согласно письменным возражениям
Представитель АО «Водный союз» по доверенности ФИО6 рассмотрение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, земельный участок, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1- <данные изъяты> доли, ФИО2 – <данные изъяты> доли (выписка из ЕГРН).
Согласно представленным материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 обратились с заявлением в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации <адрес> о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
На данное обращение директором Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана ФИО5 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что в утверждении схемы расположения земельного участка отказано, на основании пп. 1, 3 п. 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в заключении соглашения о перераспределении земельного участка отказано на основании пп. 2, 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
Одним из оснований отказа, предусмотренных подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
Статья 11.9 ЗК РФ установила требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
В своем отказе ответчик ссылается на таблицу 11.2 пункт 11.5 главы 11 Транспорт и улично-дорожная сеть СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина улиц и дорог местного значения составляет 15-30 метров.
В соответствии с п. 11.4 СП 42.13330.2016, улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1.
Согласно примечанию 1 таблицы 11.2, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-100; магистральных <...>; улиц и дорог местного значения - 15-30.
Проезды обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки.
Проезды отнесены к территориям общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, поскольку часть испрашиваемого земельного участка является территорией общего пользования, в силу прямого указания закона передача указанного земельного участка в частную собственность запрещена.
Представленный истцами проект схемы расположения земельного участка, образование в соответствие с ним нового земельного участка путем перераспределения будет нарушать названный выше принцип земельного законодательства, что недопустимо.
Кроме того, земельный участок находится в пределах территории охранных зон инженерных сетей.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, это в том числе, охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, согласно п. 4 которого схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На представленной административными истцами схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не указана охранная зона линейно-кабальной канализации АТС-2 и канализационная сеть.
Доводы административного истца об отсутствии сведений о наличии охранной зоны на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра, в Едином государственной реестре недвижимости, в свободном доступе для кадастрового инженера, являются необоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.
Согласно подпункту а пункта 4 Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м). Раскопка грунта в пределах охранной зоны подземной кабельной линии связи или линии радиофикации допускается только с помощью лопат, без резких ударов (п. 30 Правил).
Согласно ответу ОАО «Ростелеком», в кадастровом номере №, в районе <адрес>, размещена кабельная канализация, принадлежащая на праве собственности ПАО «Ростелеком» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер № линейно-кабельной канализации АТС-2, протяженностью 41664,69 м.
Любая канализационная система является потенциальным источником опасности для питьевой воды или поблизости расположенной территории. Для предотвращения их загрязнения канализационными стоками предусмотрены охранные, или санитарные, зоны канализации.
В охранных зонах канализации не разрешается: высаживать деревья на расстоянии менее 3-х метров от коллекторов; срезать или подсыпать грунт; устраивать склады и свалки; производить взрывные или свайные работы; использовать ударные механизмы и буровые установки; преграждать доступ к сооружениям; проводить без соответствующего разрешения грузоподъемные и строительные работы; осуществлять перемещение грунта недалеко от водоемов, расположенных вблизи канализационных коммуникаций, погружение в них массивных конструкций, углубление дна.
Согласно ответу АО «Водный союз», в кадастровом номере № имеется, в том числе канализационная сеть, протяженностью 905,24 м, адрес: <адрес>, улиц <адрес>. Охранные зоны не установлены.
Таким образом, доводы о том, что установление охранной зоны линии связи ОАО «Ростелеком», а также канализационной сети АО «Водный союз», на вновь образуемом земельном участке не влечет возникновения обстоятельств, препятствующих собственнику пользоваться земельным участком, не соответствуют как установленным по делу обстоятельствам, так и вышеуказанным положениям действующего законодательства. Любые действия административных истцов, по использованию вновь образуемого земельного участка потребуют от них предварительного согласования на их совершение с ОАО «Ростелеком» и АО «Водный союз», тем самым будут созданы дополнительные препятствия, ограничения в реализации принадлежащих истцам прав на земельный участок.
Исходя из изложенного, отказ административного ответчика в перераспределении земельного участка, суд находит правильным.
При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше положениями земельного и градостроительного законодательства, заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, невозможно.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 227КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья Курганского
городского суда Е.В. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>