ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-760/16Г от 03.03.2016 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№2-760/16г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 марта 2016 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Ю.И.,

при секретаре Матвиенко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Некоммерческого партнерства санаторий «Нива» к Главному управлению Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю об обязании принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации, об обязании внести в ЕГРЮЛ запись о нахождении в процессе реорганизации в форме преобразования,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство санаторий «Нива» обратилось в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с административным иском к Главному управлению Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю

- о признании незаконным отказа в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория «Нива», изложенный в уведомлении Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю от 25 ноября 2015 года ;

- об обязании Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория «Нива» (ОГРН , местонахождение: <адрес>) в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью;

- об обязании Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о том, что некоммерческое партнерство санаторий «Нива» (ОГРН , местонахождение: <адрес>) находится в процессе реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственности.

В настоящем судебном заседании представители административного истца по доверенности Черенко П.Л., Ягодин М.Я. поддержали административный иск в части обязания Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория «Нива» (ОГРН , местонахождение: <адрес>) в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью; и обязания Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о том, что некоммерческое партнерство санаторий «Нива» (ОГРН , местонахождение: <адрес>) находится в процессе реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственности.

Определением суда от 3 марта 2016 года принят от представителя административного истца по доверенности Черенко П.Л. в части административного иска о признании незаконным отказ в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санаторий «Нива», производство в данной части административного иска прекращено.

В обоснование административного иска представители Черенко П.Л., также пояснил, что Некоммерческое партнерство санаторий «Нива» г. Ессентуки (далее - истец, партнерство) создано на основании решения участников обшего собрания членов партнерства от 28 июня 1996 года путем реорганизации санатория «Нива». Сведения о партнерстве внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04.11.2002 года, ОГРН . 19.11.2015 года внеочередным общим собранием членов партнерства принято решение о реорганизации партнерства в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.Ответчик отказал истцу в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с принятием решения о реорганизации в форме преобразования, направив директору партнерства уведомление об отказе в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческой организации от 25.11.2015 . Партнерство считает, что отказ в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческой организации от 25.11.2015 является незаконным, нарушает права и интересы партнерства.В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты. Таким образом, некоммерческое партнерство является одним из видов ассоциаций (союзов) наряду с саморегулируемыми организациями, объединениями работодателей, объединениями профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленными, нотариальными палатами. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Пунктом 5 той же статьи предусмотрено, что особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами. Статьей 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон «О некоммерческих организациях») предусмотрено, что некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно. Изложенное означает, что для такого вида ассоциации (союза) как некоммерческое партнерство Законом «О некоммерческих организациях» установлены особенности их правового положения, предусматривающие возможность их преобразования в хозяйственное общество. С момента вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 17 Закона «О некоммерческих организациях» утратившей силу не признана. Письмом Федеральной налоговой службы от 27.05.05 №ЧД-6-09/440 «О реорганизации юридических лиц» также предусмотрено, что некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в хозяйственное общество. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, получив от партнерства уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003 и протокол внеочередного общего собрания членов партнерства, содержащий решение о реорганизации партнерства в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью, ГУ Минюста по СК в силу пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было обязано совершить все необходимые действия по внесению в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что партнерство находится в процессе реорганизации.

Представитель административного истца по доверенности Ягодин М.Я. поддержал уточненные требования, вышеизложенные пояснения, просил отнести судебные расходы на санаторий «Нива».

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю(далее МИФНС №11 по СК) по доверенности Кучерова Е.В. с требованиями административного иска не согласилась пояснив, что в действиях Инспекции отсутствуют признаки неисполнения (ненадлежащего) исполнения возложенных на нее функций и полномочий, ненормативные правовые акты Инспекции истцом не обжалуются. Правовое положение организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ). Согласно Приказу Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" таким уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Регистрирующий (налоговый) налоговый орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации.Действующим законодательством о государственной регистрации некоммерческой организации не предусмотрена возможность принятия регистрирующим (налоговым) органом самостоятельного решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений. Предъявления самостоятельных требований к регистрирующему органу в виде обязания внести запись в государственный реестр не требуется. Содержание статьей 226,227 КАС РФ позволяет прийти к выводу о том, что возложение судом на государственный орган каких-либо обязанностей, связанных с устранением нарушенных прав истца в случае удовлетворения иска, возможно при условии признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) соответствующего государственного органа. Истцом не обжалуются какие-либо ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю, нарушающие его права и законные интересы. Как следствие, требование о возложении на Межрайонную ИФНС России № И по Ставропольскому краю обязанности внести запись о начале процедуры реорганизации, в отсутствие предъявленного к регистрирующему органу административного иска о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа, лишает уполномоченный государственный орган предоставленных процессуальных прав, нивелирует установленные законом способы совершения действий по государственной регистрации, нарушает права и законные интересы государственного органа, в том числе, в связи с возможностью наступления субсидиарной ответственности по возмещению судебных расходов. Истец при обращении в суд не пояснил, какие именно нарушения закона были допущены регистрирующим (налоговым) органом, а также какие права и законные интересы истца при этом были нарушены. Бездействия Инспекции также не установлено. Существенных оснований полагать, что без предъявления к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю самостоятельных требований. Инспекция в случае удовлетворения исковых требований к Управлению уклонится от внесения записи на основании принятого Управлением решения о регистрации у истца не имеется и судом не установлено. Доказательства нарушения регистрирующим органом каких-либо прав или законных интересов истца последним не представлено, что, в том числе, свидетельствует об отсутствии у истца материального права на предъявление требований к Инспекции при указанных обстоятельствах и отсутствии сведений о наличии фактов неправомерного отказа, бездействия Инспекции во внесении каких-либо сведений в ЕГРЮЛ в отношении истца. Представитель Межрайонная ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю, привлеченная к участию в деле в качестве ответчика просила суд, в соответствии со статьей 43 КАС РФ, признать Инспекцию ненадлежащим ответчиком. По сути административного иска:действующим законодательством не предусмотрена возможность преобразования некоммерческого партнерства в общество с ограниченной ответственностью. Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых статьей 3 указанного закона установлены иные сроки вступления их в силу. Пункт 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ гласит, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пунктом 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ). Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 99-ФЗ со дня вступления в силу указанного закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ). Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Норма, предусматривающая возможность некоммерческому партнерству преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество (п. 1 ст. 17 Закона № 7-ФЗ) противоречит положениям ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), следовательно, может применяться только в части не противоречащей положениям кодекса (вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию). Кроме того, сама формулировка указанной нормы о преобразовании некоммерческого партнерства в хозяйственное общество носит отсылочный характер и указывает на то, что такое преобразование возможно в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Поскольку ни одним федеральным законом не предусмотрено преобразование некоммерческого партнерства в хозяйственное общество, а п. 1 ст. 17 Закона № 7-ФЗ в указанной части противоречит ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ, преобразование некоммерческого партнерства в общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено законодательством, следовательно, отказ Управления является правомерным и не может нарушать права и законные интересы истца.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю по доверенности Кисеева Э.В. с административным иском не согласилась, пояснив, что в соответствии с требованием п. 73 Административного регламента
предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, уполномоченный специалист проверяет достоверность и непротиворечивость представленных сведений. При проведении правовой экспертизы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23. 1. Федерального закона от 12.01.1996 №-7 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат законодательству Российской Федерации. Так, заявителем представлено 20.11.2015 в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю уведомление о начале процедуры реорганизации Некоммерческого партнерства санатория «Нива» в форме преобразования, а также представлен протокол внеочередного общего собрания членов Некоммерческого партнерства санатория «Нива» от 19.11.2015, согласно повестке дня и последующему голосованию принято решение о реорганизации Некоммерческого партнерства санатория «Нива» в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью. Однако, 01.09.2014 в связи с вступлением в силу изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) положения о некоммерческом партнерстве как организационно-правовой форме исключены из ГК РФ. Согласно пп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие партнерства относятся к ассоциациям (союзам). В соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», с 01.09.2014 к некоммерческим партнерствам, созданным до этой даты, применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации об ассоциациях (союзах). На основании п. 4. ст. 123.8 ГК РФ ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Таким образом, с 01.09.2014 некоммерческое партнерство может быть преобразовано соответственно в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Истец ссылается на то, что ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Однако, важным фактом является то, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 2 ст. 227 КАС РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что Некоммерческое партнерство санаторий «Нива» г. Ессентуки создано на основании решения участников общего собрания членов партнерства от 28 июня 1996 года путем реорганизации санатория «Нива». Сведения о партнерстве внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04.11.2002 года, ОГРН .

19.11.2015 года внеочередным общим собранием членов партнерства принято решение о реорганизации партнерства в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В соответствии с положениями статей 9, 13.1, 15 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» партнерство представило в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее -ответчик, ГУ Минюста по СК) уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003, протокол внеочередного общего собрания членов партнерства от 19.11.2015 года, что подтверждается распиской ответчика от 20.11.2015 вх..

Уведомлением от 25.11.2015 Главное управление Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю отказало административному истцу в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с принятием решения о реорганизации в форме преобразования, направив директору Партнерства уведомление об отказе в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческой организации.

Представителем МИФНС №11 по СК было заявлено ходатайство о замене МИФНС №11 как ненадлежащего ответчика на надлежащего без указания, кто является надлежащим ответчиком.

Согласно ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Поскольку в силу ст.43 Кодекса административного судопроизводства РФ замена ответчика как ненадлежащего на надлежащего осуществляется с согласия административного истца, в удовлетворении данного ходатайства было отказано, судебное разбирательство продолжено в том же субъектном составе.

С доводами представителей административного истца о том, что ГУ Минюста по СК нарушили требования закона и права заявителя при проведении проверки обоснованности регистрации заявления о нахождении в процессе реорганизации, суд не может согласиться по следующему основаниям.

В соответствии с требованием п. 73 Административного регламента
предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, уполномоченный специалист проверяет достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

При проведении правовой экспертизы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23. 1 Федерального закона от 12.01.1996 №-7 ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный специалист установил, что представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат законодательству Российской Федерации, в связи с чем был дан обжалуемое в настоящем административном судопроизводства Уведомление об отказе.

Что касается законности обоснованности обжалуемого Уведомления об отказе, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых статьей 3 указанного закона установлены иные сроки вступления их в силу.

Пункт 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ гласит, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 99-ФЗ со дня вступления в силу указанного закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ).

При этом, как следует из пп. 5 п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ со дня его вступления в силу к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 99-ФЗ): к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11 ГК РФ).

Согласно п. 4 ст. 123.8 ГК РФ (в ред. Закона № 99-ФЗ) ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Ссылки представителей административного истца на то, что Закон № 7-ФЗ позволяет преобразовать некоммерческое партнерство в хозяйственное общество, поскольку позволяющее это делать положения ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях» утратившей силу не признана, основано на неверном толковании норм материального права, а именно:

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ названый Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Норма, предусматривающая возможность некоммерческому партнерству преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество (п. 1 ст. 17 Закона № 7-ФЗ) противоречит положениям ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), следовательно, может применяться только в части не противоречащей положениям Кодекса (вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию). Кроме того, сама формулировка указанной нормы о преобразовании некоммерческого партнерства в хозяйственное общество носит отсылочный характер и указывает на то, что такое преобразование возможно в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

Поскольку ни одним федеральным законом не предусмотрено преобразование некоммерческого партнерства в хозяйственное общество, а п. 1 ст. 17 Закона № 7-ФЗ в указанной части противоречит ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ, суд приходит к выводу, что преобразование некоммерческого партнерства в общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено законодательством, в связи с чем, отказ ГУ Минюста по СК является законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленного административного истца к данному административному ответчику не имеется.

Что касается заявленного административного иска к административному ответчику МИФНС №11 по СК, то суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ с учетом установленного федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Согласно Приказу Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" таким уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с п. 3 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ, внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной Налоговой Службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Исходя из указанных норм, регистрирующий (налоговый) налоговый орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Пунктом 8 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный орган -Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий (налоговый) орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Министерство юстиции Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации - Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Таким образом, действующим законодательством о государственной регистрации некоммерческой организации не предусмотрена возможность принятия регистрирующим (налоговым) органом самостоятельного решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.

Согласно абз. 2 п. 8 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ взаимодействие уполномоченного органа (т.е. Министерства юстиции Российской Федерации) или его территориального органа с регистрирующим (налоговым) органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343 утвержден соответствующий порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

Указанным Порядком не предусмотрены основания для возврата регистрирующим (налоговым) органом Министерству юстиции Российской Федерации или его территориальному органу представленных документов для внесения записи в ЕГРЮЛ. регистрирующий налоговый орган не вправе самостоятельно выносить решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации.

Таким образом, принятие Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о государственной регистрации является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи в государственный реестр, в связи с чем предъявления самостоятельных требований к регистрирующему органу в виде обязания внести запись в государственный реестр не требуется.

Суд отмечает, что административным истцом не обжалуются какие-либо ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю как нарушающие его права и законные интересы, в связи с чем, требование о возложении на Межрайонную ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю обязанности внести запись о начале процедуры реорганизации, в отсутствие предъявленного к регистрирующему органу административного иска о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа, противоречит положениям главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что суд пришел к выводу о законности принятого ГУ Минюста по СК уведомления об отказе в государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческой организации от 25 ноября 2015 года, от данной части административного иска представитель административного истца отказался и отказ принят судом с прекращением производства, у суда не имеется ни материально-правовых, ни процессуальных оснований для удовлетворения уточненных требований административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Некоммерческого партнерства санаторий «Нива» к Главному управлению Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю:

- об обязании Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю принять решение о государственной регистрации начала процедуры реорганизации некоммерческого партнерства санатория «Нива» (ОГРН , местонахождение: <адрес>) в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью;

-об обязании Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о том, что некоммерческое партнерство санаторий «Нива» (ОГРН , местонахождение: <адрес>) находится в процессе реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственности, - оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 9 марта 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.И. Кудрявцева

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Ю.И.Кудрявцева