Дело № 2а-1123/2020
(№ 2-7578/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Мамедовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО8 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным ответа о невозможности перераспределения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что является единоличным собственником земельного участка КН № площадью 585 м.кв., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки. На земельном участке расположен жилой дом с КН №. 01.11.2019 обратился в администрацию городского округа «Город Калининград» (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов) с заявлением о выдаче положительного ответа для подготовки межевого плана по образованию земельного участка путём перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности на основании проекта межевания (Проект планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейных объектов (газораспределительных сетей) в районе ул. < адрес > (утверждённого Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» № 612 от 28.04.2019) с использованием части территории, обозначенной в проекте межевания № 2, как обозначено на схеме. 02.12.2019 от администрации городского округа «Город Калининград» (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов) получен ответ на заявление № № от 26.11.2019 о невозможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, прилегающих к восточной границе указанного земельного участка по ул. < адрес >. Не согласен с таким решением. Административный ответчик указывает, что отказывает в утверждении приложенной Схемы на основании п.п. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, так как существует утверждённый проект планировки территории с проектом межевания. В указанной части отказ административного ответчика является незаконным и не обоснованным, так как заявитель не обращался за утверждением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данная Схема была приложена к заявлению для наглядности. Обосновывая отказ и невозможность перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, прилегающих к восточной границе указанного земельного участка по ул. < адрес >, административный ответчик указывает, что конфигурация и характеристики испрашиваемых земель, местоположение прилегающих к нему земель общего пользования таковы, что в границах данной территории возможно размещение объекта капитального строительства, входящего в перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков для зоны Ж-4/Б. В указанной части отказ административного ответчика также является незаконным и не обоснованным: проектом планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейных объектов (газораспределительных сетей) в районе ул. < адрес > (утверждённого Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» № 612 от 28.04.2019) испрашиваемые земли уже предназначены для перераспределения и индивидуального жилищного строительства. В границах данной территории не возможно размещение объекта капитального строительства, так как земельный участок ФИО1 окружён с трёх сторон существующими земельными участками (ИЖС), единственный возможный доступ к участку ФИО1 обеспечивается через восточную границу, к которой примыкает испрашиваемая часть территории. Каких-либо документов, подтверждающих возможность размещения объекта капитального строительства на землях, прилегающих к восточной границе земельного участка ФИО1, административным ответчиком не представлено. Согласно Проекту планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейных объектов (газораспределительных сетей) в районе ул. < адрес > (утверждённого Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» № 612 от 28.04.2019) земельный участок № 2 площадью 841,9 м.кв., примыкающий к восточной границе земельного участка ФИО1, отнесён проектом для индивидуального жилищного строительства (перераспределение). Однако конкретный земельный участок, к которому может быть осуществлено перераспределение, данным проектом не определен. Положения статей 11.7, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривают возможность перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. ФИО1, как собственник смежного земельного участка, имеет желание приобрести в собственность часть указанного земельного участка № № за 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования Городской округ «Город Калининград», рассчитанной пропорционально части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности (в соответствии с п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ, п. 3 Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Городской округ «Город Калининград» утв. Решением городского Совета депутатов Калининграда от 9 сентября 2015 года № 250). Характеристики образуемого земельного участка отражены в приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно кадастровой информации и Проекта планировки территории иных земельных участков в частной собственности смежных с испрашиваемой территорией (№ 2) нет. Земельных участков, которые имеют гипотетическую возможность добавить к своей площади часть испрашиваемой территории (№ 2) нет. Использование испрашиваемого участка третьими лицами невозможно, так как это в полной мере ограничит доступ к земельному участку Заявителя и участку его соседа. Таким образом, отказ административного ответчика в выдаче положительного ответа для подготовки межевого плана по образованию земельного участка путём перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка КН №, находящегося в частной собственности на основании проекта межевания с использованием части территории, обозначенной в проекте межевания № 2 считает незаконным и необоснованным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. На основании изложенного, просит признать ответ Администрации городского округа «Город Калининград» (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов) № № от 26.11.2019 года о невозможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, прилегающих к восточной границе указанного земельного участка по ул. < адрес > - незаконным.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности – ФИО2 исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, на удовлетворении административного иска настаивал.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, представила письменные возражения.
Заинтересованное лицо Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Правительства Калининградской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще. К материалам дела приобщены письменные возражения и.о. руководителя (директора) Агентства – ФИО4, поддержавшего позицию административного ответчика.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, не оспаривается и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 585 кв.м, расположенного по адресу: < адрес >.
01.11.2019 обратился в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о выдаче положительного ответа для подготовки межевого плана по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности на основании проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающего размещение линейных объектов (газораспределительных сетей) в районе ул. < адрес >, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» № 612 от 28.04.2017.
Согласно схеме расположения земельного участка от 25.10.2019, образуемый земельный участок КН № с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» площадью 919 кв.м.
Рассмотрев указанное обращение, администрация городского округа «Город Калининград» (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов) № № от 26.11.2019 года направила в адрес ФИО1 ответ о невозможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, прилегающих к восточной границе указанного земельного участка по < адрес >
В обоснование отказа Администрацией указано, что в отношении рассматриваемой территории разработан проект планировки с проектом межевания в его составе в границах городского округа «Город Калининград», предусматривающий размещение линейных объектов (газораспределительных сетей), согласно которому территория входит в границы проектного земельного участка площадью 841,9 кв.м, предусмотренного «для индивидуального жилищного строительства (последующего распределения)» без определения конкретного земельного участка, к которому может быть осуществлено перераспределение. Согласно схеме предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером № площадью 585 кв.м с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» и земель ориентировочной площадью 334 кв.м, прилегающих к его восточной сторон. Так как земельный участок, образование которого предусмотрено схемой, находится в границах территории, на которую утвержден проект планировки с проектом межевания, в утверждении схемы отказано на основании пп. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. По карте функциональных зон Генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 №225, запрашиваемая территория и принадлежащий заявителю земельный участок отнесены к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (№, установленной для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов ИЖС, домов блокированной застройки, малоэтажным многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения. Конфигурация и характеристики испрашиваемых земель, местоположение прилегающих к нему земель общего пользования таковы, что в границах данной территории возможно размещение объекта капитального строительства, входящего в перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков для зоны №.
Согласно п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 8 вышеуказанной статьи ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп. 1 и 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п. 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения, образуемые в результате перераспределения земельные участки, имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
Указанные обстоятельства, были учтены при разработке проекта межевания, в целях рационального использования земель предусмотрено образование земельных участков для перераспределения, что отвечает положениям п. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно проекту планировки территории с восточной стороны земельного участка КН № находится территория с условным номером 2 площадью 841,9 кв.м. изогнутой формы (зона застройки индивидуальными жилыми домами). По проекту данная территория предусмотрена – для индивидуального жилищного строительства (последующего распределения), на ней находится линейный объект – газораспределительная сеть, подводящая природный газ к домовладениям. С указанной территорией граничат земельные участки КН № – земельные участки (территории) общего пользования. Земельный участок КН № и территория № №, согласно правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (№), вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», максимальный размер земельного участка 1200 кв.м.
В силу пп. 3 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 4 и 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьёй 39.28 Земельного кодекса РФ.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что доступ к земельному участку административного истца с земель общего пользования осуществляется исключительно через его восточную границу, непосредственно через территорию № №. Указанная часть территории № № не может быть распределена с другими земельными участками, так как это перекроет доступ к землям общего пользования с земельного участка ФИО1. По тем же причинам невозможно образование самостоятельного земельного участка для ИЖС.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера ФИО5, согласно которому специалист допускает возможность подготовки межевого плана по образованию земельного участка площадью 919 кв.м. путём перераспределения земельного участка по схеме от 25.10.2019. Территорию площадью 841,9 кв.м, обозначенную на графической части проекта межевания под № №, можно перераспределить только с земельными участками КН №, на которых расположены индивидуальные жилые дома. С земельным участком КН № перераспределить территорию № № невозможно, так как предназначение этой территории отличается от целевого использования земельного участка. Других смежных с территорией № № земельных участков не имеется. В случае перераспределения территории № № с другими земельными участками, будет перекрыт доступ с земельного участка КН № к землям общего пользования, что недопустимо.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый в настоящем деле ответ администрации городского округа «Город Калининград» (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов) от 26.11.2019 о невозможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, прилегающих к его восточной границе, законным и обоснованным не является, в полной мере требованиям действующего законодательства не соответствует и нарушает права административного истца.
При установлении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 ФИО9 удовлетворить.
Признать ответ администрации городского округа «Город Калининград» (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов) № № от 26.11.2019 о невозможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, прилегающих к восточной границе земельного участка по ул. < адрес > незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020.
Судья Д.В. Стома