Дело № 2-740/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2018 года г. Сарапул, УР
Решение в окончательной форме принято 20 августа 2019 года
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием представителя истцов ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения в г. Сарапуле о признании незаконными действий по удержанию ежемесячной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг, об обязании произвести перерасчет сумм ежемесячной денежной компенсации,
установил:
ФИО2, ФИО3 обратились в Сарапульский городской суд с иском к Управлению социальной защиты населения в г. Сарапуле о признании незаконными действий по удержанию ежемесячной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг, об обязании произвести перерасчет сумм ежемесячной денежной компенсации.
Свои требования истец мотивировали тем, что они оба являются инвалидами <данные изъяты> группы. На этом основании получали ежемесячные денежные компенсации (ЕДК) расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% от нормативов потребления, утверждаемых законодательство м РФ. В октябре 2018 года ФИО2, Управление социальной защиты населения в г. Сарапуле (далее – УСЗН в г. Сарапуле), выплатило меньшую сумму, чем 50% от нормативов потребления. И продолжает выплачивать данную сумму до сих пор. В декабре 2018 года ФИО3, УСЗН в г. Сарапуле выплатило меньшую сумму, чем 50% от нормативов потребления. И продолжает выплачивать данную сумму до сих пор. В связи с чем, они 20.12.2018 года обратились в УСЗН в г. Сарапуле с просьбой разъяснить, что явилось основанием для прекращения выплата полной суммы льгот. 17.01.2019 года УСЗН в г. Сарапуле предоставило им ответ. На основании того, что они не подали сведений об изменении адреса и состава семьи УСЗН в г. Сарапуле стало удерживать с них 20% от причитающихся им ЕДК, и будет удерживать до полного погашения указанных сумм. Считают действия ответчика по установлении факта переплаты причитающихся им ЕДК и по удержанию 20% от причитающихся им ЕДК незаконными. УСЗ в г. Сарапуле ссылается на то, что при подаче заявлений они ставили подписи о том, что обязуются своевременно извещать УСЗН о наступлении обстоятельств, влекущих изменения адреса, статуса льготной категории, срока действия права на льготу. УСЗН в г. Сарапуле не разъяснило им их права и обязанности, когда они подавали заявления о постановке на учёт граждан льготных категорий. Получая на протяжении более чем 8 лет полные выплаты ЕДК, они считали, что ни чьих прав не нарушают. Более того, они сами никаких данных в УСЗН в г. Сарапуле об изменении адреса и состава семьи не подавали. В связи с чем, им непонятно почему УСЗН в г. Сарапуле не воспользовалось своими полномочиями и правами на протяжении более чем 8 лет, возложило всю ответственность на них за свои бездействия. УСЗН в г. Сарапуле стало удерживать с них 20% от причитающихся им ЕДК, не получая добровольного отказа от выплаты задолженности и не выясняя причины, почему они не подали сведения об изменении адреса (если такая обязанность на них возложена). С ФИО3 за период октябрь – декабрь 2018 года произведены удержания в размере 766,80 рублей, за период январь – июль 2019 года в размере 1 867,80 рублей, всего 2 624,60 рубля. С ФИО2 за декабрь 2018 года произведены удержания в размере 255,60 рублей, за период январь – июль 2019 года в размере 1 857,80 рублей, всего 2 113,40 рублей.
С учётом уточнения исковых требований просят: признать незаконными действия УСЗН в г. Сарапуле по удержанию 20% от причитающихся ФИО3 и ФИО2 ежемесячной денежной компенсации. Обязать УСЗН в г. Сарапуле произвести перерасчёт выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций: в период с октября 2018 года по июль 2019 года на сумму 2 624,60 рубля в пользу ФИО3; в период с декабря 2018 года по июль 2019 года на сумму 2 113,40 рублей в пользу ФИО2
В судебное заседание истцы ФИО2, ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика, УСЗН в г. Сарапула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что предъявленные исковые требования не признает в полном объеме. В ходе судебного разбирательства представителем ответчика представлены письменные пояснения по иску, согласно которым 19.03.2009 года истцами были поданы в УСЗН в г. Сарапуле заявления о постановке на учет граждан льготных категорий. ФИО2 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, ФИО3 был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В заявлениях истцы ставили подписи о том, что обязуются своевременно извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменения адреса, статуса льготной категории, срока действия права на льготу. С 01.01.2010 года истцами была назначена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее ЕДК) в соответствии с постановлением правительства УР от 07.09.2009 г. № 256 «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в УР». ФИО2 с 31.05.2010 года зарегистрирована по адресу: <адрес>. Своевременно ФИО2 не было извещено УСЗН в г. Сарапуле об изменении адреса, а ФИО3 об изменении состава семьи. Следовательно, ФИО2 с 31.05.2010 года, а ФИО3 с 01.06.2010 года размер ЕДК должен быть установлен исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в семье из двух человек по адресу: <адрес>. В связи с изменением адреса регистрации у ФИО2 образовалась переплата ЕДК за период с 31.05.2010 года по 30.11.2018 года по адресу: <адрес> в размере 137 268,26 рублей. Далее, ФИО2 назначена ЕДК по адресу регистрации: <адрес> за период с 31.05.2010 года по 30.11.2018 года исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в семье из двух человек на общую сумму 95 092,48 рубля. Таким образом, в связи с изменением адреса регистрации у ФИО2 остаток переплаты ЕДК за период с 31.05.2010 года по 30.11.2018 года составил 42 175,78 рублей. После предоставления всех необходимых документов 21.12.2018 года ФИО2 ЕДК установлена в размере 1 278 рублей. В связи с изменением состава семьи у ФИО3 образовалась переплата ЕДК за период с 01.06.2010 года по 30.09.2018 года в размере 34 467,50 рублей. Далее, ФИО3 назначена ЕДК с 01.10.2018 года исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в семье из двух человек также в размере 1 278 рублей. В настоящее время выплата ЕДК истцами производится с учётом 20% удержаний.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1, действующий по устному заявлению, исковые требования с учётом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО3 также является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что истцы являются инвалидами 2 группы, они имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Так, из материалов дела следует, что 19.03.2009 года истец ФИО2 обратилась в УСЗН в г. Сарапуле с заявлением о постановке на учет граждан льготных категорий по месту жительства по адресу: <адрес>.
Истец ФИО3 19.03.2009 года обратился в УСЗН в г. Сарапуле с заявлением о постановке на учет граждан льготных категорий по месту жительства по адресу: <адрес>.
Сторонами в суде не оспаривалось, что с 01.01.2010 года истцам была назначена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанным в заявлениях истцов адресам.
Далее, судом установлено и сторонами в суде не оспаривалось, что ФИО2 переехала на постоянное место жительства к ФИО3 и с 31.05.2010 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
20.11.2018 года истцы обратились в УСЗН в г. Сарапуле с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат по адресу: <адрес>.
Из ответа УСЗН в г. Сарапуле от 17.01.2019 года на указанное заявление истцов следует, что по причине несвоевременного сообщения истцами сообщения, а именно ФИО2 об изменении адреса, а ФИО3 об изменении состава семьи, у ФИО2 образовалась переплата ежемесячной денежной компенсации за период с 31.05.2010 года по 30.11.2018 года по адресу: <адрес> в размере 137 268,26 рублей, а у ФИО3 образовалась переплата ежемесячной денежной компенсации (далее – ЕДК) за период с 01.06.2010 года по 30.09.2018 года в размере 34 467,50 рублей.
Также указано на то, что ФИО2 назначена ЕДК по адресу регистрации: <адрес> за период с 31.05.2010 года по 30.11.2018 года исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в семье из двух человек на общую сумму 95 092,48 рубля. Таким образом, в связи с изменением адреса регистрации у ФИО2 остаток переплаты ЕДК за период с 31.05.2010 года по 30.11.2018 года составил 42 175,78 рублей. После предоставления всех необходимых документов 21.12.2018 года ФИО2 ЕДК установлена в размере 1 278 рублей. В январе 2019 года ЕДК за декабрь 2018 года и январь 2019 года была выплачена в размере 2044,80 рубля с учётом 20% удержаний. ФИО3 назначена ЕДК с 01.10.2018 года исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в семье из двух человек также в размере 1 278 рублей.С октября 2018 года выплата ЕДК производится в размере 1022,40 рубля с учётом 20% удержаний.
Далее, согласно справке УСЗН в г. Сарапуле от 09.08.2019 года, у ФИО2, получающей ЕДК 50% по адресу: <адрес>, за период с 01.12.2018 года по 31.07.2019 года произведено удержание ЕДК в общем размере 2 193,30 рубля.
Согласно справке УСЗН в г. Сарапуле от 09.08.2019 года, у ФИО3, получающего ЕДК 50% по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2018 года по 31.07.2019 года произведено удержание ЕДК в общем размере 2 704,50 рубля.
Полагая, что УСЗН в г. Сарапуле незаконно удерживает 20% из ежемесячной денежной компенсации по коммунальным и жилищным услугам, причитающейся истцам, как излишне выплаченную, чем нарушаются права истцов на получение мер социальной поддержки, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Требования истцов суд нашел обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Удмуртской Республики предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам осуществляется в соответствии: с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 июня 2009 года № 139 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме»; постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 сентября 2009 года № 256, которым утвержден «Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике» (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная денежная компенсация) предоставляется гражданам, имеющим право на указанные меры социальной поддержки, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно подпункту 4.1. Порядка, при изменении места жительства или места пребывания на территории Удмуртской Республики выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с даты снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства или месту пребывания и назначается с даты регистрации по новому месту жительства или месту пребывания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по месту жительства или месту пребывания граждан (далее - уполномоченные органы).
Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания, со дня возникновения права на нее, но не более чем за два месяца до дня обращения и представления в уполномоченный орган документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка).
В случае изменения состава семьи, основания получения ежемесячной денежной компенсации, а также обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления либо влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, граждане обязаны известить уполномоченный орган в течение 10 дней со дня наступления указанных обстоятельств в установленном порядке (пункт 12 Порядка).
Гражданин несет ответственность за достоверность предоставляемых им сведений.
Уполномоченный орган вправе проверить достоверность сведений, представленных гражданином, в том числе путем получения необходимой информации у соответствующих органов и организаций независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики (пункт 13.1 Порядка).
Выплата ежемесячной денежной компенсации производится уполномоченным органом ежемесячно до конца текущего месяца путем перечисления суммы ежемесячной денежной компенсации на лицевые счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организации федеральной почтовой связи (пункт 14 Порядка).
Излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации за весь период ее образования возмещаются гражданином в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на определение права на получение ежемесячной денежной компенсации и ее размер, несвоевременное представление сведений об обстоятельствах, влияющих на объем и условия предоставления либо влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, несвоевременное и (или) не в полном объеме исполнение обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (или их отдельных видов)).
Возмещение излишне выплаченных сумм производится гражданином добровольно либо путем удержания уполномоченным органом в размере не свыше двадцати процентов суммы ежемесячной денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей ее выплате, либо в судебном порядке.
Суммы ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные гражданину по вине уполномоченного органа, удержанию с гражданина не подлежат (пункт 16 Порядка).
Таким образом, из нормативного правового акта следует, что в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства, об изменении состава семьи и образования по этим причинам переплаты ежемесячной денежной выплаты речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации.
Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства либо об изменении состава семьи.
При указанных обстоятельствах, у УСЗН в г. Сарапуле отсутствовали основания для удержания (20%) излишне выплаченных сумм ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за спорные периоды, поскольку отсутствовало согласие истцов на удержание из назначенной компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг выплаченных сумм.
Ввиду изложенного, суд находит несостоятельными доводы ответчика в письменных возражениях о наличии оснований для удержания с истцов 20% ежемесячных денежных выплат в связи с неисполнением истцами обязанности по уведомлению о перемене места жительства и состава семьи.
Кроме того, суд учитывает, что ФИО2 при совершении регистрационных действий по снятию с учета и постановке на учет по новому месту жительства обращалась в соответствующие органы (организации). Соответственно, и в силу п. 13.1 Порядка, у УСЗН в г. Сарапуле в рамках межведомственного информационного взаимодействия с данными органами и организациями имеется возможность получать информацию о свершении гражданами – субъектами мер социальной поддержки – названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для инвалидов и пожилых людей.
С учётом приведённых обстоятельств, суд находит незаконными действия УСЗН в г. Сарапуле по удержанию с истцов как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг: в отношении ФИО2 за период с 1 декабря 2018 года по 31 июля 2019 года в размере 2 193,30 рубля, в отношении ФИО3 за период с 1 октября 2018 года по 31 июля 2019 года в размере 2 704,50 рубля.
В связи с тем, суд нашёл указанные действия УСЗН в г. Сарапуле незаконными, суд находит необходимым возложить на УСЗН в г. Сарапуле обязанность произвести перерасчёт выплаченных истцам сумм ежемесячной денежной компенсации за указанные периоды.
Истцы просят обязать УСЗН в г. Сарапуле произвести перерасчёт выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций: в период с октября 2018 года по июль 2019 года на сумму 2 624,60 рубля в пользу ФИО3; в период с декабря 2018 года по июль 2019 года на сумму 2 113,40 рублей в пользу ФИО2
Поскольку истцы воспользовались своим диспозитивным правом и сформулировали свои исковые требования таким образом, суд принимает решение по заявленным требованиям (сумм) истцов. В связи с чем, суд находит необходимым возложить на УСЗН в г. Сарапуле обязанность произвести перерасчет выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации, причитающихся ФИО2 за период с 1 декабря 2018 года по 31 июля 2019 года на сумму 2 113,40 рубля, ФИО3 за период с 1 октября 2018 года по 31 июля 2019 года на сумму 2 624,60 рубля, удовлетворив исковые требования истцов в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО2 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения в г. Сарапуле о признании незаконными действий по удержанию ежемесячной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг, об обязании произвести перерасчет сумм ежемесячной денежной компенсации удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения в г. Сарапуле по удержанию как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг: в отношении ФИО2 <данные изъяты> за период с 1 декабря 2018 года по 31 июля 2019 года в размере 2 193,30 рубля, в отношении ФИО3 <данные изъяты> за период с 1 октября 2018 года по 31 июля 2019 года в размере 2 704,50 рубля.
Обязать Управление социальной защиты населения в г. Сарапуле произвести в пользу ФИО2 <данные изъяты> перерасчет выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации, причитающейся ФИО2 <данные изъяты> за период с 1 декабря 2018 года по 31 июля 2019 года на сумму 2 113,40 рубля.
Обязать Управление социальной защиты населения в г. Сарапуле произвести в пользу ФИО3 <данные изъяты> перерасчет выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации, причитающейся ФИО3 <данные изъяты> за период с 1 октября 2018 года по 31 июля 2019 года на сумму 2 624,60 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.