ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-744 от 23.05.2014 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-744

 Именем Российской Федерации

 23 мая 2014 года                         в городе Кингисеппе

 Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

 Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

 При секретаре Васильевой С.А.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании

 С участием прокурора Ивановой К.Д., представителей заинтересованных лиц Бердюгиной Е.В. и Орлова И.В.,

 гражданское дело по заявлению Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим решение,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кингисеппского муниципального района с полномочиями муниципальной избирательной комиссии МО «Вистинское сельское поселение» от № в Совет депутатов МО «Вистинское сельское поселение» муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области были направлены документы инициативной группы по проведению местного референдума на территории МО «Вистинское сельское поселение» для проверки соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 09 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области».

 На местный референдум предлагалось вынести следующие вопросы:

 1. Принимать и вносить изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования Вистинское сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области только путем проведения местного референдума.

 2. До принятия генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Вистинское сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области запретить органам местного самоуправления выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию:

 А)    объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-У класса опасности;

 Б) опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

 B)    опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о
промышленной безопасности опасных производственных объектов.

 По результатам рассмотрения данных документов Советом депутатов МО «Вистинское сельское поселение» принято решение от 17 января 2014 года № 1 «О рассмотрении ходатайства о проведении местного референдума на соответствие законодательству», в соответствии с пунктом 1 которого вопросы, вынесенные инициативной группой, признаны соответствующими требованиям статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 09 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области».

 Решение опубликовано в официальной газете «Восточный берег» от №

 Кингисеппский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании указанного решения недействующим с момента его принятия. Указали, что решение Совета депутатов МО «Вистинское сельское поселение» является незаконным, поскольку вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, противоречат законодательству Российской Федерации, а их формулировки создают неопределенность правовых последствий.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержала заявление и просила его удовлетворить.

 Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Вистинское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» оставила разрешение заявления не усмотрение суда. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов поступил протест прокурора на оспариваемое решения. Однако до настоящего времени Совет депутатов не имел возможности рассмотреть протест прокурора и принять по нему решение.

 Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Кингисеппского муниципального района с полномочиями муниципальной избирательной комиссии МО «Вистинское сельское поселение» поддержал заявление прокурора.

 Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Вистинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.19).

 Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит заявление обоснованным на законе и подлежащим удовлетворению.

 Согласно статье 5 Областного закона Ленинградской области от 09 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области» местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

 Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, а также противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Ленинградской области.

 Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования (то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ), а также исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

 В соответствии с пунктами 3, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения; вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации; вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 Первый вопрос референдума предполагает, что принятие и изменение генерального плана и правил землепользования и застройки МО «Вистинского сельского поселения» будет осуществляться только путем проведения местного референдума.

 Вместе с тем, порядок подготовки и утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки поселения установлен статьями 24-25 и 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) а именно:

 Генеральный план поселения, том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

 Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.

 Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

 Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

 Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

 Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

 Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

 Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

 Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

 Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

     Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

 Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения.

 По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

 Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

 Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

 После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

 Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

 Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

 Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

 Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

 Предлагаемый порядок принятия генерального плана и правил землепользования и застройки через референдум нарушает указанные нормы Градостроительного кодекса РФ.

 Суд соглашается с доводами прокурора, что в случае, если генеральный план и правила землепользования и застройки поселения будут утверждаться на референдуме, возникает неопределенность правовых последствий такого решения, а именно: кто будет инициировать проведение референдума, кто будет ответственным за принятие данных градостроительных документов, соответствие их требованиям законодательства и т.п.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Областного закона Ленинградской области от 09 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области» решение, принятое на местном референдуме, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении, действует на территории соответствующего муниципального образования и подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

 Второй вопрос референдума о запрете органам местного самоуправления Вистинского сельского поселения на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию ряда производственных объектов до принятия генерального плана и правил землепользования и застройки поселения также не учитывает положения статьей 51 ГрК РФ и статьи 55 ГрК РФ.

 Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 1 и 3 статьи 51 Гр К РФ).

 В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

 При этом, в соответствии с пунктом 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», положения части 3 статьи 51 ГрК РФ не применяются к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территориях сельских поселений до 1 июня 2014 года.

 Таким образом, Советом депутатов МО «Вистинское сельское поселение» при принятии оспариваемого решения не были учтены вышеуказанные нормы права, что предлагаемые на разрешение местного референдума об установлении порядка принятия и внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования, запрете органам местного самоуправления выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию до принятия и утверждения правил землепользования противоречит федеральному законодательству, поэтому требования Кингисеппскго городского прокурора подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение может быть признано недействующим с момента его принятия.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление Кингисеппского городского прокурора удовлетворить.   

 Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов МО «Вистинское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от № «О рассмотрении ходатайства о проведении местного референдума на соответствие законодательству».

 Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

             Судья