Дело №2-752/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» ФИО3, действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о признании незаконным начисления заработной платы без учета компенсационных выплат, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы, взыскании недополученной заработной платы, отпускных, процентов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Колпашевский городской суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», с учетом уточнения исковых требований, о признании незаконным начисления заработной платы в размере менее установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в , без учета компенсационных выплат, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в , взыскании недоначисленной суммы заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 203 рублей 08 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 167 рублей 70 копеек, отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 629 рублей 46 копеек, процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ на недоначисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 1 595 рублей 42 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 1 700 рублей 84 копеек, на отпускные в размере 127 рублей 82 копеек, компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей, а также взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что согласно записи № от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке, принята на должность повара в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» , которое реорганизовано путем присоединения к МБДОУ «СОШ №» , где она работает по настоящее время. Размер ее заработной платы в ДД.ММ.ГГГГ не соответствовал действующему законодательству, а именно в соответствии с региональным соглашением, размер минимальной заработной платы в на ДД.ММ.ГГГГ, который также был обязателен для ответчика, с ДД.ММ.ГГГГ был установлен в размере 15 000 рублей. В связи с проживаем в местности с особыми климатическими условиями, следует учитывать повышение оплаты труда на районный коэффициент – 50% и северную надбавку – 50%, что является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции РФ, а также закрепленных в ст.ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности. Данная позиция обусловлена и закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.Г. , Д.О. , Н.А. и К.И. ». Выявленный Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Поэтому районный коэффициент и процентная надбавка не должны включаться в размер минимальной заработной платы, установленный региональным соглашением о минимальной заработной плате. Указанные доплаты начисляются на заработную плату работников после доведения ее до установленного соглашением размера минимальной заработной платы. Так, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную зарплату в субъекте РФ, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо МРОТ, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных ТК РФ (п. 5 Постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П). Следовательно, компенсационные выплаты должны начисляться на минимальную зарплату в субъекте РФ. Действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда граждан, в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности, не могут поглощаться МРОТ, установленным для всех граждан РФ, независимо от места их проживания. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. Таким образом, ответчик недоначислил и не выплатил истцу заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 203 рублей 08 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 167 рублей 70 копеек, отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 629 рублей 46 копеек. Помимо этого, в соответствии со ст. 236 ТК РФ работодатель обязан выплатить проценты на недоначисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 595 рублей 42 копейки, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 700 рублей 84 копейки, на отпускные в размере 127 рублей 82 копейки. Считает, что ответчик причинил ей нравственные страдания, которые оценивает в сумме 3 000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика МБОУ «СОШ №» ФИО4, действующая на основании доверенности, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Истец ФИО1 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика ФИО4.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнений, поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснив, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в для установлена минимальная заработная плата в размере 15 000 рублей. В данном соглашении отсутствует оговорка о том, что в указанную сумму включаются районный коэффициент и северная надбавка в связи, с чем ответчик ошибочно полагает о правомерности исчисления заработной платы. Однако Региональное соглашение о минимальной заработной плате в на 2017 год в п. 1.2 регламентирует, что месячная заработная плата работника, работающего на территории и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы. Доплаты начисляются на заработную плату работников после доведения её до размера, установленного соглашением. В п. 5 постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П закреплено, что исходя из правого регулирования оплаты труда, такая дополнительная гарантия будет, в соответствии с условиями, применяться вместо МРОТ, то есть минимальная заработная плата, установленная в 2017 году, в соответствии с пунктом 4.1 Регионального соглашения действует с 01 января по 31 декабря 2017 года включительно, то есть подпадает под спорные правоотношения. В п. 5 постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 года № 38-п также говорится, что Региональное соглашение работодатель и иные бюджетные организации не вправе трактовать по своему усмотрению. МРОТ заменяет минимальная заработная плата. В данном случае именно с учетом позиции Конституционного суда на заработную минимальную плату установленную Региональным соглашением от 2017 года работодатель обязан начислять районный коэффициент и северную надбавку. То есть не 15 000 рублей, как трактует ответчик, а 30 000 рублей, так как установленная минимальная заработная плата в размере 15 000 рублей является основополагающей для начисления на нее северной надбавки и районного коэффициента. В п. 2 постановления Конституционного суда говорится о том, что выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Именно в ст. 133.1 ТК РФ говорится о том, что на минимальную заработную плату и на МРОТ начисляется районный коэффициент и северная надбавка. Заработную плату истцу надлежит исчислять не менее размера, установленного Региональным соглашением, затем начислять на нее северную надбавку и районный коэффициент.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №» ФИО3 в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнений, не признала в полном объеме, указав, что при исчислении минимального размера оплаты труда в течение 2017 года руководствовались правой позицией Верховного суда от августа 2016 года. Постановление же Конституционного Суда носит консультативный характер. Все начисления произведены ответчиком верно, с 2017 года начисления заработной платы проверялись различными инстанциями, нарушений действующего законодательства выявлено не было. При начислении заработной платы истцу учреждение руководствовалось Трудовым кодексом РФ, трудовым законодательством, порядком об оплате труда, региональным соглашением.
В представленных возражениях на исковые требования ответчик считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, указав, что приводя в качестве основания своих требований Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 года № 38-П истцом не принято во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 года № 252-О-Р, в котором указано, что Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07.12.2017 № 38-П, а потому в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, требования истца о взыскании суммы недоначисленной заработной платы за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и процентов неправомерны. Истцом также не учтено то обстоятельство, что указанное выше Постановление Конституционного Суда № 38-П устанавливает, что районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическим условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут учитываться при определении минимального размера оплаты труда именно в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем Региональным соглашением о минимальной заработной плате в на 2017 год не определена минимальная заработная плата именно в . Указанным соглашением минимальная заработная плата определена для каждого района в отдельности с учетом особенностей каждого района. Так, именно для минимальная заработная плата на 2017 год была установлена в размере 15 000 рублей, и является повышенной по отношению к минимальному размеру оплаты труда, установленному, например, для тем же Региональным соглашением (9750 рублей). Кроме того, следует учитывать, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в на 2018 год, то есть после вынесения Постановления Конституционного Суда № 38-П, установление минимального размера оплаты труда осуществлено в ином порядке. Теперь на 2018 год она определена именно для всей и указана специальная оговорка о том, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не включаются в состав минимальной заработной платы. Такой подход также свидетельствует о том, что на 2017 год минимальный размер заработной платы был определен с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, в соответствии со ст.ст. 129 и 146 ТК РФ, районный коэффициент и северную надбавку следует начислять на заработную плату работника, а не на минимальную заработную плату. Следовательно, истцу следовало производить расчет следующим образом: за ДД.ММ.ГГГГ: 15 000 – (18 272,32 – 4 568,08 – 4 568,08) = 5 863,84 руб. – 13% = 5 132,86 руб., за ДД.ММ.ГГГГ: 15 000 – (16 014,16 – 4 003,54 – 4 003,54) = 6 992,92 руб. – 13% = 6 083,84 руб. Из этих сумм истцу надлежало производить расчет процентов. Вместе с тем, взыскание даже пересчитанных сумм является неправомерным и может повлечь нецелевое расходование бюджетных средств. К изложенному выше следует добавить, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в на 2017 год именно для минимальная заработная плата на 2017 год была установлена в размере 15 000 рублей, при этом в указанном соглашении отсутствует оговорка о том, что в указанную сумму не включаются районный коэффициент и северная надбавка. По вопросу о порядке применения Постановления Конституционного Суда № 38-П Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 04.06.2018 № 14-1/10/В-4036 разъяснило, что в Постановлении № 38-П порядок, сроки и особенности его исполнения не оговорены. Таким образом, Постановление № 38-П действует с момента его провозглашения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты. Иной подход не соответствовал бы принципам разумности и справедливости, не учитывал финансово-экономическое положение работодателей, в том числе, в бюджетной сфере, особенности бюджетного процесса. Кроме того, взыскание с МБОУ «СОШ №» морального вреда считают неправомерным, так как ответчик не нарушал положений трудового законодательства и Региональное соглашение на 2017 год и истцом не представлено доводов и доказательств, свидетельствующих об объеме и характере причиненных ей нравственных или физических страданий. Помимо прочего, представленные истцом квитанции и договор от ДД.ММ.ГГГГ№ не доказывают связь между понесенными издержками и рассматриваемым делом, так как в указанных документах отсутствует указание на то, в связи с каким делом оказаны услуги представителя. Следуя разъяснениям п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, а также учитывая, что заявленные истцом требования составляют 32 424,32 рублей, небольшой объем оказанных услуг, считают судебные расходы на услуги представителя в размере 20 000 рублей явно не соответствующими принципу разумности. На основании изложенного, оценивая разумность и обоснованность заявленных судебных расходов считают, что они не подлежат взысканию в полном объеме.
В предыдущем судебном заседании представитель ответчика МБОУ «СОШ №» ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1, впоследствии уточненные, не признала и пояснила, что Постановление Конституционного Суда РФ № 38-П актуально для тех, кто устанавливает минимальный размер оплаты труда, в то же время СОШ № является исполнителем тех положений законодательства, которые уже приняты, таким образом ответчик не мог не исполнить положения Регионального соглашения, принятого в 2017 году. Кроме того, позиция истца является ошибочной, поскольку Региональным соглашением на 2017 год для минимальный размер оплаты труда не установлен, он устанавливается для конкретных районов, в частности для , также как и для других районов, приравненных к районам Крайнего Севера на территории и составляет 15 000 рублей. Минимальный размер оплаты труда был принят с учетом климатических условий, в том числе в . Кроме того, Постановление Конституционного Суда № 38 вступает в силу с даты его провозглашения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. По данному вопросу есть разъяснение Министерства труда и социальной защиты РФ, которое изложено в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанным разъяснениям постановление Конституционного Суда № 38-П вступает в силу именно с даты провозглашения и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Как указывает Министерство труда и социальной защиты РФ иной подход не соответствовал бы принципам разумности, справедливости и не учитывал бы финансово-экономическое положение работодателя, в том числе в бюджетной сфере. Поэтому осуществление перерасчета заработной платы истца за ДД.ММ.ГГГГ недопустимо. Начисления за ДД.ММ.ГГГГ произведены с учетом особенностей района, в дальнейшем Региональным соглашением был установлен минимальный размер оплаты труда на территории , который с ДД.ММ.ГГГГ составляет 9489 рублей на всей территории , без разграничений по районам и без учета районного коэффициенты и северной надбавки. Требования истца о взыскании морального вреда, также не подлежат удовлетворению, поскольку ни истцом, ни представителем истца не представлены доказательства о несении истцом морального ущерба. Требование о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 20 000 рублей, так же недопустимо, поскольку сумма заявленных требований составляет 26 000 рублей, а сумма взыскиваемых судебных расходов явно не является разумной поскольку, составляет 78 % от первоначальной суммы. Кроме того, в представленном договоре на оказание юридических услуг не указано, какие именно услуги оказаны, нет следственной связи между оказанными услугами и гражданским делом, не указаны расценки на перечисленные услуги, которые предоставляет представитель истца. Кроме того доверенность на предоставление интересов истца выдана представителю только ДД.ММ.ГГГГ и есть только одна квитанция от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 000 рублей, вторая квитанция от ДД.ММ.ГГГГ. Данная квитанция, с учетом того, что доверенность на представителя выдана ДД.ММ.ГГГГ, не позволяет сделать вывод о том, что эта сумма была затрачена на расходы связанные именно с рассматриваемым гражданским делом.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, 10.12.1948, каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46 часть 1), в том числе закрепленных статьей 37 Конституции Российской Федерации прав в сфере труда. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право, в том числе, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Согласно статьям 15, 16 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя, установленная ст. 22 Трудового кодекса РФ, выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд, к которому относится, в том числе, и работа, которую работник вынужден выполнять с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы и выплатой ее не в полном размере, запрещен.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 315 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Федеральный закон РФ №4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» закрепил, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с п.1 разъяснения Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. №49, процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установлена к заработной плате лицам за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями (то есть в местностях с особыми климатическими условиями).
Статьями 316, 317 Трудового кодекса РФ установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда, гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда. Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель установил основные гарантии, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации (ст. 133 ТК РФ).
В силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Но при этом, законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда и в зависимости от условий труда, в связи с природно-климатическими условиями, указав их в главе 50 Трудового кодекса РФ, в том числе, гарантии выплаты районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, по своему размеру не будет отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Иное понимание закона противоречит нормам международного права, в том числе Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г., подписанному в СССР и вступившему в силу 3.10.1976 г. (обязательный для РФ как его правопреемника по международным договорам), устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую зарплату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7) и означает отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с частью одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (п.5 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П). Следовательно, компенсационные выплаты должны начисляться на минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 ФЗ № 82-ФЗ от 12.06.2000 г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года установлен в размере 7 800 рублей в месяц и в соответствии с редакцией от 28.12.2017 N 421-ФЗ, с 01.01.2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 9 489 рублей в месяц.
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в на 2017 год от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ минимальная заработная плата в для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов , работников иных работодателей с ДД.ММ.ГГГГ устанавливается в в размере 15 000 рублей (п. 1.1).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного пунктом 1.1 настоящего Соглашения, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (п. 1.2 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в на 2017 год).
Вопреки доводам представителя ответчика информация о том, что в минимальную заработную плату в включены северная надбавка и районный коэффициент, в Региональном соглашении отсутствует.
Постановлением Совета Министров СССР от 05 августа 1971 г. № 553 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены", регламентировано ввести с 1 января 1972 г. районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Алтайском крае, Томской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Тюменской областях, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы утвердить совместно с ВЦСПС размеры вводимых в соответствии с настоящим Постановлением районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих и порядок применения коэффициентов.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в следующих размерах: Томская область (исключая г. Томск) - 1,20; Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Тюменская области, г. Томск Томской области - 1,15.
На основании п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года за N 309 «О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области» районный коэффициент на территории Колпашевского района с 1 мая 1992 года установлен 1,5 и северная надбавка составляет до 50% для работающих в производственных и непроизводственных сферах.
При установлении районного коэффициента в размере 50% и процентной надбавки к заработной плате 50% заработка для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, работников иных работодателей, заработная плата при условии выполнения нормы рабочего времени с 01.01.2017 должна быть не ниже 30 000 рублей в месяц (15 000 рублей (размер минимальной заработной платы в Колпашевском районе в соответствии с региональным соглашением) х 50% х 50%).
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» .
В соответствии с исследованными в судебном заседании материалами: трудовой книжкой № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором (контрактом) от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительными соглашениями к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была принята на работу в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №» (после реорганизации путем присоединения - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» ) поваром, оклад в настоящее время составляет 5 177 рублей. Истцу установлен районный коэффициент в размере 50%; надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 50%. Заработная плата выплачивается работнику 10 и 25 числа каждого месяца (л.д. 5-8, 50-51, 52, 117, 118).
В соответствии с Порядком формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» (с изменениями, внесенными Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «СОШ №» , порядок и условия оплаты труда работников организации устанавливается с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; государственных гарантий по оплате труда; видом выплат компенсационного характера; видов выплат стимулирующего характера; настоящего Порядка; коллективного договора; мнения профсоюза (п.2). Работникам в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, устанавливаются компенсационные выплаты, в том числе за работу в местностях с особыми климатическим условиями, к заработной плате работников образовательных учреждений применяются: районные коэффициенты; процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.п.8 п. 11.1). Оклад (должностной оклад) и компенсационные выплаты, указанные в п. 11 настоящего Порядка, не образуют новый оклад (должностной оклад), не учитываются при начислении иных компенсационных и стимулирующих выплат, за исключением начисления районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 11.2) (л.д.53-116, 119-121).
Согласно справке о норме отработанных дней от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», а также табелям учета использования рабочего времени за периоды с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, повар МБОУ «СОШ №», отработала в ДД.ММ.ГГГГ года рабочий день при норме 21 рабочий день, в ДД.ММ.ГГГГ года – рабочий день при норме 21 рабочий день (л.д. 126, 127, 129).
В то же время, согласно расчетным листкам, представленным истцом (л.д. 9), начисленная заработная плата ФИО1, после удержания налога на доходы физических лиц, за ДД.ММ.ГГГГ года составила 15 897 рублей 32 копейки, за ДД.ММ.ГГГГ года 13 932 рубля 16 копеек.
Следовательно, истцу ФИО1 заработная плата, при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) не должна быть начислена за работу на полную ставку менее 30 000 рублей в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (15 000 рублей (размер минимальной заработной платы в в соответствии с региональным соглашением) х 50% х 50%).
На основании изложенного, следует, что истцу ФИО1 начислено за рабочий день (при норме рабочего времени - 21 рабочий день) в ДД.ММ.ГГГГ года: оклад – 5 546 рублей 79 копеек, доплата за увеличение объема работы 557 рублей 14 копеек, надбавка за особые условия службы 221 рубль 87 копеек, персональная надбавка 2 810 рублей 36 копеек, всего начислено без учета районного коэффициента и северной надбавки – 9 136 рублей 16 копеек, что менее установленного законом минимального размера оплаты труда и является незаконным. Районный коэффициент и северная надбавка истцу начислены в размере по 4 568 рублей 08 копеек и включены в состав минимальной заработной платы, в то время как подлежат начислению сверх заработной платы, которая должна составлять сумму не менее минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением в на 2017 год, пропорционально отработанному времени. То есть, истцу за рабочий день в ДД.ММ.ГГГГ года (полную норму рабочего времени) должно быть начислено 15 000 рублей, без учета компенсационных выплат (районного коэффициента и северной надбавки) и 30 000 рублей с учетом компенсационных выплат, следовательно, недоначислено заработной платы в размере 10 083 рубля 18 копеек (25 631 рубль 16 копеек (после удержания подоходного налога и профсоюзных взносов, по ведомости за питание), - фактически к выдаче – 15 547 рублей 98 копеек).
Аналогично, истцу ФИО1 начислено за рабочий день (при норме рабочего времени - 21 рабочий день) в ДД.ММ.ГГГГ года: оклад – 5 177 рублей, надбавка за особые условия службы 207 рублей 08 копеек, персональная надбавка 2623 рубля, всего начислено без учета районного коэффициента и северной надбавки – 8007 рублей 08 копеек, что менее установленного законом минимального размера оплаты труда и является незаконным. Районный коэффициент и северная надбавка истцу начислены в размере по 4003 рубля 54 копеек и включены в состав минимальной заработной платы, в то время как подлежат начислению сверх заработной платы, которая должна составлять сумму не менее минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением в на 2017 год, пропорционально отработанному времени. То есть, истцу за рабочий день в ДД.ММ.ГГГГ года (полную норму рабочего времени) должно быть начислено 15 000 рублей, без учета компенсационных выплат (районного коэффициента и северной надбавки) и 30 000 рублей с учетом компенсационных выплат, следовательно, недоначислено заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 12025 рублей 91 копейки (25 636 рублей 32 копейки – после удержания подоходного налога и профсоюзных взносов, по ведомости за питание), фактически к выдаче – 13610 рублей 41 копейка).
Таким образом, данные суммы исчислены путем вычета из заработной платы, подлежащей начислению пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в , фактически начисленной работодателем заработной платы, с учетом обязательных налоговых платежей и удержаний профсоюзных взносов и оплат по ведомости за питание. Указанные удержания истцом не оспаривались.
Поскольку, в указанный истцом и рассмотренный судом, с учётом ст. 392 ТК РФ, период, при начислении месячной заработной платы, ответчик, в нарушение трудового законодательства, не учитывал районный коэффициент и надбавку к заработной плате за работу в , сверх установленной Региональным соглашением минимальной заработной платы в , подлежит удовлетворению и требование истца о признании незаконным начисление ответчиком заработной платы в размере менее установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в , без учета компенсационных выплат, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в .
С учетом изложенного, задолженность по заработной плате МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» перед ФИО1 (недоначисленная заработная плата) за период ее работы в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составляет 22 109 рублей 09 копеек (10 083,18 руб. + 12 025,91 руб. = 22 109,09 руб.), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку доказательств, подтверждающих выплату истцу заработной платы в полном объеме, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Разрешая требование истца ФИО1 о взыскании с ответчика недоначисленных отпускных в размере 3 629 рублей 46 копеек, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно пункту 4 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 г. N 169 (ред. от 20.04.2010), в срок работы, дающий право на очередной отпуск, засчитывается фактически проработанное время.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев. При определении среднего заработка используется средний дневной заработок в случае оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. 10. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3). Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце. Во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно записке-расчету от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «СОШ №», ФИО1 предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в количестве календарного дня, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-45).
Представителем ответчика представлен расчет начисленных и выплаченных истцу ФИО1 отпускных.
Среднедневной заработок ФИО1 за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 656 рублей 39 копеек (206 316,81 руб. / 314,32).
Из расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что истцу были начислены отпускные за календарный день в размере 33 475 рублей 89 копеек (л.д. 46).
Таким образом, суд признает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании недоначисленных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 588 рублей 32 копеек (оплата отпуска за день составит 37 063,23 рублей (228 425,9 (206316,81+22 109,09) / 314,32 x дн.), начислено и выплачено – 33 475,89 рублей).
На основании ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ на недоначисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года и отпускные с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно, по ДД.ММ.ГГГГ. На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд не может выйти за пределы заявленных истцом исковых требований. Между тем, суд не может согласиться с началом расчетных периодов, поскольку в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО1 (л.д. 52), заработная плата последней выплачивалась 10 и 25 числа каждого месяца, что подтверждено в судебном заседании представителем ответчика и не оспорено представителем истца.
При таких обстоятельствах, денежная компенсация за недоплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года составит 1 526 рублей 77 копеек исходя из следующего расчета.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дн.): 10 083,18 x 8,25% x 1/150 x 8 дн. = 44,37;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (56 дн.): 10 083,18 руб. x 7,75% x 1/150 x 56 дн. = 291,74;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (42 дн.): 10 083,18 руб. x 7,5% x 1/150 x 42 дн. = 212,75;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (175 дн.): 10 083,18 руб. x 7,25% x 1/150 x 175 дн. = 852,87;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.): 10 083,18 руб. х 7,50% х 1/150 х 25 дн. = 126,04.
Итого: 1 526 рублей 77 копеек.
При аналогичном расчете процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ на недоначисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года денежная компенсация составит 1625 рублей 09 копеек, за отпускные – 126 рублей 36 копеек.
При этом, доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что произвести перерасчет заработной платы и взыскать недоначисленную заработную плату возможно только с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны, по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В пункте 2 Постановления от 07.12.2017 N 38-П указано, что выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 N 25-П разъяснено, что юридической силой постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы и тем самым устраняется неопределенность в ее интерпретации с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации, обусловливается невозможность применения данной нормы (а значит, прекращение действия) в любом другом истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации. Иное - в нарушение статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" - означало бы возможность применения нормы в прежнем ее понимании, не соответствующем Конституции Российской Федерации и, следовательно, влекущем нарушение конституционных прав и свобод. С момента вступления постановления Конституционного Суда Российской Федерации в силу такая норма не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П, от 26.02.2010 N 4-П и от 21.12.2011 N 30-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2008 N 556-О-Р, от 16.07.2009 N 957-О-О, от 01.06.2010 N 755-О-О и др.).
На указанные обстоятельства обращено внимание и в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р, которым ходатайство Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о разъяснении Постановления от 07.12.2017 N 38-П признано не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку спор разрешен судом после ДД.ММ.ГГГГ, суд не вправе применить нормы трудового законодательства в любом другом истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановления от 07.12.2017 N 38-П.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит ограничений для взыскания компенсации морального вреда, поэтому суд вправе удовлетворить требование работника о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя вытекающими из трудовых правоотношений. Нравственные страдания работника при этом предполагаются. Соответствующее разъяснение содержится в абз. 2 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", исходя из того, что судом установлен факт неправомерных действий ответчика, который в нарушение трудового законодательства начислял истцу заработную плату менее установленной нормы, считает требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда законными и обоснованными.
С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины работодателя, длительность нарушения трудовых прав истца, в том числе то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата истцу в полном объеме не выплачивалась, а также, учитывая принципы разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
В абз. 2 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 21.01.2016 N 1 суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, как следует из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления).
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10 Постановления).
Истец просит взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В подтверждение понесенных судебных расходов истцом представлен заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (заказчик) и ООО «Человек и закона», в лице директора ФИО2 (исполнитель), договор о предоставлении юридических услуг №, согласно которому общество обязуется оказать услуги: сбор информации и документов в суд; составление искового заявления от имени заказчика к МБОУ «СОШ №» о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов, морального вреда, судебных расходов; составление расчета недоплаченной заработной платы, процентов; копирование документов в суд; подача искового заявления в суд; представительство в суде первой инстанции. При этом стоимость услуг по договору определена в сумме 20 000 рублей. Оплата услуг исполнителя осуществляется путем наличного расчета в размере 10 000 рублей при подписании договора, оставшуюся сумму в размере 10 000 рублей заказчик оплачивает не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40).
Из представленных ФИО1 квитанций № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ею в качестве оплаты по договору № о предоставлении юридических услуг оплачено ФИО2 10 000 рублей и 10 000 рублей соответственно (л.д.41,42).
Вопреки доводам представтеля ответчика указанные документы подтвеждают факт несения истцом ФИО1 судебных расходов по оплате услуг представителя, и их взаимосвязь с настоящим гражданским делом.
Однако, учитывая категорию настоящего дела, работу, которая была проведена представителем истца, участие представителя в судебных заседаниях, объем проведенной им работы, существо и сложность требований, частичное их удовлетворение, длительность рассмотрения дела, исходя из соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, и соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 7 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о признании незаконным начисления заработной платы без учета компенсационных выплат, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных, процентов, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным начисление муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №» заработной платы ФИО1 в размере менее установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в , без учета компенсационных выплаты, начисляемых сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в .
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 083 рублей 18 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 025 рублей 91 копейки, недоначисленные отпускные в сумме 3588 рублей 32 копеек; проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ на недоначисленную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 1526 рублей 77 копеек, за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 1625 рублей 09 копеек, на отпускные в сумме 126 рублей 36 копеек; компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей; судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей, а всего взыскать 36 975 (Тридцать шесть тысяч девятьсот семьдесят пять) рублей 63 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения составлен: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Бакулина
Подлинный судебный акт подшит в дело №
Колпашевского городского суда