Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Видное
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гоморевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Сабановой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения в части изъятия недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в части изъятия недвижимого имущества.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что распоряжением Департамента городского имущества города Москвы №43622 от 15.12.2020 г. "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" для целей реализации постановления Правительства Москвы от 03.11.2020 г. №1871-1111 "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы 2020-2023 годы": "Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от МКА до автомобильной дороги "Солнцево<адрес>" изымаются принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества, а именно: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> и жилой дом с кадастровым номером 50:21:0030101:529, расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес><адрес>
Считает, что Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы №43622 от 15.12.2020 г. "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно Распоряжению № 43622 от 15.12.2020 г., изъятие объектов недвижимого имущества в поселке Битца Ленинского городского округа Московской области производится в соответствии с Федеральным законом правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако, пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. №43-ФЗ предусматривает, что он регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года №560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью" с 01 июля 2012 года к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий. То есть указанный Федеральный закон регулирует земельные и градостроительные отношения, в той или иной мере связанные со строительной деятельностью на территории города Москвы, а не на территории Московской области.
Таким образом, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 43622 от 15.12.2020 г. Принято с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
В письменных пояснениях к иску административный истец указал, что оспариваемое распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № 43622 от 15.12.2020 г. получил ДД.ММ.ГГГГ и им сразу был подан соответствующий иск в Пресненский районный суд г.Москвы, который был возвращен истцу, в связи с чем сроки на обращение им не пропущены.
В постановлении №560-СФ от 27.12.2017 г. отсутствуют сведения об изменении границ включающие п.Битца. Закон №43-ФЗ регулирует земельные и градостроительные отношения, в той или иной мере связанные со строительной деятельностью на территории г.Москвы, а не Московской области. Соответственно на территорию поселка Битца Ленинского городского округа Московской области указанный Закон №43-ФЗ не распространяется, поскольку поселок Битца не передан в административные границы г. Москвы постановлением №560-СФ от 27.12.2011г.
В адрес истца ДД.ММ.ГГГГ От ответчика поступило письмо №№ в котором указано об отсутствии необходимости изъятия земельного участка с кадастровым номером № и после утверждения откорректированного проекта планировки в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 №77-ПП будет обеспечено внесение изменений в оспариваемое распоряжение в части исключения земельного участка с кадастровым номером № и расположенных на нем объектов капитального строительства. Истец ссылается на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих, что в отношении оспариваемого акта проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ч. 12.4 ст. 45 ГрКРФ.
Истец считает, что подлежит признанию незаконным и просит отменить распоряжение Департамента городского имущества города Москвы №43622 от 15.12.2020 г. в части недвижимого имущества истца, поскольку распоряжение принято с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
Представитель административного истца в лице гр. ФИО2, после перехода рассмотрения дела в соответствии с КАС РФ, не был допущен к даче пояснений, в связи с отсутствием высшего юридического образования.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы в лице гр. ФИО3, действующего на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований на основании письменных пояснений, в которых пояснил следующее:
Департамент в порядке п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013г. №99-ПП, принимает решения об изъятии земельных участков и или иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.
Изъятие земельных участков для нужд города Москвы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом, в соответствии с порядком установленным положениями Федерального закона от 05.04.2013 №43-ФЗ и особенностями, установленными федеральным законом от 31.06.2020 №254-ФЗ. Оспариваемое распоряжение Департамента является ненормативным правовым актом, поскольку само по себе не содержит норм права и не устанавливает правил поведения, а лишь представляет собой акт применения специального правового режима, уже установленного законом или иным нормативным правовым актом.
Истцом пропущен 2-х месячный срок на обращение в суд с заявленными требованиями в порядке гл. 22 КАС РФ с учетом порядка, установленного положениями Федерального закона от 05.04.2013 №43-ФЗ, где к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по изъятию земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, применяется 2-х месячный срок на обращение в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с ч. 16 ст. 9 Закона №43-ФЗ, решение об изъятии недвижимого имущества подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) органом местного самоуправления по месту нахождения изымаемого объекта недвижимого имущества, а также размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации - города федерального значения Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи дней со дня принятия этого решения. Истцу о нарушении своих прав должно было стать известно после 18.12.2020 - дата публикации Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15.12.2020 №43622 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества" на официальном сайте: https://www.mos.ru/. При этом в суд с настоящим заявлением заявитель обратился лишь 15.04.2021 г. Ранее заявление и жалобы в адрес Департамента от административного истца не поступали. Следовательно заявителем пропущен двухмесячный срок, и отсутствуют уважительные причины для восстановления срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные истцом доводы не свидетельствуют о нарушении его прав оспариваемым в части распоряжением.
Департаментом издано оспариваемое распоряжение, из преамбулы которого следует, что он принят в соответствии с ЗК РФ, ст.ст. 279, 281 ГК РФ, Законом №43-ФЗ, постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020 №1623-ПП, а также в целях реализации постановлений правительства Москвы от 03.11.2020 №1871-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы" и от 12.10.2021 №1591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы".
Из текста спорного распоряжения следует, что изъятие недвижимого имущества у истца осуществляется для целей строительства территорий линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево-Бутово-Видное, которое предусмотрено постановлениями Правительства Москвы от 03.11.2020 №1871-ПП и от 12.10.2021 №1591-ПП.
В силу п. 2 ст. 13 Закона №137-ФЗ резервирование земель, изъятие земельных участок и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта РФ - города федерального значение Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно - пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Закона №43-ФЗ. Таким образом, изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со ст.ст. 49, 55, 63 ЗК РФ, ст. 279, 281 ГК РФ, ст. 7-11, 28 Закона №43-ФЗ. Ст. 8 Закона №43-ФЗ установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд. Сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд недвижимого имущества в установленном порядке опубликовано на официальном сайте: https://www.mos.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Следовательно, сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд недвижимых имуществ официально опубликовано, что соответствует требованиям вышеназванного закона. Следующим этапом является принятие решения об изъятии недвижимого имущества. Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 №99-ПП принято вышеуказанное решение в виде ненормативного правового акта - распоряжение Департамента от 15.12.2020 №43622 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества". Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность изъятия зданий, необходимых для строительства улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от МКАД до автомобильной дороги Солнцево-Бутово-Видное в рамках представленных Департаменту полномочий. Согласно нормам законодательства о правовых актах города Москвы официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальных изданиях Мэра и правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и правительства Москвы" или газете "Тверская, 13" либо первое размещение полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Департаментом в адрес истца направлено уведомление о выпуске указанного распоряжения по всем известным адресам. Оспариваемым распоряжением принято в соответствии с положениями земельного и гражданского законодательства об изъятии объектов недвижимого имущества, а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 №77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы", в которых установлен порядок и форма предоставления компенсации.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 25.02.2014 г. №77-ПП государственный заказчик в лице Департамента строительства города Москвы обеспечивает проведение оценки изымаемого имущества, а также проводит необходимые мероприятия по заключению соглашений об изъятии недвижимого имущества и выплате компенсации правообладателям. Исходя из ч. 2, 3, 4, 8 ст. 10 Закона №43-ФЗ, оспариваемое истцом распоряжение принято в пределах предоставленных полномочий, при его принятии детально соблюден порядок изъятия недвижимого имущества, предусмотренный законом №43-ФЗ. Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа государственной власти недействительным. Оспариваемое распоряжение принято уполномоченным государственным органом, соответствует требованиям норм действующего законодательства, определяющим изъятие объектов недвижимости для государственных нужд, не нарушает права и законные интересы истца. Самим истцом не подтвержден факт нарушения или оспаривания каких-либо его прав и законных интересов действиями Департамента, а также не представлено каких-либо доказательств такого нарушения или оспаривания.
Суд, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
На основании ч.ч. 1,2,3,4,5, 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является собственником имущества, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0030101:39, запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, жилого дома с кадастровым номером № запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и жилого дома с кадастровым номером № запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 28, 29-32, 33-36, 37-41).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № 43622 от 15.12.2020 г. "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" для целей реализации постановления Правительства Москвы от 03.11.2020 г. №1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы 2020-2023 годы": "Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникации на участке Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе" изымаются принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества, а именно: земельный участок с кадастровым номером № и жилые дома с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес> (п.п. 17- 19 Приложения к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 15.12.2020 г. № 43622 (л.д. 12-18, 19-20).
В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, отчуждение объектов недвижимого имущества, прекращение и переход прав на них, установление сервитута и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 43-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением с 01 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий.
Порядок изъятия недвижимого имущества предусмотрен статьей 10 Закона № 43-ФЗ, в соответствии с п. 1 ст. 10 которого, изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2).
Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях.
В подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной правовой нормы перечислены объекты государственного и муниципального значения, для размещения которых осуществляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также предусмотрена возможность изъятия земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 49 ЗК РФ случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть связаны также и с иными исключительными обстоятельствами, отличными от указанных в подпунктах 1 и 2 части 1 данной правовой нормы.
В данном случае в качестве обстоятельств, указывающих на наличие публичных нужд и требующих изъятие земельных участков у административного истца, административный ответчик ссылается на оспариваемое распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.12.2020 г. № 43622, согласно которому изъятие объектов недвижимого имущества в поселке Битца Ленинского городского округа Московской области производится в соответствии с ЗК РФ, ст.ст. 279, 281 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 г. 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территории о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ", постановлением правительства Москвы от 29.09.2020 №1623-ПП "Об утверждении проекта планировки территорий линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное", а также в целях реализации постановлений правительства Москвы от 03.11.2020 №1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы" и от 12.10.2021 №1591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы".
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорт и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Закона №43-ФЗ.
Глава 2 Закона №43-ФЗ регламентирует порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Закона №43-ФЗ наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения.
В соответствии с положениями Закона №43-ФЗ,, особенностями, установленными законом №254-ФЗ, в порядке п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 №99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы принимает решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.
В соответствии со ст. 9 закона №43-ФЗ в решении об изъятии недвижимого имущества должны быть указаны все изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и (или) иные объекты недвижимого имущества. При этом если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего федерального закона, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
Исходя из указанного, норм Градостроительного кодекса с учетом названных положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса и Земельного кодекса, суд принимает во внимание приведенные административным ответчиком обстоятельства принудительного изъятия имущества у частных лиц, а действия административного ответчика в части изъятия зданий, необходимых для строительства улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от МКАД до автомобильной дороги "Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе" признает основанными на действующем законодательстве, а оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, принятым в рамках представленных Департаменту полномочий.
С учетом указанного, суд находит неубедительными доводы административного истца о том, что оспариваемое распоряжение Департамента подлежит отмене в связи с тем, что на территорию поселка Битца Ленинского городского округа Московской области указанный Закон №43-ФЗ не распространяется, поскольку поселок Битца не передан в административные границы г. Москвы, а указанный Закон №43-ФЗ регулирует земельные и градостроительные отношения, в той или иной мере связанные со строительной деятельностью на территории города Москвы, а не на территории Московской области.
Оспариваемое распоряжение Департамента является ненормативным правовым актом, поскольку само по себе не содержит норм права и не устанавливает правил поведения, а лишь представляет собой акт применения специального правового режима уже установленного законом и иным нормативным правовым актом.
Административным истцом не представлено суду доказательств того, в чем именно оспариваемым распоряжением Департамента нарушаются его права и интересы. Так, согласно ответу УДМС-12-3200/21-1 от 09.09.2021 г.на обращение административного истца, Департамент выразил возможность внесения изменения в оспариваемое распоряжение в части недвижимого имущества истца после проведения соответствующих мероприятий по корректировке проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020 №1623-ПП "Об утверждении территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солцево-Бутово-Видное". После утверждения откорректированного проекта планировки в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 №77-ПП будет обеспечено внесение изменений в распоряжение об изъятии от 15.12.2020 г. №43622 в части исключения земельного участка с кадастровым номером № и расположенных на нем объектов капитального строительства. Исходя из указанного, ответчиком подтверждено, что оспариваемое распоряжение Департамента в части изъятия имущества у административного истца, будет пересмотрено.
Административным истцом не приведено законных оснований для отмены оспариваемого распоряжения Департамента с учетом изложенных в ответе намерений административного ответчика по пересмотру данного распоряжения в части недвижимого имущества административного истца.
Суд также считает недоказанными доводы административного истца о том, что он не был надлежащим образом уведомлен об изъятии имущества.
В ст. 8 Закона №43-ФЗ установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд. В соответствии с п. 15 ст. 9 Закона №43-ФЗ копия решения об изъятии недвижимого имущества направляется в течение семи дней со дня принятия такого решения правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным для связи с правообладателями изымаемых объектов недвижимого имущества в государственном кадастре недвижимости и в заявлении об учете прав на недвижимое имущество, а также по месту нахождения изымаемых объектов недвижимого имущества. При наличии информации об иных адресах копия этого решения направляется также по таким иным адресам.
Административным ответчиком представлены доказательства направления уведомления о выпуске оспариваемого распоряжения Департамента по имеющимся адресам административного истца.
Учитывая изложенное, суд считает, что распоряжение Департамента от 15.12.2020 №43622 принято уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
К тому же, истцом пропущен срок для обращения в суд с такими требованиями.
Руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В требовании ФИО1 к Департаменту городского имущества <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 43622 от 15.12.2020 г. «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества» в части изъятия принадлежащего ФИО1 имущества - земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с/о Булатниковский, <адрес>, а также жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Видновский суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.А. Гоморева