ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-768/2016 от 13.07.2016 Ужурского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-768/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ужур 13 июля 2016 года.

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,

при секретаре Анистратовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к командиру войсковой части 54093 об отмене приказа командира войсковой части 54093 от 12 мая 2016 года № и параграфа 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12 мая 2016 года № , суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к командиру войсковой части 54093 об отмене приказа командира войсковой части 54093 от 12 мая 2016 года и параграфа 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12 мая 2016 года . Требования мотивированы тем, что 29.11.2010 г. истец была принята на работу в войсковую часть 54093 юрисконсультом. Приказом командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 г. на основании заключения аттестационной комиссии войсковой части 54093 от 29.03.2012 г. ей была присвоена квалификационная категория «юрисконсульт 2 категории» и с 01.04.2012 г. установлен соответствующий данной категории должностной оклад. Приказом командира войсковой части 54093 от 31.03.2015 г. (по строевой части) на основании заключения аттестационной комиссии войсковой части 54093 от 31.03.2015 г. ей была присвоена квалификационная категория «юрисконсульт 1 категории» и с 01.04.2015 г. установлен соответствующий ей должностной оклад.

12.05.2016 г., на основании протеста заместителя военного прокурора - войсковая часть 56681 от 23.03.2016 г. , приказ командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 года и параграф 4 приказа командира войсковой 54093 (по строевой части) от 31.03.2015 г. о присвоении ей квалификационных категорий «юрисконсульт 2 категории» и «юрисконсульт 1 категории» и установлении соответствующих должностных окладов был отменен приказом командира войсковой части 54093 от 12.05.2016 года и параграфом 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12.05.2016 г. соответственно. Как указано в протесте, очередные квалификационные категории были присвоены ей незаконно, так как у нее отсутствовал необходимый стаж работы в должности юрисконсульта и в должности юрисконсульта 2 категории (3 года) соответственно, который установлен Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также в связи с тем, что аттестационная комиссия войсковой части 54093 не правомочна проводить аттестацию гражданского персонала.

Считает, что при отмене приказов о присвоении ей очередных квалификационных категорий и установлении соответствующего должностного оклада нарушены требования законодательства и ее трудовые права. Из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Справочник), следует, что Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер, который подтверждается и тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за невыполнение его положений, а также тем, что Справочник, как акт рекомендательного характера, не нуждался в государственной регистрации и на регистрацию в Минюст России не представлялся. Данный вывод обоснован в судебных решениях (решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 г. № АКПИ15-388 и др.). Ссылка в протесте на то, что квалификационные категории «юрисконсульт 2 категории» и «юрисконсульт 1 категории» присвоены ей в нарушении установленных Справочником требований является несостоятельной, так как данный правовой акт не исключает возможность присвоения квалификационных категорий без наличия установленного стажа работы. Работодатель вправе, руководствуясь спецификой деятельности организации и ее потребностями, с учетом требований, содержащихся в Справочнике, устанавливать необходимые требования к образованию и квалификации работника организации, учитывая, что с данной должностью не связано наличие предусмотренных законодательством компенсаций, льгот и ограничений. Условиями внутридолжностного категорирования по должности «юрисконсульт» в войсковой части 54093 предусмотрено, что в случае отсутствия необходимого стажа работы для присвоения очередной квалификационной категории, последняя может быть присвоена по рекомендации аттестационной комиссии войсковой части. Приказом командира войсковой части 54093 «О создании аттестационной комиссии» в войсковой части 54093 создана аттестационная комиссия, целью деятельности которой является определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям, способности качественно выполнять свои должностные и специальные обязанности, определение перспектив их дальнейшего служебного использования, прием на работу гражданского персонала, а также решение иных вопросов, требующих заключения аттестационной комиссии. На основании вышеизложенного следует, что аттестационная комиссия войсковой части 54093 призвана, в том числе, коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц гражданского персонала, а также присвоения квалификационных категорий работникам (так как решение этого вопроса без заключения аттестационной комиссии невозможно) и выносить соответствующие рекомендации для командира воинской части. На основании ее заявления от 12.03.2012 г. на заседании аттестационной комиссии войсковой части 54093 29.03.2012 г. был рассмотрен, в том числе, и вопрос о возможности присвоения ей очередной квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории», а на основании ее заявления от 13.03.2015 г. на заседании аттестационной комиссии войсковой части 54093 ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен вопрос о возможности присвоения ей очередной квалификационной категории «юрисконсульт 1 категории». Учитывая оценку ее личных и деловых качеств, качественное и в полном объеме выполнение должностных обязанностей, наличие достаточного практического опыта работы, в том числе и опыта в должности ведущего юрисконсульта войсковой части 32441, аттестационной комиссией было принято решение о возможности присвоить ей квалификационную категорию «юрисконсульт 2 категории» ранее трех лет пребывания в должности «юрисконсульт», а через три года пребывания в должности «юрисконсульт 2 категории» ей присвоена квалификационная категория «юрисконсульт 1 категории». Заключение аттестационной комиссии войсковой части 54093 от 29.03.2012 г. и от 31.03.2015 г. не оспаривалось и незаконным не признавалось. Таким образом, при издании приказа командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 г. и параграфа 4 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 31.03.2015 г. нарушений законодательства не допущено, в связи с чем, оснований для отмены приказов не имелось. Также считает, что пропущен срок для отмены приказа командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 г. . Кроме того, рекомендации Справочника касаются работодателей и не распространяются непосредственно на работников, которые имеют соответствующие гарантии в случае принятия работодателем решения об изменении квалификационных требований. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.04.2012 г. в ее трудовой договор были внесены соответствующие изменения о квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории» и размере должностного оклада с 01.04.2012 г., далее дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.04.2012 г. в ее трудовой договор были внесены соответствующие изменения о квалификационной категории «юрисконсульт 1 категории» и размере должностного оклада с 01.04.2015 г.. Согласно п. 4 указанных дополнительных соглашений они являются неотъемлемой частью трудового договора. В дальнейшем никакие изменения в ее трудовой договор не вносились, его условия не изменялись. Считает, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) командиру воинской части об устранения нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства и не влечет для воинского должностного лица правовых последствий в случае неисполнения изложенных в протесте предписаний. Данный вывод сделан Верховным Судом в Постановлении от 21.12.2011 № 59-АД11-1 и Определении от 10.11.2011 № 203-В11-10. На основании изложенного считает, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению акта, требования прокурора не имеют абсолютный характер и возлагают на командира воинской части лишь обязанность рассмотреть протест и сообщить о результатах рассмотрения протеста прокурору. Кроме того, при осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства, прокурор вправе вносить протесты на правовые акты, противоречащие нормам действующего законодательства, т.е. правовые акты, которые нарушают права неопределенного круга лиц (например, на локальные нормативные правовые акты, существующие в войсковой части 54093), а не на индивидуальные акты работодателя, влекущие правовые последствия для конкретного работника. В протесте заместителя военного прокурора указание на конкретный федеральный закон, который нарушен при присвоении ей очередных квалификационных категорий отсутствует, указанные в протесте нарушения являются неочевидными и не доказанными прокурором. Ссылка в протесте на Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» несостоятельна, так как указанный Закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а не трудовых отношений. При таких обстоятельствах командир войсковой части 54093 не имел оснований для отмены приказа командира войсковой части 54093 19.04.2012 г. и параграфа 4 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 31.03.2015 г. о присвоении ей квалификационных категорий «юрисконсульт 2 категории», «юрисконсульт 1 категории» соответственно, в связи с чем приказ командира войсковой части 54093 от 12.05.2016 года и параграф 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12.05.2016 г. подлежит отмене. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», ст. ст. 15, 72 ТК РФ, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд отменить приказ командира войсковой части 54093 от 12.05.2016 года и параграф 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12.05.2016 г. .

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своевременно. От истца в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика войсковой части 54093 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своевременно. От командира войсковой части 54093 К.Д. в суд поступил отзыв согласно которому, следует, что ФИО1 с 29.11.2010 года работает в войсковой части 54093 в должности юрисконсульта. Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583». Нормативные акты, регулирующие вопросы квалификационных требований к различным должностям, замещаемым гражданским персоналом воинских частей, в Министерстве обороны РФ отсутствуют. В соответствии с п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссиив порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Условиями внутридолжностного категорирования по должности «юрисконсульт» (приложение к трудовому договору ФИО1) в войсковой части 54093 предусмотрено, что в случае отсутствия необходимого стажа работы для присвоения очередной квалификационной категории, последняя может быть присвоена в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии воинской части.29.03.2012 г. в войсковой части 54093 было проведено заседание аттестационной комиссии, на котором рассматривался, в том числе, и вопрос о возможности присвоения юрисконсульту ФИО1 квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории». 31.03.2015 года было проведено заседание аттестационной комиссии, на котором рассматривался вопрос о возможности присвоения юрисконсульту ФИО1 квалификационной категории «юрисконсульт 1 категории». Заключение аттестационной комиссии о возможности присвоить квалификационную категорию ФИО1 ранее трех лет пребывания в должности «юрисконсульт» было принято на основе оценки ее личных и деловых качеств, качественного и в полном объеме выполнения должностных обязанностей, наличия достаточного практического опыта работы и компетентности, а также учитывалось, что ФИО1 исполняла обязанности ведущего юрисконсульта войсковой части 32441 и неоднократно участвовала в судебных заседаниях в качестве представителя командира войсковой части 32441. На основании заключения аттестационной комиссии, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, командиром войсковой части 54093 было принято решение о присвоении ФИО1 квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории», а далее и «юрисконсульт 1 категории». В войсковой части создана аттестационная комиссия для определения соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям, способности качественно выполнять свои должностные и специальные обязанности, определение перспектив их дальнейшего служебного использования, а также прием на работу гражданского персонала, решение иных вопросов, требующих заключения аттестационной комиссии, в том числе, коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц гражданского персонала, а также присвоения квалификационных категорий работникам, так как решение этого вопроса без заключения аттестационной комиссии невозможно. Однако, 11.04.2016 года в войсковую часть 54093 поступил протест заместителя военного - войсковой часть 56681 от 23.03.2016 года исх. , в котором было указано, что приказы командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 г., (по строевой части) от 31.03. 2015 года подлежат отмене как незаконные. Согласно протесту очередные квалификационные категории Д.О.АБ. не могли быть присвоены ранее трех лет пребывания вдолжности «юрисконсульт», а далее «юрисконсульт 2 категории» так как это нарушает требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1997 № 37). При этом в протесте указано на то, что аттестационная комиссия войсковой части 54093 не правомочна проводить аттестацию гражданского персонала, так как предназначена для всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» протест прокурора подлежит обязательному исполнению, в связи с чем, приказом командира войсковой части 54093 от 12 мая 2016 года и параграфом 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12 мая 2016 года о присвоении ФИО1 квалификационных категории «юрисконсульт 2 категории» и «юрисконсульт 1 категории» и установлении соответствующего должностного оклада были отменены.

С учетом надлежащего извещения истца, ответчика, наличия письменного заявления истца о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы иска, исследовав письменные материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии ст. 391 ТК РФ, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Из ст. 12 Федерального закона РФ от 31.05.1996 № 61-«Об обороне» следует, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Судом установлено, что между ФИО1 и войсковой частью 54093 заключен трудовой договор от 29.11.2010 года, на неопределенный срок. ФИО1 принята на должность юрисконсульта. Данные обстоятельства подтверждается приказом от 29.11.2010 года (по строевой части) командира войсковой части 54093, согласно данному приказу ФИО1 установлен испытательный срок в два месяца.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются одни из следующих условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

По условиям внутридолжностного квалификационного категорирования по должности «юрисконсульт» в войсковой части 54093 предусмотрено, что в случаях отсутствия необходимого стажа работы для присвоения очередной квалификационной категории, но обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему качественно и в полной объеме возложенные на него обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии войсковой части в порядке исключения может быть присвоена квалификационная категория так же, как и юрисконсульту, имеющему необходимый стаж работы.

Согласно заявлению ФИО1 от 12.03.2012 года, 29.03.2012 года созвана аттестационная комиссия войсковой части 54093 для рассмотрения вопроса о присвоении ФИО1 квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории». Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии войсковой части 54093 и аттестационному листу от 29.03.2012 года ФИО1 рекомендована на должность «юрисконсульт 2 категории» и ей присвоена квалификационная категория «юрисконсульт 2 категории».

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.04.2012 года в трудовой договор от 29.11.2010 года, заключенный между ФИО1 и войсковой частью внесены изменения.

В соответствии, с чем командиром войсковой части 54093 издан приказ от 19.04.2012 года о присвоении квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории» служащей ВС РФ ФИО1.

В силу ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 143 ТК РФ, квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Согласно ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В соответствии с п. 2 Положения «Об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.

Согласно положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2) Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583», предусмотрено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему приказу.

Из преамбулы Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, следует, что он является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

В соответствии с требованиями к квалификации к должности «юрисконсульт 2 категории» являются высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер.

Пунктом 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 17.04.1998 № 42, действовавших на момент издания Справочника, было установлено, что акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию.

Судом установлено, что ФИО1 имеет высшее профессиональное образование, но не имеет стаж работы в должности «юрисконсульт» не менее 3-х лет.

В тоже время пунктом 10 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичные положения приведены в пункте 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9, которые указывают на то, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В соответствии с п. 7 Постановления Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.

Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Согласно п. 4 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37,следует, что квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В силу п. 6 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, следует, что квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

На основании вышеизложенного установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий не может быть приняты во внимание, так как указанные Единые рекомендации касаются работодателей и не распространяются непосредственно на работника, имеющего соответствующие гарантии в случае принятия работодателем решения об изменении трудовой функции, квалификационных требований.

Согласно заявлению ФИО1 от 13.03.2015 года, 31.03.2015 года созвана аттестационная комиссия восковой части 54093 о рассмотрении вопроса на присвоение ФИО1 квалификационной категории «юрисконсульт 1 категории». Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии войсковой части 54093 и аттестационному листу от 31.03.2015 года ФИО1 рекомендована на должность «юрисконсульт 1 категории» и ей присвоена квалификационная категория «юрисконсульт 1 категории».

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.04.2015 года в трудовой договор от 29.11.2010 года, заключенный между ФИО1 и войсковой частью, внесены изменения.

В соответствии, с чем командиром войсковой части 54093 издан приказ от 31.03.2015 года (по строевой части) о присвоении квалификационной категории «юрисконсульт 1 категории» ФИО1.

В соответствии с требованиями к квалификации к должности «юрисконсульт 1 категории» являются высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

Заместителем военного прокурора - войсковой части 56681 вынесен протест от 23.03.2016 года на приказы командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 года , от 31.03.2015 года , в связи, с чем требует приказы командира войсковой части 54093 от 19.04.2012 года и параграф 4 от 31.03.2015 года (по строевой части) отменить как незаконные, основанием является, что очередные квалификационные категории были присвоены ФИО1 незаконно, так как у нее отсутствовал необходимый стаж работы в должности юрисконсульта и в должности юрисконсульта 2 категории (3 года) соответственно, который установлен Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также в связи с тем, что аттестационная комиссия войсковой части 54093 не правомочна проводить аттестацию гражданского персонала.

Командиром войсковой части 54093 рассмотрен вышеуказанный протест заместителя военного прокурора - войсковой части 56681 и 12.05.2016 года изданы приказ (по строевой части) об отмене параграфа 4 приказа от 31.03.2015 года и приказ 216 об отмене приказа от 19.04.2012 года «О присвоении квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории» служащей ФИО1».

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1, не имея стажа работы в должности «юрисконсульт» была рекомендована аттестационной комиссией войсковой части 54093 на должность «юрисконсульта 2 категории», а в последствии с рекомендована аттестационной комиссией войсковой части 54093 на должность «юрисконсульта 1 категории», в связи с тем, что надлежащим образом работала в указанных должностях, взысканий за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих трудовых обязанностей не имела. Данное обстоятельство может свидетельствовать о наличии достаточного практического опыта и выполнении квалифицированно и в полном объеме возложенных на истца должностных обязанностей. Следовательно, подобные действия ответчика о назначении истца на должность без соответствующего стажа работы полностью соответствуют действующему законодательству.

В данном случае, ФИО1 была назначена на вышеуказанные должности в аттестационном порядке по рекомендациям аттестационных комиссий, приступила к выполнению своих трудовых обязанностей, исполняла их надлежащим образом, однако приказами командира войсковой части 54093 от 12.05.2016 года приказ от 31.03.2015 года (по строевой части) о присвоении квалификационной категории «юрисконсульт 1 категории» и приказа от 19.04.2012 года о присвоении квалификационной категории «юрисконсульт 2 категории» были отменены на основании протеста заместителя военного прокурора - войсковой части 56681. При этом, письменного согласия ФИО1 о переводе её на должность «юрисконсульта» в материалах дела не имеется. Таким образом, работодателем изменены существенные условия трудового договора в одностороннем порядке в части, касающейся заработной платы истца, что не соответствует требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах, при переводе ФИО1 с должности «юрисконсульта 1 категории» на должность «юрисконсульта», командиром войсковой частью 54093 допущено нарушение требований ст. 72.1 ТК РФ, запрещающий перевод работника на другую должность по инициативе работодателя без письменного согласия работника, а также требования ст. 72 ТК РФ, согласно которой изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно только в письменной форме и по соглашению сторон. Следовательно, указанные действия командиром восковой частью 54093 являются незаконными.

Учитывая незаконность действий командира восковой частью 54093, выразившихся в назначении ФИО1 на должность «юрисконсульта» с 12.05.2016 года с освобождением от должности «юрисконсульта 1 категории», суд считает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить

Признать незаконным приказ командира войсковой части 54093 от 12.05.2016 года об отмене приказа командира войсковой части 54093 от 19 апреля 2012 года «О присвоении квалификационной категории «юрисконсульт II категории» служащей ВС ФИО1» и параграф 11 приказа командира войсковой части 54093 (по строевой части) от 12.05.2016 года об отмене параграфа 4 приказа командира войсковой части 54093 от 31 марта 2015 года .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 18 июля 2016 года.

Председательствующий Л.В. Жулидова