Алексинский городской суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Алексинский городской суд Тульской области — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2010 года г.Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Миначевой В.Ф.,
при секретарях Васильевой Е., Ведниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-756/10 по иску администрации муниципального образования Алексинский район к ФИО1 о признании самовольно возведенными объектов на земельном участке с кадастровым номером ..., принадлежащем на праве собственности и об обязании снести самовольно возведенные объекты,
установил:
Администрация муниципального образования Алексинский район обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании самовольно возведенными объектов на земельном участке с кадастровым номером ..., принадлежащем на праве собственности и об обязании снести самовольно возведенные объекты.
В обоснование своих исковых требований указала на то, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Уставом МО Шелепинское Алексинского района Тульской области, соглашением между органами местного самоуправления МО Шелепинское и органами местного самоуправления МО Алексинский район о передаче осуществления части полномочий № 26/6 от 19 ноября 2008 года, решением Собрания представителей МО Алексинский район от 24 сентября 2009 года за № 10 (10).6 утвержден генеральный план МО Шелепинское Алексинского района Тульской области, согласно которому определены границы земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Соглашением между органами местного самоуправления МО Шелепинское и органами местного самоуправления МО Алексинский район о передаче осуществления части полномочий № 26/6 от 19 ноября 2008 года - переданы следующие полномочия: утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
22 сентября 2009 года административной комиссией при администрации МО Алексинский район было установлено, что в районе д.... МО Шелепинское Алексинского района ФИО1 проводятся земляные работы без разрешения (оформления ордера на разрытие). Постановлением административной комиссии МО Алексинский район .... от ... года в отношении ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа.
02 декабря 2009года Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Управление Россельхознадзором по Тульской и Липецкой областям) была проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1, по результатам которой ФИО1 за использование земельного участка не по целевому назначению был привлечен к административной ответственности.
15 декабря 2009 года помощником Алексинского межрайонного прокурора Тульской области ... была проведена проверка по использованию земельного участка, в ходе которой было установлено, что на земельном участке без получения соответствующего разрешения возведено 12 капитальных построек: 6 – на стадии постройки фундамента, 4 недостроенных жилых дома, 2 – на стадии отделки.
Земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 221200 кв.м, на котором ведется незаконное строительство коттеджного поселка, в соответствии с договором дарения от ... года и свидетельством о государственной регистрации права серии 71-АВ .... от ... года, принадлежит на праве собственности ФИО1
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка № ... от ... года - земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 221200 кв.м., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с утвержденным генеральным планом МО Шелепинское Алексинского района земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 221200 кв.м., относится к благоприятным для сельскохозяйственного использования землям.
Администрация Алексинского района оценивает строительство жилых домов на сельскохозяйственных землях, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, как нецелевое использование таких земельных участков в противоречие с их разрешенным использованием.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
В соответствии со ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания и сооружения в соответствии с целевым назначением и его разрешенным использованием.
Статья 78 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.3 Федерального закона РФ № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливают, что основным принципом в соответствии с этими нормами является сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст.ст.77, 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, представленные для нужд сельского хозяйства и используемые для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
23 апреля 2009 года ФИО1 обратился в администрацию МО Алексинский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса личного подсобного хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке, принадлежащим ему на праве собственности.
18 мая 2009 года ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса личного подсобного хозяйства по причине несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка, поскольку законом не предусмотрена возможность возведения жилых домов на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения.
В данном случае выстроенные ФИО1 жилые дома являются самовольными постройками.
Просит признать самовольно возведенными постройки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 221200 кв.м., принадлежащим на праве собственности ФИО1, и обязать ФИО1 снести самовольно возведенные постройки за свой счет.
В судебном заседании:
Представитель истца администрации МО Алексинский район по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. При этом пояснила, что на основании договора дарения от ... г и свидетельства о государственной регистрации права серия 71-АВ .... от ... г. ФИО1 принадлежит на праве собственности (кадастровый номер ...) земельный участок площадью 221200 кв.м. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В договоре купли-продажи данный земельный участок охарактеризован, как земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и пашням.
В соответствии с кадастровым паспортом удельный показатель кадастровой стоимости, которая определяется в рублях за один квадратный метр, составляет 1.9437руб./ кв.м, что свидетельствует о том, что данный земельный участок является наиболее ценным для сельскохозяйственного производства. Этот удельный показатель является наивысшим районным коэффициентом. Между МО Шелепинское и органами местного самоуправления заключено соглашение № 10.10/6 от 24.09.2009 года, от 19.11.2008 г. № 26/6.
В соответствии с данным соглашением администрации МО Алексинский район были переданы следующие полномочия: утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство; разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля.
Администрация МО Алексинский район является надлежащим истцом.
Решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 24.09.2009 г. за №10.10.6 утвержден генеральный план муниципального образования Шелепинское Алексинского района. В соответствии с утвержденным генеральным планом данный земельный участок отнесен к благоприятным для сельскохозяйственного использования землям.
Объявление о публичном слушании по проекту генерального плана МО Шелепинское Алексинский район было размещено на официальном сайте и опубликовано в Алексинских вестях от 23.10.2008 года.
На момент утверждения генерального плана МО Шелепинское Алексинский район - правообладатель ФИО1 не обращался в органы местного самоуправления с инициативой об изменении генерального плана МО Шелепинское путем включения земельного участка в границы населенного пункта д..... Утвержденным генеральным планом данный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Схема предположительного размещения не нашла своего одобрения и не была утверждена. 22.09.2009 г. комиссией при администрации муниципального образования Алексинский район было установлено, что в районе д. ... МО Шелепинское Алексинского района гражданином ФИО1 проводятся земляные работы без разрешения (оформления ордера на разрытие). Постановлением административной комиссии муниципального образования Алексинский район от ... года .... в отношении гражданина ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа.
01.12.2009г. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям» была проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1 По результатам проведенной проверки за использование земельного участка не по назначению ФИО1 был привлечен к административной ответственности.
15.12.2009 г. помощником межрайпрокурора ... была проведена проверка по использованию земельного участка, в ходе которой было установлено, что на земельном участке без получения соответствующего разрешения возведено 12 построек: 6 на стадии постройки фундамента, 4 недостроенных жилых дома, 2 на стадии отделки. В настоящий момент на участке возведен объект баня. Таким образом из представленных документов следует, что на земельном участке, который определен для сельскохозяйственного производства незаконно возведены капитальные постройки, которые не могут возводиться на землях сельскохозяйственного назначения.
ФИО1 23.04.2009г. обратился в администрацию муниципального образования Алексинский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса личного подсобного хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке принадлежащим ему на праве собственности.
В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительным кодексом РФ и с учетом пп.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие строительного кодекса Российской Федерации» органы власти, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 данной статьи, то есть при несоответствии проектной документации разрешенному использованию земельного участка.
Администрацией Алексинского района было отказано в выдаче разрешения на строительство, однако ФИО1 были возведены данные объекты. Данные объекты являются самовольно возведенными строениями и подлежат сносу за счет ответчика.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что он выполняет требования, изложенные в предупреждении Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям от 02.12.2009года. Он обратился к главе администрации МО Шелепинское Алексинского района о даче заключения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования для ИЖС. Он вынужден обращаться в судебные органы, чтобы заставить чиновников исполнять свои обязанности. Глава администрации МО Шелепинское Алексинского района неоднократно давал положительные заключения. До настоящего времени вопрос не разрешен по существу.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признал по изложенным в возражении основаниям.
Из содержания возражения следует, что в п. 1 ст. 222 ГК РФ дается определение понятия самовольной постройки. Согласно указанной статье «самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил». В тоже время ГК РФ не дает определение понятию постройки. В п. 1 ст. 130 ГК РФ постройка не указана.
При возведении данных построек ответчиком, нарушения градостроительных и строительных норм и правил не допущены, такая постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Администрация МО Алексинский район голословно утверждает, что ФИО1 возводятся именно жилые здания. На самом деле, при подготовке плана по использованию земельного участка с кадастровым номером ... предполагалось, что на указанном участке будет построен тепличный комплекс «...» и коттеджный поселок. Подготовлены проекты как тепличного комплекса, так и жилого поселка. Оба проекта согласованы с соответствующими ответственными лицами МО Алексинский район. Поэтому руководители МО Алексинский район знали или должны были знать о характере строительства на территории данного земельного участка.
Для снижения издержек, связанных со строительством тепличного комплекса и жилого поселка, запланировано создание элементов общей инфраструктуры. Это касается сетей электро- и газоснабжения производственных и жилых помещений, системы водопровода и канализации. Предприняты определенные шаги по созданию инфраструктуры, и также производственных зданий, в которых будут размещены службы материального обеспечения, технологической поддержки и подготовки производства тепличного комплекса «...». Эти здания представители администрации МО Алексинский район пытаются выдать за жилые дома. Из представленной фототаблицы №1 можно увидеть, что за жилой дом с определенной натяжкой можно принять только одно из имеющихся на участке зданий. Все остальные здания выглядят как производственные помещения.
Часть 2 ст. 77 ЗЕ РФ устанавливает, что «...В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые... зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».
Современное тепличное хозяйство является высокотехнологичным производством, которое обеспечивается большим количеством оборудования, химических и технологических установок, сельскохозяйственных машин и приспособлений. Их функционирование и обслуживание не может производиться в чистом поле. Требуется комплекс зданий и инженерных сооружений, поддерживающих сложные современные технологии. В соответствии со ст.77 ЗК РФ, возведение зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции не является нарушением целевого характера использования земель сельскохозяйственного назначения.
ООО «...» был разработан Генеральный план застройки Тепличного хозяйства «...» и был согласован с начальником отдела градостроительства и архитектуры муниципального образования Алексинский район .....
Главой администрации МО Шелепинское ... было издано распоряжение №46 от 02.10.2009 г. о проведении проверки земельного законодательства при самовольном строительстве ФИО1 жилых домов на землях сельхозназначения вблизи деревни .... В соответствии с распоряжением, главным специалистом по имущественным и земельным отношениям Администрации МО Шелепинское - ... была проведена проверка и составлен соответствующий акт. Из выводов, представленных в акте, следует, что на тот момент признаков административного правонарушения со стороны ФИО1 при соблюдении земельного законодательства выявлено не было.
Администрации района должно быть известно о том, что ФИО1, действуя в соответствии с действующим законодательством, предпринимает все зависящие от него меры, направленные на оформление документации для строительства жилых зданий на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером ....
В пункте 8 статьи 1, статье 7 Земельного кодекса РФ регламентированы основные принципы земельного законодательства, в их числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
То есть перевод, из «земель сельскохозяйственного назначения» в «земли населенного пункта» - это есть перевод из одной категории в другую, изменение одного целевого назначения на другое.
04 февраля 2009 года ответчик обратился к Главе муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области ... с просьбой о включении земельного участка в границы населенного пункта дер. ... Алексинского района Тульской области для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». В настоящее время процедура перевода участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселения не завершена. Представление о переводе, подготовленное Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, вынесено на решение Губернатора Тульской области. В случае положительного решения Губернатором вопроса о переводе земель из одной категории в другую, никаких нарушений закона при строительстве жилых домов на участке, принадлежащем ФИО1, не возникнет.
Главой администрации МО Шелепинское четыре раза направлялись заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта д.... и изменения вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Последнее такое заключение о возможности и целесообразности было направлено 05.08.2009 года. В соответствии с этим заключением губернатором Тульской области департаменту имущественных и земельных отношений дано распоряжение о составлении соответствующего постановления.
10 марта 2009 года ответчик обращался к заместителю главы администрации МО Алексинский район с просьбой выдать разрешение на строительство комплекса личного подсобного хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции.
25 марта 2009 года Администрацией Алексинского района было предложено предоставить в отдел градостроительства и архитектуры ряд документов, которые впоследствии, 23 апреля 2009 года были представлены в полном объеме, однако, до настоящего времени о результатах рассмотрения данного заявления ничего не известно.
Постановлением Главы администрации муниципального образования Алексинский район от 17.10.2008 г. №2175 «Об опубликовании проектов генеральных планов муниципальных образований Алексинского района и проведении публичных слушаний» были разработаны и размещены проекты генеральных планов муниципальных образований Алексинского района и размещены на официальном сайте органов местного самоуправления Алексинского района. Впоследствии указанные проекты генеральных планов были утверждены решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 24.09.2009 г. №10(10).6. В условных обозначениях, отображенных на схеме Генерального плана, земельный участок отнесен к условно благоприятным условиям для осуществления строительной деятельности.
Земельный участок ответчика отнесен к благоприятным для осуществления строительной деятельности. Основным нарушением действующего законодательства со стороны ФИО1, на которое ссылается истец при обосновании своих требований, является несоблюдение ответчиком целевого назначения использования земельного участка. В соответствии со ст.72 ЗК РФ, контроль за целевым использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Земельный участок, принадлежащий ФИО1, расположен на территории МО Шелепинское. Следовательно, выступать в суде с требованиями о защите охраняемых законом муниципальных интересов имеет право только МО Шелепинское. Соглашение между МО Шелепинское и МО Алексинский район о передаче части полномочий № 26 от 19.11.2008 г. не предусматривает передачу полномочий в отношении правильности использования земель по назначению от МО Шелепинское к МО Алексинский район. Других доказательств передачи полномочий по контролю за целевым характером использования указанного участка истцом не представлено. Таким образом, МО Алексинский район не является участником материальных правоотношений.
В силу требований ч. 2 ст.38 ГПК РФ администрация МО Алексинский район не является стороной по делу и его исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходил к следующему.
Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Определение самовольной постройки закреплено в ст. 222 ГК РФ. Согласно указанной норме самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Строительство относится к числу первоначальных способов приобретения права собственности.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков приобретают право собственности на возведенное или созданное ими для себя на этих участках недвижимое имущество, если иное не предусмотрено законом или договором. Строительство считается оконченным и вновь созданное недвижимое имущество признается объектом права собственности согласно ст. 219 ГК РФ с момента государственной регистрации. До этого времени застройщику принадлежит право собственности не на объект недвижимости, а на использованные при его строительстве материалы и конструкции.
Закон предусматривает возможность признания права собственности на самовольную постройку судом:
за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка при условии, если ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью людей.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Помимо этого, действующее законодательство, а именно ст.24 Градостроительного Кодекса предоставляет право заинтересованным физическим и юридическим лицам обращаться к главе администрации соответствующего городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Судом установлено, что на основании свидетельства о праве собственности (бланк серия 71-АВ № ... от ...г. в ЕГРП № ...) ФИО1 имеет в собственности земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 221200 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 400 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Алексинский район, МО Шелепинское, дер. .... Обременений права не зарегистрировано.
Земельный участок площадью 221200 кв.м с кадастровым номером ... относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ...года № ....
Пункт 2 ст. 3 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N112-ФЗ указывает на правовые последствия государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства: граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Это положение является конкретизацией положений п. 1 и 3 ст. 209 ГК РФ, предусматривающих, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Возможность размещения объектов капитального строительства, определяется градостроительной документацией. Среди таковой следует выделить правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается муниципальными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с соглашением между органами местного самоуправления МО Шелепинское и МО Алексинский район о передаче осуществления части полномочий № 26/6 от 19 ноября 2008 года, 24 сентября 2009 года, решением Собрания представителей МО Алексинский район № 10 (10).6 был утвержден генеральный план МО Шелепинское Алексинского района, согласно которому были определены границы земель сельскохозяйственного назначения л.д.17).
В условных обозначениях, отображенных на схеме генерального плана, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район от 24.09.2009 г. №10(10).6 - земельный участок ответчика отнесен к «благоприятным условиям для осуществления строительной деятельности» ( мат. дела № 2-389,л.д. 43).
Из представленной схемы предполагаемого размещения участков массовой жилой застройки на территории Алексинского района, утвержденной главой администрации МО Алексинский район усматривается, что под строительство возможно выделение земельного участка общей площадью 1200 га. Под многоэтажные застройки вблизи деревни ... предполагалось выделить земельный участок общей площадью 424 га, в который также входит земельный участок ответчика.
Статья 78 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.3 Федерального закона РФ № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливают, что основным принципом в соответствии с этими нормами является сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст.ст.77, 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, представленные для нужд сельского хозяйства и используемые для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным государственным органом земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением уполномоченного на изъятие земельного участка органа власти.
Форма «обязательного заблаговременного предупреждения» устанавливается Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 года №689 «О государственном земельном контроле») и должна содержать:
1) указание на допущенное земельное правонарушение;
2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
5) иные необходимые условия.
Согласно предупреждению от 08.12.2009г. Федеральной службой по ветеринарному и Фитосанитарному надзору УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой областям, ФИО1 предписано в срок до 01.12.2010г. принять меры по использованию земельного участка в соответствии с категорией и его целевым назначением.
Так, согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии со ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В силу ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Ответчиком ФИО1 принимаются меры установленные предписанием, он обращался к администрациям с заявлениями о переводе земель, в проектные организации для получения проектов на возведение комплекса тепличное хозяйство ... и проектов жилых домов. Подготовлены проекты как тепличного комплекса, так и жилого поселка. Оба проекта согласованы с соответствующими ответственными лицами МО Алексинский район. Обращался в судебные органы.
Решением Алексинского городского суда Тульской области от 25 мая 2010 года действия Главы администрации МО Шелепинское Алексинского района Тульской области ..., выразившиеся в указании в письме .... от 22 сентября 2009 года, адресованном Губернатору Тульской области, на недействительность просьбы о включении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, в границы населенного пункта д.... МО Шелепинское Алексинского района и изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в той мере, в которой последующее бездействие Главы МО Шелепинское препятствует осуществлению права гражданина ФИО1 на рассмотрение его обращения уполномоченным лицом, признаны незаконными и необоснованными л.д.52-57).
Также, как следует из ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки, на которых ведется ЛПХ, не подпадают в сферу его действия. Следовательно, на них не распространяются те ограничения по размеру и оборотоспособности, которые предусмотрены данным Законом применительно к иным вышеупомянутым земельным участкам в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу того, что согласно ст.53 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов на принадлежащие им земельные участки возможно только в судебном, а не в административном порядке.
КС РФ в своем Постановлении от 24 февраля 2004 года №З-П указал, что Конституция РФ не исключает ограничение права частной собственности (ст.55, ч.3) и лишение этого права (ст.35, ч.3), однако возможность перераспределения собственности уравновешивается конституционно-правовым принципом неприкосновенности частной собственности. Данный принцип может быть выведен из совокупности конституционно-правовых положений и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности. Как вытекает из Конституции РФ, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника – независимо от оснований такого изъятия – должен осуществляться эффективный судебный контроль как гарантия принципа неприкосновенности собственности.
В силу ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований администрации МО Алексинский район к ФИО1 о признании самовольно возведенными объектов на земельном участке с кадастровым номером ..., принадлежащем ему на праве собственности и об обязании снести самовольно возведенные объекты на данном земельном участке необходимо отказать.
Указание представителя ответчика, что администрация МО Алексинский район является ненадлежащим истцом, не могут быть приняты судом.
С учетом требований ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и передаче осуществления части полномочий органа местного самоуправления МО Шелепинское органу местного самоуправления МО Алексинский район № 26/6 от 19.11.2008г, последний является надлежащим истцом по данному гражданскому делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Алексинский район к ФИО1 о признании самовольно возведенными объектов на земельном участке с кадастровым номером ..., принадлежащем ему на праве собственности и обязании снести самовольно возведенные объекты на данном земельном участке - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Алексинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья