Дело №2-73/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при секретаре Сивак А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО2 о взыскании излишне полученных средств ежемесячного пособия на детей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне полученных средств ежемесячного пособия на детей. В обоснование исковых требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающей матерью. Согласно копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ по запросу истца, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена в МКОУ «Манильская средняя школа», в связи с чем с указанной даты утратила право на получение пособия. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие в общей сумме 52 192, 02 руб. ответчиком получено необоснованно. Просят взыскать необоснованно полученное пособие в указанном размере и расходы по оплате госпошлины в размере 1 765, 76 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик в судебное заседание не явилась. Извещалась надлежащим образом.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Препятствий для рассмотрения дела в отсутствие участников процесса не усматривается, в связи с чем в силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав письменные доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из материалов дела следует, что 15.06.2015 года ФИО2 обратилась с заявлении в Пенжинский филиал КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий». В заявлении просила назначить ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом одновременно сообщает, что трудовой книжки не имеет, нигде не работала и не работает, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к физическим лицам, профессиональная деятельность которых подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; доходов от постоянной трудовой деятельности не имеет. Обязуется сообщить сведения в течение 10 дней со дня наступления обстоятельств: об изменении состава семьи, дохода, перемене места жительства, помещении ребенка на полное государственное обеспечение, получение алиментов, о трудоустройстве, о получении пособия по безработице, о лишении либо ограничении в родительских правах, другие сведения, влияющие на предоставление пособий.
На основании решения Пенжинского филиала КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 15.06.2015 года ФИО2 назначено пособие по уходу за ребенком ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., как неработающей матери, с ДД.ММ.ГГГГ года по 01.11.2016 года в размере 8 698, 67 руб. ежемесячно.
В соответствии с приказом №150/1 от 04.08.2015 года МКОУ «Манильская средняя школа» ФИО2 принята на работу в должности <данные изъяты><данные изъяты> сроком с 04.08.2015 года по 01.07.2016 года.
Решением КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 17.02.2016 года ФИО2 прекращено предоставление ежемесячного пособия по уходу за ребенком – не подлежащим обязательному социальному страхованию с 01.03.2016 года. Причина прекращения – трудоустройство.
Решением КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 17.02.2016 года произведен перерасчет размера пособия, установлена переплата за период с сентября 2015 года по февраль 2016 года включительно, в размере 52 192, 02 руб.
31.05.2016 года ответчику направлено уведомление о возмещении излишне выплаченных денежных средств, которое получено ею 14.06.2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливаются виды государственных пособий, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом установлено, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.4.1 указанного Федерального закона Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 4 настоящего Федерального закона), единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, помимо прочего, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу ст.18 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
На основании ст.19 указанного Федерального закона органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией. Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Камчатского края от 04.07.2008 №84 «О пособии на ребенка гражданам, имеющим детей и проживающим в Камчатском крае» назначение и выплата пособия на ребенка осуществляются исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере социального развития и труда, в установленном им порядке.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 28.06.2012 №326-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по осуществлению выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по осуществлению выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее - Административный регламен), действовавший в период назначения и выплате ответчику пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с п.1.2 Административного регламента Государственная услуга предоставляется гражданам, проживающим в Камчатском крае, имеющим право на получение государственных пособий в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Законом Камчатского края от 04.07.2008 №84 «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей и проживающим в Камчатском крае».
Согласно пп.1 п.2.2.2 в оказании государственной услуги участвуют: краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» и его филиалы (далее КГКУ).
В соответствиви с пп.2 п.2.5.2 Административного регламента ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Пунктом 2.8 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления при обращении за назначением пособия. При этом в п.5, помимо прочего, указано, что в случае отсутствия трудовой книжки в заявлении о назначении государственных пособий заявитель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Также Административным регламентом предусмотрено, что за предоставление недостоверных или искаженных сведений, повлекших за собой неправомерное назначение и выплату государственных пособий на ребенка, получатель государственной услуги несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.3 п.2.11 Административного регламента поступление в КГКУ и его филиалы сведений, влияющих на право предоставления государственной услуги является основанием для приостановления предоставления государственной услуги.
Согласно пп.6 п.2.14 Административного регламента устройство получателя ежемесячного пособия по уходу за ребенком на работу является основанием для прекращения выплаты назначенного пособия.
Получатели пособия обязаны извещать не позднее чем в месячный срок КГКУ о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Пунктом 3.6 Административного регламента предусмотрено возмещение денежных средств, излишне выплаченных при предоставлении государственной услуги.
Так, согласно п.3.6.1. Основанием для начала административного действия по возмещению денежных средств, излишне выплаченных при предоставлении государственной услуги, является обнаружение факта о получения государственной услуги по вине заявителей, получающих государственную услугу (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги). Суммы пособий, излишне выплаченные получателю вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Ответчик ознакомлена с вышеуказанными нормами, о чем имеется ее подпись в заявлении о назначении пособия.
За период с 01.09.2015 года по 29.02.2016 года ответчику выплачено пособие по уходу за ребенком в размере 52 192, 02 руб.
В силу ч.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за ис-ключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В связи с тем, что ответчиком не представлены необходимые документы о трудоустройстве, которые она обязана была предоставить в 10-дневный срок с момента трудоустройства, суд не усматривает отсутствие недобросовестности с ее стороны и освобождение от взыскания на основании п.3 ст.1109 ГК РФ неосновательно полученного пособия.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взыскивается госпошлина в размере 1 765, 76 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО2 о взыскании излишне полученных средств ежемесячного пособия на детей удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» излишне выплаченное пособие на ребенка за период с 01.09.2015 года по 29.02.2016 года в сумме 52 192, 02 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1 765, 76 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2019 года.
Судья Е.В. Белоусова