Дело №2-764/2022 УИД 60RS0001-01-2021-016153-25
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой М. В.
при секретаре Терентьевой А.В.,
с участием прокурора Быстровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц к Дарвидову Д.А. о прекращении права собственности на гражданское охотничье оружие и разрешении его принудительной реализации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Дарвидову Д.А. о прекращении его права собственности на гражданское охотничье гладкоствольное ружье <данные изъяты>.
В обоснование указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об обороте гражданского оружия установлено, что Дарвидов Д.А. является собственником указанного оружия, ему было выдано разрешение на право хранения данного оружия на срок до **.**.2010. В связи с истечением срока разрешения на хранение оружия **.**.2014 ружье изъято у него и передано на временное хранение на склад ЦХиСО УМВД России по Псковской области. До настоящего времени обстоятельства, послужившие основанием для изъятия оружия, ответчиком не устранены, мер для возврата оружия, а также мер, направленных на передачу или реализацию оружия лицу, имеющему право на его ношение и хранение, не принято. В связи с указанным прокурор просил прекратить право собственности ответчика на указанное оружие и разрешить Управлению Росгвардии по Псковской области его принудительную реализацию через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей Дарвидову Д.А. вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия, а при невозможности реализации – уничтожить.
Представители УМВД России по г. Пскову, МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росгвардии по Псковской области Чиж Б.И. в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме, представил письменную позицию по делу, где указал, что обязанность по реализации изъятого оружия возложена на территориальные органы Росгвардии, однако порядок такой реализации до настоящего времени законодательно не установлен. Поскольку сведений о технической исправности изъятого у Дарвидова Д.А. ружья, а также о его стоимости не имеется, то эти данные будут определяться экспертным путем, не исключен вариант, когда затраты на реализацию данного оружия превысят его стоимость, что сделает нецелесообразной и невозможной реализацию, в таком случае оружие будет направлено на уничтожение.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. С согласия стороны истца дело рассмотрено в соответствии со ст.233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Дарвидов Д.А. является собственником гражданского охотничьего гладкоствольного ружья <данные изъяты>, которое в связи с истечением срока разрешения на его хранение передано **.**.2014 на хранение на склад ЦХиСО УМВД России по Псковской области, где находятся до настоящего времени (л.д. 13)
В соответствии со ст.235 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ).
Исходя из положений п. 1 ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанный срок, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества
Согласно п.2 ст.129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 ст.22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон №150-ФЗ) установлено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно ст.13 Федерального закона №150-ФЗ право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции.
Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, охотничье пневматическое и охотничье метательное стрелковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым выданы охотничьи билеты.
Гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей названного федерального закона.
По совокупности положений ст. 9, 12, 13 Федерального закона №150-ФЗ продление срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.
Согласно материалам дела, Дарвидов Д.А. не обращался с заявлением о продлении срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия, мер по отчуждению спорного оружия не предпринимал, не смотря на врученное ему под подпись уведомление о необходимости данных действий (л.д.11,12).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм, поскольку спорное оружие не может находится в собственности Дарвидова Д.А., требование прокурора о прекращении его права собственности на охотничье ружье подлежит удовлетворению.
По смыслу п.2 ст.238 ГК РФ разрешение на принудительную продажу суд вправе дать тому органу, которому предоставлены такие полномочия.
Статьей 27 Федерального закона N 150-ФЗ предусмотрено, что распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа; порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона N 150-ФЗ установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В п.10 Правил оборота оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" приведен перечень федеральных органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных на продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, к числу которых отнесены, в том числе, Министерство внутренних дел РФ, Росгвардия.
Пункт 79 указанных выше Правил оборота оружия предусматривает, что оружие и патроны изымаются Росгвардией, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами; изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Росгвардии либо в органы внутренних дел; при этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.
Правовой статус войск национальной гвардии РФ (Росгваридии) определен Указом Президента РФ от 05.04.2016 N157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" и Федеральным законом от 03.07.2016 N226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N226-ФЗ), п.12, 27 ч.1 ст. 9 которого установлено, что войска национальной гвардии наделены помимо прочего наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также по исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
В силу п.п.9 п.2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510, задачами Росгвардии является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций.
При этом в силу п.6 ст. 34 Федерального закона N226-ФЗ установлено, что до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ. Таким образом на полицию возложены обязанности лишь по хранению, но не по реализации либо уничтожению изъятого оружия.
Согласно п.83 Правил оборота оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, уничтожаются воинскими частями войск Росгвардии и территориальными органами Росгвардии в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку сведений о технической исправности изъятого у Дарвидова Д.А. ружья, а также о его стоимости не имеется, то не исключен вариант, когда затраты на реализацию данного оружия превысят его стоимость, что сделает нецелесообразной и невозможной реализацию. В таким случае, при невозможности реализации спорное ружье подлежит уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.197, 198, 199, 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Пскова к Дарвидову Д.А. о прекращении права собственности на гражданское охотничье оружие и разрешении его принудительной реализации удовлетворить.
Прекратить право собственности Дарвидову Д.А., **.**.1969 года рождения на гражданское охотничье гладкоствольное ружье <данные изъяты>.
Разрешить управлению Росгвардии по Псковской области принудительную реализацию данного оружия в соответствии с действующим законодательством с передачей Дарвидову Дмитрию Александровичу вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, вязанных с отчуждением оружия, а при невозможности реализации – уничтожить.
Копию решения направить ответчику.
В соответствии с ч.1 ст.237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано может ответчиком в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Новикова
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2022 года.