РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Тоншаево
Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Козлова Н.В.,
при секретаре Кротовой А.А., с участием
заместителя прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Вышар Ж.А.,
представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Забродина И.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района Нижегородской области действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области об устранении выявленных нарушений законодательства при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тоншаевского района Нижегородской области, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации обратился в Тоншаевский районный суд Нижегородской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области об устранении выявленных нарушений законодательства при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ №, указав при этом, что прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка соблюдения территориальным органом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пижемским районным лесничеством требований законодательства в сфере использования, охране лесов и обороте древесины, в ходе которой в действиях Пижемского районного лесничества выявлены нарушения законодательства при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан). В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Частью 1 ст. 101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 г. №964 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области» утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства. Пунктом 1.1 Положения установлено, что Департамент лесного хозяйства является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством. Согласно ч.ч.1, 4 ст.30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли - продажи лесных насаждений. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.3 Раздела 3 «Порядка установления объема древесины на очередной год для заготовки гражданам для собственных нужд, рассмотрение обращения граждан о выделении им древесины и заключения договоров купли - продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.02.2008 г. №29 (далее - Порядок), заготовка древесины гражданами для собственных нужд допускается только при наличии договора купли-продажи лесных насаждений. Договор купли- продажи лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд (далее - Договор) заключается по форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной уполномоченным органом государственной власти РФ в области лесных отношений. Подготовку договора на основании обращений граждан осуществляют лесничества. Согласно Приложению 2 Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, распоряжений на землю, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённого Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 г. №318, лицо, действующее от имени организации либо от имени гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномочивается на совершение действий по доверенности. Вместе с тем, при изучении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенных к нему документов установлено, что договор, заключенный с М.В.В., действующим на основании распоряжения администрации р.п. Тоншаево № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям к договору, установленным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.02.2008 г. №29 и Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 г. №318. В нарушение указанных требований, в договоре купли - продажи лесных насаждений в качестве основания, уполномочивающего М.В.В. на заключение договора, указано распоряжение администрации р.п. Тоншаево № от ДД.ММ.ГГГГ г., которое вынесено администрацией с превышением своих полномочий. На указанное распоряжение прокуратурой Тоншаевского района принесен протест, по результатам рассмотрения которого незаконное распоряжение отменено. В нарушение законодательства в договоре купли- продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ № не указаны конкретные лица, которые уполномочили М.В.В. от их имени на заключение договора, а также характеристика и объем причитающейся каждому древесины. Указанные факты свидетельствуют о нарушении территориальным органом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пижемским районным лесничеством указанного выше федерального и регионального законодательства, а также интересов РФ, как собственника лесного фонда, и могут повлечь за собой нецелевое использование лесного фонда. Просит суд обязать территориальный орган Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пижемское районное лесничество устранить выявленные нарушения законодательства при заключении договора купли- продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ №, привести договор в соответствие с действующим законодательством. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок в 10 дней для совершения вышеуказанных действий.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении подготовки дела к судебному разбирательству прокурор Тоншаевского района письменным заявлением исковые требования уточнил, просит обязать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области устранить выявленные нарушения законодательства при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ №, привести договор в соответствие с действующим законодательством, исключив из вводной части договора (преамбулы) слова: «действующий на основании распоряжения администрации р.п. Тоншаево от ДД.ММ.ГГГГ №», заменив их на слова «Действующий на основании доверенностей..», указав при этом конкретных лиц, которые уполномочили М.В.В. на заключение договора, а также характеристику и объем причитающейся каждому древесины. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ просит установить ответчику срок в 10 дней для совершения вышеуказанных действий. Принятие уточненных исковых требований судом разрешено определением суда.
По ходатайству прокурора Тоншаевского района судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен М.В.В..
Настоящее гражданское дело подсудно Тоншаевскому районному суду Нижегородской области на основании п. 9 ст. 29 ГПК РФ, поскольку иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора. Из указанного выше договора следует, что местом его исполнения является р.п. Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Тоншаевского района Вышар Ж.А. исковые требования полностью поддержала, уточнила, что просит обязать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области устранить выявленные нарушения законодательства при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ № привести договор в соответствии с формой примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений» (приложение №2 к Приказу), исключив из вводной части договора (преамбулы) слова: «действующий на основании распоряжения администрации р.п. Тоншаево от ДД.ММ.ГГГГ №», заменив их на слова «Действующий на основании доверенностей..», указав при этом конкретных лиц, которые уполномочили М.В.В. на заключение договора, а также характеристику и объем причитающейся каждому древесины. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ просит установить ответчику срок в 10 дней для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента лесного хозяйства по доверенности Забродин И.Г. пояснил, что исковые требования законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
Третье лицо М.В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменным заявлением, направленным в суд просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, считает иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, судом установлено, что исковые требования прокурора Тоншаевского района Нижегородской области действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области об устранении выявленных нарушений законодательства при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат удовлетворению на основании следующего:
Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 г. № 964 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, который является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством (п. 1.1).
Согласно п. 3.5. указанного Постановления Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 г. № 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент лесного хозяйства), в пределах своей компетенции, установленной законодательством, в том числе заключает договоры купли-продажи лесных насаждений.
Структура Департамента лесного хозяйства, утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области, в которую входит и территориальный орган Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пижемское районное лесничество.В силу ч. 1 ст. 101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с положениями ст. 29 Лесного кодекса РФ, правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями ст. 30 Лесного кодекса РФ, граждане вправе заготовлять древесину для целей отопления, возведения строенный и иных собственных нужд, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.
Согласно ст. 75 Лесного кодекса РФ, купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим кодексом, к договору купли-продажи лесных насаждений применятся положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим кодексом, в договоре указываются местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины, срок действия договора не может превышать один год.
Согласно ст. 76 Лесного кодекса РФ, плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.
На основании ст. 77 Лесного кодекса РФ, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ, порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством РФ органом государственной власти.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений закреплены в ст. 82 Лесного кодекса РФ, в том числе утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ, РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных насаждений, в том числе заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со ст. 101 Лесного кодекса РФ, споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов решаются в судебном порядке.
На основании ст. 2 Закона Нижегородской области от 01.112007 г. № 143-З «О порядке нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора недревестных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области», граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, в том числе ремонта жилых домов и надворных построек, расширения жилой площади.
На основании п. 3.1 и п. 3.2. Постановления Правительства Нижегородской области от 11.02.2008 г. №29 «Об утверждении порядка установления объема древесины на очередной год для заготовки гражданами для собственных нужд, рассмотрения обращения граждан о выделении им древесины и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», заготовка древесины гражданами для собственных нужд допускается только при наличии договора купли-продажи лесных насаждений. Договор заключается по форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной уполномоченным органом государственной власти РФ в области лесных отношений. Подготовку Договора на основании обращений граждан осуществляют лесничества.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений» утверждена форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений с приложениями №1 и №2 (приложение №2 к Приказу). При этом, договор купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд заключается без проведения аукциона (пп. «б» п. 3 Приказа) и в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 9 Приказа).
В судебном заседании установлено, что между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и М.В.В., действующим на основании распоряжения администрации р.п. Тоншаево от ДД.ММ.ГГГГ № заключен договор купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Договор) (л.д.7-9).
При проведении прокурором Тоншаевского района Нижегородской области проверки соблюдения территориальным органом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Пижемским районным лесничеством требований законодательства в сфере использования, охране лесов и обороте древесины, в действиях Пижемского районного лесничества выявлены нарушения законодательства при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан), а именно указанный Договор не соответствует Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений» утверждена форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений с приложениями №1 и №2 (приложение №2 к Приказу), изданному уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений в соответствии со ст. 77 Лесного кодекса РФ, поскольку заготовка древесины гражданами для собственных нужд допускается только при наличии договора купли-продажи лесных насаждений, заключенному по форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений (приложение № 2 к Приказу).
Договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд заключается по форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В Договоре как основание его заключения с М.В.В., указано распоряжение администрации р.п. Тоншаево № от ДД.ММ.ГГГГ г., что не соответствует требованиям предъявляемым к данному виду Договору, которые содержатся в Постановлении Правительства Нижегородской области от 11.02.2008 №29 и Приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318. В нарушение указанных обязательных требований, в Договоре в качестве основания, уполномочивающих М.В.В. на его заключение, указано распоряжение администрации р.п. Тоншаево № от ДД.ММ.ГГГГ г., которое принято администрацией р.п. Тоншаево с превышением своих полномочий.
Во исполнение принесенного протеста прокуратурой Тоншаевского района, указанное выше распоряжение администрацией р.п. Тоншаево отменено (л.д. __35___).
Исходя из положений ст. ст. 182, 185 ГК РФ, полномочия М.В.В. на заключение Договора должны быть удостоверены в доверенностях, выданных гражданами в чьих интересах заключен Договор, в порядке предусмотренном законом.
В нарушение указанных норм ГК РФ и Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318 в Договоре не указаны конкретные лица, которые уполномочили М.В.В. от их имени на заключение договора и основания данных полномочий (доверенности). Также, в нарушение Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318 в Договоре не указаны характеристика и объем причитающейся древесины каждому физическому лицу.
Указанные выше нарушения, связанные с заключением договора свидетельствуют о нарушении Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области, как законодательства РФ, так и Нижегородской области.
Ответчиком нарушены законные права и интересы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, что влечет за собой нецелевое использование лесного фонда.
В связи с установленным судом наличием нарушений действующего законодательства при заключении Договора суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок 10 дней с момента вступления решения в законную силу в течение, которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствие с п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Департамент лесного хозяйства Нижегородской области в соответствие с п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины. Удовлетворяя исковые требования, суд не взыскивает в доход бюджета с ответчика государственную пошлину.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тоншаевского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области устранить выявленные нарушения законодательства при заключении договора купли-продажи лесных насаждений (для собственных нужд граждан) №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и М.В.В., привести договор в соответствии с формой примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 г. №318 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений» (приложение №2 к Приказу), исключив из преамбулы (вводной части) договора слова: «действующий на основании распоряжения администрации р.п. Тоншаево от ДД.ММ.ГГГГ №», заменив словами: «действующий на основании доверенностей», указав в договоре конкретных лиц, которые уполномочили М.В.В. на заключение договора, характеристику и объем древесины причитающуюся каждому физическому лицу.
Установить Департаменту лесного хозяйства Нижегородской срок 10 дней с момента вступления решения в законную силу в течение, которого решение суда должно быть исполнено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Тоншаевский районный суд.
Председательствующий (подпись) Н.В. Козлов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.В. Козлов
Копия верна
Судья Н.В. Козлов