Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре ФИО3, с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административному ответчику УФССП России по <адрес>, в котором утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ получил постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ№, которым был произведен расчет задолженности по алиментам. С указанными действиями ФИО1 не согласен, поскольку постановление содержит ложные сведения о том, что должник о месте работы не сообщил, документы, подтверждающие свой заработок и (или) иной доход не предоставил. ДД.ММ.ГГГГ на приеме у СПИ административным исцом были даны объяснения, что он является индивидуальным предпринимателем и ведет коммерческую деятельность, за 2014 год, несмотря на отсутствие доходов, задолженности по алиментам не имеет, следовательно, нормы статьи 113 Семейного кодекса РФ, на основании которой производился расчет задолженности по алиментам в этом случае не применимы. Пункт 4 статьи 113 Семейного Кодекса РФ указывает, что задолженность определяется на момент взыскание задолженности. Момент взыскания задолженности наступил ДД.ММ.ГГГГ вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства №, несмотря на это расчет задолженности по алиментам производился за периоды, наступившие после ДД.ММ.ГГГГ С момента наступления обязательств по уплате алиментов на содержание ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 оплачено №.
В связи с указанным административный истец ФИО1 просит суд просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в принятии постановления о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ№; обязать судебного пристава-исполнителя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 4 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ОСП по <адрес> и ФИО5
В ходе судебного разбирательства административный истец ФИО1 изменил в части предмет административного иска, просил суд помимо первоначально заявленных требований обязать судебного пристава-исполнителя направить копию исполнительного документа ИП ФИО1 для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; окончить исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО1; признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в принятии постановлений о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ к своему производству были приняты измененные административные исковые требования.
Заинтересованные лица ОСП по <адрес> и ФИО5, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, в суд не явились, представитель ОСП по <адрес> не ходатайствовал об отложении дела, причину неявки не сообщил, ФИО5 представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах, а также в силу положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Заинтересованных лиц, поскольку препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела не имеется, так как суд не признавал их явку обязательной.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании окончательные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в административном иске, настаивал на удовлетворении административного иска, суду пояснил, что СПИ ОСП по <адрес>ФИО6 знала о том, что он является работающим гражданином и им был предоставлен документ, подтверждающий доход за 2014 год. Расчет задолженности по алиментам не имеет ссылки на источники и не указана расшифровка второго столбца таблицы, какой именно взят размер средней зарплаты. Сам расчет задолженности по алиментам произведен с нарушениями. В документе «Среднемесячная поминальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 1991- 2015 гг.» отсутствуют данные за август и сентябрь 2015 года, в расчете СПИ напротив фигурирует сумма за август и сентябрь 2015 года. При отсутствии заработков и (или) иного дохода у ФИО1 нет обязательств по оплате алиментов за действующий месяц, в котором наступили обязательства до 15 числа текущего месяца, соответственно указывать задолженность за сентябрь месяц на 15 сентября не корректно. Кроме того, необходимо удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и уже от этих сумм исчислять суммы алиментов. В случае признания административного истца неработающим и не представившим документ о своем заработке или ином доходе СПИ завысила сумму задолженности на №.
Административному истцу как юридическому лицу (ИП)не была направлена копия исполнительного документа для удержания периодических, платежей. Помимо этого постановление судебного-пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ№ было вынесено спустя пять месяцев с момента возбуждения исполнительного производства №-ИП, т.е. СПИ требования, содержащиеся в исполнительном документе, не были выполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства и исполнительное производство № -ИП не было окончено.
Явившаяся в суд представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> с окончательным административным иском не согласилась в полном объеме, расценила его в качестве необоснованного, суду пояснила, что ФИО1 судебному приставу-исполнителю представлено 7 квитанций об уплате алиментных платежей: платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №. Кроме того, административным истцом произведено 8 платежей через отдел судебных приставов по <адрес>, из них: постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №; постановление о распределении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №. Также административным истцом представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год со сведениями о получении «нулевого дохода». В Семейном кодексе РФ не предусмотрено право должнику самостоятельно определять сумму алиментных платежей подлежащей выплате взыскателю.
Поскольку в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, судебным приставом-исполнителем денежные средства, поступившие на депозитный счет отдела от административного истца, распределены в счет погашения задолженности по исполнительному производству №-ИП о взыскании с него алиментных платежей.
Выслушав административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика УФССП России по <адрес>, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Размер алиментов определен в статье 81 Семейного кодекса РФ (статья 80 Кодекса).
В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Семейного кодекса Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно подпункту «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В силу части 3 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Так, в соответствии со статьей 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (пункт 3); при несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (пункт 5).
Данной норме полностью корреспондируют положения части 2 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (пункт 4 статьи 113 Семейного кодекса РФ).
Кроме того, порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен статьей 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2).
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (часть 5 статьи 113 Семейного кодекса РФ).
В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (часть 4 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств, что на основании поступившего на принудительное исполнение исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом <адрес> по делу № о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО5 алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, ФИО5, в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вызвал на прием должника ФИО1, который в свою очередь представил налоговую декларацию за 2014 год, подаваемую индивидуальными предпринимателями в налоговый орган, из содержания которой стало известно, что за 2014 год должник предпринимательскую деятельность не вел, дохода не имел. Кроме того, ФИО1 были представлены письменные сведения о перечислении им за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке алиментных обязательств на общую сумму в размере №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ произведен расчет задолженности ФИО1 по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере №, исходя из средней заработной платы по Российской Федерации, в связи с отсутствием в материалах исполнительного производства сведений, подтверждающих фактический заработок и (или) иной доход должника за спорный период.
Таким образом, утверждение должника ФИО1 о том, что статья 113 Семейного кодекса РФ при расчете задолженности по алиментам к нему неприменима, поскольку он представил судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие место его работы и доход, судом отвергается в соответствии с требованиями материального права, по которым при отсутствии документов, подтверждающих доходы индивидуального предпринимателя, задолженность по алиментам может быть определена исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности по алиментам. В Семейном кодексе РФ не предусмотрено право должника самостоятельно определять суммы алиментных платежей, подлежащих выплате взыскателю.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденным ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
В соответствии с частью 1 статья 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Совокупность вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель после возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка по истечении квартала должна произвести расчет задолженности по алиментам. В данном случае расчет задолженности ФИО1 по алиментам произведен спустя пять месяцев. Тем не менее, действия административного ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства, права ФИО1 не нарушены, несвоевременное исчисление задолженности по алиментам не является для административного истца ущербом.
В силу абзаца пятого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций при расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника.
Следовательно, утверждение административного истца в части того, что задолженность по алиментам должна была исчисляться судебным приставом-исполнителем за минусом налога на доходы физических лиц, является несостоятельным и отвергается судом.
Согласно абзацу шестому подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций, сведения о размере средней заработной платы территориальным органам Федеральной службы судебных приставов следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.
Таким образом, порядок определения размера средней заработной платы в Российской Федерации Методические рекомендации не устанавливают и не закрепляют право ФССП России самостоятельно определять этот размер.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Порядок получения указанной информации установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации, утвержденным приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым официальная статистическая информация может предоставляться на основании запроса.
Из ответа Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что, согласно пункту 1.30.1 Федерального плана статистических работ Росстат ежемесячно формирует официальную статистическую информацию о средней заработной плате работников организаций по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам Российской Федерации, видам экономической деятельности и форм собственности, на 35-й рабочий день после отчетного периода. Срок предоставления (распространения) пользователям статистических данных за сентябрь 2015 года – 19 ноября т.г.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель, определяя задолженность ФИО1 по алиментам в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, не владела достоверными данными об официальной статистической информации о средней заработной плате в Российской Федерации за июль-сентябрь 2015 года, что привело к неправильному, в сторону увеличения, определению задолженности по алиментам ФИО1 за указанный период времени. В связи с указанным расчет задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, указанный в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит исчислению в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
На основании части 1 статьи 98 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае, если исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю (часть 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ).
Из буквального смыла вышеприведенных норм права следует, что судебный пристав-исполнитель обязан направить исполнительный лист о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка только работодателю, выплачивающему должнику заработную плату, коим индивидуальный предприниматель ФИО1 для себя не является.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
Согласно абзацам третьему и четвертому раздела 4 Методических рекомендаций, в случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает № судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.
При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей №, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя не имеется законных оснований для окончания исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не имеется совокупности фактов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым раздела 4 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденным ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности - в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда.
В связи с указанным судебным приставом-исполнителем денежные средства, поступившие на депозитный счет отдела от административного истца, в соответствии с Законом распределены в счет погашения задолженности по исполнительному производству №-ИП о взыскании с него алиментных платежей.
Следовательно, оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в принятии постановлений о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения территориального органа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя – удовлетворить частично.
Признать постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязав судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> устранить допущенное нарушение путем расчета задолженности по алиментам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в удовлетворении остальных требований административному истцу – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.М. Красногорова