ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7534/23 от 19.12.2023 Мытищинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-7534/23

УИД 50RS0028-01-2023-006931-61

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мытищи, Московская область 19 декабря 2023 г.

Мытищинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Слободянюка Д.А.,

при секретаре Яркиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7534/2023 по исковому заявлению Савчук Любовь Георгиевны к Министерству социального развития Московской области, окружному управлению социального развития №6 Министерства социального развития Московской области, Администрации г.о. Мытищи Московской области об установлении размера субсидий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Мытищинский городской суд с требованиями об установлении размера субсидий по оплате квартплаты и коммунальных услуг в размере 100%, произведении перерасчета субсидий с декабря 2007 года, обязании окружного управления социального развития №6 Министерства социального развития Московской области недоплаченную сумму субсидий перевести в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка», переводить 100% субсидий в сфере ЖК напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка».

В обоснование своих требований истец указала на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году она приобрела однокомнатную квартиру в доме долевого строительства, присвоен лицевой счет . С ДД.ММ.ГГГГ года истец получает пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума, ввиду чего ей положены субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер которых, по – мнению истца, выплачиваются ей не в полном объеме.

В судебном заседание истец заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель Министерства социального развития Московской области, окружного управления социального развития №6 по доверенности просила в иске отказать указала, что субсидии рассчитаны верно.

Представитель Администрации г.о. Мытищи Московской области в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представители третьих лиц ООО "РКЦ", МУП "Сукромка" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов.

Согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

В силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Пунктом 41 Правил предусмотрено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 22.10.2009 N 120/2009-03 «О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области» установлено, что меры социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в пределах размера стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного статьей 2 настоящего Закона, но не более фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Для одиноко проживающих граждан из числа лиц, имеющих в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, размер стандарта нормативной площади жилого помещения для предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается в размере 42 кв. метров обшей площади жилого помещения, но не более Фактического размера занимаемой ими обшей площади жилого помещения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федераций от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее — Постановление) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего гражданина (максимальная допустимая доля расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - 22% бюджета).

Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2023 год установлен Постановлением Правительства МО от 27.04.2022 N 432/15 «Об установлении стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов» и Постановлением Правительства Московской области от 21.12.2022 года№ 1462/48 «Об установлении стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в Московской области с 01 декабря 2022 год по 2024-2025 годов», в котором указано, что размер региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ССЖКУ) для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда в многоквартирных домах, зависит от отопительного, не отопительного и круглогодичного отопления, от категории заявителя, количества постоянно зарегистрированных граждан и то площади помещения.

В ходе судебного заседания установлено, что истец зарегистрирована одна в квартире общей площадью 47,90 кв.м.

Решением Министерства социального развития Московской области истцу на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ устанавливалась мера социальной поддержки «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» в размер 2 369,88 руб.

Решением Министерства социального развития Московской области истцу на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ устанавливалась мера социальной поддержки «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» в размере 2 315,31руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в размере 5 614,87 руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно расчету истца, при определении права на момент назначения учитывался среднемесячный доход истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составил 14210,48 руб. поправочный коэффициент с учетом уровня прожиточного минимума 0,9564.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный на момент, обращения в не отопительный период, составлял 4 709,92 руб. и максимально допустимая доля расходов при доходе истца составила 2 990,00 руб. (14 210,48*22%*0,9564 = 2 990,00 руб.).

Субсидия рассчитывалась следующим образом региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг за минусом максимально допустимой долей расходов 4 709,92 - 2 990,00 = 1 719,92 руб.

В отопительный период субсидия рассчитывалась следующим образом. Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный на отопительный период, составляет 8 009,48 руб. и максимально допустимая доля расходов при доходе истца составила 2 990,00 руб. (14 210,48*22% * 0, 9564 = 2 990,00 руб.).

Соответственно субсидия в отопительный период рассчитывалась следующим образом региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг за минусом максимально допустимой долей расходов 8 009,48 - 2 990,00 = 5 626,65 руб.

Также материалы дела содержат платежные поручения подтверждающие выплаты субсидий истцу, при этом платежные поручения содержат назначение платежа, указывающее на форму выплаты

Все расчеты субсидий приведены Министерством социального развития Московской области в подробном виде, судом проверены, признаны верными.

С расчетом представленным истцом суд не может согласиться на основании следующего.

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).

В пояснениях к расчету представленным истцом указаны нормативно-правовые акты утратившие силу или отменены, а именно: Постановление Правительства РФ от 30.05.1998 N 536 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год", Постановление Правительства РФ от 24.02.1999 N 205 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год", Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы",Постановление Правительства РФ от 19.11.2001 N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год", Постановление Правительства РФ от 25.08.2003 N 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год", Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", Постановление Правительства РФ от 16.12.2006 N 772 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2007 год", Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 N 405 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 - 2010 годы", Постановление Правительства РФ от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы", Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы", Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 N 610 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 - 2017 годы", Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 N 97 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 - 2018 годы".

Расчет, представленный истцом не содержит оснований или пояснений начисления каждой суммы, общих сумм начислений за каждый месяц; в пояснениях отсутствуют последовательные арифметические действия, алгоритмы исчисления суммы.

Также из материалов дела следует, что истцу предоставлялись субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 в размере 2 168,83 руб., с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 2 281,51 руб., с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 3 150,17 руб., с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размере 1 405,02 руб. Доказательств удовлетворения заявлений истца о начислении субсидий на иные периоды, а также признаний незаконными решений об отказе в начислении субсидий материалы дела не содержат.

Истец не представил в материалы дела доказательств, а также расчеты, свидетельствующие о начислении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с нарушениями.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками представлены доказательства правомерности начисления субсидий, данные доказательства не опровергнуты истцом в судебном заседании.

Из ч. 4 ст. 159 ЖК субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Таким образом, действующей законодательство не предусматривает возможность начисления субсидий иным лицам, кроме обратившихся граждан.

Таким образом, требования истца об установлении размера субсидий по оплате квартплаты и коммунальных услуг в размере 100%, произведении перерасчета субсидий с декабря 2007 года, обязании окружного управления социального развития №6 Министества социального развития Московской области недоплаченную сумму субсидий перевести в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка», переводить 100% субсидий в сфере ЖК напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка» удовлетворению не подлежат.

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

Ответчиком заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности и об отказе в иске по данному основанию.

По правилам ст. 196 ГК РФ на данные исковые требования распространяется общий срок исковой давности, составляющий три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Согласно ст. ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, а также по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснил, что исходя из нормы ст. 195 ГК РФ под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В суд истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, предусмотренный законом трехлетний срок по требованиям о перерасчете субсидий с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ, обязании окружного управления социального развития №6 Министества социального развития Московской области недоплаченную сумму субсидий перевести в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка» за период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части.

Никаких уважительных причин пропуска истцом срока исковой давности по материалам дела не представлено, тем самым, никаких правовых оснований для восстановления срока исковой давности в настоящем случае не имеется (ст. 205 ГК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социального развития Московской области, окружному управлению социального развития №6 Министерства социального развития Московской области, Администрации г.о. Мытищи Московской области об установлении размера субсидий по оплате квартплаты и коммунальных услуг в размере 100%, произведении перерасчета субсидий с ДД.ММ.ГГГГ года, обязании окружного управления социального развития №6 Министества социального развития Московской области недоплаченную сумму субсидий перевести в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка», переводить 100% субсидий в сфере ЖК напрямую в управляющую организацию МУП «Сукромка» – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024

Судья: подпись Д.А. Слободянюк

Копия верна

Судья