Дело № 2-76/2020
УИД 39RS0009-01-2019-001072-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2020 года г. Гвардейск
Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Татаренковой Н.В.,
при секретаре Дмитренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области о взыскании суммы долга за полученный товар и процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о взыскании суммы долга за полученный товар, указав, что с 02.06.2017 по 13.02.2019 она являлась индивидуальным предпринимателем, и в 2017 году продала сетку овощную, предназначенную для упаковки овощей, ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области (далее КП-12), по заявке заместителя начальника КП-12 – ТНМ Всего ответчику было продано две партии сеток, которые были переданы по накладным: 23.10.2017 по накладной № 03 истцом передано ответчику 7000 сеток по цене 5 рублей 80 копеек, всего на сумму 40600 рублей; 27.11.2017 по накладной б/н было передано ответчику 2000 сеток по той же цене, всего на сумму 11600 рублей. Таким образом, между истцом ИП ФИО1 и ответчиком – КП-12 был заключен договор купли-продажи сетки овощной на сумму 52200 рублей. После передачи товара ФИО1 неоднократно обращалась к ответчику по вопросу оплаты товара. Заместитель начальника КП-12 ТНМ начальник КП-12 ТОВ обещали рассчитаться за товар, однако оплата за товар произведена не была. При проведении устных переговоров было установлено, что при увольнении ТНМ передал накладные на товар агроному КП-12 ШГМ, которая не передала их в бухгалтерию, однако никто из них не отрицал, что они получили сетку и использовали её для нужд КП-12. ФИО1 03.07.2019, 16.09.2019 обращалась к ответчику с письменным заявлением, претензией, однако ей было отказано в оплате товара со ссылкой на то, что КП-12 может приобретать товар только в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ на основании государственных контрактов, а в 2017 году контракт с ИП ФИО1 не заключался.
Истица полагает неправомерным отказ ответчика в оплате товара, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается. В соответствии со ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара.
Учитывая изложенное, ФИО1 просит взыскать с ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области: сумму долга за товар, которая составляет 52200,00 рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами, сумма которых составляла на 10.12.2019 – 7865,05 рублей, а всего 60065,05 рублей.
Впоследствии ФИО1 увеличила сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, просила взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 21.07.2020.
В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнила, что за товаром приезжал сам ФИО2
Представитель ответчика ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснив, что каких-либо договорных отношений с ИП ФИО1 у ФКУ КП-12 за период с 2017 года по настоящее время нет. Покупателем овощных сеток у ИП ФИО1 КП-12 не выступало. Учреждение в процессе реализации торгово-закупочной деятельности руководствуется требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно требованиям которого все закупки товаров, работ и услуг для нужд КП-12 возможны только при заключении государственных контрактов с последующей регистрацией их в учреждении, также на сайте государственных закупок. Кроме того, начальник КП-12 является единственным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени учреждения. Доверенности на право действовать от имени учреждения, на право получения у ИП ФИО1 материальных ценностей, товаров для нужд учреждения ТНМ не выдавались. Указанные лица не имели полномочий представлять интересы учреждения, в том числе, заключать договоры, получать товары. Указанный товар – сетки овощные в 2017 году в КП-12 не поступал, на балансе учреждения не значился.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и дав оценку добытым доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи (ч.1 ст. 484 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (ч.1 ст. 486 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.10.2017 и 27.11.2017 ИП ФИО1 продала овощные сетки (зеленые) в количестве 7000 штук и 2000 штук соответственно, по цене 5 рублей 80 копеек за штуку, всего на 40600 рублей и 11600 рублей, соответственно. Покупателем данных сеток выступал ТНМ, работающий заместителем начальника ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области, действующий от имени учреждения.
ИП ФИО1 передала ТНМ указанные сетки, что подтверждается накладными от 23.10.2017 № 03 и от 27.11.2017 б/н, в которых расписались стороны (л.д. 50), а впоследствии были оформлены другие накладные, заверенные печатями ИП ФИО1, с одной стороны, и печатью ФКУ КП-12, с другой стороны (л.д. 13), также имеются накладные от указанных дат только с печатью ФИО1 (л.д. 61).
Оплата по данным накладным ФИО1 произведена не была.
В Соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.12.2019, ФИО1 была зарегистрирована предпринимателем 02.06.2017, прекратила деятельность 14.02.2019 (л.д. 18-21).
03.07.2019, 16.09.2019 ФИО1 обращалась в КП-12 с претензиями об оплате товара, однако ей в этом было отказано.
Из служебной записки главного бухгалтера КП-12 КТЮ от 10.01.2020 на имя начальника ФКУ КП-12 следует, что в период с 23.10.2017 по 27.11.2017 на балансе ФКУ КП-12 сетка овощная зеленая не числилась. На сегодняшний день кредиторской задолженности перед ИП ФИО1 не имеется (л.д. 43).
В соответствии с Уставом ФКУ «Колония-поселение № 12 УФСИН по Калининградской области» (л.д. 31-42): учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (п. 1.6); виды деятельности: деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы; оказание услуг общественного питания, столовых; в области растениеводства и животноводства; производство мяса и продуктов, продукции выращивания и переработки картофеля, сахарной свеклы, кормовых культур и другие (п.п. 2.2 – 2.4). Начальник Учреждения действует без доверенности от имени Учреждения, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов, выдачи доверенностей (п.4.6).
Согласно данным выписки из журнала учета выдачи доверенностей (л.д. 44-47), в 2017 году доверенности на получение сеток у ИП ФИО1 не выдавались, в том числе ТНМ
В журнале учета регистрации договоров (соглашений) КП-12 – отсутствуют сведения о заключении договора с ИП ФИО1 (л.д. 58-60).
В судебном заседании были допрошены свидетели.
Так, свидетель ТНМ в судебном заседании пояснил, что работал до конца 2017 года в ФКУ КП-12, занимал должность зам.начальника колонии по производству, потом ушел в отпуск, на больничный и уволился в мае 2018 года. Осенью 2017 года возникла необходимость в приобретении овощных сеток для колонии. По согласованию с руководством им была приобретена у ИП ФИО1 овощная сетка в количестве 9000 штук, но двумя партиями, один раз ездил забирать он, а второй раз ШГМ или кто-то другой, точно не помнит. В конце ноября 2017 года в бухгалтерии попросили сдать накладные после 01 декабря 2017 года, но потом он уходил в отпуск с последующим увольнением, и накладные отдал ШГМ почему накладные не были сданы и не произведена оплата, свидетелю неизвестно. Также ТНМ пояснил, что письменного разрешения и доверенности от ФКУ КП-12 на приобретение овощных сеток у ИП ФИО1 у него было. ТНМ пояснил, что имеются разные накладные по той причине, что сначала были выписаны накладные без печатей для того, чтобы провезти товар, а когда начались проблемы с оплатой товара, ТНМ попросил бухгалтерию выписать другие накладные и поставить печать, потом отвез эти накладные ФИО1
Свидетель ШГМ пояснила, что работала агрономом в КП-12, непосредственным руководителем её был ТНМ который был начальником центра трудовой адаптации. В октябре-ноябре 2017 года ТНМ приобрел в долг овощные сетки, которые были использованы для затаривания овощей, картофеля колонией. Когда ТНМ увольнялся, он оставил накладные ШГМ для передачи руководству, но так и не получилось оплатить указанный товар ФИО1 Также пояснила, что она накладные не подписывала и за сетками не ездила.
СЖИ допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что работала главным бухгалтером ФКУ КП-12 с 2007 года по 2019 год. В 2017 году овощные сетки у ФИО1 не покупались, никаких документов об оприходовании сеток не было, на учете указанные овощные сетки не стояли, оснований для выплаты ИП ФИО1 денежных средств за овощные сетки нет, поскольку данные сетки в колонию не поступали. Почему на накладных стоит бухгалтерская печать ФКУ КП-12, пояснить не может. Бланки с печатями можно взять и на складе, многие имеют доступ к печати в бухгалтерии.
Свидетель ИГВ в судебном заседании пояснила, что работает в КП-12 заведующей хозяйством, помнит, что в 2017 году ТНМ разговаривал с ШГМ о том, что они брали сетки овощные в долг, но через бухгалтерию и склад эти сетки не проходили. ИГВ эти сетки не видела, в накладных не расписывалась.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля бывший начальник ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области – ТОВ пояснил, что работал в КП-12 с 2009 года по 2018 год, с 2017 года начальником колонии. В марте 2018 года от своего заместителя ТНМ узнал, что он в 2017 году брал в долг овощные сетки у ФИО1, так как возникла необходимость срочно купить сетки для упаковки овощей в колонии. Поскольку без заключения договора товар колонией приобретен быть не мог, ТОВ сказал ТНМ подготовить финансовый отчет, чтобы провести проверку по поступлению и наличию этих овощных сеток, использованию для производственных нужд, после чего нашли бы возможность оплатить ФИО1 этот товар. ТНМ так и не подготовил финансовый отчет, в связи с чем, никаких проверок по поступлению, наличию этих овощных сеток и использованию их для нужд предприятия не проводилось. Сама ФИО1 звонила ТОВ но с учетом изложенного оплатить товар не представлялось возможным. Также пояснил, что в 2017 году не давал ТНМ распоряжения на закупку овощной сетки, доверенность на эти цели ему также не выдавал.
Судом были истребованы оборотные ведомости за 2016 и 2017 годы, справочная информация по количеству собранного урожая и использованных сеток.
Из представленных сведений усматривается, что по состоянию на 01.01.2017 числилось 9271 сеток. Осуществлялась покупка сетки овощной от 19.09.2017 по авансовому отчету № 91 от 15.09.2017 – 1725 шт. на сумму 1005 рублей, покупка сетки овощной от 09.10.2017 по авансовому отчету № 105 от 06.10.2017 – 1923 шт. на сумму 10000 рублей. Сбор урожая (капусты белокочанной свежей (поздней), капусты белокочанной свежей (ранней), картофеля, лука репчатого, моркови свежей, свеклы) за 2017 год составил 362436,670 кг. Расход по среднему значению вместимости овощей в сетки составляет 14304 шт., фактически списано 12919 шт., из них списано на овощи 6648 шт. и на порчу 6271 шт., произошла экономия сеток в количестве 1385 шт.
Анализируя изложенные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершившими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 ГК РФ.
Из представленных доказательств и пояснений сторон и свидетелей следует, что ФИО1 23.10.2017 и 27.11.2017 передала ТНМ овощные сетки в количестве 7000 штук стоимостью 40600 рублей и 2000 штук стоимостью 11600 рублей, соответственно. Оплата за товар не произведена. В качестве подтверждения передачи товара ответчику истцом представлены накладные от 23.10.2017 и 27.11.2017, которые подписаны ФИО1, ТНМ на повторных накладных имеется печать ФКУ КП-12.
Иных документов, подтверждающих факт передачи товара от ИП ФИО1 в ФКУ КП-12, содержащих подпись уполномоченного лица на заключение договора, печать ответчика, в суд представлено не было.
ТНМ не является лицом, имеющим право действовать от имени учреждения без доверенности, соответствующая доверенность на покупку овощных сеток у него отсутствовала, устных распоряжений и поручений о покупке овощных сеток, также не имелось, в связи с чем, ТНМ не является лицом, уполномоченным на заключение договора о покупке овощных сеток и получение товара.
Учитывая, что указанные овощные сетки на балансе учреждения не значились, в учреждение не поступали и не были использованы на нужды учреждения, что подтверждается данными оборотных ведомостей, справочной информацией о количестве использованных сеток в 2016, 2017 годах и другими доказательствами; также учитывая, что договор покупки овощных сеток у ИП ФИО1 не зарегистрирован у ответчика, и о состоявшемся договоре ФКУ КП-12 не было известно, нельзя говорить о возникновении у ответчика обязательств по нему перед истицей.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности заключения договора купли-продажи овощных сеток посредством надлежащего оформления сторонами: ФИО1 и ФКУ КП-12, и совершения действий по исполнению договора.
Представленные истцом накладные не соответствуют фактическим обстоятельствам и при вышеизложенных данных не подтверждают факт совершения сделки между сторонами.
Материалы дела не содержат документов о передаче товара ФИО1 непосредственно ФКУ КП-12, при этом имеются доказательства передачи товара ТНМ который данный факт не отрицает.
В связи с этим, заслуживает внимания довод представителя ответчика о том, что, заключая данный договор, ТНМ действовал не в интересах ФКУ КП-12, и сам должен отвечать за возникшие последствия.
Также суд соглашается с доводами ответчика в той части, что все закупки товаров для нужд ФКУ КП-12 возможны только при заключении государственных контрактов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
В силу ст. 526 ГК РФ по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный (муниципальный) заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ФКУ КП-12, будучи федеральным казенным учреждением, может вступать в договорные отношения с различными участниками закупок, в том числе с физическим лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, посредством заключения государственного контракта путем проведения торгов или запроса котировок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в данном же случае при возникновении правоотношений между сторонами по делу требования данного Федерального закона не соблюдены, соответственно, указанные совершенные сделки не влекут юридических последствий.
Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 к ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области о взыскании суммы долга за полученный товар в размере 52200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами, не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области о взыскании суммы долга за полученный товар в размере 52200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 21.07.2020, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено – 19.08.2020.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Н.В.Татаренкова