ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-74/19ГОДА от 12.03.2019 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-74/2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.

при секретаре Михеевой К.Ю.,

с участием ответчика Барановского Н.А.,

представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Тверской области по доверенности Макеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове

гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Барановскому Н. А. об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем их продажи с публичных торгов,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в суд с исковым требованием к Барановскому Н.А., в котором просит:

изъять у Барановского Н.А. земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером , площадью 16 000 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 32 000 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 28 885 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 15 115 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща.

Указанные земельные участки реализовать путем продажи с публичных торгов.

Определить способ определения начальной цены изъятых земельных участков в виде рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Требования мотивирует тем, что Барановский Н.А. является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 16 000 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 32 000 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 28 885 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 15 115 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенные по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща.

В ходе плановых выездных проверок установлено, что в нарушение требований земельного законодательства Барановский Н.А. не обрабатывает спорные земельные участки более трех лет. Им не проводятся агротехнические мероприятия, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, отсутствуют следы механической либо ручной обработки почвы. Ответчик не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В результате чего произошло зарастание спорных земельных участков деревьями (береза, сосна), кустарниками (ива) и сорной растительностью, (площадь зарастания составляет 60% от площади участка).

В отношении Барановского Н.А. Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям составлены протоколы об административном правонарушении: 04 сентября 2012 года (№№ 08-09/589, 08-09/590, 08-09/591, 08-09/592), на основании которых постановлениями от 16 октября 2012 года ответчик привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за невыполнение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью (ПСТ-08-09/2203 от 16 октября 2012 г., ПСТ-08-09/2204 от 16 октября 2012 г., ПСТ-08-09/2205 от 16 октября 2012 г., ПСТ-08-09/2208 от 16 октября 2012 г.), и которому 04 сентября 2012 года выданы соответствующие предписания (№№ 08-09/459, 08-09/464, 08-09/461, 08-09/460); а также протоколы об административном правонарушении от 05 декабря 2017 г.(№№ 06-20/1241(01), 06-20/1337 (01), 06-20/1243 (01), 06-20/1242 (01), 06-20/1338 (01)), на основании которых ответчик признан виновным в неиспользовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, то есть в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначены наказания в виде административного штрафа (ПСТ-04-20/40 от 18 января 2018 г., ПСТ-04-20/41 от 18 января 2018 г., ПСТ-04-20/38 от 18 января 2018 г., ПСТ-04-20/39 от 18 января 2018 г.) и которому 16 октября 2017 года выдано соответствующее предписание (№№ 06-20/334 (01)).

С целью контроля устранения выявленных в действиях Барановского Н.А. нарушений земельного законодательства старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям также были выданы предписания №06-20/157(01) от 13 июля 2017 г., №04-20/334(02) от 12 октября 2018 г. которые до настоящего времени не исполнены.

В отношении Барановского Н.А. Управлением Россельхознадзора по Тверской области 18 октября 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении №04-20/643, на основании которого, постановлением мирового судьи судебного участка №333 Тимирязевского районного суда города Москвы от 29 октября 2018 г. №5-806/2018, вступившим в законную силу 09 ноября 2018 г., Барановский Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства) и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

В силу подп.1 п.6 ст.6 Федерального закона №101-ФЗ в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области 03 декабря 2018 г. из Управления Россельсхознадзора по Тверской и Псковской областям поступило информационной письмо №04-08-РМ/7250 от 26 ноября 2018 г. о том, что Барановский Н.А. не использует земельные участки с кадастровыми номерами , в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, а также до настоящего времени не устранил выявленные нарушения ст.42, п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ, п.3 ст.6 Федерального закона №101-ФЗ, в связи с чем Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в суд с настоящими требованиями.

Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в направленном ранее ходатайстве представитель истца по доверенности Бородулина Е.А. просила о рассмотрении дела без участия представителя.

Ответчик Барановский Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Тверской области по доверенности Макеева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить, подтвердив факт неиспользования ответчиком земельных участков по целевом назначению, что было установлено при проведении проверок в 2012, 2017, 2018 годах.

Представитель Администрации Осташковского городского округа о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, возражений против удовлетворения исковых требований не представил, просил о рассмотрении дела без его участия, о чем представил письменное ходатайство.

Выслушав ответчика Барановского Н.А., представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по Тверской области по доверенности Макееву А.В., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно материалам дела, Барановский Н.А. является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером , площадью 16 000 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 32 000 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 28 885 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 15 115 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща (л.д.24-26, 27-29, 30-32, 33-35, 171-174).

Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области усматривается, что согласно информации, содержащейся во Внутрихозяйственной оценке земель совхоза (колхоза) «Ботовский» Осташковского района Калининской области, выполненной Всеросийским производственным проектным объединением по использованию земельных ресурсов «РОСЗЕМПРОЕКТ» (г.Москва, 1989 г.), в состав земельных участков, расположенных в Осташковском районе Тверской области, с кадастровыми номерами, входят следующие виды угодий: – пашня, – пашня, -пашня, – пашня (л.д.135-136).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.

Основания прекращения права собственности на земельный участок установлены статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 Земельного кодекса РФ.

За неисполнение указанных обязанностей законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением (ст.284 ГК РФ) и который используется с нарушением земельного законодательства (ст.285 ГК РФ).

В силу ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения порядок изъятия данных земельных участков предусмотрен статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 3 указанной нормы земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст.6 Федерального закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в п.7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

03 декабря 2018 г. в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на рассмотрение поступило информационное письмо от 26 ноября 2018 г. №04-08-РМ/7250 и материалы административных дел в отношении Барановского Н.А., направленные Управлением Россельхознадзора по Тверской области (л.д.36-37).

Согласно п.7 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в п.6 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных п.2 и п.3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. N 73-пп, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере имущественных и земельных отношений и в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Тверской области, нужд бюджетных учреждений Тверской области, нужд иных заказчиков, указанных в частях 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - нужды Тверской области), проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных областных исполнительных органов государственной власти Тверской области и территориальных исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обладает полномочиями по обращению в суд с требованием об изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (п.я-21 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области).

Из представленных материалов следует, что 05 июля 2012 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям №1564-А от 22 июня 2012 г., проведены осмотры земельных участков с кадастровыми номерами , в результате которых установлено, что на земельных участках произрастают древесно-кустарниковые и сорные растения. Составлены акты обследования с фототаблицей и схемой фотофиксации, возбуждены дела об административном правонарушении (л.д.38, 39-57, 58-66).

Постановлениями заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям №ПСТ-08-09/2203 от 16 октября 2012 г., №ПСТ-08-09/2204 от 16 октября 2012 г., №ПСТ-08-09/2205 от 16 октября 2012 г., №ПСТ-08-09/2208 от 16 октября 2012 г., Барановский Н.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа. Копии постановлений были направлены в адрес ответчика 18 октября 2012 г. Постановления о назначении наказания Барановским Н.А. не обжаловались (л.д.71-78).

Вместе с этим старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям 04 сентября 2012 г. вынесены предписания №08-09/459, №08-09/464, №08-09/461, №08-09/460 об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которыми Барановскому Н.А. предписано в срок до 20 июля 2013 г. осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью, а именно провести культуртехнические мероприятия. Выданные контролирующим органом предписания ответчиком не обжаловались (л.д.67-70).

Все принятые в отношении Барановского Н.А. в 2012 году постановления и предписания административного органа направлены ответчику по месту жительства.

13 июля 2017 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 23 июня 2017 г. №1484-ФЛ проведена выездная проверка в отношении Барановского Н.А., в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 1,6 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет более 60% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 1,5110 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 40% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 2,8890 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 40% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 3,2 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 20% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 0,39 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 80% от площади участка. Составлен акт обследования с фототаблицей и схемой фотофиксации (л.д.79-81, 82-87).

13 июля 2017 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №06-20/157(01) в соответствии с которым Барановскому Н.А. предписано в срок до 20 сентября 2017 г. осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия. Выданное контролирующим органом предписание ответчиком не обжаловалось (л.д.88-89).

16 октября 2017 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 05 сентября 2017 г. №2205-ФЛ проведена выездная проверка в ходе которой установлено, что Барановским Н.А. предписания №08-09/459, №08-09/464, №08-09/461, №08-09/460 04 сентября 2012 г. и №06-20/157(01) не выполнены. На земельном участке с кадастровым номером площадью 1,6 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет более 60% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 1,5110 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 40% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 2,8890 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 40% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 3,2 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 20% от площади участка; Земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур не использовались. Составлен акт обследования с фототаблицей. Возбуждены дела об административном правонарушении (л.д.90-92, 93-96, 99-114).

Постановлениями заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области №ПСТ-04-20/40 от 18 января 2018 г., №ПСТ-04-20/41 от 18 января 2018 г., №ПСТ-04-20/38 от 18 января 2018 г., №ПСТ-04-20/39 от 18 января 2018 г., Барановский Н.А. признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа. Постановления о назначении наказания Барановским Н.А. не обжаловались (л.д.115-126).

Вместе с этим старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям 16 октября 2017 г. вынесено предписание №06-20/334(01) об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которыми Барановскому Н.А. предписано в срок до 06 августа 2018 г. осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (л.д.97-98).

12 октября 2018 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям от 10 октября 2018 г. №1248-ФЛ проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что выданные Барановскому Н.А. предписания не выполнены. На земельном участке с кадастровым номером площадью 1,6 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет более 60% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 1,5110 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 40% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 2,8890 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 40% от площади участка; на земельном участке с кадастровым номером площадью 3,2 га произрастают деревья (сосны, березы), кустарник (ива) и сорные растения, площадь зарастания деревьями и кустарником составляет 20% от площади участка. Земельные участки для выращивания сельскохозяйственных культур не использовались. Составлен акт обследования с фототаблицей. Возбуждены дела об административном правонарушении (л.д.127-129, 130-134, 139-143).

Старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области 12 октября 2018 г. вынесено предписание №04-20/334(02) об устранении допущенного правонарушения в области земельного законодательства, в соответствии с которым Барановскому Н.А. предписано в срок до 14 мая 2019 г. осуществить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и сорной растительностью, а именно провести агротехнические и агрохимические мероприятия (л.д.137-138).

Мировым судьей судебного участка №333 Тимирязевского района г.Москвы 29 октября 2018 г. Барановский Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу 09 ноября 2018 г. (л.д.144-145).

Факт проведения проверок Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в 2017, 2018 годах, обстоятельства, установленные в ходе проверок, выдачу предписаний и их неисполнение, а также привлечение к административной ответственности за неисполнение предписаний, ответчик Барановский Н.А. не оспаривает.

Таким образом, суд считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт неиспользования Барановским Н.А. спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение более трех лет подряд с момента их обследования 05 июля 2012 г., проведенного на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от 22 июня 2012 г. №1564-А.

Ответчик Барановский Н.А. предупреждался в установленном законом порядке о допущенных нарушениях земельного законодательства, привлекался к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Вместе с тем, предписания об устранении нарушения земельного законодательства ответчиком исполнены не были, к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением Барановский Н.А. не приступил.

Доказательств того, что земельные участки в период с 2012 по 2018 год не могли быть использованы по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, ответчиком Барановским Н.А. не представлено.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, заявленные требования истца об изъятии земельных участков, подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку изъятие в связи с длительным неиспользованием спорных земельных участков невозможно без прекращения права собственности ответчика, суд считает необходимым прекратить право собственности Барановского Н.А. на спорные земельные участки после выплаты ответчику средств, вырученных от продажи земельных участков с публичных торгов либо приобретения указанных земельных участков в государственную или муниципальную собственность.

Доводы ответчика Барановского Н.А. о том, что ему не было известно о возбужденных в 2012 году в его отношении административных производствах и о выданном 04 сентября 2012 г. предписании, не могут быть приняты во внимание.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ). В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

В силу п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 63,67,68 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания; при этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по этому адресу.

Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Дав оценку представленным доказательствам с учетом приведенного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, суд приходит к выводу о том, что извещения о проведении 05 июля 2012 г. в 10 часов 00 минут проверки использования спорных земельных участков, о составлении 04 сентября 2012 г. протоколов об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и об их направлении Барановскому Н.А., о рассмотрении 20 сентября 2012 г. и 16 октября 2012 г. протоколов об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, о направлении копий постановлений по делам об административных правонарушениях, о направлении предписаний от 04 сентября 2012 г. №№08-09/459, 08-09/464, 08-09/461, 08-09/460 были своевременно направлены по адресу регистрации ответчика Барановского Н.А. (127238, <адрес>), однако указанные документы не были получены ответчиком по обстоятельствам, зависящим от него, к которым относится уклонение от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям по истечении срока хранения (л.д.177-194).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения направленных Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям документов может быть расценено как отказ от его получения и данные извещения следует считать доставленными.

Отсутствие у Барановского Н.А. денежных средств для использования спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не может служить основанием к отказу в иске.

В соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области №3-нп от 20 ноября 2013 г. на территории Тверской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков садоводческих, огороднических, и дачных объединений Тверской области), а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области (за исключением земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Тверской области).

С учетом того, что государственная кадастровая оценка в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Тверской области не проводилась более пяти лет, начальной ценой изъятых земельных участков с кадастровыми номерами , на публичных торгах может быть установлена только рыночная стоимость данного земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, в связи с чем в силу ст.103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика Барановского Н.А. в размере 4132,04 руб. исходя из цены иска 146 602 руб. (кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером – 25 496 руб., с кадастровым номером – 50 992 руб., с кадастровым номером – 46 028,25 руб., с кадастровым номером – 24 085,75 руб.).

Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области от 24 января 2019 года меры по обеспечению иска надлежит сохранить до исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области удовлетворить.

Изъять у Барановского Н. А. земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером , площадью 16 000 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 32 000 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 28 885 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща;

- с кадастровым номером , площадью 15 115 кв.м. с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, район Осташковский, другие населенные пункты, район д.Гуща.

Указанные земельные участки реализовать путем продажи с публичных торгов.

Определить способ определения начальной цены изъятых земельных участков в виде рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Прекратить право собственности Барановского Н. А. на земельные участки: с кадастровым номером , площадью 16 000 кв.м.; , площадью 32 000 кв.м. , площадью 28 885 кв.м.; площадью 15 115 кв.м. после выплаты Барановскому Н.А. средств, вырученных от продажи земельных участков с публичных торгов либо приобретения указанных земельных участков в государственную или муниципальную собственность.

Взыскать с Барановского Н. А. в доход бюджета муниципального образования Осташковский городской округ государственную пошлину в размере 4 132,04 (четыре тысячи сто тридцать два) рубля 04 копейки.

Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области от 24 января 2019 года меры по обеспечению иска в виде запрета Управлению Росреестра по Тверской области совершать учетно-регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровым номером , площадью 16 000 кв.м.; , площадью 32 000 кв.м. , площадью 28 885 кв.м.; площадью 15 115 кв.м. сохранить до исполнения решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 18 марта 2019 года.

Судья Кокарева Н.А.